Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью разнообразных техник нетрадиционного рисования
учебно-методический материал по рисованию

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2023-2024 уч. г. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью разнообразных техник нетрадиционного рисования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции

на 2023-2024 уч. г.

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью разнообразных техник нетрадиционного рисования»

Составила:  Хохлова М. П.

Направление: сенсомоторное и художественно-эстетическое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября 2023 г.

Окончание работы: 31 августа 2024 г.

Срок реализации: 1 год

Актуальность темы.

Занятия изобразительной деятельностью, в частности рисованием, не только помогают малышу 2-3 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, память, внимание и, конечно, воображение. Во время занятий рисованием педагог может наладить контакт с любым ребёнком.

Если на традиционных занятиях рисованием ребёнок учится держать кисть, рисовать с её помощью точки, линии, штрихи, закрашивать контуры предметов, то нетрадиционное рисование даёт ребёнку больше свободы, больше идей для творчества, больше вдохновения и радостных эмоций. Так, нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку рисовать пальцами, ладошками, с использованием  вспомогательных средств: поролона, штампов, ватных палочек.

Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, тактильное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание и усидчивость, наблюдательность, формируются навыки самоконтроля. Нетрадиционные техники рисования позволяют создать атмосферу непринуждённости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка. Считаю важным развитие всех вышеперечисленных качеств и навыков у детей 2-3 лет, именно поэтому я выбрала тему «Использование разнообразных техник  нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» для самообразования.

Цель: формирование у детей художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

-изучить литературу по данному вопросу;

-познакомить детей с разнообразными техниками рисования;

-развивать детское воображение, желание экспериментировать, интерес к творческой деятельности;

-привлечь внимание родителей к этому вопросу.

Предполагаемый результат: у детей развита мелкая моторика, координация движений, дети имеют навыки нетрадиционного рисования.

Форма отчета по проделанной работе: отчет, публикации, выставки работ.

Этапы создания системы работы:

1.Теоретический.

2. Практический.

Форма работы с детьми:

  1. Совместная групповая и подгрупповая работа с детьми.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Методы и приемы работы с детьми:

  1. Словесный метод
  2. Наблюдения, обследования предметов, рассматривание картин и иллюстраций с детьми
  3. Наглядно-действенный метод
  4. Практический

Форма самообразования:

Чтение методической, педагогической и предметной литературы, подбор материала и атрибутов для работы с детьми, родителями, коллегами.

Изучение учебно-методической литературы.

План работы по теме самообразования на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Октябрь- Ноябрь

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – способом отпечаток. Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка. Развивать творческое мышление, воображение, цветовосприятие. Развивать познавательный интерес в процессе рисования.

Рисование отпечатками листьев «Красивые листочки».

Декабрь-январь

Техника рисования пальчиками и ладошками. Цель: познакомить детей с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов. Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошкам. Развивать воображение, интерес к творчеству.

Совместная творческая деятельность «Зимушка-зима»

Февраль

Техника рисования ватными палочками – метод Тычка. Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования.

Улучшить моторику пальцев и осязательного восприятия, воспитание аккуратности, усидчивости, сосредоточенности в выполнении работы, трудолюбия.

Игра-занятие «Выпал снег»

Март- Апрель

Рисование техникой примакивания поролоном. Цель: воспитывать эстетическое восприятие природы; упражнять в рисовании кусочками поролона и рисовании пальчиками; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа; развивать цветовосприятие.

Игра-занятие «Разноцветные пузырьки»

Работа с семьёй

Октябрь

Выявить отношение родителей к художественному творчеству их детей.

Круглый стол «Творчество в семье».

Ноябрь

Подготовка материала для семинара-практикума

Семинар-практикум «Зачем ребёнку рисовать?»

Январь

Подготовка к мастер-классу: составление конспекта, материалов и оборудования, подготовка буклетов «Нетрадиционные техники рисования».

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет»

Март

Выставка семейного творчества.

Конкурс «Мы рисуем всей семьёй!»

Методическая работа

Сентябрь

1.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

2.Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет».

3.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст».

4.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

5. Интернет-ресурсы.

Анализ изученной литературы, подготовка плана работы по теме самообразования.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования: за и против».

Выступление на педсовете.

Февраль

Подготовка к участию в МО

Мастер-класс «Рисование с использованием нетрадиционных техник с детьми раннего возраста»

Апрель

Подготовка материала для публикаций

Публикации

«Роль нетрадиционной техники рисования в развитии  детей раннего возраста»

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»

Развитие РППС

В течении года

Подготовка атрибутов для дидактических игр по художественно-эстетическому развитию

Д/и «Воздушные шарики»,

«Собери капельки в стакан»,

«Найди  листик для бабочки»,

«Собери бусы на нитку»,

«Сказочные деревья».

Буклет «Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью нетрадиционных дидактических игр

Одним из эффективных методов работы по развитию мелкой моторики являются дидактические игры.Дидактическая игра является разновидностью игры с правилами, созданных специально для активного обучения и в...

"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи дидактических самодельных развивающих панно"

В первой части работы рассматривается, почему мелкую моторику необходимо развивать, начиная именно с раннего возраста. Далее дается описание самодельных развивающих панно: "Ежик", "Паро...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи камешек Марблс»

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев р...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью дидактических игр"

В презентации представлены дидактические игры на развитие мелкой моторики рук, выполненные своими руками....

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи камушков Марблс»

Новые технологии изготовления Марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекц...