Проект : «Здоровье это наше богатство» (Здоровье-сберегающие технологии в МБДОУ)
проект (младшая группа) на тему
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие " здоровье сберегающие технологии" прочно вошли в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект оздоровительной работы в ДОУ | 113.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №23 комбинированного вида»
Проект : «Здоровье это наше богатство»
(Здоровье-сберегающие технологии в МБДОУ)
Девиз проекта: Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться
Подготовила:
Воспитатель группы № 2 «Капитошка»
Малютина О.А.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Здоровье это наше богатство»
Тип проекта : Физкультурно-оздоровительный
Характер проекта : Информационный, физкультурно- оздоровительный
По продолжительности: долго –срочный
По количеству: 25 детей
Предмет исследования: здоровье человека
Участники проекта : дети младшей группы № 2 «Капитошка», воспитатель группы Малютина О.А., инструктор по физической культуре Власова Е, В., музыкальный руководитель Ключникова С.К. родители воспитанников.
Актуальность проекта:
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровье сберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
“Здоровье сберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Проблема проекта:
Организация совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровье сберегающих технологий в семью.
Цель проекта:
Обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.
Задачи проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности дошкольников
- Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
- Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Виды здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей; здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня физической подготовленности детей.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья детей, а также заинтересованности и активности участия родителей в жизнедеятельности ДОУ.
3. Изменение уровня заболеваемости детей в течении года.
Интеграция образовательных областей
Коммуникативное
- Беседы
- Свободное общение
Познание
- рассказ воспитателя
- рассматривание иллюстраций
-просмотр слайдов, фильмов
Исследовательская деятельность
- Что такое здоровье
- Зачем нам быть здоровым
- Если я заболел
Чтение художественной литературы
- Чтение рассказов, стихов, загадок, пословиц
Художественно эстетическое
- Продуктивная деятельность
- Совместное творчество с родителями
- Музыкальные развлечения
- Музыкально- дидактические игры
Социально-личностное развитие
- Беседа « Наше здоровье»
- С.р. игра « Мы спортсмены»
Физическое развитие
- Физминутки,
- Подвижные игры,
- Пальчиковые игры
- Игры с массажными мячиками
Этапы проекта
1. Подготовительный
- Диагностика уровня заболеваемости детей на начало учебного года.
Результаты диагностики показали, что у детей высокий процент заболеваемости
- Анкетирование родителей «Здоровье Вашего ребенка» По результатам тестирования родителей выявлен низкий уровень сформированности здорового образа жизни у детей. Многие родители не соблюдают режим питания, режим дневного сна, режим дневных прогулок, режим ночного сна. Следствие этого нарушения ребенок становится раздражительным, плаксивым, быстро утомляется. Все это приводит к ослаблению детского растущего организма и частых заболеваний.
Таким образом, мы поставили перед собой цель ежедневно проводить с детьми подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, массаж, хождение босиком, давать детям зеленые витамины( лук, чеснок, зелень, лимон)
2. Основной.
Этот этап осуществляется на протяжении учебного года в разных направлениях:
Комплексно- целевая работа по формированию здорового образа жизни
- Коммуникация
Беседы, общение, занятия
- Исследовательская деятельность
«Витамины растут на грядке».
- Культурно-гигиенические навыки
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.
Режим дня. Активный и пассивный отдых.
Профилактика инфекционных заболеваний.
- Прогулка
Подвижные и спортивные игры на свежем воздухе
«Листопад»
«Беги к тому, что назову»
«По узенькой дорожке»
«Лошадки»
«Догони мяч»
«Шире шаг»
- Дыхательные упражнения
Пузырики
Насосик
Говорилки
Сдунь бабочку
- Художественно -эстетическое развитие
Лепка, аппликация, рисунок
3 Работа с родителями
Консультация для родителей: «Особенности закаливания»
Анкетирование
Совместное творчество «Волшебные следочки»
«Беседа о здоровье и чистоте».
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.
-Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дня дома и в детском саду).
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.
