Конспект по экологическому воспитанию непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в мир лекарственных растений"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Тема:« Путешествие в мир лекарственных растений»
Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях родного края, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
Задачи: Образовательные:
Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (крапива, подорожник, шиповник, пижма, ромашка, календула, одуванчик), об их целебных свойствах.
Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений. Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (лекарственные, отвар, настойка).
Развивающие:
Развивать логическое мышление, связную и грамматически правильную
речь; умение отгадывать загадки.
Развивать познавательный интерес к природе родного края.
Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для
здорового образа жизни человека.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать самостоятельность суждений.
Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
Целевые прогулки по поселку, в лесную зону; сбор лекарственных трав; подготовка их к употреблению (наблюдение как старшая медсестра готовит отвары); рассматривание открыток, иллюстраций; заучивание стихов, загадок; чтение рассказов о лекарственных травах и их лечебных свойствах. Активизация словаря: лекарственные растения, отвары, настои.
Демонстрационный материал:
Засушенные пучки лекарственных трав
Воспитатель: Мы часто с вами ходим в лес. Но далеко не всем везет в походе. Кто-то поранил ногу, у кого-то заболела голова. Что делать? Вперед идти тяжело, а до дому не дойти и аптеки нет поблизости. Как быть? В лесу, в поле, на дороге есть растения, которые заменяют лекарства. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Вот мы и совершим увлекательное путешествие в мир растений, которые приходят на помощь человеку, ими лечится и зверь: отыщет нужную травку, пожует, поест - и возвращается здоровье. Как называются растения, которые приходят на помощь человеку и животным в трудную минуту?
Раздается стук в дверь. Входит старичок Лесовичок с корзиной трав.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, это я - старичок Лесовичок, пришел к вам за помощью. Все лето я ходил по полям, по лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.
Воспитатель: Не переживай, Лесовичок, мы с ребятами тебе обязательно поможем.
Лесовичок достает из корзины растения, показывает их детям, они называют ромашку, пижму, подорожник, шиповник, крапиву. Растения ставят в вазу.
Воспитатель: Очень красивый букет получился из лекарственных трав.
Лесовичок: Почему эти растения называются лекарственными? (Ответы детей.) Какие правила поведения при сборе лекарственных трав вы знаете?
Лесовичок хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем стихотворение Лесовичку о цветах. Как оно называется?
Что растет? На лугу растут ромашка Лютик едкий, клевер - кашка. Что еще?
Гвоздика, смолка, колокольчик, Хвощ - как елка. А еще?
Подорожник, васильки, Граммофончики - вьюнки, Еще много разных травок У тропинок, у канавок. И красивых и пушистых, Разноцветных и душистых.
Лесовичок: Спасибо вам, ребята, за помощь. Любите и берегите лес. (Прощается и уходит.)
Воспитатель: Кто знает, как хранятся травы? Правильно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении. Дома их надо хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. Что можно приготовить из сухих растений? {Ответы детей.) Где еще применяют лекарственные травы? Ребята, вы очень хорошо знаете названия лекарственных трав. Сейчас я буду показывать растения, а вы должны рассказать о нем все, что знаете - место произрастания, время сбора и употребления в медицинских целях.
Ромашка растет на лугах, огородах, в лесу. Собирают цветочки. Из нее готовят настои и отвары. Применяют для лечения желудка и полоскания горла.
Крапива растет повсюду. Весной из крапивы делают салаты, готовят борщи, так как в ней много витаминов. Для лечения собирают листочки. Готовят настои и отвары. Лечат желудок и укрепляют волосы.
Пижма - в народе ее называют дикой рябиной. Растет она вдоль дорог, рек, в лесу. Для лечения собирают корзиночки цветов. Готовят настои. Лечат головную боль и желудок. Запах пижмы отпугивает комаров и моль. Растение ядовитое. С ним надо осторожно обращаться.
Шиповник растет повсюду. Называют дикой розой. Заготавливают только зрелые плоды. В них иного витаминов и его называют лекарство от сорока болезней. Готовят настои, соки, компоты, варенье. Лечат простудные заболевания
Подорожник — назвали потому, что он растет вдоль дорог. Листочки у него крупные, зеленые. Для лечения собирают листочки. Готовят соки, настои. Лечат простудные заболевания, прикладывают крайком.
Календула - растет в саду, на клумбе. Собирают цветочки. Из них готовят настои. Лечат ангину и промывают ранки.
Воспитатель: Какое из этих растение ядовитое? (Пижма.) Вы наверно устали, ребята. Давайте поиграем. Отгадайте загадку:
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)
Физкультминутка «Поле одуванчиков».
Одуванчик, одуванчик! Стебель тоненький, как пальчик. Голова, что шар пушистый. Если ветер быстрый, быстрый На полянку налетит. Все вдруг сразу запестрит. Одуванчики - тычинки Разлетятся хороводом, И сольются с небосводом.
Приседают, руки в замок на голове. Медленно встают, руки вверху. Раскрывают руки. Разбегаются в разные стороны.
Берутся за руки и идут по кругу.
