Моделирование оздоровительно-развивающей работы в ДОУ с учётом «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова
методическая разработка на тему
Данная работа реализуется в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_fizicheskoe_razvitie.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42 «Аленка» г. Воркуты
«Челядьӧс 42№-а видзанін «Аленка»
школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.
Составитель: Лаврова И.И., воспитатель
Моделирование оздоровительно-развивающей работы в ДОУ
с учётом «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова
Педагогика оздоровления – это радикальная гуманитаризация всей проблематики психического и физического здоровья современного ребёнка-дошкольника (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров)
Выделяются 2 основных линии оздоровительно-развивающей работы:
Приобщение к физической культуре | Развивающие формы оздоровительной работы. |
Данные линии (направления) реализуются не только в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура», но и в течение всего дня пребывания детей в ДОУ, в режимных моментах, в процессе различных видов детской деятельности и между ними. Особенности двух основных линий: | |
1.Подход к работе как к творческому процессу – Одновременно с формированием двигательных умений согласно программе «Детство» - проблематизация, инверсия, творческое преобразование обыденного двигательного опыта ребёнка и эталонов движения. (Двигательные «перевёртыши», придумывание новых двигательных образов). 2. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики. Имеющийся двигательный опыт должен стать для дошкольника объектом освоения, преобразования, оценки. (Специальные игровые задания, выполняя которые, ребёнок должен преодолеть стереотип действия с каким-либо предметом; придумывание названий выполняемым движениям; в процессе подвижных игр создание ситуации разрыва двигательной деятельности, в которой ребёнок сталкивается с необходимостью оперативно перестраивать образы, соответствующие первоначально принятой игровой роли; «разговор» с собственным телом – обращение к ручкам, ножкам, похвала и поддержка частям тела, отвечающим за движения). 3. Развитие выразительности движений и их эстетическое оформление. Широкое использование двигательных инсценировок; символизация движений, задания на перевоплощение; сопряжение движения и музыки, восприятие музыки через движение; пантомимическое воспроизведение музыкальных звуков в отсутствие самой музыки. |
Содержание развивающей (образовательной и оздоровительной) работы в разных возрастных группах.
1 направление: Приоритеты работы по приобщению детей к физической культуре | ||
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1.Проблемное введение эталонов основных движений (ходьба, бег, прыжки, бросание, метание, ползание, лазание и др.) и их творческое освоение детьми. 2. Создание условий для одушевления и осмысления движений как предпосылки формирования произвольной моторики. 3. Развитие способности к эмоциональному переживанию движения как события, к эмоциональной выразительности двигательных актов. 4. Воспитание двигательной самостоятельности. | 1.Развитие символической функции движения, освоение языка движений. 2.Формирование способности к созданию и передаче через движение эстетических образов. 3.Развитие способности к двигательной импровизации. 4. Воспитание двигательной находчивости. 5. Развитие у детей умения координировать действия при совместном решении творческих двигательных задач. | 1. Развитие способности к двигательной режиссуре ( к самостоятельной разработке и воплощению проекта сложной композиции движений в заданных условиях). 2. Развитие обобщённых представлений о мире движения и познавательных функциях движения. 3. Формирование предпосылок двигательной рефлексии. 4. Воспитание осмысленного ценностного отношения к движению как к способу существования живого. |
2-ое направление: Общие приоритеты оздоровительной работы. | ||
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1.Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям. 2. Закрепление педагогом (медиком) эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребёнка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития. 3. Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путём развития творческого воображения. 4. Воспитание у ребёнка способности к самосозиданию в посильных для него формах. 5. Овладение детьми доступными навыками психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях. 6. Активизация и развитие познавательного интереса к своему и чужому телу и его возможностям. 7. Развитие эмоционального сопереживания другим людям. 8. Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия взрослых и детей. |
Средняя группа.
1-ое направление:
Содержание приобщения к физической культуре
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
***Примечание: основные движения соответствуют базовой программе – «Детство», но развитие их происходит с особым – творческим подходом, раскрытым в таблице «Приоритеты работы по приобщению детей к физической культуре»)
- Ходьба.
- в заданном направлении с принятием игровой роли (солдаты, стрелки часов и т.п.), по разным поверхностям (пол, мат, батут) и разными способами (на носках, пятках, внешней стороне стопы;
- выражающая определённое внутреннее состояние и настроение (уверенная походка, усталая походка, бодрая походка).
- парное упражнение на вхождение в образ движущихся ног с задачей координации движения («Марионетки»: ребёнок управляет движением ног руками посредством «невидимых нитей»);
- по простейшим лабиринтам;
- изображение контуров геометрических фигур посредством ходьбы;
- уверенная и спокойная ходьба по прямой и наклонной доске шириной 10 см;
- групповая ходьба («поезд», «змея», «медленно накатывающие волны»);
- Бег.
- в разных направлениях в меняющемся темпе с наличием игровой роли (лошадки в цирке, зайчата на поляне);
- выразительный бег (радостный, торопливый, трусцой, бег от опасности, неуклюжий бег); разными способами ( на носках, с высоким подниманием колен, широкими и мелкими шажками) и по разным поверхностям (пол, асфальт, почва, мат, батут);
- с преодолением препятствий путём обегания и перепрыгивания предметов;
- изображение бега в необычных условиях (олень на льду, зайчата на рыхлом песке, водомерка по воде);
- групповой бег с вхождением в образ, принятие в беге роли ведущего и ведомого;
- непрерывный бег до 1,5 минут;
- Бег на 100м с меняющимся темпом от медленного к среднему, чередующийся с ходьбой;
- быстрый бег на расстояние от 10 до 25 м.
- Прыжки.
