Консультация для педагогов
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Формирование у детей привычек здорового образа жизни.
Детям так же, как и взрослым,
Хочется быть здоровыми и сильными,
но они не знают, что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут беречься.
Януш Корчак
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка;
она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического
воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном
детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И
именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку
должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель
его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и
приумножать свое здоровье.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и
социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу
которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет
состояние общего душевного комфорта.
4.Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов,
на 20% - от условий
внешней среды, т.е. экологии,
на 10% - от деятельности системы здравоохранения,
а на 50% -от самого человека, от того образа жизни, который он ведѐт.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и
ответственности.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой,
- Прогулки.
- Рациональное питание,
- Соблюдение правил личной гигиены:
- Закаливание,
- Создание условий для полноценного сна,
- Дружелюбное отношение друг к другу,
- Развитие умения слушать и говорить,
- Умения отличать ложь от правды,
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
- Формирование понятия "не навреди себе сам".
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется
все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями
осанки.
Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный
образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребѐнка спокойными играми: в лучшем
случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем -
просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят
отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а
ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит —
спокойнее будет.
Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его
здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно
служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из
способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития
дошкольника.
Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму.
Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на
пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой
заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то,
что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим
направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в
детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные
для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования
культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной
из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально
продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению
здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов
действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе
говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень
трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков
разработан перспективный план,– это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где
использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения,
беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин,
наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать,
читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка
организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая еѐ владельца. Сколько радости
доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что
обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в
чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в
уринизации, дефекации и т.д.
Приучаем ребѐнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчѐска, своя постель, , свой
носовой платок, своѐ полотенце, своя зубная щѐтка.Подводим детей к пониманию того, что
соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья
окружающих.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда
возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к
физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.
4. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе
жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу
жизни у малышей являются родители. Родители активно принимают участие в спортивных
совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры физкультурных занятий,
прогулки и т.д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных
атрибутов, обучаются упражнениям выполняемым их детьми с целью проведения подобных
игр – занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном
воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного
здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...