Воспитатель: Кто знает стихотворение об одуванчике? Расскажите.
Дети рассказывают стихотворение «Одуванчик».
Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый молодой
У него чудесный
Золотистый цвет
Он большого солнца
Маленький секрет.
Воспитатель {показывает картинку с изображением одуванчика). Он растет повсюду. Весной из молодых листьев готовят салаты. Из корней настои. Используют для улучшения пищеварения и аппетита. Сейчас мы поиграем в игру «Лекарственные травы». Задание такое: я буду описывать растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать.
Листья елочкой, узорные.
Стоит кудряшка, белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?
Используют для полоскания горла. (Ромашка.)
Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги. (Подорожник.)
Злая как волчица, жжется как горчица,
Укрепляет корни волос, много витаминов. (Крапива.)
В народе меня называют дикой рябиной. Мои цветы похожи на желтенькие пуговки. Домой меня принесешь, всю моль распугаешь. Лечу головную боль. (Пижма.)
Я - дикая роза, от сорока болезней. Мои ветки покрыты шипами. Осенью на моих кустах созревают плоды, словно бусинки на ветках. (Шиповник.)
Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяют при ангине и промывании ран.
Золотистый молодой, за неделю стал седой. А денечка через два облысела голова. (Одуванчик.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте назовем растения, которые собрал Лесовичок. Почему они называются лекарственными? Правильно, многим людям зеленая аптека природы помогает исцелять болезни и недуги. И мы должны хорошо запомнить: что зря не надо рвать цветы и травы луговые и лесные. Какой наказ дал Лесовичок? (Любить и беречь лес.) Сегодня для вас, ребята, медсестра приготовила напиток «Здоровье». Определите, из каких трав каждому попался напиток. (Из шиповника, мяты, ромашки.) А Лесовичок тоже приготовил вам сюрприз, но на этот раз сладкий - желе из смородины и корок апельсина. Угощайтесь на здоровье!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dikova_rasteniya.docx | 63.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
по экологическому воспитанию
непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
по теме:
МБДОУ «Детский сад №1» п. Палатка
Воспитатель: Дикова Л. А.
Тема:« Путешествие в мир лекарственных растений»
Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях родного края, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
Задачи: Образовательные:
Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (крапива, подорожник, шиповник, пижма, ромашка, календула, одуванчик), об их целебных свойствах.
Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений. Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (лекарственные, отвар, настойка).
Развивающие:
Развивать логическое мышление, связную и грамматически правильную
речь; умение отгадывать загадки.
Развивать познавательный интерес к природе родного края.
Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для
здорового образа жизни человека.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать самостоятельность суждений.
Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
Целевые прогулки по поселку, в лесную зону; сбор лекарственных трав; подготовка их к употреблению (наблюдение как старшая медсестра готовит отвары); рассматривание открыток, иллюстраций; заучивание стихов, загадок; чтение рассказов о лекарственных травах и их лечебных свойствах. Активизация словаря: лекарственные растения, отвары, настои.
Демонстрационный материал:
Засушенные пучки лекарственных трав
Воспитатель: Мы часто с вами ходим в лес. Но далеко не всем везет в походе. Кто-то поранил ногу, у кого-то заболела голова. Что делать? Вперед идти тяжело, а до дому не дойти и аптеки нет поблизости. Как быть? В лесу, в поле, на дороге есть растения, которые заменяют лекарства. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Вот мы и совершим увлекательное путешествие в мир растений, которые приходят на помощь человеку, ими лечится и зверь: отыщет нужную травку, пожует, поест - и возвращается здоровье. Как называются растения, которые приходят на помощь человеку и животным в трудную минуту?
Раздается стук в дверь. Входит старичок Лесовичок с корзиной трав.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, это я - старичок Лесовичок, пришел к вам за помощью. Все лето я ходил по полям, по лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.
Воспитатель: Не переживай, Лесовичок, мы с ребятами тебе обязательно поможем.
Лесовичок достает из корзины растения, показывает их детям, они называют ромашку, пижму, подорожник, шиповник, крапиву. Растения ставят в вазу.
Воспитатель: Очень красивый букет получился из лекарственных трав.
Лесовичок: Почему эти растения называются лекарственными? (Ответы детей.) Какие правила поведения при сборе лекарственных трав вы знаете?
Лесовичок хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем стихотворение Лесовичку о цветах. Как оно называется?
Что растет? На лугу растут ромашка Лютик едкий, клевер - кашка. Что еще?
Гвоздика, смолка, колокольчик, Хвощ - как елка. А еще?
Подорожник, васильки, Граммофончики - вьюнки, Еще много разных травок У тропинок, у канавок. И красивых и пушистых, Разноцветных и душистых.
Лесовичок: Спасибо вам, ребята, за помощь. Любите и берегите лес. (Прощается и уходит.)
Воспитатель: Кто знает, как хранятся травы? Правильно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении. Дома их надо хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. Что можно приготовить из сухих растений? {Ответы детей.) Где еще применяют лекарственные травы? Ребята, вы очень хорошо знаете названия лекарственных трав. Сейчас я буду показывать растения, а вы должны рассказать о нем все, что знаете - место произрастания, время сбора и употребления в медицинских целях.
