Консультация "Адаптация детей младшего возраста к водной среде".
консультация (младшая группа) по теме
Плавание с самого раннего детства - один из самых простых способов сделать ребёнка закалённым, здоровым и физически развитым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 488.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей младшего возраста к водной среде.
"Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.
Ты - самое большое богатство на свете"
/Антуан де Сент-Экзюпери/
Вода - прародительница всего живого. Это исконная среда, где проходят первые месяцы жизни человека, 80% организма которого будет состоять из воды. Плавание - часть гидрокинезотерапии, что в переводе с греческого означает "лечение водой и движением". Древнегреческий мудрец записал: "Хочешь быть здоров - плавай, хочешь быть красив - плавай, хочешь быть умён - плавай!"
Плавание с самого раннего детства - один из самых простых способов сделать ребёнка закалённым, здоровым и физически развитым.
Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это:
закаливание, профилактика простудных заболеваний;
формирование правильной осанки;
улучшение обмена веществ, сна, аппетита;
улучшение физических способностей: координации движений, силы, выносливости;
помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе;
положительные эмоции малыша.
В психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом — способ становления навыков саморегуляции.
В то же время акватория бассейна — это, прежде всего, иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Поэтому педагоги по плаванию и психологи единодушны в том, что для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период.
Обучение плаванию дошкольников нашего детского сада осуществляется по программам Протченко Т. А., Семенова Ю. А. «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет» и «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Игры и занятия по плаванию проводятся 2 раза в неделю в течение всего учебного года. В зависимости от возраста детей занятия могут колебаться от 10 до 25 минут. Возрастные группы делятся на подгруппы, численность подгруппы не превышает семи человек. Большую помощь в работе с детьми оказывает медсестра бассейна.
Вопрос адаптации малышей к занятиям по плаванию является актуальным и волнующим ежегодно при новом поступлении детей в детский сад.
Для успешного решения задачи в детском саду созданы благоприятные условия: оборудован бассейн, включающий раздевалку, душевые. В бассейне имеется богатый арсенал пособий, игрушек разного вида, спасательного инвентаря: круги.
Акватория бассейна для малыша - это иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребёнка, поэтому для избавления от детских страхов и общего привыкания к воде необходим адаптационный период. Особо следует отметить, что ребёнка чаще пугает не сама вода, а её обилие.
С учётом требований СанПиН, рекомендаций К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, теоретических основ по плаванию В.И.Усакова определены качественные и количественные составляющие адаптационного периода в бассейне. Он включает в себя 10 занятий: 3 занятия - подготовительный этап, 4-5 занятий - основной, 2 занятия - итоговый. К критериям адаптации относят поведенческие реакции, уровень нервно- психического развития, заболеваемость.
Выделено 3 степени адаптации: лёгкая, средняя, тяжёлая.
Лёгкая:
ребёнок не боится воды;
с удовольствием идёт на занятие;
активен;
быстро заходит в воду;
посещает все занятия.
Средняя:
ребёнок проявляет слабую активность;
испытывает лёгкую тревожность, заходит в воду не сразу;
редко пропускает занятия по болезни.
Тяжёлая:
ребёнок боится воды;
отказывается от занятий;
проявляет невротические реакции;
неактивен, медленно заходит в воду;
часто пропускает занятия по болезни.
Ребёнок, который после 10 занятий с желанием идёт на плавание, охотно выполняет все упражнения, свободно передвигается в воде, считается успешно прошедшим адаптацию.
Адаптация к занятиям плаванием включает три этапа:
подготовительный;
основной;
итоговый.
На подготовительном этапе малышам, совместно с воспитателями, предлагаются знакомые потешки, сказки, стихи: "Водичка, водичка умой моё личико", " Дождик, дождик пуще", "Мойдодыр", "Кораблик" - помогающие настроиться на радостные водные процедуры, полюбить воду, преодолеть страх и боязнь и чувствовать себя в ней уверенно. Чтобы чётче иметь представление о бассейне, воспитатели приводят малышей на экскурсию, в процессе которой они знакомятся с раздевалками, душевыми, оборудованием и игрушками. Приглашаем посетить занятия в старших группах. Дети видят положительные эмоции старших детей, занимающихся в бассейне, таким образом, снимается напряжённость, появляется желание самим попробовать.
Основной этап адаптации, практический, состоит из нескольких частей: привыкание, освоение воды, освоение умениями.
Привыкание к воде происходит через приспособление к её свойствам. Повышают активность ребёнка в период адаптации к новой среде такие игры, как "Маленькие и большие ножки", "Солнышко и дождик", " Лодочки плывут", различные варианты ходьбы, бега, и прыжков.
Полученный в процессе привыкания к воде опыт используется для того, чтобы постепенно освоить водную среду. Дети должны понимать, что свойства воды требуют от человека спокойных движений. На первых занятиях особое внимание уделяется равновесию в воде. Восстанавливать его приходиться после каждого прыжка, погружения или упражнения.
Успешное овладение плавательными навыками осуществляется через ролевые игры и сравнения. Такие приёмы особенно необходимы для детей, так как страх перед водой у них закреплён на подсознании. Образные сравнения помогают при выполнении упражнений "Рыбки в воде", "Уточки моют носик", и т.д. Ролевые игры дают возможность раскрепоститься и создают положительный настрой. И обязательно нужно подбадривать малыша, это придаёт ему уверенности для выполнения более сложных заданий.
