Использование здоровье-сберегающих технологий в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
методическая разработка на тему

Индерова Татьяна Егоровна

 «Здоровье-сберегающие технологии» - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Данные не утешительны: у 80% детей дошкольного возраста снижаются показатели остроты зрения. Перед педагогами стоит важная задача: сохранить зрение детей и остановить болезни, если они уже возникли.

Всем медицинским и педагогическим работникам, работающим с детьми, имеющими нарушения зрения, приходится корректировать не только зрительные дефекты, но и нормализовать психическое и физическое состояние здоровья дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровье-сберегающих технологий в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

 «Здоровье-сберегающие технологии» - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Данные не утешительны: у 80% детей дошкольного возраста снижаются показатели остроты зрения. Перед педагогами стоит важная задача: сохранить зрение детей и остановить болезни, если они уже возникли.

Всем медицинским и педагогическим работникам, работающим с детьми, имеющими нарушения зрения, приходится корректировать не только зрительные дефекты, но и нормализовать психическое и физическое состояние здоровья дошкольников. С  этой целью в нашем дошкольном учреждении проводятся мероприятия, имеющие лечебно-оздоровительную и психолого - педагогическую направленность.[5]

Необходимо знать особенности зрительных проблем: при косоглазии, амблиопии и анизометропии,у дошкольников наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, фиксация взора неустойчива, сужено поля зрения, нарушены пространственная ориентация и восприятие пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Такие образом,  анализ изображения на уровне зрительных центров мозга, приводящим к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления. В результате такие дети, как правило, отстают от нормально видящих сверстников в психологическом и интеллектуальном развитии.[5]

Чтобы помочь ребенку, необходимо во время выявить у него зрительные отклонения. При близорукости, или миопии, ребенок видит предметы расплывчатыми. Нужно обратить внимание на то, что ребенок старается сесть поближе к доске или экрану телевизора; наклоняет голову к рабочей поверхности, позже у него появляется привычка прищуриваться при рассматривании предметов или картинок, находящихся вдали. При дальнозоркости, работа на близком расстоянии затруднена: все объекты рассматривания "сливается", и ребенок старается отодвинуться или сесть подальше от объекта рассматривания. При амблиопии ("ленивый глаз") снижается зрение, обоих или одного глаза. Ребенок, рисуя и конструируя, старается повернуть голову набок, что бы рассмотреть, лучше видящим глазом. Косоглазие (отклонение глазного яблока в ту или иную сторону), чаще встречается: сходящееся  и расходящееся.

Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача-офтальмолога. Все занятия, режимные моменты и различные виды деятельности имеют коррекционную направленность. В первую очередь для каждого ребенка с проблемой зрения определяется своё место на занятии, которое не будет постоянным, а будет меняться в зависимости от заклейки на глазу. Рассадка детей производится с учетом индивидуальных особенностей. Передние места, обычно для детей с низкой остротой зрения. При сходящемся косоглазии ребёнку следует найти, место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз, т.е. при разных зрительных возможностях, ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру. Демонстрационные пособия располагаются на расстоянии не далее 1 метра.[4] При самостоятельной работе детей, рабочая поверхность должна быть горизонтальной при дальнозоркости, расходящемся косоглазии; вертикальной при близорукости. На занятиях используются более крупная наглядность, где яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета: морковь-оранжевая, огурец-зеленый, тыква–желтая, баклажан-фиолетовый, помидор-красный и т.д.[4] Подбираются различные игры, которые помогут сохранять остаточное зрение или развивать другие анализаторы (сенсорные, слуховые и т.д.). В таких играх, как «Чудесный мешочек», «Узнай по звуку», «Угадай по запаху».  Ребята очень любят нанизывать красивые бусина крупного размера, выкладывать рисунок, используя мелкую или крупную мозаику, закрашивать изображения, рисовать крупой, конструировать мелким и крупным строительным материалом.  Широко используем в работе природный и бросовый материал (сосновые и еловые шишки, каштаны, фасоль, горох, камешки различного размера, ракушки, песок и др.).В этой работе тоже обязателен индивидуальный подход. Для детей со значительным ослаблением зрения, предлагаем более крупные предметы, так как у них не точная координация, слабая моторика. Развитию координации движений способствует плетение ковриков, работа с ножницами, бумагой.

Самым важным компонентом здоровье-сберегающих технологий является зрительная гимнастика. В коррекционной работе мы используем разные виды зрительных упражнений. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчоляна, В.Ф. Базарного и др. зрительную гимнастику нужно проводить не менее 3 раз в день в течение 3-5 минут. Упражнения различны по форме, носят игровой характер. Кроме этого, в каждой группе в игровой, спальной комнате, спортивном зале, а также на верандах для прогулок, созданы условия для проведения упражнений для глаз, имеются специальные тренажеры. [1]

В нашем дошкольном учреждении работает ортоптический кабинет, который  оснащён современным офтальмологическим оборудованием для диагностики, лечения и проведения тренировочных упражнений. При комплексном применении офтальмотренажеров,с использованием методов и приемов здоровье-сберегающих технологий решаются следующие коррекционно – развивающие задачи:- Развиваются глазодвигательные навыки, что позволяет плавно перемещать глаза от точки к точке, следя за движущимся предметом.   - Развивается периферическое зрение, расширяется боковой обзор, способность лучше видеть то, что нас окружает.

-Развиваются навыки пространственной ориентации, что сказывается на способности судить о расположении одного предмета относительно другого.

-Развиваются навыки зрительного анализа, способность выделять  зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете.  Повышается речевая и познавательная активность у детей, стабилизируется психо-эмоциональное самочувствие и общие показатели здоровья детей.

Литература:

  1. Доброва, Н. Работа с офтальмотренажерами в детском саду/ Н.Доброва – Здоровье дошкольника. №3, 2010. – с.49-50.
  2. Лоскова, И.В. Адаптивная физическая культура в ДОУ с детьми с нарушением зрения/ И.В.Лоскова – Дошкольная педагогика. №1, 2014. – с. 41.
  3. Малеева, З. Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников/ З. Малеева - Здоровье дошкольника.№4, 2010. –с.23-28.
  4. Плаксина, Л.И. Программа специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Л.И. Плаксина – М.: Город, 1999.
  5. Стадникова,Н.А.Здоровьесберегающие технологии в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения./ Н.А.Стадникова – nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...

Использование здоровье-сберегающих технологий в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

В данной статье описаны здоровье - сберегающие технологии, применяемые в дошкольном учреждении при работе с детьми, имеющими проблемы зрения, а так же коррекционная работа, направленная на сохранение ...

НОД по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения)

Тема:  Числа и цифры 1 - 7Цель – Закрепление навыков счета от 1 до 7.   Задачи:1.  Развивать  логическое мышление,  внимание, память,      речь,...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» «Волшебная мастерская» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения №6 (подготовительная группа)

Возрастная группа: подготовительнаяТема НОД: «Волшебная мастерская»Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Цель:развитие основ художественной куль...

ОС по развитию речи на тему «Все профессии важны» (с использованием ТРИЗ технологии) в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ФФН речи.

Программные задачи: -расширять знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для работы;-развивать память, речь;-расширить словарь по д...

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в форме практикума «КОРОЛЕВСКОЕ ЗРЕНИЕ»

Цель: знакомство родителей с играми и упражнениями способствующих профилактике нарушения,  коррекции зрения  у детей.Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объеди...