ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ДРУЗЬЯ МОЙДОДЫРА!»
методическая разработка на тему

Левченкова Татьяна Анатольевна

Цель проекта: развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки у детей второй младшей группы с учетом возрастных и индивидуально-характерологических особенностей детей и их потребностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ДРУЗЬЯ МОЙДОДЫРА!»

(вторая младшая группа)

Продолжительность проекта: краткосрочный (30 дней)

Тип проекта: физкультурно-оздоровительный

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители

Руководители проекта: воспитатели второй младшей группы № 10 – Т.А.Левченкова, Е.В.Матуленис

Возраст детей: 3-4 года

Цель проекта: развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки у детей второй младшей группы с учетом возрастных и индивидуально-характерологических особенностей детей и их потребностей.

Задачи проекта:

для детей:

1) укреплять и охранять здоровье детей;

2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;

3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;

4) дать представление о полезной и вредной для здоровья человека пищи.

для педагогов:

1) сформировать собственную жизненную позицию и представления о здоровом образе жизни;

2) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия по формированию культуры здорового образа жизни в семье и представлений о здоровом образе жизни;

3) активизировать и обогащать педагогические навыки родителей, поддерживать их уверенность в собственных силах и возможностях.

для родителей (законных представителей):

1) проанализировать и обобщить представления родителей об основных аспектах здорового образа жизни (двигательная активность, спорт, полезная и здоровая пища, личная гигиена, режим дня и т.д.);  

2) способствовать созданию активной позиции здорового образа жизни в семье с учетом совместной деятельности взрослого и ребенка;

3) заинтересовать родителей в расширении диапазона и использовании  различных форм ведения здорового образа жизни в семье.

Образовательные области (согласно ФГОС ДО):

        физическое развитие;

        социально-коммуникативное развитие;

        познавательное развитие;

        речевое развитие;

        художественно-эстетическое развитие.

Результаты проекта:

ориентированные на детей:

1) сформированы основы гигиенические навыки с учетом возрастных и индивидуально-характерологических особенностей у большинства детей группы;

2) сформированы представлений о полезной и вредной для здоровья человека пищи, о ценности здоровья и здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей и потребностей детей;

ориентированные на педагогов и родителей (законных представителей):

1) установлены доброжелательные, гармоничные, партнерские отношения с членами  семей воспитанников группы;

 2) разработана система ведения здорового образа жизни в семье, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный – 24-27 февраля 2015 года;

II этап – основной – 02 - 20 марта 2015;

III этап – заключительный (подведение итогов реализации проекта) -23-26 марта 2015 года

Краткая характеристика реализации этапов

I этап - подготовительный этап:

1) изучение и анализ методической литературы, подбор иллюстративного материала;

2) мониторинг по выявлению уровня сформированности культурно-гигиенических навыков;

3) разработка комплекса мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков детей с учетом результатов мониторинга;

4) разработка тематики консультаций для родителей по формированию КГН у детей, по развитию представлений о здоровом образе жизни, по формированию системы здорового образа жизни в семье.

II этап – основной:

Непосредственно образовательная деятельность «воспитатель-ребенок»:

1) чтение детской художественной литературы, с последующим  рассматриванием иллюстраций, книг по теме разговора;

2) проведение игр-занятий, бесед с элементами игры о КГН, различных аспектах здорового образа жизни (Приложение 1);

3) разыгрывание бытовых ситуаций по формированию КГН, закреплению их, повторению (Приложение2);

4) пальчиковые игры; (Приложение 3)

5) начало создания мини музея предметов гигиены " Друзья Мойдодыра"; (Приложение 4)

6) досуговое мероприятие "В гостях у Мойдодыра". (Приложение 5)

Работа с родителями

1) Консультация "Как правильно привить ребенку культурно-гигиенические навыки";

2) Консультация "Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребенка";

3) Консультация "Как вырастить ребенка здоровым и успешным";

4) Привлечь родителей к созданию мини-музея предметов гигиены;

5) Привлечь к сбору фотографий для создания коллажа "Я сам! Я умею!"

Заключительный этап

1) Создание мини-музея предметов гигиены "Друзья Мойдодыра!";

2) Оформление коллажа "Я сам! Я умею!"»;

3) Развлечение "В гостях у Мойдодыра!"».

Мониторинг по достижению целей проекта

Карта анализа уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у воспитанников 2-ой младшей группы № 10

Цель: установить степень овладения культурно-гигиеническими навыками воспитанниками группы.