- с принятием игровой роли (лягушки, кузнечики, кошки); на разных поверхностях; концентрация внимания на ощущении полёта в прыжке, фиксация его эмоционального переживания; имитирующие движения рук и ног в прыжке (крылья птицы, руки пловца);
- на двух ногах и на одной ноге с продвижением вперёд, из обруча в обруч;
- прыжки с места через проведённую на полу линию ( расстояние до линии задаётся воспитателем; расстояние определяется самим ребёнком; либо ребёнок проводит линию мысленно);
- прыжки в высоту с попыткой коснуться двумя руками предмета;
-Ползание, лазание.
- изображение текущей под мостом реки (проползание под предметами), огибающей деревья и дома (проползание между предметами.
- имитация движений ползающих животных.
- ползание на четвереньках со сменой направления и скорости;
- лазание по гимнастической стенке с пролёта на пролёт в разных направлениях;
- непродолжительное висение на перекладине на небольшой высоте с вхождением в образ, концентрация внимания на ощущении земного притяжения.
- Катание, ловля, бросание, метание.
- игровые упражнения «Что можно делать с мячом», «Что можно делать с обручем» (демонстрация воспитателем различных необычных способов использования мяча и обруча, например, рисование мячом фигур, катание на мяче, захватывание предметов обручем и т.п.);
- использование мяча как зонда на различных поверхностях (определение с закрытыми глазами характера поверхности с помощью мяча – твёрдый или мягкий);
- изображение мячом движений различных животных, сказочных персонажей (Царевна-лягушка, ёжик, колобок).
- выразительные броски мячом (слабые, бодрые, сильные, шаловливые);
- парные упражнения в бросании и ловле мяча, где ловящий определяет по характеру броска настроение или состояние, передаваемое бросающим;
- подбрасывание мяча вверх двумя руками и его ловля, то же – одной рукой.
- перебрасывание мяча через препятствие в ситуациях, когда: а) расстояние до препятствия (не менее 2 м) устанавливается воспитателем, б) ребёнок сам устанавливает это препятствие, в) ребёнок мысленно представляет себе это препятствие;
- ведение мяча с отбиванием о землю поочерёдно правой и левой рукой; создание представления о соотношении силы броска и силы отталкивания, характере отталкивания мяча о разных поверхностей; самостоятельное экспериментирование с силой бросания;
- обучение элементарным умениям прицеливания;
- метание в цель сбоку, стоя и при медленной ходьбе;
- Равновесие.
- вхождение в образ канатоходца; групповое упражнение «Птички на ветке» (сидение на корточках на скамейке);
- попытка кратковременного удерживания мяча на голове;
- стойка на одной ноге с открытыми глазами «Аист на болоте», то же – на гимнастической скамейке «Аист на крыше».
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА ПРИНЯТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ПОЗЫ.
- Игровое упражнение «Замри» (создание первоначального представления о связи позы и движения);
- имитация поз животных;
- изображение неживых предметов, геометрических фигур;
- имитация поз в непривычных условиях (кошка, забравшаяся на люстру и т.п.);
- воспроизведение выразительных поз: напряжённые позы (ожидание, испуг, сосредоточенность, готовность к действию), расслабленные позы (усталость, удовлетворение, удовольствие), поза кошечки (освоение простейших навыков снятия эмоционального напряжения).
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУК.
- имитация мытья рук под слабой, средней и сильной струёй воды;
- рисование в воздухе кистями и пальцами рук;
- «дирижирование»; упражнение «Радужные брызги» (встряхивание кистей в различном направлении и ритме);
- определение знакомого предмета на ощупь с закрытыми глазами;
- различные гимнастики для пальцев, в том числе со стихами;
- игровое упражнение «Лепим умелую и сильную руку»;
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ.
- демонстрация и воспроизведение выражения на лице различных эмоциональных состояний (радость, печаль, испуг, гнев, удивление, равнодушие);
- самостоятельное изображение мимики сказочных персонажей, людей в различных ситуациях (дед и баба горюют из-за разбитого яичка; Иван-царевич освободил Василису премудрую, мама делает замечание шалуну).
- игровое упражнение «Лепим лицо» (придание лицу различного выражения при помощи рук);
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ.
Упражнения для детей пятого года жизни | ||||||||||||||
№ п\п | Виды упражнений | Квартал, месяц | ||||||||||||
I | II | III | IV | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||
Общеразвивающие упражнения с предметами и без них | ||||||||||||||
1 | Упражнения для рук и плечевого пояса | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2 | Упражнения для ног | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
3 | Упражнения для туловища | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
4 | Построение и перестроение | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Упражнения в ходьбе | ||||||||||||||
1 | Ходьба в разных направлениях | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
2 | Ходьба на носках, на пятках | + | + | + | + | + | + | |||||||
3 | Ходьба змейкой между расставленными предметами | + | + | + | ||||||||||
4 | Ходьба с различными положениями рук: на поясе, в стороны, за спиной | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
5 | Ходьба приставным шагом в сторону, вперед, назад | + | + | + | ||||||||||
6 | Ходьба на внешней стороне стопы | + | + | + | + | + | + | |||||||
7 | Ходьба в чередовании с другими движениями | + | + | + | ||||||||||
8 | Ходьба с высоким подниманием коленей | + | + | + | ||||||||||
Упражнения в беге | ||||||||||||||
1 | Бег в разных направлениях с ловлей и увертыванием | + | + | + | + | + | + | |||||||
2 | Бег с высоким подниманием коленей | + | + | + | ||||||||||
3 | Бег "змейкой" | + | + | + | ||||||||||
4 | Бег между расставленными предметами | + | + | + | ||||||||||