Ромашка растет на лугах, огородах, в лесу. Собирают цветочки. Из нее готовят настои и отвары. Применяют для лечения желудка и полоскания горла.
Крапива растет повсюду. Весной из крапивы делают салаты, готовят борщи, так как в ней много витаминов. Для лечения собирают листочки. Готовят настои и отвары. Лечат желудок и укрепляют волосы.
Пижма - в народе ее называют дикой рябиной. Растет она вдоль дорог, рек, в лесу. Для лечения собирают корзиночки цветов. Готовят настои. Лечат головную боль и желудок. Запах пижмы отпугивает комаров и моль. Растение ядовитое. С ним надо осторожно обращаться.
Шиповник растет повсюду. Называют дикой розой. Заготавливают только зрелые плоды. В них иного витаминов и его называют лекарство от сорока болезней. Готовят настои, соки, компоты, варенье. Лечат простудные заболевания
Подорожник — назвали потому, что он растет вдоль дорог. Листочки у него крупные, зеленые. Для лечения собирают листочки. Готовят соки, настои. Лечат простудные заболевания, прикладывают крайком.
Календула - растет в саду, на клумбе. Собирают цветочки. Из них готовят настои. Лечат ангину и промывают ранки.
Воспитатель: Какое из этих растение ядовитое? (Пижма.) Вы наверно устали, ребята. Давайте поиграем. Отгадайте загадку:
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)
Физкультминутка «Поле одуванчиков».
Одуванчик, одуванчик! Стебель тоненький, как пальчик. Голова, что шар пушистый. Если ветер быстрый, быстрый На полянку налетит. Все вдруг сразу запестрит. Одуванчики - тычинки Разлетятся хороводом, И сольются с небосводом.
Приседают, руки в замок на голове. Медленно встают, руки вверху. Раскрывают руки. Разбегаются в разные стороны.
Берутся за руки и идут по кругу.
Воспитатель: Кто знает стихотворение об одуванчике? Расскажите.
Дети рассказывают стихотворение «Одуванчик».
Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый молодой
У него чудесный
Золотистый цвет
Он большого солнца
Маленький секрет.
Воспитатель {показывает картинку с изображением одуванчика). Он растет повсюду. Весной из молодых листьев готовят салаты. Из корней настои. Используют для улучшения пищеварения и аппетита. Сейчас мы поиграем в игру «Лекарственные травы». Задание такое: я буду описывать растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать.
Листья елочкой, узорные.
Стоит кудряшка, белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?
Используют для полоскания горла. (Ромашка.)
Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги. (Подорожник.)
Злая как волчица, жжется как горчица,
Укрепляет корни волос, много витаминов. (Крапива.)
В народе меня называют дикой рябиной. Мои цветы похожи на желтенькие пуговки. Домой меня принесешь, всю моль распугаешь. Лечу головную боль. (Пижма.)
Я - дикая роза, от сорока болезней. Мои ветки покрыты шипами. Осенью на моих кустах созревают плоды, словно бусинки на ветках. (Шиповник.)
Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяют при ангине и промывании ран.
Золотистый молодой, за неделю стал седой. А денечка через два облысела голова. (Одуванчик.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте назовем растения, которые собрал Лесовичок. Почему они называются лекарственными? Правильно, многим людям зеленая аптека природы помогает исцелять болезни и недуги. И мы должны хорошо запомнить: что зря не надо рвать цветы и травы луговые и лесные. Какой наказ дал Лесовичок? (Любить и беречь лес.) Сегодня для вас, ребята, медсестра приготовила напиток «Здоровье». Определите, из каких трав каждому попался напиток. (Из шиповника, мяты, ромашки.) А Лесовичок тоже приготовил вам сюрприз, но на этот раз сладкий - желе из смородины и корок апельсина. Угощайтесь на здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада «Лекарственные растения»
Развивать познавательную активность детей в процессе представлений о лекарственных растениях; их отличительных особенностях, пользе для людей....
КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Что мы знаем о космосе».
КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Чт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по здоровьесбережению в средней группе «Лекарственные травы»
Программное содержаниеОбразовательные задачи: - продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения;- закрепить и систематизировать знания детей о понятии «лекарственные растения»;- у...
Конспект проведения открытого занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, на тему «Большое космическое путешествие на Марс» (с использованием информационно-коммуникационных технологий).
Формировать представления детей о Космосе, космических планетах.Расширение представлений детей о Солнечной системе.Задачи:Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.Воспитывать в де...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке» Цель: Совершенствование представления детей о приемах ухода за расте...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы «Комнатные растения из влажных тропических лесов»
Познакомить детей с «влажными тропическими лесами», учить находить сходства и различия во внешнем виде и строениирастений,Создавать условия для наблюдения за комнатными растениями, и...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе "Уход за комнатными растениями"
Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической эколого – ориентированной деятельности....