Дата проведения: _____________

Критерии анализа        №№

        1        2        3        4        5        6        7        8        9        10        11        12        13        14        15        16        17        18        19        20        21        22        23        24

Культурно-гигиенические навыки

Умение пользоваться мылом                                                                                                                                                                                                

Аккуратно мыть руки, лицо по мере загрязнения и перед едой                                                                                                                                                                                                

Насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем                                                                                                                                                                                                

Вешать полотенце на место                                                                                                                                                                                                

Умение пользоваться расческой                                                                                                                                                                                                

Умение пользоваться носовым платком                                                                                                                                                                                                

Умение пользоваться салфеткой                                                                                                                                                                                                

Умение во время еды правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой                                                                                                                                                                                                

Умение пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, не крошить хлеб                                                                                                                                                                                                

Навыки самообслуживания

Умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенном порядке                                                                                                                                                                                                

Умение снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках)                                                                                                                                                                                                

Умение в определенном порядке аккуратно складывать одежду                                                                                                                                                                                                

Уровень опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его                                                                                                                                                                                                

Обозначения и критерии оценки

 культурно-гигиенических навыков у воспитанников

Количественная

оценка        Качественная оценка

3 балла        Оптимальный уровень        Ребенок самостоятельно выполняет действия без помощи взрослого

2 балла        Достаточный уровень        Ребенок самостоятельно выполняет действия после напоминания и/или при небольшой помощи взрослого

1 балл        Недостаточный уровень        Ребенок испытывает трудности при выполнении действий

В результате диагностики было выявлено, что многие дети имеют недостаточный уровень сформированности некоторых гигиенических навыков, в частности не все дети умеют насухо вытирать руки и лицо полотенцем, многие ребята не умею правильно держать и пользоваться вилкой, также есть дети не умеющие пережевывать пищу с закрытым ртом, а также крошат хлеб, а также у небольшого количества детей не сформировалось умение правильно и аккуратно складывать одежду в определенном порядке.

После проведения всех этапов проекта «Друзья Мойдодыра», снова была проведена данная диагностика. И были выявлена положительная динамика. Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у большинства детей стал достаточным или оптимальным.

Список используемой литературы:

1.        Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.:  Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.

2.        Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва  Линка – Пресс 2009 г.

3.        Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.: ЦГЛ Москва 2003 г.

4.        Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд.: Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г.

5.        Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург  Детство – Пресс 2010 г.

6.        Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом  21 век 2010 г.    

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИГРЫ - ЗАНЯТИЯ

Занятие 1."Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия

Взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, понемножку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Занятие 2."Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход занятия

Взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Занятие 3."Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия

Взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры, взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Занятие 4."Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия

Взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Занятие 5."Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход занятия

Взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Занятие 6."Носики-курносики"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия

Взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Занятие 7."Угостим кукол чаем"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник)

Ход занятия

Взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

Занятие 8."Кукла идет на прогулку"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход занятия

Взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать.

Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову.

Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Занятие 9."Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход занятия

Взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

Занятие 10."Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия

Взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Занятие 11."Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

        засучить рукава (взрослый произносит потешку)

"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";

        открыть кран;

        сложить ладони рук "лодочкой";

        подставить руки под струю воды;

        закрыть кран;

        вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Занятие 12."Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия

Взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Вокруг себя покружились и в божьих коровок превратились.

Божьи коровки покажите ваши головки, носики, ротики, крылышки -

Ручки, ножки, животики.

Божьи коровки поверните направо головки,

Божьи коровки поверните налево головки,

Ножками притопните, крылышками хлопните

Друг другу повернулись и мило улыбнулись.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игры - ситуации.                

  «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол».

Цели:

- учить детей правильно и красиво сервировать стол;

- воспитывать у них бережное отношение к предметам.

Ход игры

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает Чебурашку и спрашивает:

- Дети,  кто у нас сегодня в гостях?  Посмотрите, что-то наш Чебурашка унылый, грустный. Спросим, что с ним случилось.

- Чебурашка, что с тобой? Почему ты такой печальный?

Оказывается, Чебурашка ждет в гости своего любимого друга - крокодила Гену, а не знает, как красиво и правильно накрыть на стол. Давайте мы ему поможем.

- Что надо расстелить на стол? (Скатерть).

Иди, Женя, помоги Чебурашке расстелить скатерть.

- Как Женя расстелил скатерть? (Ровно, гладко, без единой складочки).

- Что теперь надо сделать? (Поставить стаканчик с салфетками).

- Иди, Миша, поставь. Что делает Миша? (Ставит стаканчик с салфетками).

- Куда надо поставить стаканчик с салфетками? (На середину стола).

- А теперь надо принести чай, ведь Гена захочет попить.

- Правильно, Чебурашка. Но куда же мы будем наливать чай? Скажи, Игорь.

(Надо поставить чашку с блюдцем).

Но ведь крокодил Гена ехал долго и хочет не только пить, но и есть.

Угостим его винегретом. Что надо еще поставить? (Мелкую тарелку, ложку).

Ребята, Чебурашка просит поставить тарелку и положить, ложку.

Дети, посмотрите, все ли Чебурашка сделал правильно. А что он сделал не так? (Ложку надо положить справа и выемкой кверху). Иди, Валя, правильно. Что мы еще не поставили? Верно, мы не поставили хлебницу.

Оля, поставь хлебницу рядом с тарелкой. Молодец!

Вот видите, какой красивый стол мы накрыли, чтобы угостить крокодила Гену!

Расскажем еще раз Чебурашке,  как  мы  накрывали стол, чтобы  он  все хорошенько запомнил.

Расскажи, Аня, все по порядку. (Расстелили ровно скатерть,  поставили стаканчик с  салфетками,  чашку с блюдцем,  мелкую тарелку, ложку, хлебницу).

Раздается стук в дверь.

 Ой, это, наверное, Гена приехал!

Входит крокодил Гена, здоровается с детьми.

Чебурашка приглашает его к столу, угощает.

Гена ест, пьет, благодарит.

Чебурашка поет песенку: «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной...»

Закрепление навыков умывания в игре.

Физминутка «Тараканы».

Тараканы-усачи                    Подняв руки над головой, показать длинные усы.

Вылезали из щели.                Крадущиеся движения с оглядкой.

Всё понюхали, присели,       Понюхать по сторонам, полуприсесть.

Видят крошку —                   Указать рукой вперёд.

Крошку съели.                       Прыгнуть вперёд.

А потом пошли гулять,         Неторопливо ходить.

Стали на столы влезать.           Залезть на стульчики.

К нам в тарелки прыгали,         Спрыгнуть со стульчиков.

Там ногами дрыгали.                Сидя на коврике, дрыгать ногами перед собой.

Чисто всё подъели,                   Встать на коленки, имитировать поедание всего вокруг себя.

Сами растолстели.                    Ходить вперевалку, округлив руками бока.

Мама в кухне появилась,          Кокетливая походка мамы.

Пообедать примостилась,         Сесть на стульчик.

Тараканов увидала,                  Изобразить ужас: поджать под себя ноги, голову, обхватить руками.

Сразу в обморок упала.            Расслабиться на стульчике.

 «Научим Хрюшу умываться».

Цели:

            - учить детей процессу умывания.

             - обогащать словарь детей.

              - воспитывать у них вежливость, умение уступать друг другу.

Предшествующая работа: чтение произведения К.Чуковского «Мойдодыр».

Ход игры

Дети   сидят    полукругом.    В    руках    у    воспитателя    грязное  полотенце.

Показывает детям и читает стихи:

Кто не мылся с МЫЛОМ?

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце  

Отпечатаны следы

В: ну-ка, дети, покажите свои ладошки, я посмотрю  кто испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто-то к нам приходил, пойдемте его поищем. Вот он. Это. оказывается, поросенок Хрюша испачкал наше полотенце.

А нашли и позовем .

То, что было, позабудем.

Позабудем то, что было.

А научим мыться с мылом.

В: дети, вот сегодня мы научим Хрюшу умываться чисто, с мылом.

Что нам для этого надо? (Вода, мыло, полотенце).

В: где это все у нас находится? (В умывальной комнате).

Куда мы привели Хрюшу? (В умывальную комнату).

Принеси, Алла, все, что нам необходимо для мытья рук.

Хрюша: А я сам умею умываться.

В: Ну, умойся. (Хрюша сильно открывает кран с водой.)

Дети, разве так открывают кран (Нет.)

А почему? (Брызги летят на пол и на детей.)

Правильно, надо открывать так, чтобы вода текла маленькой струйкой,

вот так. Открой, Валя, кран, чтобы пода текла маленькой струйкой.

Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к умывальнику? (Закатать рукава, чтобы не замочить рубашку, платье).

Покажите, как надо закатывать рукава, помогайте друг другу.

Хрюша, ты тоже закатай рукава.

Рукава закатали,  кран  открыли,   водичка  течет  маленькой   струйкой.

Теперь   покажем   Хрюше,   как   надо   мыть   руки.   Вот   так,   круговыми движениями, одна ладошка гладит другую. (Дети показывают).

Но сначала надо смочить руки  водой  и  намылить их мылом.

 Понял Хрюша? Тогда мойся, а вы, дети, смотрите, правильно ли он все делает.

Что сейчас делает Хрюша? (Мылит руки мылом).

Теперь что надо ему делать? (Смыть мыло водой).

- Хрюша смыл  мыло.  Что  ему делать  дальше?  (Закрыть  кран).  Отжать капельки и вытирать полотенцем сухо-сухо.

Отжал, Хрюша, капельки. Пойди возьми полотенце, расправь его и вытирай

сухо-сухо, каждый пальчик одной ладошки, потом другой. Вот так. Повесь полотенце на место.

Дети, каким стал теперь наш Хрюша? (Чистым).

Как об этом сказано в произведении К.Чуковского «Мойдодыр»? Кто

напомнит?          

 Вот теперь тебя люблю я,

 Вот теперь тебя хвалю я!

 Наконец-то, ты, грязнуля,

 Мойдодыру угодил!

-  Дети,  теперь  Хрюшино  полотенце  всегда  будет  чистым.  

Правда, Хрюша? Давайте и мы помоем руки с мылом, а сделаем это все по порядку.

Расскажи, Марина(дети по очереди).

Закатываем рукава,

Открываем кран, чтобы вода текла маленькой струйкой,

Смачиваем руки водой,

Берем мыло, намыливаем руки мылом до «белых перчаток»,

Положим мыло.

Моем ладошкой ладошку круговыми движениями,  

Смываем  мыло,                                                            

Отжимаем с рук лишнюю воду.                                    

