Информационная карта проекта:
• Полное название проекта: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста
• Исполнитель проекта: Духина Диана Сергеевна - инструктор по физической культуре МБДОУ детского сада №7 комбинированного вида ст.Старощербиноская .
• Вид, тип проекта: долгосрочный, исследовательско - творческий.
• Место проведения: МБДОУ детского сада №7 комбинированного вида ст.Старощербиноская
• Сроки проведения: 2014-2015 год.
• . Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
• Возраст детей: 5-6 лет.
Пояснительная записка
Эколого-туристская прогулка – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество), яркие незабываемые впечатления от общения с природой. Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Современное общество, стремительные темпы его развития, новые
информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к
человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых
проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является воспитание здорового ребёнка, способного проявлять самостоятельность, физически подготовленного, творчески мыслящего, уверенного в своих силах.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В силу сложившихся экономических причин, занятостью на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, поэтому организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать родителей проблемой формирования культуры здоровья в сознании подрастающего поколения.
Дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. От качества целенаправленной совместной деятельности родителей и дошкольного учреждения зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно и уровень воспитания. Положительных результатов в воспитании здорового ребёнка можно достичь при поддержке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здорового ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семьи, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.
Данный проект является одной из наиболее активных форм физкультурно-оздоровительной работы, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в нашем учреждении
Актуальность
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве.
Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.
Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные
представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.
Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.
Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.
Ожидаемые результаты и их оценка
№
п/п Ожидаемые результаты Оценка
1 Сформировать знания о детском
туризме.
- Знакомить с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, с правилами разведения костра разведения костра.
-Сформировать такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.
-Ознакомить , что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже будет болеть, становится сильнее, выносливее и более организованным.
- Ознакомить с разными виды туризма. «Веселая поляна»
Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.
«Как подготовиться к путешествию».«Костры используемые в туризме»
Цель: Выявить уровень знаний детей о том,
какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.
Выявить знания о разных видах туризма.
Выявить знания о пользе костра в турпоходе и какой он должен быть.
2 - Разучить ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью.
- Ознакомить с лекарственными растениями, которые могут помочь туристам в пути, если
случится травма.
«Растения»
Цель. Выявить уровень знаний детей о растениях родного края.
- Познакомить детей как можно оказать первую медицинскую помощь. «Помогу себе сам»
Цель. Выявить уровень знаний детей
о том как оказать первую помощь.
3 Сформировать умения необходимые в туристическом походе.
- Умение распределять туристические обязанности.
- Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.
- Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями.
«Собирайся, дружок, в поход»
Цель. Выявить уровень знаний детей о том,
что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке.
Сформировать умения необходимые туристам в туристическом походе.
- Умение читать карту своей местности.
- Умение ориентироваться по плану
«Сундук пирата»
Цель. Выявить уровень знаний о карте,
умение ориентироваться по карте
Наблюдения за умением детей работать сплоченно в команде
1. Подборка пословиц и поговорок о туризме.
2. Методический материал (песни, речёвки, игры)
3. Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».
4. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»
5. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природны явлениях.
6. Конспект НОД «Весела полянка»
7. сценарий развлечения «Сундук пирата» (ориентирование на местности)
8.Презентации о туризме .
Субъектом реализации данного проекта является ст.Старощербиновская Щербиновского района Краснодарского края, а именно парк культуры и отдыха Старощербиновский , территория МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида .
Гипотеза???
Принципы:
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Цель:
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Задачи:
●Сохранять и укреплять здоровье детей .
●Создать условия для реализации потребности детей двигательной деятельности.
●Воспитать потребность в здоровом образе жизни, в физических упражнениях и подвижных играх.
●Воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопонимания.
●знакомство детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;
●закрепление на практике знаний основ безопасного поведения на природе;
●воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.
Закрепить знания о видах туризма, познакомить с «необычным» туризмом.
Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, ;
план реализации проекта
Форма организации детей Название Задачи Участники Ответственные
Просмотр презентации на видео. «Что такое туризм?» Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.
Выявить знания детей о туризме.
Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Консультация для воспитателей «Прогулки и походы на территории детского сада» Познакомить воспитателей с тем как можно организовать туристический поход на территории детского сада. Учить побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес,
знакомить детей с родным краем.правилам безопасного поведения в природе. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Консультация для родителей.
«Детский
туризм - дело серьёзное» Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес,
знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Литературная гостиная.
Чтение.
Загадки о ягодах и грибах
Сказка
«На лесной
тропинке»
«Не ешь незнакомые ягоды в лесу"
Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Игра - исследование.
«Сундук пирата" Закрепить умение находить
север, юг, запад,
восток с карты. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Просмотр презентации на видео.
как подготовиться к путешествию Выявит уровень знаний детей о
туризме. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Просмотр презентации на видео.
костры используемые в походе Закреплять знания детей о
безопасном поведении в лесу,
инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Соревновательная игра. "Кто быстрее
соберёт рюкзак?" Закрепить знания детей о
том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Разучивание туристских речёвок, песен.
Речёвка «Мы туристы"»
Песни «Вместе весело шагать"» Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,
объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Консультация для родителей
"Как научить
детей любить и беречь природу" Рекомендовать родителям с
малых лет давать детям экологическое воспитание.
Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Игра
"Придумай и
отгадай" Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных
предметов выбирать
необходимые
для похода, которые удобно перено-
сить в рюкзаке. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
Литературная гостиная.
Чтение. Загадывание загадок.
Пословицы,
народные
приметы. инструкто по физкультуре . Духина Д.С.
В ходе организации пешеходных прогулок широко использовались:
• разнообразные средства туризма: физические упражнения с использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств: координация движений - прыжки с одной ноги на другую, по кружкам, спрыгивание с повышенной опоры, прыжки в глубину и др, упражнения на равновесие (ходьба по бревну, по наклонной лестнице, ходьба по веревке и т д.), игры на ориентировку в пространстве («Разверни круг», «Найди свой дом», «Ручейки и озера».);
• подвижные игры с поисковыми ситуациями – «Поиски клада», «Полоса препятствий», «Игры-эстафеты», проводимых как в помещении, так и на местности,
• доступные для дошкольников туристические упражнения ( укладка рюкзака, палатки)
игры и соревнования с туристской тематикой: “Охотники и
зайцы”, “Заготовим дрова для костра”“Принеси воды с
родника”
• игры с элементами спорта.
«Совместная деятельность взрослого и ребёнка»
Интегрированные виды детской деятельности Формы и методы Средства
Продуктивно-познавательная
Познавательно-исследовательская
Познавательно-игровая Продуктивно-игровая
Литературно-познавательная Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др., сюжетно-ролевые игры).
Практические занятия в помещении и на местности. Художественно-иллюстративный материал
Библиотека
Стимульный материал
Раздаточный материал
«Самостоятельная деятельность детей»
Интегрированные виды детской деятельности
Предметно-развивающая среда
Продуктивно-познавательная
Познавательно-исследовательская
Познавательно-игровая
Литературно-познавательная Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы ребята туристята")
Журнал «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме")
Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».
музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
• сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
• совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, умение разводить кастры, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
• Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Содержание эколого - туристской подготовленности
дошкольника:
1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.
Дети должны знать какую пользу приносят походы и экскурсии. Дать понятия таким виды туризма как: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.
2. Удивительный мир растений и животных.
Рассказать о растениях и животных родного края.
3. Помогу себе сам.
Дать понятия о растениях - врагах и друзьях: о лекарственных, плодово-ягодных, съедобных грибах. Осторожно - ядовиты!
4. Собирайся, дружок, в поход.
Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских узлов.
Правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки.
5. О карте.
Какие карты бывают. Что такое компас.
Определение севера, юга по компасу. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории.
«Совместная деятельность взрослого и ребёнка»
Интегрированные виды детской деятельности Формы и методы Средства
Продуктивно-познавательная
Познавательно-исследовательская
Познавательно-игровая Продуктивно-игровая
Литературно-познавательная Беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др., сюжетно-ролевые игры).
Практические занятия в помещении и на местности. Художественно-иллюстративный материал
Библиотека
Стимульный материал
Раздаточный материал
Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».
музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
• сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
• совместная работа родителей и детей ( умение разводить кастры, умение ориентироваться на местности)
• Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Результативность работы
Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научились способам оказания доврачебной помощи, ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.
Что еще немаловажно: в известных нам программах по физическому воспитанию мало уделено внимания такому виду движения, как лазание. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания, перелезание, подлезание, ползания по наклонным поверхностям, скальным стенкам, по тренажеру "Паутина", спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.
Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научились проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком. Увеличилась массовость посещения спортивных мероприятий, спортивных секций вне детского сада.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Издательство “Российское педагогическое агенство”, 1997.- 132 с.
3. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений. (Минераловодский отдел образования: проблемы, поиск, опыт). - М.: Горизонт, Ставрополь: Сервис-школа, 1999. – 156 с.
4. Завьялова Т.П. Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием подвижных игр в процессе подготовки юных туристов ( из опыта работы). - Тюмень: ТГУ, 1993.
5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 – 207 с.
6. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание, - 1996 №7 - С. 20-25.
7. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник Ас ЭКО, - 1994- вып. 3-4 - С. 3-7.
8. Мамонова Ю.Н. Программа краеведо-туристской деятельности в детском саду: В сб.: Краеведо-туристская работа с дошкольниками /Материалы научно-практической конференции, 16 февраля 1995. - М: ЭЦДЮТЭ “Родина”, 1995. - С.31-45.
9. Цветкова И.В. Туристятам: Книжка - раскраска и книжка-подсказка маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ “Родина”, 1993 - 30 с.
10. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986 – 400 с.
11. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности “Дошкольное образование” / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева; Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Сморуковой. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.
12. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М.; 1993. – 30 с.
13. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методические пособие для воспитателей детских садов и учителей, - Мн.: “Асар”, 1996. – 128 с.
14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
15. Николаева С.Н. Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
16. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников - М.: Новая школа, 1993. – 16 с.
17. Николаева С.Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.
18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева - М.: Просвещение, 1985 – 174 с.
19. Прохорова Г.А. Программа дошкольного экологического воспитания Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. - Курган.: ГУНО, Областной Комитет экологии и природных ресурсов, 1993. - С. 5-13.