Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)
рабочая программа на тему
Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018.docx | 219.39 КБ |
Предварительный просмотр:
~ ~
ГБОУ Гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
СП «Черкизовская, 32»
Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)
Щелкалиной Н.В.
Москва, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение………………………………………………………………….…3
- Реализация образовательных программ………………………………….5
- Мероприятия………………………………………………………………..8
- Аналитический материал…………………………...………….………….10
Введение
В бассейне планируется работа по следующим направлениям:
- Адаптация детей к водной среде.
- Обучение плаванию различными стилями.
- Организационно-массовая работа.
- Развитие у детей навыков личной гигиены и понимания о ведении ЗОЖ.
- Расширение физических и умственных возможностей детей.
- Развитие творческого потенциала детей.
- Работа с родителями и воспитателями.
- Организация соревнований и спортивно-развлекательных мероприятий у детей.
- Методическая работа.
В ходе обучения детей плаванию должны быть выполнены следующие задачи:
Задачи:
оздоровительные:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- реализовывать потребность детского организма в физической нагрузки и движении;
- развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность, закаливание организма;
- совершенствование функциональных возможностей опорно-двигательного, формирование правильной осанки;
- учить бережному отношению к своему здоровью, личной гигиене;
образовательные:
- дать воспитанникам представление о ЗОЖ;
- расширять и углублять представления и знания о пользе занятий плаванием;
- ознакомить детей с различными способами плавания;
- развивать психофизические качества и двигательные способности (выносливость, силу, ловкость, гибкость, координацию движений, дыхательные функции)
- формировать умения и навыки правильного выполнения плавания спортивным способом плавания.
воспитательные:
- осуществлять первичную социализацию;
- воспитывать интерес к активной деятельности в воде;
- воспитывать нравственно-волевые качества: смелость, настойчивость, чувства собственного достоинства, самостоятельность, умение работать в команде, воспитание командного духа.
В качестве современных методик применяются: проектная деятельность; методика одновременного обучения плаванию; методика «сухого плавания», использование ИКТ и информационных технологий и проч.
Обучение основывается на следующих принципах:
- систематичность. Занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические;
- личностная ориентация. Учёт разно уровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
- доступность. Формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
- наглядность. Создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
- сопровождение. Систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
- комплексность и интегрированность. Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
Организация занятий в бассейне подчинена строгому календарному плану, который составлен с учетом всех требований, норм и образовательных стандартов, утвержденных на законодательном уровне.
Важное место в образовательном процессе занимает реализация здоровьесберегающих технологий.
Для сбережения и преумножения здоровья детей в бассейне должны проводиться:
1) Профилактика заболеваний детей (закаливание, укрепление иммунитета путем тренировок, общее укрепление организма, насыщение тканей и мышц кислородом).
2) Неукоснительное соблюдение гигиенических и режимных предписаний СанПиН.
3) Воспитания физической культуры и навыков ведения ЗОЖ у дошкольников.
4) Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, контроль физического развития.
Важным аспектом здоровьесберегающего процесса является взаимодействие всех участников образовательного процесса с общей целью. В этих целях проводятся беседы, семинары, круглые столы, в которых участвуют воспитатели, тренер по плаванию, родители.
Реализация образовательных программ
Обучение детей плаванию проводится по двум программам: «Водолей» и «Учусь плавать» (автор: Щелкалина Н.В.). Программы имеют сходные цели, дидактическое, методическое обеспечение и прочие характеристики, применяемые для анализа рабочей программы. Различия состоят лишь в конкретных целях и требованиях к умениям воспитанников, что объясняется реализацией данных программ среди детей различного возраста.
В рамках занятий реализовываются следующие образовательные программы:
- Программа «Водолей»
Возраст: дети от 3х до 6ти лет.
Цели:
- Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.
- Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.
- Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
- Обучить детей дошкольного возраста плаванию;
- Создать основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем):обеспечить закаливание и укреплению детского организма; обучить каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;
- Расширить спектр здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Дидактическое и методическое обеспечение:
- стенд: «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне»;
- иллюстрации с изображением водных видов спорта;
- картинки с изображением морских животных;
- картинки, схемы, модели, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания и т.д.
Материально-техническое обеспечение:
- плавательные доски;
- ласты;
- нудлы;
- игрушки и предметы (плавающие), разных форм и размеров;
- тонущие игрушки разных форм и размеров;
- нарукавники и т.д.
Литература:
1. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.
2. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.
3. Программы начального обучения плаванию/Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с. 4. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.
В качестве современных методик применяются: проектная деятельность; методика одновременного обучения плаванию; методика «сухого плавания», использование ИКТ и информационных технологий и проч.
- Программа «Учусь плавать»
Возраст: дети от 1,5 до 3х лет.
Цели:
Обучение детей раннего дошкольного возраста плаванию; закаливанию и укреплению детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).
Основное содержание программы составляют методические рекомендации и материалы по обучению детей плаванию.
- организация занятий в воде различной формы и содержания;
- плавание с предметами (нарукавниками, досками, игрушками).
Литература:
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.;
2. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду.
Наряду с реализацией комплексных программ образовательный процесс реализуется с помощью методических разработок – парциальных программ Щелкалиной Н. В:
- «Лечение сколиоза у детей с помощью занятий плаванием»
Подробная разработка, содержащая информацию о сколиотических заболеваниях и методах борьбы с ними при помощи лечебного плавания. Программа содержит не только теоретический, но и практический информационный материал: комплекс упражнений для коррекции осанки, выполняемый в бассейне. Данная разработка может быть применена для работы с детьми как раннего, так и дошкольного и младшего возраста.