Закрываем  кран,  

Берем полотенце, расправляем его, вытираем руки сухо-сухо,

вначале каждый пальчик одной ладошки, затем другой,

Вешаем полотенце на место.

Опускаем рукава.

- Молодцы, дети, теперь у всех руки чистые. Пройдите в группу и сядьте

на свои места.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

- Что  мы  сегодня, дети,  с вами делали? (Учили  Хрюшу  правильно умываться).

Верно. Все помогали Хрюше, сами чисто вымыли руки,

только Вове, Жене надо не задерживаться долго у воды, а Ире лучше

намыливать руки мылом.  Игру можно закончить стихотворением Ю.Тувима «Письмо польского поэта Ю.Тувима ко всем    детям по одному очень важному делу».

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою,

Кипяченной, ключевой,

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едой,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите - не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто,

До свиданья!    (Ваш Тувим).                                                                      

 

 «Обед для кукол».

Цель:

          -  учить детей правильному поведению за столом;

          -  воспитывать у них вежливость и бережное отношение к предметам.

                                             Ход игры

Поведение кукол за столом. Пригласить трёх кукол к столу. Напомнить, что вначале они должны вымыть руки.

Хозяева берут своих кукол, «моют» им руки, усаживают  за стол, шёпотом напоминают им, как себя вести, и садятся на свои места (выполнять действия за кукол далее будет педагог

Педагог просит детей помочь ему провести для кукол вкусный урок: если куклы ведут себя хорошо, их надо хвалить — хлопать, а если плохо, то возмущаться — топать и делать замечания.

1. Педагог желает куклам приятного аппетита, а они отвечают... (Дети хором за кукол: «Спасибо!») Аплодисменты.

2. Куклы кладут на колени спасательные салфетки. Аплодисменты.

3. Куклы начинают крутиться и вертеться на стульях. Дети топают и делают им замечание. Куклы исправляются.

4. Одна из кукол хватает ложку, бьёт ею по тарелке и кричит: «Есть хочу! Давай лапшу!» Дети топают, делают замечание. Кукла исправляется.

5. Педагог разливает по тарелкам лапшу, и куклы говорят ему... (Дети хором за кукол: «Спасибо!») Аплодисменты.

6. Одна из кукол сильно мешает суп ложкой, пытаясь остудить его. Дети топают, делают замечание. Кукла исправляется.

7. Другая кукла берёт кусочек хлеба и начинает крошить его в суп. Дети топают, делают замечание. Кукла исправляется.

8. Кукла начинает кусать хлеб. Дети аплодируют, а педагог делает замечание и знакомит всех с новым правилом: хлеб нельзя кусать, его надо положить в специальную хлебную тарелочку и, отламывая по кусочку, класть в рот.

9. Доедают лапшу все куклы по-разному:

* одна допивает остатки супа через край тарелки;

* вторая отклоняет тарелку от себя и собирает ложкой последние капли;

* третья наклоняет тарелку к себе и собирает ложкой остатки.

Дети топают, делают замечание. Предложить детям высказаться, кто из кукол делает правильно. Пояснить, что тарелку желательно вообще никуда не отклонять. Если же суп очень понравился, попроси добавку или, в крайнем случае, отклонить тарелку от себя.

10. Третья кукла, доев суп, положила ложку на стол. Дети топают, делают замечание. Кукла исправляет ситуацию.

11. Педагог забирает тарелки, а куклы говорят ему за лапшу... (Дети хором: «Спасибо!») Аплодисменты.

12. Педагог рекламирует второе блюдо:

Кастрюля-хитрюля

Нам плов сварила,

Нам плов сварила,

Платочком накрыла,                          

Платочком накрыла

И ждёт нас пождёт,

И ждёт нас пождёт.                                                                                                              

13.Плов куклам очень понравился, и они решили похвалить повара. Куклы хвалят плов с набитыми пищей ртами. Дети топают, делают замечание, вспоминают правило: Не набивай ты полный рот, а то подавишься вот-вот. Куклы исправляются.

14. Куклы решили устроить соревнование: кто быстрее доест плов. Они стали быстро заглатывать пищу не жуя. Дети топают; делают замечание, педагог говорит правило.

15. Доев плов, одна из кукол даже облизала тарелку. Дети! топают и делают замечание. Кукла извиняется и обещает больше так не делать.                                                                    

16. Куклы пьют компот, а одна из них, дурачась, пускает в компот пузыри. Дети топают и делают замечание. Кукла исправляется.                                                                          

17. Поев, куклы вытирают губы и пальчики салфетками (на помощь приходят хозяева кукол). Аплодисменты.

18. Благодарят за обед. (Хозяева за своих кукол: «Спасибо, всё было очень вкусно!») Аплодисменты.

19. Вставая из-за стола, куклы не обращают внимания на упавшие на пол спасательные салфетки. Дети топают и делают замечание. Куклы исправляются и получают аплодисменты.

 

 «Водичка, умой мое личико!»

Цель:

           - формировать доброжелательное отношение друг к другу;

          - приучать к вежливости.

Игровые правила. Имитировать правила поведения так, чтобы все узнали, какие это правила.

Ход игры

Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображено, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскивают руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравится больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему.

Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны штаны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок — таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол?» Дети объясняют, что сначала надо умыться.

Начинается игра «Умоем Буратино».

Все штанишки в черных пятнах, (Дети переглядываются и грозят пальцем.)

Ты, дружок, не аккуратен.

Сбит в полосочку колпак.

Нам в ответ: (Буратино отмахивается рукой.)

— Сойдет и так!

Весь в песке, в болотной тине (Буратино садится за стол.)

Был испачкан Буратино, (Дети возмущенно переглядываются.)

Как чумазый он пришел,

Так уселся он за стол.

Все ребята это знают — (Дети имитируют умывание.)

Так никто не поступает,

Перед каждою едой

Непременно руки мой! (Дети показывают чистые ладоши.)

Два часа от грязной тины (Дети моют Буратино.)

Отмывали Буратино,

Стал наш мальчик так хорош, (Дети хвалят Буратино.)

Так красив и так пригож.

Повязал себе салфетку, (Буратино повязывают салфетку.)

Аккуратно съел котлетку, (Буратино дают тарелку с едой.)

Суп не вылил на кафтан

И «спасибо» всем сказал. (Буратино встает из-за стола и раскланивается.)

Дети участвуют в инсценировке, которую можно проводить как с помощью куклы, так и с участием ребенка, играющего роль Буратино.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пальчиковая гимнастика «Стали гномы гостей приглашать».

Стали гномы гостей приглашать.  (Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.)

Стали гномы гостей угощать.      ( То же самое,  наоборот.)

Каждому гостю досталось варенье.   ( Каждый пальчик правой руки,  поочерёдно трётся подушечкой о большой  палец этой руки. Одновременно, то же самое проделывают пальцы левой руки.

Пальчики склеило то угощенье.   ( Последовательно, начиная с большого «склеить» соответствующие пальцы на руках.)

Плотно прижалась ладошка к ладошке.  (Прижать ладошки одна   к другой.)

Гости не могут взять даже ложки!    (Плечи приподнять, локти слегка развести в сторону,  «удивиться». )                                                  

         Пальчиковая гимнастика «Посуда»

       Из тарелок, как один,          (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

      Суп мы ложками едим.       (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

       Вилкой кушаем котлеты,    (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

                                                   придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

      Ножик режет нам омлеты.   («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Десять очень славных мышек».

Десять очень славных мышек .      ( Показать десять пальцев, затем на обеих руках  показать «мышек»: пальцы, собранные в щепоть.)

Десять взять решили пышек.       ( Показать десять пальцев, затем ладонями изобразить «пирожок».

Печь горячую открыли,                (Имитация кистью: открывание печи )

К сковородке подскочили,            (Пальцы «бегут» по столу.)

Лапки все пообжигали,                  ( Каждый палец по очереди отскакивает от стола.)

В норку к маме побежали.             (Неплотно сжатый кулак левой руки —

                                                                поочереди «забегают» пальцы правой руки.

При повторе гимнастики менять руки.

Стала мама всех лечить,                 (Каждый палец правой руки по очереди прижимать к  центру ладони левой руки)

Лапки в маслице мочить.          

Педагог:

— Мышки обожгли лапки. А что ещё можно обжечь, пробуя очень горячую еду?

Первым пробовать привык Угощенья все... (язык).

Всегда надо помнить: с пылу-жару хватать — не наесться, а обжечься. (Выучить с детьми эту пословицу.)

 

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

          Муку в тесто замесили,     (Сжимают и разжимают пальцы.)

         А из теста мы слепили      (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

         Пирожки и плюшки,         (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

         Сдобные ватрушки,

         Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

         Всё мы испечем в печи.

         Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Консультация для родителей №1

Как правильно привить ребенку культурно-гигиенические навыки

Цель:

Что же нужно знать нам, взрослым, о привитии ребенку культурно-гигиенических навыков? Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте и гигиене. Дошкольник может усвоить все гигиенические навыки, понять их важность, привыкнуть выполнять их правильно и быстро.

Если эти навыки не закрепить в раннем возрасте, то в дальнейшем будет много хлопот.

Многие дети к пяти годам уже умеют сами умываться и чистить зубы. Для выработки и закрепления этих навыков малышу необходимо помочь: научить закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, хорошо их ополаскивать, смывать мыло, вытираться только личным полотенцем. Нужно несколько раз показать ребенку, где постоянно должно висеть его полотенце и стоять зубная щетка. Но не стоит торопить ребенка, если вначале он на умывание и чистку зубов будет тратить много времени.

Самое главное для приобретения гигиенических навыков – это пример родителей. Если взрослые делают физические упражнения, а затем принимают душ, то ребенок будет делать так же. Дети должны привыкнуть к тому, что по вечерам ежедневно нужно умываться и чистить зубы. Ребенок должен уметь самостоятельно пользоваться носовым платком, который хранится у него в определенном месте. Но взрослые должны помнить, что нельзя ругать ребенка за утерянный носовой платок.

