Конспект по экологическому воспитанию непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в мир лекарственных растений"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Лариса Анатольевна Дикова

Тема:« Путешествие в мир лекарственных растений»

Цель:  уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях родного края, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Задачи: Образовательные:

Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (крапива, подорожник, шиповник, пижма, ромашка, календула, одуванчик), об их целебных свойствах.

Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений. Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (лекарственные, отвар, настойка).

Развивающие:

Развивать логическое мышление, связную и грамматически правильную

речь; умение отгадывать загадки.

Развивать познавательный интерес к природе родного края.

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для

здорового образа жизни человека.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать самостоятельность суждений.

Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа:

Целевые прогулки по поселку, в лесную зону; сбор лекарственных трав; подготовка их к употреблению (наблюдение как старшая медсестра готовит отвары); рассматривание открыток, иллюстраций; заучивание стихов, загадок; чтение рассказов о лекарственных травах и их лечебных свойствах. Активизация словаря: лекарственные растения, отвары, настои.

Демонстрационный материал:

Засушенные пучки лекарственных трав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Мы часто с вами ходим в лес. Но далеко не всем везет в походе. Кто-то поранил ногу, у кого-то заболела голова. Что делать? Вперед идти тяжело, а до дому не дойти и аптеки нет поблизости. Как быть? В лесу, в поле, на дороге есть растения, которые заменяют лекарства. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Вот мы и совершим увлекательное путешествие в мир растений, которые приходят на помощь человеку, ими лечится и зверь: отыщет нужную травку, пожует, поест - и возвращается здоровье. Как называются растения, которые приходят на помощь человеку и животным в трудную минуту?

Раздается стук в дверь. Входит старичок Лесовичок с корзиной трав.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, это я - старичок Лесовичок, пришел к вам за помощью. Все лето я ходил по полям, по лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.

Воспитатель: Не переживай, Лесовичок, мы с ребятами тебе обязательно поможем.

Лесовичок достает из корзины растения, показывает их детям, они называют ромашку, пижму, подорожник, шиповник, крапиву. Растения ставят в вазу.

Воспитатель: Очень красивый букет получился из лекарственных трав.

Лесовичок: Почему эти растения называются лекарственными? (Ответы детей.) Какие правила поведения при сборе лекарственных трав вы знаете?

Лесовичок хвалит детей.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем стихотворение Лесовичку о цветах. Как оно называется?

Что растет? На лугу растут ромашка Лютик едкий, клевер - кашка. Что еще?

Гвоздика, смолка, колокольчик, Хвощ - как елка. А еще?

Подорожник, васильки, Граммофончики - вьюнки, Еще много разных травок У тропинок, у канавок. И красивых и пушистых, Разноцветных и душистых.

Лесовичок: Спасибо вам, ребята, за помощь. Любите и берегите лес. (Прощается и уходит.)

Воспитатель: Кто знает, как хранятся травы? Правильно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении. Дома их надо хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. Что можно приготовить из сухих растений? {Ответы детей.) Где еще применяют лекарственные травы? Ребята, вы очень хорошо знаете названия лекарственных трав. Сейчас я буду показывать растения, а вы должны рассказать о нем все, что знаете - место произрастания, время сбора и употребления в медицинских целях.

Ромашка растет на лугах, огородах, в лесу. Собирают цветочки. Из нее готовят настои и отвары. Применяют для лечения желудка и полоскания горла.

Крапива растет повсюду. Весной из крапивы делают салаты, готовят борщи, так как в ней много витаминов. Для лечения собирают листочки. Готовят настои и отвары. Лечат желудок и укрепляют волосы.

Пижма - в народе ее называют дикой рябиной. Растет она вдоль дорог, рек, в лесу. Для лечения собирают корзиночки цветов. Готовят настои. Лечат головную боль и желудок. Запах пижмы отпугивает комаров и моль. Растение ядовитое. С ним надо осторожно обращаться.

Шиповник растет повсюду. Называют дикой розой. Заготавливают только зрелые плоды. В них иного витаминов и его называют лекарство от сорока болезней. Готовят настои, соки, компоты, варенье. Лечат простудные заболевания

Подорожник назвали потому, что он растет вдоль дорог. Листочки у него крупные, зеленые. Для лечения собирают листочки. Готовят соки, настои. Лечат простудные заболевания, прикладывают крайком.

Календула - растет в саду, на клумбе. Собирают цветочки. Из них готовят настои. Лечат ангину и промывают ранки.

Воспитатель: Какое из этих растение ядовитое? (Пижма.) Вы наверно устали, ребята. Давайте поиграем. Отгадайте загадку:

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

Физкультминутка «Поле одуванчиков».

 

Одуванчик, одуванчик! Стебель тоненький, как пальчик. Голова, что шар пушистый. Если ветер быстрый, быстрый На полянку налетит. Все вдруг сразу запестрит. Одуванчики - тычинки Разлетятся хороводом, И сольются с небосводом.


Приседают, руки в замок на голове. Медленно встают, руки вверху. Раскрывают руки. Разбегаются в разные стороны.