5 | Непрерывный бег 1 - 1,5 мин | + | + | + | ||||||||||
6 | Бег 40 - 60 м в чередовании с ходьбой | + | + | + | + | + | + | |||||||
7 | Челночный бег | + | + | + | + | + | + | |||||||
8 | Бег в быстром темпе (расстояние 20 - 30 м) | + | + | + | ||||||||||
Упражнения в прыжках | ||||||||||||||
1 | Подпрыгивание на двух ногах (ноги вместе - ноги врозь) | + | + | + | ||||||||||
2 | Прыжок вверх с касанием предмета головой | + | + | + | ||||||||||
3 | Прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 - 3 м | + | + | + | ||||||||||
4 | Подскоки вверх на месте, направо, налево. | + | + | + | ||||||||||
5 | Подскок на месте 20 раз (повторить 2 - 3 раза с перерывом) | + | + | + | + | + | + | |||||||
6 | Прыжки на одной ноге (правой, левой) | + | + | + | ||||||||||
7 | Прыжки в длину с места (50 - 70 см) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
8 | Прыжки в глубину с высоты 20 - 30 см | + | + | + | + | + | + | |||||||
9 | Прыжки в длину последовательно через 4 - 6 линий | + | + | + | ||||||||||
10 | Прыжки последовательно через 2 - 3 предмета высотой 5 - 10 см | + | + | + | ||||||||||
Упражнения в прокатывании, бросании, ловле | ||||||||||||||
1 | Прокатывание мячей, обручей | + | + | + | ||||||||||
2 | Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3 - 4 раз) | + | + | + | ||||||||||
3 | Бросание мяча о землю и ловля | + | + | + | ||||||||||
4 | Бросание мяча и ловля его с расстояния 1 - 1,5 м | + | + | + | ||||||||||
5 | Перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия с расстояния 2 м | + | + | + | + | + | + | |||||||
6 | Отбивание мяча о землю правой и левой рукой не менее 5 раз подряд | + | + | + | ||||||||||
7 | Метание мяча в горизонтальную цель с расстояния 2 - 2,5 м правой и левой рукой | + | + | + | + | + | + | |||||||
8 | Метание в вертикальную цель (центр мишени на высоте 1,5 м) с расстояния 1,5 - 2м | + | + | + | + | + | + | |||||||
Упражнения в ползании, лазанье | ||||||||||||||
1 | Ползание на четвереньках до 10м | + | + | + | ||||||||||
2 | Подлезание под предметы правым и левым боком | + | + | + | ||||||||||
3 | Проползание под предметами | + | + | + | ||||||||||
4 | Подлезание "змейкой" между предметами | + | + | + | ||||||||||
5 | Лазанье по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке | + | + | + | ||||||||||
6 | Проползание на животе, подтягиваясь руками на гимнастической скамейке | + | + | + | ||||||||||
7 | Прохождение на четвереньках с опорой на стопы и ладони | + | + | + | ||||||||||
8 | Влезание на гимнастическую стенку высотой 1,5 - 2м приставным и переменным шагом, слезание | + | + | + | + | + | + | |||||||
9 | Лазанье по гимнастической стенке с пролета на пролет вправо, влево | + | + | + | ||||||||||
Упражнения на равновесие | ||||||||||||||
1 | Ходьба по линии | + | + | + | ||||||||||
2 | Ходьба с мешочком на ладони вытянутой руки, на голове | + | + | + | ||||||||||
3 | Ходьба с поворотом на ограниченной поверхности | + | + | + | ||||||||||
4 | Ходьба по ребристой доске | + | + | + | ||||||||||
5 | Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой над землей на 20 - 25 см | + | + | + | ||||||||||
6 | Ходьба вверх и вниз по доске (длина 15 - 20см), положенной наклонно | + | + | + | ||||||||||
7 | Ходьба по горизонтальному бревну (ширина 15см, высота 25 - 30см) | + | + | + | ||||||||||
8 | Бег по доске, положенной наклонно (ширина 15см, высота 20 - 25см) | + | + | + | ||||||||||
9 | Кружение в обе стороны (руки на поясе, в стороны) | + | + | + | ||||||||||
10 | Стойка на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед (в сторону), руки на поясе | + | + | + | ||||||||||
Спортивные упражнения | ||||||||||||||
1 | Катание на велосипеде (трех- и двухколесном) по прямой, по кругу, повороты | + | + | + | + | + | + | |||||||
2 | Ходьба на лыжах | + | + | + | ||||||||||
3 | Катание на санках | + | + | + | ||||||||||
4 | Подготовка к плаванию при наличии условий | + | + | + | ||||||||||
Подвижные игры и игровые упражнения | ||||||||||||||
1 | Игры с бегом | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2 | Игры с прыжками | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
3 | Игры с ползанием и лазаньем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
4 | Игры с бросанием и ловлей | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
5 | Игры на ориентировку в пространстве | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Катание на санках.
Катание на санках с горки с вхождением в образ гонщика. Парное катание с горки – «водитель» (мальчик) и «пассажир» (девочка), где первый берёт на себя ответственность за безопасность второго. Концентрация внимания на ощущении скорости. Овладение умением тормозить при спуске с горки (на финише).
Скольжение.
Самостоятельное скольжение по ледяным дорожкам с вхождением в образ конькобежца. Скольжение различными способами: с разбега; чередующееся с мелкими шагами; с небольшой палочкой в руках, поднятых вперёд (толкание по льду воображаемого груза); движение на картонках вместо коньков. Повороты тела в разные стороны в положении стоя на месте. Самостоятельное придумывание необычных способов скольжения. Обучение сохранению равновесия на льду.
Ходьба на лыжах.
-Передвижение переменным шагом по лыжне друг за другом с вхождением в образ спортсменов-лыжников. Игра-прогулка «Следопыты»: поход по следам «неизвестного зверя» с необходимостью делать повороты переступанием на месте вправо и влево, кругом в обе стороны, взбираться на горку шагом разными способами (прямо, наискось, полуёлочкой ), преодолевать незначительные препятствия на пути. Игры «Чем дальше тем лучше», «Чья лыжня», «Воротки», «Карусель в лесу».
Катание на велосипеде.
Катание на трёх- и двухколёсном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами вправо и влево, по разным поверхностям. Выработка простейших навыков регулирования скорости. Игра «Перекрёсток».
МУЗЫКАЛЬНО_РИТМИЧЕСКИЕ УРАЖНЕНИЯ.