-Дети должны уметь правильно умываться.
-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
В-третьих, это гимнастика, физ. занятия, закаливание и подвижные игры.
-Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
По утрам зарядку делай будешь сильным, будешь смелым.
Прогоню остатки сна одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна помогает здорово.
-Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
В-четвертых, культура питания.
-обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Вини – Пух в гостях у Кролика»;
- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус!», «Будь здоров!»
Отсюда вывод:
НЕЛЬЗЯ: пробовать все подряд, есть и пить на улице, есть не мытое, есть грязными руками, давать кусать, гладить животных во время еды, есть много сладкого.
Исследовательская деятельность
«Витамины растут на грядке»
- Ребята посмотрите, кто это нас дожидается? (Обращает внимание детей на игрушку Хрюша).
- Да это же Хрюша к нам в гости пришёл. Здравствуй, Хрюша!
- Здравствуйте, ребятки! (Воспитатель от имени персонажа).
- Мы рады, Хрюша, тебя видеть, правда ребята? (Да)
- Поиграй с нами, мы с ребятами знаем много весёлых игр.
Мотает головой. – Нет, не хочу.
- Хрюша, а почему ты такой не весёлый? Даже играть с нами не хочешь? И зачем ты горлышко шарфиком завязал?
- Ох, ох, Я кажется, заболел.
- И что же у тебя болит?
- Всё болит – от ушей и до хвоста.
- Что же делать то, ребятки, Хрюша то заболел? (Полечить, вызвать доктора)
- А вы сходите в аптеку и купите мне много- много таблеток и быстро поправлюсь.
- Как вы думаете, правильно нам Хрюша предлагает купить лекарство в аптеке? (Нет, нужен доктор, он знает какое нужно лекарство).
- Что ты, Хрюша, даже наши детки знают, что если заболел, то надо вызвать врача, только врач, может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто не правильно питался и поэтому ослаб.
- А вы, что знаете, какие продукты полезны для здоровья, а какие нет? (Да, конечно знаем).
- Мы сейчас отправимся в наш магазин и наши ребятки научат тебя выбирать полезные продукты. чтобы всегда оставаться бодрым и весёлым. Д/и «Полезно не полезно»Инструкция: выбрать только те продукты, которые полезны для нашего здоровья. А не полезные продукты оставить в магазине.
- Посмотри, Хрюша, сколько полезных продуктов мы выбрали для тебя. Чтобы быть бодрым и весёлым нужно питаться правильно.
Дети садятся на стульчики. – А ещё, Хрюша, мы для тебя приготовили целый мешок витаминов. Показывает мешочек. Д/и «Чудесный мешочек». дети достают по одному овощу или фрукту называют и рассказывают о нём.
- Какие же это витамины?
- Самые настоящие, даже наши дети знают что во всех фруктах и овощах находятся полезные витамины. Свежие овощи и фрукты заменяют самые лучшие витамины из аптеки. Будешь постоянно кушать, их и не будешь болеть. А вы, ребятки, любите овощи и фрукты? (да) Тогда сейчас посмотрим, сможете ли вы угадать их на вкус. Д/ и «Угадай на вкус».
- молодцы, ребята., все овощи и фрукты угадали, положим их тоже в хрюшину корзинку. будет укреплять своё здоровье. Давайте скажем все вместе, что бы Хрюша запомнил:
«Чтоб здоровым и сильным быть,
надо фрукты овощи любить.
Все без исключения, Текст проговаривается с движениями.
в этом нет сомнения!»
- Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей? (Суп, салат). А из фруктов? (компот, варенье). Молодцы ребята. Давайте приготовим для Хрюши вкусный компот, что бы он мог всю зиму укреплять своё здоровье полезным компотом из фруктов.
Аппликация «Готовим компот».
- Ну. вот хрюша теперь и ты знаешь, как надо правильно питаться, чтобы всегда быть здоровым.
- Спасибо, ребятки, пойду домой буду кушать овощи и фрукты и пить замечательный компот и никогда больше не буду болеть. До свидание, ребята!