Действенным средством воспитания можно назвать правильно организованный режим занятия, игры, разнообразная самостоятельная деятельность, если педагог активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.

Даже у младших дошкольников в различных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки бережного обращения к игрушкам и вещам, находящимся не только дома, но и в общем пользовании в детском саду. Развивающее и воспитательное воздействие педагогов и родителей на малышей должны быть общим, постоянными и последовательными. Важен наглядный пример и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Ежесекундное общение с детьми должно строиться только на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие чувства – взаимоуважение и взаимопонимание, жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве все навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу в течение всей его жизни.

Культурно-гигиенические навыки – значимая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви - это не только требования гигиены, но и нормы человеческих отношений. Дошкольники должны знать, что в соблюдении этих правил выявляется и уважение к окружающим, что каждому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряха, который не умеет следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Об этом должны помнить всегда и родители, и педагоги.

И культуру еды часто мы относим к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Культура потребления пищи и культура поведения за столом имеет еще и этическую сторону, потому что поведение за столом основано на уважении к сидящим рядом, и даже к тем, кто приготовил пищу.

С самого раннего возраста дети должны усваивать некоторые правила: есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; нельзя класть локти на стол во время еды; нужно бережно относиться не только к хлебу, но и ко всем продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – трудное дело, требующее каждодневной кропотливой работы, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом, опрятно.

Консультации для родителей №2

"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка"

Цель:

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки : Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.

Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

Консультация для родителей №3

Как вырастить ребенка здоровым и успешным

Желание вырастить своего малыша здоровым, психически гармоничным и счастливым - мечта каждого взрослого. Только вот очень часто, руководствуясь своими представлениями о здоровье, гармонии и счастье наших детей, мы непоправимо насилуем естественную природу детства. Мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребенка, во всех обыденных мелочах заставляя его действовать и жить по нашим представлениям и предписаниям. И тогда при всем большом желании взрослых вырастить здоровых и жизнерадостных детей, мы часто получаем совсем обратное: детей пассивных, несамостоятельных или неуправляемых; безответственных или неуверенных, озабоченных вечными тревогами, страхами; хронических неудачников или просто невротиков; а еще таких, которые лишены интеллектуальной инициативы, познавательных интересов и способностей к творчеству, созиданию.

Но как же избежать этого? Что нужно делать, чтобы не только мечтать о счастливом будущем своего ребенка, но и создавать это будущее каждый день и час?

Многие, наверное, усомнятся, что в чьих-то силах обмануть судьбу:  «Одному просто на роду написано счастье, а другому - несчастье. И ничего с этим не поделаешь». Но все-таки даже такие скептики не станут отрицать, что у всякого счастливого человека - особый, счастливый склад личности. А это уже не только от судьбы зависит, но еще и от нас с вами, от воспитания и условий развития.

Здесь мы рискуем услышать раздраженные голоса умудренных дедушкиным опытом: «Меня в детстве держали в строгости, и ничего - вырос нормальным человеком. Отца и деда также воспитывали, и все выросли достойными людьми. А что вы можете сказать нам нового о воспитании?».

Никто не усомниться, что наука сможет сказать новое слово, например, о способах перемещения: колесо, поезд, ракета. Но когда речь идет о психическом развитии ребенка, его воспитании, то почему то тут психологическим и медицинским наукам отказывают в способности открывать что-то новое, принципиально не похожее на общепринятые взгляды?

Может быть, стоит прислушаться к голосу разума и науки и начать с того, чтобы пересмотреть свои взгляды на ребенка, процесс его роста и становление личности?

Если обратиться к закономерностям естественного развития детей, природе этого естества, ее свободной сущности, то можно понять, что силой ничего не возьмешь от природы, силой ее только разрушишь. И не стоит подчинять, подавлять, управлять маленьким «беспомощным» человеком, а лучше пытаться сделать так, что бы ребенок естественным для него путем становился увереннее в себе, самостоятельнее, умнее и добрее, все более способным к творчеству и все менее способным ко злу. Может быть в этом природный смысл Взрослого рядом с Малышом в процессе его роста  - защищать, любить и принимать таким, каков он есть, понимать, приходить на помощь, содействовать, сопровождать.

При этом не только дети обретут условия для гармоничного и интеллектуального развития, но и взрослые помогут самим себе: научатся терпению и терпимости. Но нужно захотеть научится. Любящие мамы и папы, оцените свое отношение к ребенку, свое собственное поведение, свои методы воздействия. Попытайтесь строить их на основе предлагаемых нами принципов сопровождения:

Не навязывайте себя никому, в том числе и детям (ребенку), с которым вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам вашим детям не понравились занятия, значит отложите их до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.

Если не знаете, как воздействовать - остановитесь. В процессе занятий с детьми (одним ребенком) могут произойти инциденты, возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятия так, как будто ничего не произошло, либо просто прекратите всякое свое воздействие, влияние, переключитесь на что-нибудь другое, успокойтесь. Потом поразмыслите над этим, постарайтесь сами, или с чьей-нибудь помощью понять это происшествие.

Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у детей протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакции и поведения. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка.

Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ним. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх, тревогу, раздражение, апатию - они невольно будут влиять на состояние детей, как бы заражая аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный эффект занятия с ребенком. Настраивайтесь перед делом, заряжайтесь добрыми чувствами к детям, заряжайте их радостью, светом, теплом.

Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятия; во всем остальном вы такой-же участник, как дети. Вы также ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы - образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянуться дети.

Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренно желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить.

Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное состояние ребенка, а значит - повредить ему. Где найти ребенку тот базис безусловного тепла, поддержки, признания его таким, каким он есть - маленьким, неуклюжим, беспомощным - равным себе и другим - таким же значительным и любимым? Наши малыши с утра до вечера слышат от взрослых: «Не так, не такой, не туда и т.д.». Как тяжело им и трудно выстоять, защитить и сохранить положительное представление о самих себе. А без этого не будет у них психического здоровья, гармоничного развития.

Давайте качественные оценки, если не можете удержаться вообще от оценки. Например, сказать, "Как сияют глазки у Колиного зайчика", предпочтительнее, чем заметить, что "Зайцы совсем не так прыгают, как делает Коля", или похвалить, что "Руками Коля очень правильно показывает". В режиме естественного развития детей не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицание или осуждение.

Не сравнивайте детей с кем либо в неверном свете, не ставьте никого в пример, помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которых неизбежно последуют и свобода мыслей и свобода внешних проявлений в мимике, движениях. Только тогда механизм подражания у детей сработает эффективно. Дети сами себе выберут пример для подражания, кому что придется по душе.

Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как ни парадоксально, это тоже может повредить. Один ребенок может привыкнуть к такому обращению и будет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего отношения. Другой, наоборот, будет бояться такого обращения, стремиться не соответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением вашего отношения к нему лично. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка - улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п. Что подскажут ваши руки и сердце.

Во всех случаях - сознание заповеди "не навреди" и ощущения чувства меры и избытка вашего воздействия на детей - главная наука нашего постижения. Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманней, предвидя далекие последствия своего влияния на его психику и судьбу.

Соблюдение принципов, учитывающих естественные закономерности развития детской психики, поможет самим взрослым повысить свой самоконтроль. Самоконтроль взрослого - не только необходимое условие его собственного личного роста, но и единственная гарантия полноценного развития личности ребенка. Ведь это так легко понять, что любому маленькому существу для его естественного развития необходима атмосфера безопасности, защищенности, отсутствия угрозы нападения или потери поддержки. Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.п. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

Принципы взаимодействия с ребенком

1. Уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть:

За то, что для нас - неразгаданная тайна.

Достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит

пройти.

Уважать - значит понимать, поддерживать, верить.

2. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти его. Ребенок имеет свое «Я», имеет право быть самим собой.

3. В воспитании надо вставать над ребенком исключительно только для защиты.

4. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый научился уважать и ценить себя.

Уважение к себе возрастает на волне успеха.

Надо обеспечить ребенку успех, победу над неуважаемым в себе, над надоевшим делом, над опасным желанием.

Первая победа породит вторую, третью, пробудит в ребенке силы, которые ранее не подозревались. Победное познание, повседневная жизнь в маленьких победах - это крылья ребенка, несущие его к осознанию собственной значимости

Учитесь общаться с детьми

Стройте общение ребенка как сотрудничество

Уважайте в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.

За то, что он для нас – он неразгаданная тайна.

Он достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти.

Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти его. Ребенок имеет свое собственное «Я», имеет право быть самим собой.

В воспитании не надо вставать «над ребенком», исключение только лишь для его защиты..

Эти слова ласкают душу ребенка

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Спасибо!

Что бы мы без тебя делали!

Иди, дорогой, ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Чтобы ни случилось, твой дом - твоя крепость!

Расскажи мне, что с тобой…

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Развлечение для детей 2 младшей группы в «Гостях у Мойдодыра»

Цель: закрепить с детьми последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки .

Задачи:

Осмыслить схематическое изображение алгоритма; развивать навыки продуктивной деятельности; воспитывать желание быть чистым и аккуратным, вызывать желание демонстрировать положительный пример.

Предварительная работа: чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание картинок, способствующих формированию у детей культурно-гигиенических навыков.

Оборудование: «Мойдодыр» (кукла), чудесный мешочек, наполненный предметами личной гигиены: мыло, мочалка, полотенце, мольберт, схемы-алгоритмы, заготовка к аппликации в форме полотенца, вырезанные заготовки в форме разноцветных и различных по размеру кружков, клей, кисти, салфетки по количеству детей, клеенка на стол.

Ход развлечения :

В группу входит взрослый, в руках у него Грязнуля (кукла с грязными руками и лицом) .

Взрослый. Посмотрите, ребята, к нам в группу пришел новый мальчик. Но какой, же он грязный! (обр. к Грязнуле) :

Ах ты, гадкий, ах, ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя,

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки.

Воспитатель. Ребята, мы можем принять его в группу? А почему? (ответы детей: потому что он очень грязный). Совершенно верно. Он такой грязный, что мы не можем его принять. К нам в детский сад ходят только чистые и аккуратные дети. Правда, ребята?