- Произвольные танцы под разное музыкальное сопровождение.
- Создание элементарного представления о связи экспрессивных характеристик движения и музыки.
- Развитие ориентировки на музыкальный ритм.
- Выполнение отдельных движений (ходьба, бег, прыжки) в соответствии с определённым музыкальным ритмом и выражаемым через ритм образом (например, грациозный, неторопливый, с лёгким подскоком, бег цирковой лошадки; стремительный и испуганный бег зайца, которого преследует волк;
- Самостоятельный поиск образов, соответствующих ритму и характеру музыки.
- Комплексы ритмических гимнастик.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
( в соответствии с подобранным комплексом для данного возраста).
ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ.
( в соответствии с подобранным комплексом для данного возраста).
2-ое направление
Развивающие формы оздоровительной работы.
ЗАКАЛИВАНИЕ.
- Воздушные ванны продолжительностью до 5 минут во время переодевания ко сну.
- Контрастные ванночки для рук и ног (18 и 40 градусов) с последующим растиранием пальцев ног и стопы. Концентрация внимания на ощущениях, возникающих в ходе проведения возникающих в ходе проведения воздушных и водных процедур.
- Полоскание горла водой комнатной темперауры
- Точечный массаж БАТК .
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
- Имитация через дыхание – урагана, легкого ветерка, пылесоса, велосипедного насоса, надувания шариков и др. Дыхание в разном ритме.
- Очистительное дыхание – вдох носом, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз. Вдох через правую ноздрю, выдох через левую и наоборот.
- Произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок. «Рисование» в воздухе дыханием воображаемых фигур. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по-турецки.
- Сочетание упражнений дыхательной и звуковой гимнастики: поглаживание боковых частей носа от кончика к переносице на вдохе, постукивание по ноздрям на выдохе; вдох и выдох через правую и левую ноздрю по очереди. Вдох и выдох носом – на выдохе протяжно тянуть «м-м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа; а затем левой ноздре протяжно тянуть звук «г-м-м-м-м»; энергичное произнесение звуков «п-б», «п-б» (укрепление мышц губ), «т-д» (укрепление мышц языка), «к-г» (укрепление мышц полости глотки). Слитное произнесение с постепенным ускорением звуков «т-у – к – д – и – к», «т-у – к – д – и – к». Игровые упражнения «Гудок паровоза», «Весёлая пчёлка», «Полёт самолёта», «Часики», «Трубач», «Паровозик», «Насос». Пропевание гласных звуков с придыханием, с имитацией движения грузчиков или дровосеков («ууууух-нем», «ххха-а-а», «ффу-у»).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ.
Формирующие упражнения.
Подъём рук и ног, прогибание туловища, потягивание, шаги из положения стоя у стены. Игровое упражнение «Росточки». Наклоны, повороты, напряжение и расслабление мышц из положения сидя на коленях. Ходьба с предметами на голове.
Упражнения для коррекции сутулости (кифоза).
Подъём рук и ног, прогибание туловища в положениях стоя и в упоре на коленях. Подъём головы, отведение плеч, пригибание туловища в положении стоя и лёжа.
Упражнения для коррекции и профилактики сколиоза.
Подъём и отведение рук, потягивание ног, пригибание туловища в положениях стоя, в упоре на коленях, сидя на стуле, лёжа на животе.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ.
Ходьба на носках с различным положением рук по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, на месте, не отрывая носка от пола. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу и на палке. Катание мяча или палки ступнёй или пальцами ног. Рисование простых геометрических фигур путём катания резинового мяча. Захват и подъём пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек). Игровое упражнение «Если бы ноги стали руками».
ПСИХОГИМНАСТИКА.
(по разработанным комплексам).
Старшая группа.
1-ое направление:
Содержание приобщения к физической культуре
УПРАЖНЕНИЕ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
Ходьба.
- С имитацией походки животных и людей в зависимости от их внутреннего состояния (печаль, радость и т.п.) и возраста.
- Произвольная ходьба под лёгкую и грациозную музыку. Игровые упражнения «Великан» ( с поднятыми вверх руками), «Сбор цветов» ( с наклонами), «Михайло Потапыч» ( на четвереньках с выпрямленными ногами).
- С изменением положения рук – с мячом и скакалкой и без них. Игровые упражнения «Самолёт», «Толкаем груз».
- Задания на построение символических движений: передача посредством ходьбы образов движения времени (время суток, времён года).
- Ходьба по усложнённым лабиринтам.
- Спиной вперёд по доске шириной 10 см.
- Контурное изображение различных предметов следами на влажном песке, снегу.
- Самостоятельное придумывание разных вариантов игровой ходьбы и названий для них.
- Игровое упражнение «Живая лента» - ходьба приставным шагом, взявшись за руки то в одну, то в другую сторону.
- Групповая ходьба: изображение движения стрелок часов, поездов, реки и т.п.
Бег.
- Под лёгкую и грациозную музыку в разных направлениях, разными способами (на носках, с поднятыми коленями, широкими и мелкими шагами, с поднятыми вверх руками и выпрямленной спиной, с прыжками); концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом; умение «слушать ноги».
- Стремительный бег в разных направлениях под быструю и энергичную музыку. Изменение характера и темпа бега по сигналу в связи с вхождением в образы различных животных. Бег, ходьба, ползание с вхождением в образы персонажей сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
- Бег по усложнённым лабиринтам. Бег с преодолением препятствий в виде предметов путём их обегания и перепрыгивания, пролезания под ними.
- Непрерывный бег 2 минуты. Бег на 100 м с меняющимся темпом от медленного к среднему, чередующийся с ходьбой и прыжками.
Прыжки.
- С принятием игровой роли (лягушки, кузнечики, кошки, тигры, лошадки в цирке, воробьишки).
- На двух ногах на месте: ноги вместе – ноги врозь; с продвижением вперёд. Прыжки с поворотом на месте кругом (ноги вместе – ноги врозь).
- Игра-соревнование «Лягушачий чемпионат» (прыжки на скорость в перепрыгивании через предметы).
- С места через проведённую линию: а) расстояние до линии не менее 80 см задаётся воспитателем; б) ребёнок сам должен выбрать для себя расстояние и прочертить линию в нужном месте; в) ребёнок проводит линию мысленно.
- С разбега «через ров» шириной 100 см, через барьер из кубиков или снега (15-20 см).
- С места в высоту с попыткой коснуться подвешенного выше поднятых рук предмета, когда: а) высота определяется воспитателем; б) ребёнок сам определяет высоту; в) ребёнок мысленно представляет предмет на нужной высоте.
- Через длинную качающуюся скакалку.
- Спрыгивание с высоты 40-50 см с принятием игровой роли (пингвины, парашютисты); спрыгивание с поворотом тела.
- Запрыгивание на возвышение 25 см.
Ползание, лазание.
- изображение реки, текущей под мостом; имитация движений ползающих животных.
- по гимнастической скамейке; на четвереньках со сменой направления в среднем темпе в образе собачки, льва; толкая мяч головой.
- Игровые упражнения «Любопытный котёнок», «Гусеница-землемерка».
- самостоятельное придумывание различных вариантов ползания и названий для них.
- лазание по гимнастической стенке с вхождением в образы. Концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом.
- лазание до верха гимнастической стенки и спуск не пропуская реек.
Катание, бросание, ловля, метание.
- Изображение при помощи движущихся мячей простых сказочных сюжетов и реальных ситуаций (колобок встречает разных зверей; зайчата спасаются от волка, автомобили разъезжаются на перекрёстках.
- Игровое упражнение «Говорящий мяч» (передача настроения через бросок).
- Подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (не менее 10 раз подряд), одной рукой (не менее 5). Перебрасывание и перекатывание мяча из одной руки в другую; друг другу из положения сидя.
- Прокатывание мяча перед собой при ходьбе по скамейке.
- Перебрасывание мяча через препятствие, когда: а) расстояние до препятствия не менее 3 м устанавливается воспитателем; б) ребёнок сам устанавливает это расстояние; в) ребёнок мысленно представляет себе линию препятствия.
- Бросание мяча о землю и ловля; игра с мячом рукой о землю и о стену, плечом и ногой о стену; ведение мяча
- Игровые упражнения «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Догони мяч».
- Игровое упражнение «Школа меткости» (левая рука учит метать правую). Метание в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4 м.
- Забрасывание кольца на палку-кольцеброс.
- Метание в цель сбоку, снизу, при ходьбе.
Равновесие.
- Стойка с открытыми глазами на одной ноге с вхождением в образ (стойкий оловянный солдатик, гриб, ласточка); стойка с закрытыми глазами «Египетский шаг» - носок одной ноги касается пятки другой.
- Ходьба по плоским дощечкам, разложенным вдоль скамейки. Игровые упражнения «Верблюд на мосту» (перешагивание с характерными движениями ноги через кубики высотой 15-20 см, разложенные вдоль скамейки); «Сбор грибов» (ходьба с собиранием кубиков); «Козлики на мосту» (парная ходьба навстречу друг другу с поворотом на 180 градусов).
- Групповое упражнение «Клавиши» (приседания на скамейке под звучание разных нот со сменой темпа).
- Попытка кратковременного удерживания мяча на голове в положении стоя и при ходьбе. Ходьба с закрытыми глазами 10-15 шагов.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ.
- Игровые упражнения «Прикосновение» - движения кистями рук по воображаемому препятствию; «Встреча друзей» - поочерёдное прикосновение пальцев одной руки к пальцам другой.
- Пальчиковые гимнастики (разнообразные комплексы, имеющиеся в методической литературе).
- Отдельные игровые упражнения для пальцев с показом движений и форм живых и неживых объектов, со стихотворным сопровождением.
- Игровое упражнение «Лепим добрую и умелую руку».
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ.
- Демонстрация (на картинках и на живом примере) и распознавание выражения на лице различных эмоциональных состояний. Самостоятельное воспроизведение состояния по замыслу. Игра «Театр мимики».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ.
Игровые упражнения | Цель |
«Тяжелоатлет» (хождение с воображаемой гигантской тяжестью на плечах (в виде скалки, гантели), ее подъем на высоту вытянутых рук и опускание на плечи). | Укрепление мышц рук, плечевого пояса и спины. |
«Объятия» (с отведением рук за спину) | Укрепление мышц рук и плечевого пояса, создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движений. |
«Гребля» (имитация движений весел руками – сидя на полу по-турецки). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук. |
«Любопытный котенок» (и.п. – сидя на коленях, затем на пятках; низкий наклон с опорой руками об пол, перебирание руками и повороты шеи в разные стороны). | Укрепление мышц спины, шеи, рук. |
«Любопытный котенок» (и.п. – лежа на животе; повороты головы в разные стороны) | Укрепление мышц шеи, предплечья, спины. |
«Дискобол» (имитация движений дискобола). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, развитие умения сохранять равновесие. |
«Ветряная мельница» (ноги расставлены, одна рука на поясе, другая, поднятая вверх, описывает круги с постепенным ускорением, касаясь уха и ноги; усложненный вариант: круги описывают обе руки одновременно). | Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой. |
«С чашей воды на руках» (переход из и.п. сидя на пятках с поднятыми руками – в стойку на коленях). | Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой. |
«Косарь» (имитация движений при косьбе). | Укрепление мышц плечевого пояса и спины. |
«Летящая птица» (и.п. – лежа на животе, руки разведены в стороны, бедра и ноги прижаты к полу, подъем и опускание головы и грудной клетки). | Укрепление мышц спины, живота и ног. |
«Поднимите вдвоем» (парное упражнение: подъем и опускание гантели или палочки, и.п. – лежа на животе). | Укрепление мышц спины, живота и ног. |
«Испугавшиеся лошади» (парное упражнение: и.п. – спинами друг к другу, руки отведены назад; перетягивание палки или гантели). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук. |
«Лошадка на карусели» (и.п. – лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки держатся за щиколотки; перекатывание тела вперед-назад). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, ног, живота. |
«Гребцы» (парное упражнение: имитация движений гребцов; и.п. – сидя на полу, крепко взявшись за руки; ступни ног одного ребенка упираются в ступни ног другого). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук. |
«Открытый перочинный ножик» (и.п. – выпрямив ноги и туловище, вытянув ноги вдоль тела; наклоны туловища с поочередным поднятием ног). | Укрепление мышц спины, бедер, живота, ягодичных мышц. |
«Чей толчок сильнее?» (парное упражнение: взаимное отталкивание ступнями; и.п. – лежа на спине). | Укрепление мышц ног. |
«Перекат и подскок» (и.п. – лежа на спине, колени согнуты, руки обхватывают колени; перекатывание тела назад, а затем вперед с последующим подскоком на ноги). | Укрепление мышц спины и ног, ягодичных мышц. |
«Пальцы ног ходят в гости» (парное упражнение: и.п. – лежа на спине, голова к голове, ноги врозь, взявшись за руки; подъем ног вверх за голову с последующим соприкосновением пальцев). | Укрепление мышц спины, живота, пальцев ног. |
СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
Силовые упражнения.