Формирование культурно-гигиенических навыков в группе младшего возраста (3 – 4 года).
Программные задачи: 1. Продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, обмывать руки, пользоваться личным полотенцем. 2. Формировать навыки личной гигиены. 3. Воспитывать желание ухаживать за собой.
Дидактический материал: Потешки на тему культурно-гигиенических навыков.
Словарная работа: Активизация словаря: мыло, вода, полотенце. Обогащение словаря: намылить, пена, насухо.
Ход. Обращаю внимание детей на то, что после рисования замарались ручки. Спрашиваю: - Что нужно сделать, чтобы ручки стали чистыми? (Ответ детей). - Правильно. Надо их вымыть.
Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть.
Приглашаю детей в умывальную комнату вымыть руки. Напоминаю детям, что перед тем, как мыть руки, необходимо закатать рукава.
Кто рукавчик не засучит, Тот водичку не получит.
- А помогут нам вымыть руки мыло и вода.
Чище мойся, Воды не бойся.
Открываем кран, берём в руки мыло, подставляем под воду.
Тёплой водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму, И ладошки им потру. Затем намыливаем, чтобы появилась пена. После этого подставляем ладошки под воду и смываем пену.
Ладошки друг о друга трутся, Друг друга обнимают. Правой моем левую, Левой моем правую.
Проверяю, чтобы все дети хорошо промыли руки. Продолжаю учить детей. - Кто вымыл руки, отжимаем над раковиной, чтобы на пол не набрызгать. Находим своё полотенце, снимаем, разворачиваем, вытираем ручки насухо. Помогаю детям индивидуально во время мытья рук. После того как все помыли руки, предлагаю: - Давайте друг другу покажем, какие у нас стали чистые ручки. Дети показывают, а я в заключении говорю:
Чище мойся, воды не жалей. Будут ладошки снега белей.
- Молодцы, ребята, все вымыли чисто руки, можете идти играть. |
Подвижные игры
По узенькой дорожке
Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).
Ход игры
Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочишь ножки.
Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!»
Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!»
Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку – бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети.
Игра повторяется 2-3 раза
Лошадки
Цель. Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.
Ход игры
Дети распределяются в пары по желанию: один - лошадка, другой - кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно. Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.
Мыши и кот
Цель. Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Ход игры
Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.
Дыхательные упражнения
ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Пальчиковые игры
Игры с массажным мячиком
Массажный мячик эффективное средство для расслабления мышц и снятия последствия стресса, которое можно использовать ежедневно. пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания , улучшает приток крови и активизирует кровообращение. При выполнении упражнений с массажный мячом задействуются глубокие мышечные структуры.
Музыкальное развлечение
«Путешествие в лес»
Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье дошкольников.
Задачи:
- Формирование представлений о здоровом образе жизни .
- Развитие разнообразных двигательных и физических навыков.
- Обучение детей элементам самомассажа .
Материал:
• магнитофон, аудиокассета с музыкальными записями:
• шумовые музыкальные инструменты;
• бубен;
• ёлочка:
• домик;
• зайчики;
• снеговик;
• письмо;
Ход занятия:
Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! За окном лежит белый, пушистый снег, мороз щиплет за щечки. А в вашем детском саду тепло и уютно. У меня такое прекрасное настроение! Очень хочется поделиться им с вами.
Песня - распевка «Доброе утро!»
(самомассаж)
Доброе утро! поворачиваются друг к другу, разводят руки в
Улыбнись скорее! стороны,
И сегодня весь день хлопают в ладоши,
Будет веселее.
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы вправо и влево
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем движения по тексту
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Муз. рук.: Ребята, как здорово с вами! А теперь давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Константиновна. А вот когда я была такая же, как вы сейчас, меня называли Света. А как зовут вас, я сейчас узнаю с помощью вот этого волшебного бубна.
Передают бубен по кругу, называя своё имя и простукивая об него.