Берутся за руки и идут по кругу.

 

Воспитатель: Кто знает стихотворение об одуванчике? Расскажите.

Дети рассказывают стихотворение «Одуванчик».

Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый молодой

У него чудесный

Золотистый цвет

 

 

Он большого солнца

Маленький секрет.

Воспитатель {показывает картинку с изображением одуванчика). Он растет повсюду. Весной из молодых листьев готовят салаты. Из корней настои. Используют для улучшения пищеварения и аппетита. Сейчас мы поиграем в игру «Лекарственные травы». Задание такое: я буду описывать растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать.

Листья елочкой, узорные.

Стоит кудряшка, белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое?

Используют для полоскания горла.   (Ромашка.)

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.   (Подорожник.)

Злая как волчица, жжется как горчица,

Укрепляет корни волос, много витаминов. (Крапива.)

В народе меня называют дикой рябиной. Мои цветы похожи на желтенькие пуговки. Домой меня принесешь, всю моль распугаешь. Лечу головную боль. (Пижма.)

Я - дикая роза, от сорока болезней. Мои ветки покрыты шипами. Осенью на моих кустах созревают плоды, словно бусинки на ветках. (Шиповник.)

Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяют при ангине и промывании ран.

Золотистый молодой, за неделю стал седой. А денечка через два облысела голова. (Одуванчик.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте назовем растения, которые собрал Лесовичок. Почему они называются лекарственными? Правильно, многим людям зеленая аптека природы помогает исцелять болезни и недуги. И мы должны хорошо запомнить: что зря не надо рвать цветы и травы луговые и лесные. Какой наказ дал Лесовичок? (Любить и беречь лес.) Сегодня для вас, ребята, медсестра приготовила напиток «Здоровье». Определите, из каких трав каждому попался напиток. (Из шиповника, мяты, ромашки.) А Лесовичок тоже приготовил вам сюрприз, но на этот раз сладкий - желе из смородины и корок апельсина. Угощайтесь на здоровье!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikova_rasteniya.docx63.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по экологическому воспитанию

непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе

по теме:

МБДОУ «Детский сад №1» п. Палатка

Воспитатель: Дикова Л. А.

Тема:« Путешествие в мир лекарственных растений»

Цель:  уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях родного края, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Задачи: Образовательные:

Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (крапива, подорожник, шиповник, пижма, ромашка, календула, одуванчик), об их целебных свойствах.

Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений. Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (лекарственные, отвар, настойка).

Развивающие:

Развивать логическое мышление, связную и грамматически правильную

речь; умение отгадывать загадки.

Развивать познавательный интерес к природе родного края.

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для

здорового образа жизни человека.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать самостоятельность суждений.

Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа:

Целевые прогулки по поселку, в лесную зону; сбор лекарственных трав; подготовка их к употреблению (наблюдение как старшая медсестра готовит отвары); рассматривание открыток, иллюстраций; заучивание стихов, загадок; чтение рассказов о лекарственных травах и их лечебных свойствах. Активизация словаря: лекарственные растения, отвары, настои.

Демонстрационный материал:

Засушенные пучки лекарственных трав

Воспитатель: Мы часто с вами ходим в лес. Но далеко не всем везет в походе. Кто-то поранил ногу, у кого-то заболела голова. Что делать? Вперед идти тяжело, а до дому не дойти и аптеки нет поблизости. Как быть? В лесу, в поле, на дороге есть растения, которые заменяют лекарства. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Вот мы и совершим увлекательное путешествие в мир растений, которые приходят на помощь человеку, ими лечится и зверь: отыщет нужную травку, пожует, поест - и возвращается здоровье. Как называются растения, которые приходят на помощь человеку и животным в трудную минуту?

Раздается стук в дверь. Входит старичок Лесовичок с корзиной трав.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, это я - старичок Лесовичок, пришел к вам за помощью. Все лето я ходил по полям, по лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.

Воспитатель: Не переживай, Лесовичок, мы с ребятами тебе обязательно поможем.

Лесовичок достает из корзины растения, показывает их детям, они называют ромашку, пижму, подорожник, шиповник, крапиву. Растения ставят в вазу.

Воспитатель: Очень красивый букет получился из лекарственных трав.

Лесовичок: Почему эти растения называются лекарственными? (Ответы детей.) Какие правила поведения при сборе лекарственных трав вы знаете?

Лесовичок хвалит детей.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем стихотворение Лесовичку о цветах. Как оно называется?

Что растет? На лугу растут ромашка Лютик едкий, клевер - кашка. Что еще?

Гвоздика, смолка, колокольчик, Хвощ - как елка. А еще?

Подорожник, васильки, Граммофончики - вьюнки, Еще много разных травок У тропинок, у канавок. И красивых и пушистых, Разноцветных и душистых.

Лесовичок: Спасибо вам, ребята, за помощь. Любите и берегите лес. (Прощается и уходит.)

