проектная деятельность в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Макаркина Наталья Витальевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   по экологии

« Здравствуй, дерево!»

(Для детей старшей группы)

Воспитатель : Макаркина Н.В.

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Руководители проекта – педагоги.

Участники проекта – педагоги, дети, родители.

Сроки реализации – 3 дня, краткосрочный.

Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Тема: «Берёза».

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту — дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи:

1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.

2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

3.Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.

4Воспитывать интерес детей к объектам природы.

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Интеграция образовательных областей

Коммуникация

-Беседы

-Свободное общение

Познание

- Рассказ воспитателя

- Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций

Исследовательская деятельность:

-обследование и рассматривание листьев;

-определять форму: круглые, овальные, резные;

-окраску: оттенки зелёного, жёлтого цвета;

-величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

дидактические игры

Чтение художественной литературы

- Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

- загадывание загадок

- рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-личностное развитие

- Социализация

- Экскурсии: по участку детского сада

- Наблюдения

- Труд

- Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

- продуктивная деятельность

- совместная работа с родителями

Физическое развитие

- подвижные игры

-физкультминутки

Этапы проекта

1 Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2 Деятельный этап.

1 Беседа с детьми.

«В гости к Зайке».

Прогулка

1 Наблюдение за березами.

Знакомство с березой.

Исследовательская деятельность.

Игра «Узнай дерево».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».

2 Экскурсия по территории детского сада.

Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Дидактическая игра «Найди листок какой покажу».

Физкультминутка «Березонька».

Народные приметы про березу.

Работа с родителями.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».

Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».

Занятие

Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).

Рассматривание слайдов про березу.

Беседа про прочитанному произведению.

Дидактическая игра «Сложи картинку».

Физкультминутка «Березка».

Коллективная работа рисунок-аппликация «Осенняя береза».

3 этап – Коллективная реализация проекта.

1 Развлечение «Во поле береза стояла»

Хоровод возле березы. (под музыку «Во поле береза стояла»).

Исполнение песни про осень.

Инсценировка «Лесные музыканты».

Чтение стихов про березу.

Игра «Жмурки с Петрушкой».

Угадывание загадок про березу.

Игра- сюрприз «Прятки с платком».

2 Выставка рисунков и поделок сделанные детьми совместно с родителями.

Беседа с детьми.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.

(Группа разделена на 2 части на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик ,а на нем сидит зайка. Возле домика зайки береза.). Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).

Воспитатель: Ребята, прочитаем его?

Дети: Да, прочитаем.

Воспитатель: (читает). «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне пожалуйста разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»

Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке ?

Дети: Да.

(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)

Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь. (зайка показывает березу)

Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята догадались?

Дети: Да, это береза.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому что он белый и с белыми точками.

Воспитатель: Правильно береза единственное дерево в мире с белой корой. А чтоб побольше узнать про это дерево тебе ,Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем побольше про это чудо дерево. (Все вмести отправляемся и садимся на стульчики).

Прогулка

Наблюдение за березами.

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка?(Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

- Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку: Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья.)

Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» — составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев. Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев! А что бы узнать, что это за дерево, я предлагаем вам ответить на следующие загадки:

Не заботясь о погоде, Клейкие почки, В сарафане белом ходит, Зеленые листочки. А в один из теплых дней, С белой корой Май сережки дарит ей. Стоит под горой.Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели- коричневый ).

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?(БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза — единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?(Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим (дыхательное упражнение).

ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).

Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные.Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).

Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев. Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».

Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется  вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),

Посреди долинушки (опустить руки).

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).

Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:

Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.

Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.

Воспитатель: А также символ берёзы отражался и в пословицах:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Берёза, да разуму учит

Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю,………. Протяни мне ветку нежную свою.………Без любви, без ласки пропадаю я,Белая берёза, милая моя.

Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.

Работа с родителями.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология — это наука, и произошла она от слова ойкас — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания — экологическое воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический паспорт проектной деятельности старшей группы «Игра-путь к здоровью!»

В методическом паспорте вы найдете цели, задачи и содержание проектной деятельности на тему "Игра - путь к здоровью!"...

Сценарий развлечения для детей «Рождество. (Колядки)». Проектная деятельность. (старшая группа)

Развлечения для детей «Рождество. (Колядки)» было проведено в рамках детско-родительского образовательного проекта  "Приобщение дошкольников к русским народным традициям", с целью создания услови...

Проектная работа старшая группа "Спят ли медведи зимой в зоопарке и в цирке?"

Данный материал поможет педагогам организовать проектную деятельность на тему ознакомления с окружающим миром, активизировать и поддержать интерес детей к обозначенной теме. ...

Фотоотчет проектной деятельности старшей группы по теме "Осень"

Работая по программе «Мозаика», в концепцию которой входит формирование речевых и коммуникативных умений в непринужденной игровой форме исходящей от желания и потребностей детей. Мы стреми...

« Космос» Проектная деятельность ( старшая группа)

laquo; Космос»Проектная деятельность Дети старшей группыКраткосрочный проект....