Муз. рук.: Вот мы и познакомились. Теперь мы друзья! А что делать друзьям в такой чудесный день? (Ответы детей.) Конечно, играть и веселиться. И я предлагаю вам отправиться всем в лес за приключениями. Но сначала нам надо потеплей одеться – ведь на улице холодно.
Упражнение ритмопластики
Валенки, валенки Ставить ногу вперед на пятку
и водить одну носком из стороны в
сторону
Не велики, не маленьки Ноги ставить вместе, руки сначала
разводить в стороны, затем
приближать ладони друг к другу
А как раз по ноженьке Наклонившись вперед, поглаживать
Нашему Сереженьке ноги ладонями снизу вверх.
Муз. рук.: Все тепло оделись? Тогда в путь!
Комплекс ритмических упражнений
Муз. рук.: Вот мы и в лесу. Вам не холодно? Чтобы согреться – надо поближе стать, и сделать себе массаж.
Игровой массаж «Мы согреемся немножко»
Муз. рук.: Ну, что теплее стало. Ребята, а вы заметили, как в лесу легко дышится. А почему? (Ответы детей). Давайте подышим чистым, свежим воздухом.
Упражнение на дыхание
«Сдуй снежинку»
Муз. рук.: Ребята, смотрите, под ёлочкой зайчики сидят! Но что-то они очень грустные. Как вы думаете, почему? А, давайте спросим. (Спрашивают). Понятно, зайчикам скучно, давайте мы с ними потанцуем и они станут веселее.
Музыкальная игра «Зайка серенький сидит» (ритмопластика)
Муз. рук.: Ой – ой - ой, какой красивый дом стоит на опушке. Интересно кто в нём живёт? Как вы думаете? (Ответы детей). А вы знаете игру про Оленя?
Логоритмическое упражнение «У оленя дом большой»
Муз. рук.: Да, Олень очень добрый. Смотрите, здесь какое-то письмо. Ну-ка прочитаем, что нам Олень написал.
Читает: Спойте песенку и с помощью музыкальных инструментов изобразите звуки леса.
Муз. рук.: Интересно, как же нам изобразить звуки леса? Сейчас я песенку спою, а вы подумайте, какие инструменты нам надо выбрать.
Песенка – оркестр «Выпал беленький снежок»
Муз. рук.: Ребята, у нас получилось! Мы с вами настоящие музыканты!
Всё-таки Олень очень добрый. Не зря его называют благородным. Но мы ведь с вами тоже воспитанные и благородные? Давайте Оленю тоже сделаем что-нибудь приятное. Но что? (Предложения детей). А может, слепим снеговика! Олень вернётся домой – а здесь его будет поджидать снеговик – наш сюрприз.
Давайте, слепим снеговика из этого большого кома снега.
Упражнение «Снеговик»
(самомассаж биологически активных точек для профилактики простудных заболеваний)
Муз. рук.: А снеговик один не хочет танцевать. Потанцуем вместе с ним?
Танец «Снеговиков»
Муз. рук.: Хорошо потанцевали. Но нам уже надо возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и скажем ему красивые, приятные слова.
Музыкально –дидактические игры
«Весело-грустно»
Цель. Игра на определение характера музыки
Пособия. Две большие карточки с изображением веселого и грустного гнома, пиктограммы грустно-весело по количеству детей
«Угадай, на чем играю»
Цель. Игра для развитие тембрового слуха
Пособия. Детские музыкальные инструменты: небольшая ширма
«Птица и птенчики»
Цель. Игра для развитие звуковысотного слуха
Пособия. Картинка с изображением дерева и птичек
Конспект прогулки
«Подвижные игры на прогулке для детей второй младшей группы»
Цель: Формировать потребность в двигательной активности.
Задачи : Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями.
Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию ходьбы, бега, прыжков.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Физическая культура», «Познание»
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, какое сейчас время года?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А почему вы так считаете?»
На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, люди одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.
А ещё зимой часто дует ветер.
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
Сегодня у нас будет необычная прогулка. Я приглашаю всех вас в зимний лес.
В зимний лес всех на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь
Крепко за руки беритесь.
