открытое занятие на тему "Осенняя ярмарка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект занятия "Осенняя ярмарка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытое занятие

        Тема: «Осенняя ярмарка»

        Программное содержание.

Обучающая задача .Ознакомить детей с различными формами русского народного творчества,- изобразительной, песенной, речевой. Пробудить интерес к русской народной культуре.

Развивающая задача. Развивать выразительность речи, эстетические чувства детей.

Воспитывающие задачи. Воспитывать умение слушать, отвечать чётко на вопросы.

Словарная работа:

 Активный словарь: попевки, чистоговорки, пра-пра-прадедушки, пра-пра-прабабушки, закличка.

Пассивный словарь: докучная сказка,глашатай.

Оборудование. Изделия русских народных ремёсел, вышитые и вязаные салфетки, магнитофон, кассеты с русскими народными мелодиями в современной обработке.

Демонстрационный материал. Дымковские игрушки, матерчатые куклы, матрёшки ,деревянная посуда, расписанная в стиле «Гжель» и «Хохлома».

Раздаточный материал. Муляжи овощей и фруктов, игрушки кошки (3 шт.), элементы набора для коллективной аппликации «Гжель» и «Хохлома», салфетки, клейстер, кисточки.

Предварительная работа. Знакомство с русским народным творчеством: разучивание заклички «Дождик», попевки «Котенька-коток», песни «Матрёшки», докучной сказки «Жил-был царь».

Основная образовательная область: «Коммуникация».

Интегрированные образовательные области: познание, социализация, чтение художественной литературы ,музыка ,художественное творчество.

Методы и приёмы: Методы: наглядные ,словесные ,игровые .Приёмы: художественное слово, дидактические игры, вопросы, загадывание загадок, поощрение..

Структура:

1.Вводная часть-5 мин.

   1) Рассказ воспитателя о том, куда предстоит отправиться сегодня на занятии.

   2).Слушание музыки и перемещение во времени.

2.Основная часть-15 мин.

    1).Чтение детьми докучной сказки.

    2).Импровизация музыкальной сказки «Репка».

    3).Загадывание загадок об овощах.

    4).Групповое исполнение заклички «Дождик».

    5).Загадывание загадок о домашних животных.

    6).Игра «Горелки».

 3.Заключительная часть-15 мин.

    1).Хоровод «Красный сарафан».

    2).Прослушивание русской народной композиции в современной обработке.

    3).Обобщения воспитателя.

4). Анализ занятия.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель.

Здравствуйте, ребята! Добрый день и вам , гости дорогие! Сегодня мы здесь собрались, чтобы отправиться в удивительное путешествие-путешествие во времени. Мы перенесёмся в те далёкие времена, когда сказки ходили по земле: когда Емеля на печи в гости к царю ездил, Иван-царевич ходил смерть кощееву искать, а в садах росли молодильные яблоки. Проще говоря, когда жили на земле ваши пра-пра-пра-бабушки и пра-пра-пра-дедушки. А поможет нам совершить это путешествие музыка и волшебная карусель.

Ставится шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку медленно передвигаются по кругу.

В это время открывается занавес, и происходят небольшие перемены. В зале, а воспитатель переодевается в русский сарафан.

Дети снова садятся на стульчики.

Воспитатель.

Ну,что же,ребята, давайте-ка проверим, получится наш переход во времени или нет? Говорят,  В ту пору люди много сказок знали, да и не только простых, но и докучных. А что такое докучная сказка?

Дети. Это сказка без конца.

Воспитатель. Правильно, та сказка, которую без умолку рассказывать можно. Вот и расскажем.

Докучная сказка. «Жил-был царь»: Жил-был царь,

 У царя был  двор,

        На дворе был кол,

        На колу мочало,-

        Начинай сначала.

Предлагаю интонационное упражнение: докучную сказку дети рассказывают сначала спокойно, затем как сплетню, причитание, с интонацией скоморохов-глашатаев.

Воспитатель.

Хорошо вы ребята, сказки сказывать умеете, Но русский народ любил не только сказки докучные, но и простые сказки, которые сам и придумал. Вот и послушаем такую сказку музыкальную «Репка». А покажут нам её наши дети.

 Музыкальная сказка «Репка».

Все: Посадил дед репу, репку,

Поливал водой, водою

Вырастала репка, репка

Летом и зимой, зимою.

И надумал дедка, дедка

Вою вырвать репку, репку,

Дедка за репку,

Репка за грядку,

Все по порядку.

Раз! Два! Три!

У-у-у-ф!

Кричит дедка бабку.

Дед: Бабка!

Все: Говорит ей мило, мило

Дед: Помоги-ка, бабка, бабка,

        Богатырской силой, силой.

Все: Бабка за дедку,

        Дедка за репку,

        Репка за грядку,

        Все по порядку.

        Раз ,два, три

        У-у-у-ф!

        Кричит бабка внучку.

Бабка: Внучка!

Все: Говорит ей мило, мило

Бабка: Помоги-ка, внучка, внучка,

        Ты  девичьей силой, силой.

Все: Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Репка за грядку,

Все по порядку.

Раз ,два ,три!

У-у-у-ф!

Кричит внучка Жучку.

Внучка: Жучка!

Все: Говорит ей мило, мило

Внучка: Помоги-ка, Жучка ,Жучка,

        Ты собачьей силой, силой.

Все:  Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Репка за грядку,

Все по порядку.

Раз, два, три!

Кричит Жучка кошку.

Жучка: Кошка!

Все: Говорит ей мило, мило

Жучка: Помоги-ка, кошка, кошка,

        Ты кошачьей силой, силой.

Все: Кошка за Жучку

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Репка за грядку,

Все по порядку,

Раз, два,три!

У-у-у-ф!

Кричит Кошка мышку.

Кошка: Мышка!

Все. Говорит ей мило, мило

Жучка:

помоги-ка ,кошка ,кошка,

ты кашачьей силой, силой

Все: Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Репка за грядку,

Все по порядку.

Раз, два, три!

У-у-у-ф!

Кричит Кошка мышку.

Кошка: Мышка!

Все: Говорит ей , мило, мило

Кошка: Помоги-ка, мышка, мышка,

        Своей малой силой, силой.

Все: Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Репка за грядку,

Все по порядку.

Раз, два, три!

Вытянули репку.

Воспитатель:

Сказки мы с вами научились рассказывать, а сейчас нам- прямая дорога на ярмарку.

Выходят два скомороха.

1-й скоморох. Люди добрые, люди весёлые  не пропустите, проходите!

2-й скоморох. Ярмарка ждёт, ярмарка зовёт ,налетай, покупай, не зевай!

1-й скоморох. На людей посмотри, себя покажи! Ребята, а что такое ярмарка.?

Дети. Это где продаются овощи, фрукты, разные товары.

2-й скоморох. А какие вы знаете ярмарки?

Дети. Продуктовая, овощная, школьная и по временам года: осенняя, весенняя, летняя.

Скоморохи хвалят детей и уходят.

Воспитатель.

Давайте-ка посмотрим, что там в овощном ряду делается? Попробуем угадать, какие овощи привезли на ярмарку.

1-й ребёнок берёт бубен и загадывает 1-ю загадку, затем стучит три раза в бубен и отдаёт бубен тому, кто хочет разгадать. Потом бубен берёт второй ребёнок, загадывает вторую загадку и т.д.

1-й ребёнок. Краса-девица сидит в темнице, а коса на улице.(Морковь).

2-й ребёнок. Алый сапог в земле горит. (Свёкла)

3-й ребёнок. Без счёту одёжек и все без застёжек. (Кочан).

4-й ребёнок Ни окон, ни дверей-полна горница гостей. (Огурец).

5-й ребёнок Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. (Репа).

Дети, разгадывая загадки, подходят к лотку с овощами и вытаскивают овощ, о котором загадывалась загадка.

Воспитатель.

Да, ребята, много овощей на ярмарке .Чтобы такой богатый урожай вырастить, нужно и умение и терпение, и чтобы погода помогла,- солнышко бы землю грело, а дождик её поливал. Ведь если долго дождя не было, урожай мог погибнуть. Что же люди придумали, как от жары землю уберечь?

Дети. Звали дождик, говорили заклинания, обращались к колдунам, шаманам.

Воспитатель. Да, чтобы нагнать дождик, люди придумали заклички

Дети встают в круг и исполняют закличку «Дождик»..

Закличка «Дождик» ;  Дождик, лей, лей,

        На меня, на людей.

        На меня по крошке,

        На людей по ложке,

        А на Бабу Ягу

        Лей по целому ведру!