- «Сухое плавание»
Данная разработка посвящена важному аспекту обучения плаванию – отработке техники основных стилей на суше. Содержит комплекс упражнений, направленных на выработку навыков и физических качеств ребенка – ловкости, быстроты, силы. Упражнения предназначены для обучения следующим стилям: кроль (живот, спина), брасс, баттерфляй (дельфин).
- «Прикладное плавание»
Многосторонняя проектная работа, направленная на выработку у детей знаний и умений по поведению на воде в экстремальных ситуациях. Дети учатся основам спасения утопающих, поведения в нестандартных ситуациях, ныряния, преодоления водных преград. Любой человек должен обладать данными знаниями и умениями для сохранения собственной жизни и жизни товарищей. Теоретическая база проекта –авторская программа и специальная литература (например, В. С. Васильев Обучение детей плаванию. –М.: Физкультура и спорт, 1989г.)
В рамках данного проекта реализуются следующие мероприятия:
а) Практические занятия с детьми, соревнования (старшая и подготовительная группы).
б) Беседы-консультации с родителями на различные темы.
в) Показательные мастер-классы.
г) Оформление стенда.
Мероприятия, которые должны быть проведены в течение учебного года:
- Спортивный праздник на воде «День Нептуна»
День Нептуна – досуг, который проводится по составленному педагогом сценарию.
- Традиционные соревнования «Быстрее! Выше! Сильнее!»; Соревнования «Командный дух» - эстафеты
- Серия мастер-классов «Учусь плавать» для детей; Мастер-класс «Стили плавания» для средней и старшей группы; Практические занятия по прикладному плаванию
Мастер-классы – это наглядная демонстрация техники плавания самим педагогом.
- Открытое занятие по теме «ЗОЖ начинается с семьи» для детей и их родителей; Дни открытых дверей для родителей детей всех групп; Беседа-семинар с родителями «Безопасность на воде в летний период» - вопросы безопасности, особенностей физической культуры и воспитания;
- Консультации с родителями по вопросам ЗОЖ, безопасного поведения на воде, самостоятельной работы с детьми; по индивидуальным вопросам, касающимся обучения плаванию.
- Теоретическое занятие «Безопасность на воде» для воспитанников;Теоретическое занятие «Олимпиада» - об истории и правилах Олимпийских игр;
Оценка результатов обучения: диагностическая карта
Для оценки освоения плавательных умений и навыков разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты исследования. Для выявления прогресса в умениях детей должен быть проведен мониторинг, результаты которого будут представлены в таблице. Представлено число детей, способных выполнить данное задание (показатель сравнения), в процентном соотношении.
А) Младшая группа (3-4 года)
Показатель Месяц | Выполнять выдохи в воду | «Звездочка» на спине и на груде с нарукавниками | Доставать игрушки со дна | Плавать любыми способами со вспомогательными средствами (5-7 метров) | Плавать без вспомогательных средств (3-5 метров) |
Ноябрь | |||||
Февраль | |||||
Май |
Б) Средняя группа (4-5 лет)
Показатель Месяц | «Отдых на воде» 5-10сек. | Выполнять спад в воду из любого положения | Плавать неспортивными и спортивными способами на 10 и более метров. | Плавать любым удобным способом с привольным дыханием без вспомогательных средств 5-7-9 м. |
Ноябрь | ||||
Февраль | ||||
Май |
В) Старшая группа (5-6 лет)
Показатель Месяц | Скольжение на груди и спине 3-4-5. | Выполнять 9-15 выдохов в оду | «Отдых на воде» 10-15 сек. | Плавать со сменой способов, не касаясь дна и стенок бассейна | Плавать любым способом со вспомогательными средствами более 15 метров. | Плавать без вспомогательных средств 7-9-12 м. |
ноябрь | ||||||
февраль | ||||||
май |
Г) Подготовительная группа (6-7 лет)
Показатель Месяц | «Отдых на воде» 15-20 сек. | Выполнять скольжение на груди и спине на 5-7 м. | При нырянии в длину (3-5 м) доставать со дна игрушки | Плавать со сменой способов 10-15 м. | Плавать в одежде 5- 7 м. | Плавать без вспомогате-льных средств 10-15 м. |
ноябрь | ||||||
февраль | ||||||
май |
Материалы для реализации данного планирования можно найти на авторском мини-сайте в пространстве nsportal.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио инструктора по физической культуре (плавание)
Содержит информациию о работе проведённой за межаттестационный период 2008-2012год. В разделе научно-педагогических и методических публикаций можно найти ссылки публикаций на других сайтах....
Консультация инструктора по физической культуре "Плавание - самый щадящий вид спорта."
Влияние занятий по плавание на физическое развитие детей....
Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения город
Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципаль...
годовой план работы инструктора по физической культуре (плавание) в ДОУ
Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами годовым планом работы инстректора по плаванию в детском саду....
Рабочая программа инструктора по физической культуре (плавание)
Рабочая программа инструктора по физической культуре (плаванию) разработана для создания у детей дошкольного возраста предпосылок для обучения их плаванию, сохранению здоровья и воспитания здорового о...
Программа по самообразованию инструктора по физической культуре (плавание)
Программа по самообразованию раскрывает способы решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников...
Годовой план инструктора по физической культуре (плавание)
Создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошколь...