Актуальность занятия плаванием детей.
статья на тему

Шадрина Татьяна Алексеевна

Актуальность занятия плаванием детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_zanyatiy_plavaniem_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность занятий плаванием детей дошкольного возраста.

       Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

    Конвенция ООН о правах ребенка;

    Конституция Российской Федерации.

    Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.

          Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.

          В системе образовательной деятельности физическое воспитание детей дошкольного возраста находится на одном из первых мест. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

          Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. физическое развитие включает:

 -  приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, бросание),              -  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 Оздоровительный эффект плавания Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда. Воздействие воды на организм начинается с кожи.  Омывая тело пловца  вода очищает кожу,  улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.  Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких. Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты. Существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость. Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме. Анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца. Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании брассом. Горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов. Следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.  В 1971 году Международная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста.

Влияние занятий плаванием на нервную и иммунную систему. 

      Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на высшую нервную деятельность человека. Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.

     Рассмотрев оздоровительное воздействие занятий, плавание на сердечно - сосудистую, дыхательную, нервную системы, опорно-двигательный аппарат, безусловно, необходимо отметить, что кроме этого плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства  иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям. Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям. 

Прикладное значение плавания. 

    «Он не умеет ни читать, ни плавать» - так в Древней Греции говорили о человеке недостойном называться гражданином. В то время умение читать и плавать рассматривалось как символ разностороннего развития человека .В наше время умение плавать жизненно важный прикладной навык.  Прикладной функцией плавания является сохранение жизни людей.

Обучение плаванию в детском саду - одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка - оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.  Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейнах, что особенно важно для проживающих в северных районах страны, где возможности для занятий плаванием  даже в летнее время ограничены. Тренерам и специалистам, ведущим занятия с детьми в бассейнах, следует знать особенности физиологии и анатомии ребенка. В группах компенсирующей направленности интегрированный подход в оздоровлении детей с общим недоразвитием речи, через водную среду бассейна в детском саду, имеет три основные особенности.

         Первая особенность - сопоставление средовых закономерностей эволюционного (филогенетического) и индивидуального (онтогенетического) развития движений. Движение ребенка совершается в различном окружении - в водной, наземной, социальной средах.

         Вторая особенность - коррекция речевого развития, через двигательное развитие в трехмерном пространстве водной среды.

         Третья особенность - это формирование сенсомоторных и психомоторных процессов. Коррекция первоначально проявляется как развитие нервной системы и психических функций ребенка. Через оптимальное формирование центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений развитие нервной системы опосредует развитие и оздоровление всего организма.

         Водная среда воссоздала мостик прерванных связей и стала звеном эффективного преодоления речевых нарушений. Мозг ребенка еще помнит комфорт внутриутробного периода, трехмерный, объемный характер перемещений плода с матерью. Такое движение определяет развитие трёх важных центров заднего мозга: вестибулярных и слуховых ядер, связанных с ориентацией тела в трехмерном пространстве; центров координации движений всего тела. Сочетание упражнений коррекционной направленности, с упражнениями в воде при обучении детей плаванию, объединены в оздоровительную программу.

          По возрасту детей, и степени усвоения, программы выделены четыре возраста:

 младший возраст – с 3 - 4 лет

 средний возраст - с 4 - 5 лет.

 старший возраст - с 5- 6 лет.

 подготовительный возраст- с 6 - 7 лет.

 В каждый вошли:

-игры по освоению в воде, и обучению плаванию;

-упражнения на «суше», и на воде на развитие диафрагмального дыхания и регуляцию мышечного тонуса при обучении детей плаванию;

- комплексы по закаливанию детей в домашних условиях, для родителей;

 -разные виды закаливания в бассейне, в группе, дома;

-игры в воде с речью и движением на координацию при обучении плаванию;

-упражнения на развитие мелкой и общей моторики;

  В программе определены:

-возможности развития  дыхательной функции (через водную среду), как одной из основных при постановке речевого дыхания у дошкольников (диафрагмального, продолжительного, сильного, постепенного),

-согласованность дыхания и  движения при плавании;

- представлены методы коррекционной работы программы  в повышении уровня здоровья детей с общим недоразвитием речи в условиях бассейна детского сада;

-определено влияние серии коррекционно-развивающих и оздоровительных методов, направленных на повышение уровня здоровья детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада, и семей воспитанников.

          В бассейне детского сада успешно решаются задачи коррекционного характера совместная работа психолога, логопеда, музыкального руководителя, педагога и инструктора по плаванию, делают занятия в бассейне эмоциональными и интересными.

          Занятия плаванием позитивно влияют на психическую и эмоциональную сферу детей, обеспечивая высокий уровень усвоения программы, и решают главную задачу оздоровление  детей в детском саду через обучение плаванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей инструктора по плаванию. Занятия плаванием детей дошкольного возраста.

Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхат...

Актуальность логоритмических занятий - для детей раннего возраста

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года ...

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...

Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)

Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)...

Консультации для родителей о занятиях плаванием детей в бассейне

.Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. И, конечно, самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне  детского сада сопровождаются всегд...

Консультация "Актуальность занятий плаванием"

Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы, а затем всех систем организма....

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...