- Отжимы 5-10 раз (руки в упоре на скамейке). Игровое упражнение «Тележка» (ходьба на руках в паре). Пере5катывание вперёд-назад 5-10 раз, и.п. – сидя.
Баскетбол.
- Перебрасывание мяч двумя руками от груди. Формирование умения регулировать направление и силу удара при броске в корзину. Ведение мяча правой и левой рукой.
Футбол.
- Прокатывание мяча обеими ногами в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при закатывании мяча в лунки, в ворота. Отбивание мяча о стенку.
- Освоение простейших навыков передачи мяча ( в парах). Создание первоначальных представлений о функциях вратаря, защитника, полузащитника, нападающего.
Хоккей.
- Выработка умения правильно держать клюшку. Прокатывание шайбы клюшкой в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при её закатывании в ворота. Освоение простейших навыков передачи шайбы.
ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК.
Художественная гимнастика.
- Пружинные движения руками, ногами, туловищем. Волнообразные движения руками и плечами.
- Прыжки, выработка равновесия, повороты в рамках двигательных импровизаций.
Танцевальные упражнения.
- Танцевальный шаг: шаг галопа, шаг польки, русский хороводный шаг, русский переменный шаг, шаг притопывания.
Акробатические упражнения.
Группировки, перекаты, равновесия, полушпагаты, стойка на лопатках.
СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ.
Катание на санках.
- С горки по двое с переменным распределением функций «вперёдсмотрящий» - «управляющий».
- Катание друг друга, ведение санок за поводья с вхождением в образ «лошадка в упряжке», «поезд», «малышка в коляске»), толкание санок руками сзади, самостоятельное придумывание аналогичных образов.
Скольжение.
- Формирование навыков разбега. Повороты. Рисование простых геометрических фигур скольжением. Движения рук в разные стороны, приседания и подъёмы при скольжении. Имитация движений фигуристов.
Ходьба на лыжах.
- Передвижение по лыжне друг за другом переменным шагом – поочерёдно скользя на правой и левой ноге, с вхождением в образ спортсменов-лыжников. Игра-прогулка «Следопыты».
Катание на велосипеде.
Катание на двухколёсном велосипеде, по прямой, по разным поверхностям. Выработка простейших навыков регулирования скорости.
Бадминтон.
- Выработка умения правильно держать ракетку. Отбивание волана ракеткой. Формирование умения регулировать направление и силу удара (в игре с воспитателем).
ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ.
- Скольжение на груди и на спине с вхождением в образ катера, кита, водомерки.
- Изображение того, как плавают домашние животные (собака, лошадь).
- Игровое упражнение «Аквалангисты» (выдох в воду). Игровое упражнение «Водяная мельница».
- Передвижение по дну на руках.
- Плавание произвольными способами.
- Игровые упражнения под музыку «Хоровод», «Кувшинки». Игры в воде «Фонтан», «Аквариум», «Волны на море», «Поймай воду».
МУЗЫКАЛЬНО_РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
- Отбивание ритма на барабанах, концентрация внимания на характере движений.
- Передача воображаемого ритма через движение без музыки. Развитие ориентировки на мелодию. Формирование умения улавливать передаваемые мелодией образы (настроения, состояния) и выражать их в движении в произвольном танце.
- Комплексы детской ритмической гимнастики.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
Согласно комплексу.
ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ.
Согласно комплексу.
2-ое направление
Развивающие формы оздоровительной работы
ЗАКАЛИВАНИЕ.
- Ходьба и бег в трусиках 15-20 мин. Растирание рук, ног, туловища сухой салфеткой.
- Сон при открытых форточках.
- Поглаживающий массаж.
- Упражнение «Поза льва».
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
- Вдохи и выдохи через левую ноздрю (4-6 сек) по очереди, закрывая одну большим, а другую указательным пальцем.
- Брюшно-носовое дыхание (резкий вдох через нос с одновременным втягиванием нижних брюшных мышц).
- Спокойный вдох и выдох; на выдохе постукивание по крыльям носа с одновременным произнесением слогов «ба-бо-бу».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ.
- ходьба и бег по скамейке с мешочком на голове в разных направлениях, с изменением положения рук.
- Игровые упражнения «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлётом».
- Специальные коррегирующие комплексы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ.
- Ходьба и бег на носках, пятках, перекатом с пятки на носок. Ходьба босиком по песку, мелкой гальке, с изменением положения стопы.
- Боковой шаг по палочке, обручу.
- Ходьба с мячом, зажатым между ступнями.