Идём по дорожке (обычный шаг). Ой, а в лесу сугробов намело! (шаг с высоким подниманием коленей).
Воспитатель. «Вот мы и пришли в лес. Какие здесь высокие деревья. Покажите, ребята, какие они высокие». И. п. ноги на ширине плеч. Дети тянут руки вверх, поднимаясь на пальчики (2-3 раза).
«А вот и кустики. Они низкие. Покажите, какие они низкие». И. п.: ноги на ширине плеч. Присесть, ноги врозь (2-3 раза).
Воспитатель: А какие животные живут в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Зимой беленький,
А летом серенький,
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц)
Какая шубка на зайчике зимой? (белая)
А летом? (серая)
А почему?
Ответы детей.
А сейчас мы с вами превратимся в зайчиков.
Дети становятся около воспитателя и приседают на корточки.
Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Кто-то зайку испугал.
Зайка прыг. и спрятался.
Дети и садятся на корточки и закрывают лицо ладошками.
Воспитатель: А вот ещё одна загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса
Кто это? (Лиса)
А за кем охотится лиса? За зайчиком.
А давайте поиграем в игру «Лисичка и зайчики». Дети зайчики, у воспитателя кукла-марионетка лиса.
По лесной лужайке
Разбежались зайки. – «зайчики» бегают
Вот какие зайки,
Зайки- побегайки!
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок. - присаживаются и роют лапкой землю»
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки!
Вдруг бежит лисичка, - «лисичка» бегает между ними
Рыжая сестричка.
Ищет – где же зайки,
Зайки-побегайки! Дети разбегаются.
А вот еще одна загадка:
Он коричневый, лохматый
Угадайте-ка ребята,
Кто построив тёплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (медведь)
Давайте превратимся в медвежат:
Подошёл к дороге (ходьба на внешнем своде стопы)
Мишка из берлоги
Лапами захлопал (хлопают).
По снегу затопал (топают).
Ребята мы сегодня гуляли с вами в зимнем лесу, встретились с лесными животными, весело поиграли. Вам понравилась наша прогулка. Ответы детей.
Воспитатель. Все мы весело играли
И немножечко устали
Посмотрели на часы
В группу нам пора идти.
Дети берутся за руки и идут за воспитателем змейкой между деревьями.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Особенности закаливания»
Дошкольный возраст – это тот период, когда закладываются основы здорового образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.
Оздоровление детей не результат одного дня деятельности, а спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период, которая проводится систематически в течение всего времени пока, ребенок посещает детский.
Так что же такое закаливание?
ЗАКАЛИВАНИЕ - это система закаливающих мероприятий в режиме дня ребёнка, а не использование отдельных закаливающих процедур.
Закаливание детей в современных условиях.
Закаливание – это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.
В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:
-Закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
-Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности (силе);
-Закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
-Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребёнка ( оптимальная (по санпину) температура воздуха и соответствующая одежда).
-Допустимо использование различных сочетаний закаливающих воздействий в зависимости от конкретных условий дошкольных учреждений.
-Для реализации этих факторов нужна система закаливающих мероприятий, включающая элементы закаливания в повседневной жизни, органично вписывающиеся в каждый режимный момент, и специальные закаливающие воздействия.
При закаливании дошкольников круглый год максимально должны использоваться естественные природные условия. Как известно, воздействие воздуха (воздушные ванны за счёт облегчения одежды, во время переодевания ребёнка, утренней гимнастики, прогулки и т.д.) является более слабым раздражителем, чем вода, обладающая большой теплоёмкостью. Поэтому воздушные ванны можно проводить длительно, тогда как водные процедуры только кратковременно.
Первым требованием, при проведении закаливания детей в дошкольном учреждениях, является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это – прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка, способствующие поддерживанию нормального теплового состояния.
Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается постоянным и периодическим сквозным проветриванием, что создаёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. В холодный период года сквозные проветривания проводятся кратковременно ( 5-7 мин) в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5 градусов, и она может опускаться до +14-16 градусов.