Итоговый этап адаптации направлен на закрепление и совершенствование навыков передвижения в воде, на приобретение большей самостоятельности, активности, уверенности. Индивидуальные упражнения сочетают с коллективными играми и упражнениями: "Найди себе пару", "Лодочки плывут.
Необходимые условия успешной адаптации к водной среде:
создание атмосферы спокойствия и доброжелательности;
создание в бассейне радостной привлекательной обстановки, с красочными атрибутами и игрушками;
использование ритуала приветствия и прощания с водичкой;
игры с детьми на мелководье, включая все виды ходьбы и бега в воде и несложные прыжки.
При соблюдении этих условий, к середине учебного года можно добиться положительных результатов по адаптации малышей к воде.
Рекомендации для родителей.
Для успешной адаптации к бассейну готовиться к его посещению лучше начинать уже дома. Рассматривайте вместе фотографии, на которых изображены плавающие дети, читайте стихи и рассказы на «морские темы», слушайте песенки. Рисуйте, лепите, привлеките любимые игрушки вашего малыша — пусть они все дружно поныряют, поплавают в ванне вместе с ним.
Начните привыкать к «большой воде» с «маленькой» — для этого сгодится даже тазик, в котором можно тренироваться правильному дыханию: дуть на воду, гоняя по воде легкий пластмассовый мячик, пускать пузыри, опуская сначала в воду только рот, а потом и полностью личико. Тренировку ныряния можно начинать в обычной ванне, доставая игрушки со дна.
Занятия в бассейне откроют вам простор для занятий и игр. Однако даже если вы занимались до этого с малышом в ванне (а если не занимались — тем более) — кроху может испугать большое количество воды. Не стоит расстраиваться и пытаться начать сразу активные тренировки — это может вызвать лишь страх и негативное отношение к водным процедурам. Привыкание должно происходить постепенно.
Возможно, первые занятия вы просто будете ходить с малышом в обнимку в воде, разговаривая или рассматривая игрушки. Если ваш ребенок категорически откажется заходить в воду — не настаивайте. Можете просто понаблюдать за другими детьми. Если будет такая возможность, пусть ваш «нехочуха» поиграет возле бортика под присмотром кого-нибудь из взрослых — а вы плавайте и ныряйте в свое удовольствие, заражая малыша своим примером — рано или поздно он обязательно захочет к вам присоединиться.
Это важно!
И напоследок — самые главные правила, которые должен выполнять каждый родитель:
- Начинайте с себя. Если вы сами воспринимаете воду как опасность, если мысль о том, чтобы окунуть ребенка в воду или отпустить, вызывает у вас страх — велика вероятность, что ребенок будет относиться к воде точно так же.
- Не ставьте перед собой задачу, во что бы то ни стало научить ребенка плавать. Занятия в воде должны, прежде всего, обогатить опыт малыша новыми впечатлениями, закалить его, приобщить к водной среде. А если ребенок еще и поплывет в результате — будет просто замечательно!
- Основные правила проведения занятий — систематичность, последовательность, регулярность. Добавим сюда еще внимательность и осторожность — их выполнение обязательно приведет к успеху.
- Ни в коем случае нельзя форсировать занятия — резко повышать нагрузку, переходить к более сложным упражнениям, не освоив до конца предыдущие.
- Плавайте и ныряйте вместе с ребенком — показывайте ему, какое это доставляет вам удовольствие.
- Не закрепляйте отрицательные эмоции. Если ребенок хлебнул воды, расплакался — не доставайте его сразу из воды, постарайтесь быстро успокоить, отвлечь игрушкой, шуткой.
- Ни в коем случае нельзя пытаться повторить с ребенком то, что уже могут делать другие дети: вы не знаете, сколько до этого занимались с ними. Иногда взрослые, увидев, как другие родители ныряют с детьми и опускают их под воду, пытаются проделать со своим малышом то же самое. Это может вызвать у крохи страх и боязнь воды.
- Улыбайтесь в воде, шутите, играйте, хвалите вашего малыша, целуйте его и обнимайте — и просто наслаждайтесь теми незабываемыми минутами общения, которые вы проводите вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей младшего возраста.
Здесь даются рекомендации педагогам по созданию в группе речевой среды....
Презентация на тему: Организация предметно-развивающей среды в сенсомоторном развитии детей младшего возраста.
Многие дети приходят в детский сад с отставанием в речевом развитии, с недоразвитием мелкой моторики пальцев рук, с нарушением ощущений цветовой гаммы. Поэтому я определила значимость сенсомоторного р...
Организация адаптации детей дошкольного возраста к водной среде.
Организация адаптации детей дошкольного возраста к водной среде. 1.Введение.Здоровье детей – это будущее страны. Всё лучшее общество стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть на...
Проект "Дельфиненок" по укреплению, оздоровлению и адаптации детей дошкольного возраста к водной среде
Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, потому что появилась возможность эффективного закаливания и оздоровление детей через использование бассейна детского сада...
Обучающие презентации для детей младшего возраста на тему: "Водный мир"
Познакомить детей с подводным миром и его необычными обитателями....
«Образовательное событие как одна из технологий проблемного обучения и воспитания в организации активной деятельности детей младшего возраста в образовательной среде»
laquo;Образовательное событие как одна из технологий проблемного обучения и воспитания в организации активной деятельности детей младшего возраста в образовательной среде»...
Эстетическое развитие и воспитание детей младшего возраста через развивающую среду группы
Статья (из опыта работы) по теме «Эстетическое развитие и воспитание детей младшего возраста через развивающую среду группы»...