- Игровые упражнения «Малышка» (массаж стопы), «Танец на канате», «Если бы ноги стали руками». Подбрасывание воображаемого мяча стопами, лёжа на спине.
ПСИХОГИМНАСТИКА.
Комплексы.
Подготовительная группа
1-ое направление
Приобщение к физической культуре
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Ходьба.
- С имитацией движений животных, сказочных персонажей и неодушевлённых предметов (ножницы, циркуль). Игровое упражнение «Живая линейка» (приставные шаги разной ширины в разные стороны); «Рисуем многоугольники», «Богатыри выходят из моря», «Фехтовальщики» (ходьба с выпадами).
- «Выразительная» ходьба с закрытыми глазами, концентрация внимания на телесных ощущениях при вхождении в образ (усталость, бодрость, напряжённость, расслабленность).
- Имитация движения ног при ходьбе руками. Игра «Чьи это ноги?» (по сказке В.Бианки).
- Ходьба по скамейке с преодолением препятствий; по горизонтальному и наклонному бревну прямо, боком, с разными положениями рук.
- По лабиринтам с использованием простой графической схемы.
- С преодолением реальных и воображаемых препятствий.
Бег.
- Стремительный бег под лёгкую и энергичную музыку; в разных направлениях и разными способами и с меняющимся темпом; концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом в ногах.
- Непрерывный бег до 3-х минут. Медленный бег по пресечённой местности (400м). Челночный бег 3-5 раз по 10 м.
Прыжки.
- На двух ногах на месте, смещая ноги вправо-влево. С продвижением вперёд, в том числе по наклонной доске, с поворотом кругом, поочерёдно на одной ноге, по контурам геометрических фигур.
- На одной ноге вперёд, удерживая на колене другой (согнутой) ноги мешочка с песком.
- Самостоятельное придумывание новых видов прыжков и названий для них. Игра-соревнование «Лягушки и кузнечики».
- С места через проведённую линию: а) расстояние до линии не менее 80 см задаётся воспитателем; б) ребёнок сам должен выбрать для себя расстояние и прочертить линию в нужном месте; в) ребёнок проводит линию мысленно.
- С разбега «через ров» шириной 100 см, через барьер из кубиков или снега (20 -25 см).
- С места в высоту с попыткой коснуться подвешенного выше поднятых рук предмета, когда: а) высота определяется воспитателем; б) ребёнок сам определяет высоту; в) ребёнок мысленно представляет предмет на нужной высоте.
- Задание «Прыгни как можно выше».
- Через длинную и короткую качающуюся скакалку. Задание «Нарисуй свой прыжок».
- Парное и групповое спрыгивание с возвышения и запрыгивание на него (20-30 см).
Ползание, лазание.
- Изображение реки, медленно текущей под мостом (проползание под предметами), огибающей дома и деревья. Изображение быстрого ручейка при тех же условиях.
- Игра-соревнование «Кто проползёт быстрее» с имитацией движений ползающих движений.
- Передвижение с пролёта на пролёт гимнастической стенки в разных направлениях. Игровые упражнения «Многоэтажный дом». Преодоление неуверенности и страха высоты.
Бросание, ловля, метание.
- Бросание мешочка с песком из-за плеча. Перебрасывание друг другу резинового мяча, набивного мяча, мешочка с песком произвольным способом (мальчики – 4м, девочки – 3 м). Игровое задание «Нарисуй свой бросок».
- Ловля мяча, отскочившего от пола, двумя руками (не менее 20 раз подряд).
- Перебрасывание мяча через препятствие в ситуациях, когда: а) расстояние до реального препятствия (не менее 4 м) устанавливается воспитателем; б)ребёнок сам устанавливает это расстояние; в) ребёнок мысленно представляет себе линию препятствия.
- Задание с соревнованием «Брось мяч как можно дальше».
- Отбивание мяча кистью руки, предплечьем, плечом, грудью в заданном направлении; отбывание мяча о скамейку одной рукой с продвижением вперёд.
- Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4-5 м. Парное игровое упражнение «Охота»: метание мяча в движущуюся цель (в другой мяч) из разных положений (сидя, лёжа, стоя, при ходьбе).
- Метание снежков в горизонтальную и вертикальную цели с 8 м из разных положений; метание мяча на расстояние 12 м. Игровое упражнение «Соревнуются руки» (соревнование правой и левой руки по метанию в цель).
Равновесие.
Те же упражнения, которые выполняют дети старшей группы.
Дополнительно:
- Упражнение «Ласточка», «Кран», «Гриб».
УПРАЖНЕНИЕ И ЗАДАНИЯ НА ПРИНЯТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ПОЗЫ.
Игровые упражнения «Сад скульптур», «Театр поз».
УРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ.
- Комплекс игровых упражнений «Теневой театр».
- Игровое упражнение с музыкой «Клавиши и струны».
- Комплексы пальчиковых гимнастик.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ.
- Демонстрация и распознавание общего выражения на лице различных эмоциональных состояний. Самостоятельное воспроизведение выражения по замыслу.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ
Комплекс игровых упражнений «Эволюция животного мира»
Подготовительная группа
Упражнения | Цель |
Игровое упражнение «Боксер» (имитация движений боксера). | Укрепление мышц плечевого пояса |
Игровое упражнение «Индеец в дозоре» (и.п. – лежа на животе повороты головы направо и налево, ладонь приставлена козырьком к глазам). | Укрепление мышц шеи, плечевого пояса. |
Игровое упражнение «Плотогон» (передвижение сидя на коврике путем отталкивания руками от пола). | Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, живота, бедер. |
Игровое упражнение «Щенок» (передвижение на четвереньках с подтягиванием колен вперед). | Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, живота, ног. |
Игровое упражнение «Перетягивание палки» (парное упражнение: и.п. – сидя по-турецки, прислонившись друг к другу спинами; перетягивание палки, которую соревнующиеся держат вытянутыми вверх руками). | Укрепление мышц рук, плечевого пояса и спины. |
«Арка» (парное игровое упражнение: удерживать обруч одной рукой снизу, а другой – над головой, наклонившись боком друг к другу). | Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, ног. |
Игровое упражнение «Веселый жеребенок» (и.п. – сидя на корточках, опершись руками об пол, подкидывание ног назад - вверх с последующим приземлением на ступни). | Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, ног. |
«Ноги за голову» (занесение прямых ног назад через голову с упором пальцев ног в пол). | Укрепление мышц ног, живота и спины. |
Удерживание легкой гантели на ступнях; то же – с соревнованием на время. | Укрепление мышц ног и живота. |
СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
Катание на санках.