Воспитатель: Кто знает, как хранятся травы? Правильно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении. Дома их надо хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. Что можно приготовить из сухих растений? {Ответы детей.) Где еще применяют лекарственные травы? Ребята, вы очень хорошо знаете названия лекарственных трав. Сейчас я буду показывать растения, а вы должны рассказать о нем все, что знаете - место произрастания, время сбора и употребления в медицинских целях.

Ромашка растет на лугах, огородах, в лесу. Собирают цветочки. Из нее готовят настои и отвары. Применяют для лечения желудка и полоскания горла.

Крапива растет повсюду. Весной из крапивы делают салаты, готовят борщи, так как в ней много витаминов. Для лечения собирают листочки. Готовят настои и отвары. Лечат желудок и укрепляют волосы.

Пижма - в народе ее называют дикой рябиной. Растет она вдоль дорог, рек, в лесу. Для лечения собирают корзиночки цветов. Готовят настои. Лечат головную боль и желудок. Запах пижмы отпугивает комаров и моль. Растение ядовитое. С ним надо осторожно обращаться.

Шиповник растет повсюду. Называют дикой розой. Заготавливают только зрелые плоды. В них иного витаминов и его называют лекарство от сорока болезней. Готовят настои, соки, компоты, варенье. Лечат простудные заболевания

Подорожник назвали потому, что он растет вдоль дорог. Листочки у него крупные, зеленые. Для лечения собирают листочки. Готовят соки, настои. Лечат простудные заболевания, прикладывают крайком.

Календула - растет в саду, на клумбе. Собирают цветочки. Из них готовят настои. Лечат ангину и промывают ранки.

Воспитатель: Какое из этих растение ядовитое? (Пижма.) Вы наверно устали, ребята. Давайте поиграем. Отгадайте загадку:

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

Физкультминутка «Поле одуванчиков».

Одуванчик, одуванчик! Стебель тоненький, как пальчик. Голова, что шар пушистый. Если ветер быстрый, быстрый На полянку налетит. Все вдруг сразу запестрит. Одуванчики - тычинки Разлетятся хороводом, И сольются с небосводом.


Приседают, руки в замок на голове. Медленно встают, руки вверху. Раскрывают руки. Разбегаются в разные стороны.

Берутся за руки и идут по кругу.

Воспитатель: Кто знает стихотворение об одуванчике? Расскажите.

Дети рассказывают стихотворение «Одуванчик».

Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый молодой

У него чудесный

Золотистый цвет

Он большого солнца

Маленький секрет.

Воспитатель {показывает картинку с изображением одуванчика). Он растет повсюду. Весной из молодых листьев готовят салаты. Из корней настои. Используют для улучшения пищеварения и аппетита. Сейчас мы поиграем в игру «Лекарственные травы». Задание такое: я буду описывать растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать.

Листья елочкой, узорные.

Стоит кудряшка, белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое?

Используют для полоскания горла.   (Ромашка.)

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.   (Подорожник.)

Злая как волчица, жжется как горчица,

Укрепляет корни волос, много витаминов. (Крапива.)

В народе меня называют дикой рябиной. Мои цветы похожи на желтенькие пуговки. Домой меня принесешь, всю моль распугаешь. Лечу головную боль. (Пижма.)

Я - дикая роза, от сорока болезней. Мои ветки покрыты шипами. Осенью на моих кустах созревают плоды, словно бусинки на ветках. (Шиповник.)

Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяют при ангине и промывании ран.

Золотистый молодой, за неделю стал седой. А денечка через два облысела голова. (Одуванчик.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте назовем растения, которые собрал Лесовичок. Почему они называются лекарственными? Правильно, многим людям зеленая аптека природы помогает исцелять болезни и недуги. И мы должны хорошо запомнить: что зря не надо рвать цветы и травы луговые и лесные. Какой наказ дал Лесовичок? (Любить и беречь лес.) Сегодня для вас, ребята, медсестра приготовила напиток «Здоровье». Определите, из каких трав каждому попался напиток. (Из шиповника, мяты, ромашки.) А Лесовичок тоже приготовил вам сюрприз, но на этот раз сладкий - желе из смородины и корок апельсина. Угощайтесь на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада «Лекарственные растения»

Развивать познавательную активность детей в процессе представлений о лекарственных растениях; их отличительных особенностях, пользе для людей....

КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Что мы знаем о космосе».

КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Чт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по здоровьесбережению в средней группе «Лекарственные травы»

Программное содержаниеОбразовательные задачи: - продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения;- закрепить и систематизировать знания детей о понятии «лекарственные растения»;- у...

Конспект проведения открытого занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, на тему «Большое космическое путешествие на Марс» (с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Формировать представления детей о Космосе, космических планетах.Расширение представлений детей о Солнечной системе.Задачи:Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.Воспитывать в де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке» Цель: Совершенствование представления детей о приемах ухода за расте...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы «Комнатные растения из влажных тропических лесов»

Познакомить детей с «влажными тропическими лесами», учить находить сходства и различия во внешнем виде и строениирастений,Создавать условия для наблюдения  за комнатными растениями, и...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе "Уход за комнатными растениями"

Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической эколого – ориентированной деятельности....