Воспитатель (обр. к Грязнуле) Ответь, пожалуйста, почему ты пришёл в детский сад с грязными руками? (делает вид, что Грязнуля что-то шепчет ему на ухо) .Что? Ты не умеешь мыть руки?

Ребята, мне жалко этого мальчика, его никто не научил умываться. Как же мы сможем помочь Грязнуле (ответы детей)

Подытоживает ответы детей: Давайте мы научим его мыть руки, и тогда Грязнуля станет Чистюлей. Согласны?

Ответы детей. Поможем. Да.

Воспитатель. Рано утром на рассвете

Умываются котята и мышата,

И жучки и паучки

Ребята, а вы вспомнили герой какой сказки говорил эти слова?

Дети: Мойдодыр.

… Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

Воспитатель выводит из игрового центра «Семья» Мойдодыра Дети его рассматривают, и воспитатель обращает внимание детей на чудесный мешочек, в котором находятся какие-то предметы.

Игра «Чудесный мешочек»

(Дети достают по очереди предметы личной гигиены: мыло, мочалку, полотенце, обследуют их на ощупь, на запах и называют) .

Воспитатель по ходу игры задаёт вопросы о том, для чего нужны предметы, добиваясь полных ответов детей:

-Зачем нам нужно мыло?

- Зачем нужна мочалка?

-Для чего нужно полотенце?

(Ответы детей: Мыло нужно для того, чтобы была пена, чтобы мыть руки, чтобы руки были чистыми; мочалка нужна для того, чтобы стереть грязь;

Полотенце нужно для того, чтобы руки были сухими) .

Воспитатель. Ребята , что нужно сделать вначале? Что потом? (Ответы детей) :

1. Закатать рукава

2. Открыть кран с водой

3. Взять в руки мыло

4. Намылить руки до густой пены

5. Смыть мыло чистой водой

6. Закрыть кран

7. Полотенцем вытереть воду с рук досуха

8. Застегнуть рукава) .

Дети по очереди проделывают с Грязнулей необходимые манипуляции, расчесывают.

Воспитатель. Подождите, подождите. Кажется малыш мне что-то говорит. Оказывается его зовут Витей (имя мальчика, которое не встречается в данной группе)

А теперь, ребята, все вместе с Витей помоем руки.

Физическая минутка «Душ»

Жарче дырчатая тучка (сжать-разжать кулачки)

Поливай водичкой ручки, (потирать кисти рук)

Плечики и локоточки, (потирать плечики и локоточки)

Пальчики и ноготочки, (потирать пальчики и ноготочки)

Мой затылочек, височки, (потирать затылок, височки)

Подбородочек и щечки. (потирать подбородок и щеки)

Трем мочалочкой коленочки, (потирать коленочки)

Щеточкой трем хорошенечко, (потирать коленочки)

Пяточки, ступни и пальчики, (потирать пяточки и пальчики)

Трем хорошенечко мальчика. (потирать все тело)

(Во время физ. минутки Грязнуля превращается в чистюлю)

Мойдодыр. Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, Грязнуля,

Мойдодыру угодил!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

-Будьте всегда чистыми и аккуратными, а мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания!

Воспитатель. Спасибо, Мойдодыр, за помощь. До свидания!

Художественно-продуктивная деятельность

Воспитатель подносит куклу к уху и узнает что у него нет полотенца.

Воспитатель. Не нужно плакать, мы подарим вам красивые полотенца. Правда, ребята?

Дети выполняют аппликацию «Украсим полотенце».

(сначала наклеивают маленький кружочек на большой, а затем большой круг на одно из двух полотенец, подбирая цвета)

Воспитатель : Вот такие красивые полотенца дарят тебе наши дети. А теперь ответь, пожалуйста, ты запомнил, как нужно правильно мыть руки?

Грязнуля.  Да.

Воспитатель. А вы, ребята, запомнили? Сейчас мы это проверим.

Игра «Что изменилось».

Воспитатель предлагает детям отвернуться, в это время меняет последовательность алгоритма, (одну картинку, затем предлагает детям повернуться и найти и исправить ошибку. (игра проводится 2-3р)

Воспитатель. А полотенца мы подарим Вите и примем его в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра

Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра...

Детско-взрослый дизайн-проект "Поговорим о любви" в старшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад...

Детско-взрослый исследовательский проект "Лесной барабанщик"

Детско – взрослый исследовательскийпроект «Лесной барабанщик»Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №6, родители, воспитатели.Руководитель: Карелина Е. И.  Тип проекта...

Проект - презентация: Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка....

проект "Друзья Мойдодыра"

проект по КГН и здоровьесбережению...

Детско-взрослый творческий проект "Осень в искусстве". Авторы проекта музыкальный руководитель Бурчиева Э.П. и дети подготовительной к школе группы №1

Вашему вниманию представлена моя методическая разработка Детско - взрослого творческого проекта "Осень в искусстве". Образовательного события "Осень в творчестве!" Детско -  в...

Проект "Друзья Мойдодыра"

Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего, воспитательно-образовательного п...