- Игровые задания «Подними предмет», «Воротики». Игры-эстафеты с санками.
Ходьба на лыжах.
- В среднем темпе на 600м. В спокойном темпе 2-3 км.
- Игры-эстафеты с лыжами.
Катание на велосипеде.
То же, что и в старшей группе. Дополнительно: управление велосипедом одной рукой. Въезд на небольшую возвышенность и съезд с неё.
Плавание.
- С надувной игрушкой или кругом. Попытки плавания без поддержки. Упражнение «Буйки», «Звёздочки». Игры-эстафеты в воде.
Волейбол.
- Освоение простейших навыков подачи, отбивания и перебрасывания мяча.
Бадминтон.
Отбивание волана ракеткой; регулирование направления и силы удара.
СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
Силовые упражнения
Отжимы 10-20 раз (руки в упоре на полу). Ходьба на руках с подтягиванием ног и туловища.
Футбол.
Подкидывание мяча ногой и ловля его руками. Обводка мяча вокруг предметов, попадание в предметы, в ворота. Первоначальное освоение функций вратаря, защитников, полузащитников, нападающих; выполнение этих функций в простых игровых ситуациях. Ознакомление с простейшими правилами игры.
Хоккей
- Выработка элементарных умений ведения шайбы клюшкой с задержкой, передачей и обводкой предметов; развитие меткости удара по воротам с места и после ведения шайбы. Моделирование простейших игровых ситуаций. Ознакомление с простыми правилами игры.
ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК
Художественная гимнастика
- Пружинистые движения тела в сочетании с танцевальными движениями. Плавные и волнообразные движения во время ходьбы, бега, выполнения танцевальных шагов, в рамках двигательных импровизаций (при этом могут использоваться обруч, лента, скакалка, мяч).
Танцевальные упражнения.
- Вальсовый шаг вперёд, в сторону, шаг с подскоком, чарльстон, ковырялочка.
Акробатические упражнения.
- Группировка, перекаты, кувырки, равновесия, полушпагаты; акробатические стойки.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- Продолжение ориентировки на ритм и мелодию, формирование умения передавать через движение целостный характер музыки.
- Развитие двигательной импровизации, непринуждённости и артистизма в ходе выполнения музыкально-ритмических упражнений.
- Игровые упражнения «Я танцую», «Шалтай-болтай».
- Самостоятельный поиск образов и создание сюжетов под заданное музыкальное сопровождение.
- Передача через музыкально-ритмические движения понятий «жизнь», «душа», «фантазия».
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Согласно комплексу
ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ
Согласно комплексу.
ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ
Согласно комплексу.
2-ое направление
Развивающие формы оздоровительной работы
Закаливание
- Растирание рук и ног охлаждённой водой или снегом до появления ощущения сильного тепла, а затем – сухой тканевой салфеткой. Игровой аутотренинг «Я здоров».
- Самомассаж БАТ.
Дыхательные и звуковые упражнения
«Лошадка», «Ворона», «Зевота», «Смех», «Поплыли – полетели». Дыхание шмелем.
Упражнения для формирования и коррекции осанки
- Выполнение движений руками, ногами, туловищем, плотно прижавшись спиной к стене.
- Специальные коррегирующие комплексы.
Упражнения для профилактики плоскостопия
- Ходьба по шнуру. Двигательные импровизации с упражнениями для профилактики плоскостопия.
- Психогимнастика.
Игровые комплексы на вхождение в контрастные образы, на переход одних внутренних состояний к другим; на мышечную релаксацию; на нормализацию функционирования отдельных внутренних органов.
Организация двигательно-оздоровительных моментов
в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в различных видах деятельности
Задачи:
- развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребёнка, формирование которых осуществляется в данном конкретном виде деятельности.
- обогащение творческого потенциала детей, прежде всего – возможностей их воображения.
- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
- культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.
Формы работы:
- Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.
- Упражнения на развитие мышц лица и артикуляции.
- Физкультминутки.
- Двигательно-оздоровительные моменты между видами деятельности (занятиями).
- Игровые зарядки для формирования эмоциональной сферы (И.П.Воропаева).
Используемые пособия и литература:
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Егоров Б.Б. Ю.Ф.Змановский: система эффективного закаливания//Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 7.
- Кудрявцев В.Т. Психолого-педагногические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками //Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 7.
- Воропаева И.П.Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2005.
- Швалева Т.А.Комплексы утренней и ритмической гимнастики. - Абакан, 1992.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минуки. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год и итоги....
Принципы системы развивающей педагогики оздоровления и физического развития детей первой младшей группы
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....
Деловая игра с педагогами «Развивающая педагогика оздоровления».
Что же подразумевается под развивающей педагогикой оздоровления, в чем необходимость ее использования, каковы принципы, на которых строится работа в данном направлении....
«Моделирование оздоровительно-развивающей работы в ДОУ с учётом «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова»
Материалы семинара «От педагогики повседневности - к развивающей педагогике оздоровления»...
Система работы по продуктивному использованию развивающей педагогики оздоровления (В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров)
Справка-отзыв о работе по продуктивному использованию развивающей педагогики оздоровления инструктора по физической культуре Степановой О.Д....
Картотека упражнений по программе В.Т.Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»
Картотека упражнений по программе В.Т.Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»...