При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответствовать гигиеническим нормативам:
Дети до 3 лет - +22 градуса +_ 1 градус
Дети 3-4 лет +21 градус
Дети 5-7 лет +20 градусов.
При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда ( майка, рубашка или платье) и гольфы или носки.
Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребёнка на внутренней стене помещения.
Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми проводится комплекс физических упражнений, включающих в себя :
Потягивание
Дыхательные упражнения
Движения, формирующие осанку и свод стопы - хождение по массажной дорожке.
Младший возраст -5мин.
Старший возраст – 8 минут.
Закаливание ребёнка на открытом воздухе проводится во время прогулок. При этом нужно соблюдать :
Правильную двигательную активность детей
Одежда ребёнка должна соответствовать сезону и обеспечивать свободу движений.
Дети до 4 лет выходят на обычную прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха -15 градусов, 5-7 лет – до – 20 градусов. При более низких температурах и сильном ветре время прогулки сокращается.
Закаливающие процедуры
-Утренняя гимнастика
-Бодрящая гимнастика после дневного сна
-Ходьба по массажной дорожке босиком после дневного сна;
- Массаж стоп массажными мячиками
-Водные процедуры – мытье рук до локтя после дневного сна;
- прием зеленых витаминов ( лук, чеснок, лимон)
-В теплое время года:
-дневной сон с открытыми форточками;
-солнечные процедуры.
-умывание рук до локтей
-мытье ног после прогулки
Проведение закаливающих процедур после дневного сна в группе.
Температура воздуха в группе +19-20*
Одежда детей: трусы, майка.
Правила организации физических упражнений:
Количество повторений каждого упражнения – 4-5 раз;
Темп выполнения – медленный;
Характер движений – плавный;
Каждый блок упражнений должен сопровождаться мышечным напряжением и заканчиваться мышечным расслаблением, т.е. ребенок должен чувствовать амплитуду движений.
Дыхание – спокойное, носовое, без задержки в ходе упражнения ( на раз – вдох, на два – выдох);
Упражнения воздействуют:
- на все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук;
-упражнения проводятся на все группы мышц, включая и глазодвигательные;
-упражнения начинают проводить, когда ребенок только что проснулся, но еще лежит в кровати, при этом сохраняется возможность для того, чтобы дети просыпались постепенно;
- на последнем этапе используются упражнения на развитие двигательных навыков.
Хождение по массажной дорожке
В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.
По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.
После окончания упражнений, дети выполняют водные процедуры – умывают лицо и руки до локтей.
Общая продолжительность закаливающих процедур -10 минут.
Еще в XVIII веке русский врач и физиолог С. Г. Зыбелин писал: «Воспитание есть двоякое — телесное и нравственное». Касаясь телесного, или, как сейчас говорят, физического, воспитания, он рекомендовал широко использовать в детском возрасте для укрепления здоровья воду, воздух, солнце и движения.
Эти взгляды не утратили своей актуальности и в наши дни. Достаточно обратиться к мыслям крупнейшего советского ревматолога профессора А. И. Нестерова. «Среди конкретных предупредительных противоревматических мероприятий для здоровья людей и особенно для детей основное значение имеет закаливание организма по отношению к внешним температурным воздействиям: охлаждениям, сквознякам и т. д., — пишет он. — Именно повышение устойчивости и сопротивляемости организма с самого раннего детства путем максимального использования свежего воздуха и воды, закаливания организма, физической культуры, физического труда, спорта, соблюдений Правил личной гигиены (душ, ванны, обтирания), гигиены жилища (свежий воздух, борьба с запыленностью воздуха жилищ), гигиены труда является основой для предупреждения ревматизма и тех очагов инфекций, которые предшествуют его развитию». Закаленный ребенок способен противостоять резким и длительным охлаждениям, он свободно переносит облучение солнечной радиации, становится лучше приспособленным к внезапным переходам от тепла к холоду, к физическим нагрузкам и т. д.
