Консультация для педагогов
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Формирование у детей привычек здорового образа жизни.
Детям так же, как и взрослым,
Хочется быть здоровыми и сильными,
но они не знают, что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут беречься.
Януш Корчак
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка;
она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического
воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном
детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И
именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку
должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель
его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и
приумножать свое здоровье.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и
социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу
которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет
состояние общего душевного комфорта.
4.Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов,
на 20% - от условий
внешней среды, т.е. экологии,
на 10% - от деятельности системы здравоохранения,
а на 50% -от самого человека, от того образа жизни, который он ведѐт.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и
ответственности.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой,
- Прогулки.
- Рациональное питание,
- Соблюдение правил личной гигиены:
- Закаливание,
- Создание условий для полноценного сна,
- Дружелюбное отношение друг к другу,
- Развитие умения слушать и говорить,
- Умения отличать ложь от правды,
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
- Формирование понятия "не навреди себе сам".
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется
все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями
осанки.
Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный
образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребѐнка спокойными играми: в лучшем
случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем -
просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят
отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а
ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит —
спокойнее будет.
Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его
здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно
служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из
способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития
дошкольника.
Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму.
Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на
пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой
заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то,
что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим
направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в
детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные
для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования
культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной
из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально
продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению
здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов
действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе
говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень
трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков
разработан перспективный план,– это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где
использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения,
беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин,
наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать,
читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка
организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая еѐ владельца. Сколько радости
доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что
обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в
чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в
уринизации, дефекации и т.д.
Приучаем ребѐнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчѐска, своя постель, , свой
носовой платок, своѐ полотенце, своя зубная щѐтка.Подводим детей к пониманию того, что
соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья
окружающих.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда
возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к
физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.
4. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе
жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу
жизни у малышей являются родители. Родители активно принимают участие в спортивных
совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры физкультурных занятий,
прогулки и т.д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных
атрибутов, обучаются упражнениям выполняемым их детьми с целью проведения подобных
игр – занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном
воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного
здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...