МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ
статья по теме
В статье описаны здоровьесберегающие технологии, которые может использовать музыкальный руководитель в своей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 31.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
С.А.Мокшонкова,
ГБДОУ детский сад№96 общеразвивающего вида Калининского района
г. Санкт-Петербурга
Любой стране нужны личности активные, творческие, гармонично развитые. Все это возможно, благодаря хорошему здоровью. Поэтому здоровье всегда было и остается приоритетным вопросом общества. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент благополучия личности.
Современное общество, представляет все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В дошкольном возрасте идет интенсивное физическое развитие, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Анализируя статистику заболеваемости детей дошкольного возраста, приходим к выводу, что в семьях не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не занимается здоровым образом жизни. И поэтому дошкольное образовательное учреждение должно брать на себя основную работу по формированию культуры здорового образа жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Следует отметить, что успешность данной работы зависит от системного подхода всего образовательного учреждения к решению данной проблемы.
Казалось бы, какую роль играет музыкальный руководитель в заботе о здоровье воспитанников? Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. И у музыкального руководителя есть немалый арсенал технологий по сохранению и укреплению здоровья ребенка, для формирования культуры здоровья.
Здоровьесберегающие технологии музыкального руководителя делятся в свою очередь на ряд технологий.
Здоровьесберегающие технологии реализовываются с целью осознания детьми здоровья человека, накопления знаний о здоровье, а также умений сберегать, поддерживать и сохранять здоровье.
Ритмопластика - это музыкально-ритмический психотренинг, который развивает у ребенка волю, внимание, творческое воображение, подвижность, эмоциональность, память, гибкость мыслительных процессов, музыкальность. Ритмопластика базируется на простых, но разнообразных движениях: имитационных, общеразвивающих, танцевальных. Ее можно свести к созданию образа или сюжета в движении. Развивая навык пластической интерпретации музыки, ребенок получает новые умения и навыки и вместе с тем развивает способность творческого осмысления и понимания музыки.
Сказкотерапия - метод психологической коррекции. Сказкотерапия помогает: укрепить психическое здоровье ребенка, осуществлять профилактику тревожных состояний, найти выход в сложной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, устранить уже имеющиеся нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию. Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все, чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии составляются словесные образы. Дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Технологии музыкального воздействия используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Дыхательная гимнастика обеспечивает полноценный дренаж бронхов, очищает слизистую дыхательных путей, укрепляет дыхательную мускулатуру. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить. Дыхательную гимнастику необходимо проводить только в чистом, проветренном помещении. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук.
Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.
Релаксация подразумевает общее расслабление и успокоение, например, прослушивание звуков моря или леса, ветерка, пения птичек. Это полезно детям слушать перед сном. Также музыкальный руководитель может погладить, похвалить ребенка, помочь ему расслабиться словами. Расслабляющие упражнения можно делать с использованием мяча фитбола. На нем можно покачивать ребенка под спокойную музыку взад-вперед и др.
Основные задачи психогимнастики - сохранение психического здоровья, эмоционального благополучия детей, предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Фонетическая гимнастика представляет собой произношение определенных звукосочетаний с определенными техниками дыхания и выполнение физических упражнений. Фонетическая гимнастика повышает обменные процессы в клетках за счет звуковой вибрации, которая позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Таким образом хорошо функционирует вся легочная система, и организм лучше выполняет свои защитные функции.
Подытоживая, следует отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ должно быть реализовано в виде взаимодействия всех структур и технологий, а также создание условий, которые способствуют эффективному здоровьесбережению. Кроме того, постоянно должен происходить их анализ, диагностика, коррекция.
Все же главными воспитателями ребенка являются родители, поэтому они должны быть главными союзниками музыкального руководителя. Необходима системная работа с родителями: консультации, рекомендации и беседы, мастер-классы, практические показы (практикумы), анкетирование, совместные акции: спортивно-музыкальные праздники, дни здоровья, дни открытых дверей и др.
Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Образовательное учреждение, в том числе и музыкальный руководитель, должны дать ребенку знания, умения, отработать навыки, которые станут фундаментом здоровья на всю его последующую жизнь, и как следствие, залогом успешного развития всех сторон личности, ее свойств и качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»
Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...
" Влияние музыки на здоровье человека" консультация для родителей
Здесь вы узнаете, какая музыка благотворно влияет на организм ребёнка, а какая может и навредить. Рекомендации для родителей, какую музыку нужно слушать дома....
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
Кацер О.В.Музыка.Дети.Здоровье
методическое пособие...
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко» «Музыка укрепляет здоровье наше» Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах м
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка ...
Конспект ООД с использованием здоровье сберегающих технологий "Музыка и здоровье"
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Поэтому в своей работе использую комплексный п...
Музыка и здоровье - целебные свойства музыки.
Музыка в значительной мере помогает здоровому развитию всех духовных и физических сил ребёнка. Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребёнка с музыкой состоялась вовремя и ч...