Приступая к закаливанию ребенка, необходимо помнить о некоторых анатомо-физиологических особенностях его организма. При проведении закаливающих процедур, которые создают определенную нагрузку на организм ребенка, надо учитывать приспособительные возможности его физиологических функций.
Терморегуляция у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще недостаточно развита. Дело в том, что у них при малой массе относительно большая поверхность Кожи. Этот фактор в сочетании с большим количеством поверхностно расположенных кровеносных сосудов способствует более высокой теплоотдаче, чем у взрослых, что чревато в одних случаях быстрым переохлаждением тела, в других — перегревом организма ребенка.
Заботиться о правильном закаливании детей следует с самого раннего возраста, а затем продолжать его без перерыва в ясельном, дошкольном и школьном возрасте. При этом положительный эффект может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания.
При закаливании детей от родителей требуется достаточное терпение и максимум настойчивости. Однако эта настойчивость ни в коей мере не должна носить характер принуждения.
Закаливание детей можно начинать в любое время года, но проводить его надо круглый год. Советский педиатр А. А. Кисель писал по этому поводу: «В смысле улучшения здоровья детей зима имеет большее значение, чем лето. Наше короткое лето совершенно недостаточно для укрепления здоровья детей. Можно сказать, что лето — для души, а зима — для здоровья». Выбирая закаливающую процедуру для ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние организма, характер физического и психического развития, реакцию на окружающую обстановку. Состояние ребенка оценивается, исходя из его возраста и ранее перенесенных заболеваний.
Закаливание надо начинать проводить только тогда, когда ребенок здоров. Однако совершенно ошибочно мнение, что закаливание противопоказано детям ослабленным, часто болеющим, с пониженным аппетитом и беспокойным сном. Напротив, проводимые под контролем врача закаливающие процедуры способствуют укреплению здоровья.
Температурная карта тела новорожденного ребенка.
Родителям необходимо помнить, что требуется постоянный контроль за здоровьем детей. Консультации по закаливанию детей, особенно раннего возраста, можно получить в кабинете здорового ребенка, который существует при каждой детской поликлинике.
Врач поликлиники, изучив характерные особенности ребенка, его развития, установит дозировку всех видов закаливания. Если малыш ходит в ясли или детский сад, то родителям следует согласовать способы его закаливания с врачом дошкольного учреждения, чтобы были единые подходы к этому важному и нужному делу.
Естественно, для закаливания ребенка широко используются вода, воздух и солнце. При этом гармоничное их сочетание является наиболее эффективным.
Результаты проекта:
-для детей:
1) у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;
2) дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина), о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).
-для родителей:
1) родители с желанием приняли участие в спортивном развлечений
2) выразили желание приобрести массажные дорожки для группы и дома;
-для педагогов:
1) установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Здоровый малыш - наше будущее!"
«Здоровье детей - это будущее нашей страны». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Соблюдение и укрепления здоровья невозможно без соблюдения прави...
Фотоотчёт -презентация проекта "Здоровый малыш - наше будущее!"
Цель проекта -Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы и игры в разных видах деятельности.Задачи проекта...
Фотоотчёт -презентация проекта "Здоровый малыш - наше будущее!"
Цель проекта -Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы и игры в разных видах деятельности.Задачи проекта...
Методическая разработка: Проект " Здоровье в наших руках!"
Проект "Здорвье в наших руках!" в старшей группе. Задачи:- Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни - Совершенствовать физические способности в совместной двигательно...
Детско-взрослый проект «Здоровые зубы — наша гордость»
Кариес зубов остается одним самых распространенных заболеваний детей дошкольного возраста в России. Проблема сохранения здоровья зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременно...
Проект "Здоровые дети- наше будущее!"
Проект по формированию здорового образа жизни, потребности заниматься физкультурой и спортом ( с пприложениями по хатха-йоге). Предназначен для воспитателей подготовительной группы....
проект " Здоровье в наших руках"
цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики1.развитие пространственной ориентации,2.развитие зрительно-моторной координации,3.развитие мелкой моторики к...