Воспитатель.

Да, умели наши прадеды с природой ладить! Но и на дворе у них всегда был порядок и верные помощники из домашних животных. Все они человеку в хозяйстве помогали.

Что это были за животные , угадайте?

!-й ребёнок Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,

        А первый на селе работник.                 (Лошадь)

2-й ребёнок По долам, по горам, ходит шуба, да кафтан.

        (Овца)

3-й ребёнок На сене лежит, сама не ест и другим не даёт.

        (Собака)

4-й ребёнок Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька.

        

(Кошка)

5-й ребёнок Кто родится с усами

        (Котёнок)

Воспитатель.

Котёнок в доме не только мышей ловил, но ещё и детишек забавлял, а за это люди про него шуточные попевки придумали.

Выходит группа девочек. Они держат в руках игрушку-котёнка и исполняют попевку «Васька-кот»: Ходит Васька серенький,

 Хвост пушистый беленький,

        Ходит Васька-кот,

        Сядет умывается,

        Лапкой утирается,

        Песенки поёт.

        Обойдет неслышно дом,

        Спинку выгнет он горбом,

        Точит коготки.

        Притаился Васька-кот

        Возле норки мышку ждёт.

        Мышка берегись!!!

Воспитатель.

Oй? Кто это к нам едет, посвистывает, колокольчиками позванивает?!

В зал въезжает купец на телеге, запряжённой лошадью.Стал выкладывать товар на продажу, да всё разбил (звучит фонограмма разбитой посуды).

Купец. Что же за напасть, вот беда так беда! Что делать? Как, кто моему горю может пособить?

Воспитатель. Ну что ты так убиваешься, купец? Какой у тебя товар был?

Купец. Не промстой,ой, не простой,- кувшины гжельские и хохломские.

Воспитатель. Ну что, ребята, поможем? Может, новому ремеслу обучимся?

На 2-х листах нарисованы вазы. Отдельно лежат узоры.

Дети украшают вазы элементами «Гжели» и «Хохломы».Коллек

тивная аппликация.

Готовые работы отдаём купцу.

Купец. Спасибо вам, ребята. Очень красивые вазы у вас получились. А вы знаете, что это за росписи на них.

Дети Это хохломская роспись, а это гжельская.

Воспитатель.

Теперь точно весь товар будет распродан, А ведь на ярмарку не только дельный да необходимый товар привозили, не забывали никогда и про деток. А, как вы думаете, какой товар детям понравиться мог? Правильно, игрушки. Деревянные игрушки и матрёшки. А так как наша ярмарка не совсем обычная, то здесь матрёшки ещё и петь и танцевать могут. Посмотри!

Исполняется танец мальчиков переодетых матрёшками.

Воспитатель.

Что это мы с вами всё по ярмарке ходим, да чужой товар рассматриваем? Надо бы нам и свою торговлю развернуть.

А,ну, подходи, выбирай себе товар!

Дети подходят, выбирают необходимый реквизит.

Воспитатель.

Значит, чем торговать будете, вы выбрали? А знаете ли вы, как к своему товару внимание

привлечь?

Дети. Надо зазывать покупателей, расхваливать свой товар.

Воспитатель. Ну, что же, всё вы знаете, -начинайте торговлю.

        У дядюшки Якова

        Товару хватит всякого!

        Тары-бары, растобары,

        Расторговывай товары!

1-й ребёнок Сами мы рязанские! Сельди-астраханские!

        Давай выбирай, покупай-забирай!

2-й ребёнок Вот орешки, хорошие орешки!

        Вкусные, на меду, давай шапку, накладу!

3-й ребёнок Кому пирожки! Горячие пирожки!

        С пылу, с жару, гривенник за пару!

        Давай, налетай!

4-й ребёнок Ай, да сбитень

, сбитенёк! Кушай, девки, паренёк!

Кушайте и пейте, денег не жалейте!

Сбитень сладкий, на меду! Ну-ка, мёду накладу!

5-й ребёнок У нас в Рязани грибы с глазами!

        Их едят, а они глядят!

6-й ребёнок Есть ниточки, есть катушки!

        Подходите, покупайте, девки-душечки!

Воспитатель У дядюшки Якова

        Товару хватит всякого!

        Тары-бары, растобары,

        Разобрали все товары.

Воспитатель .Молодцы, ребята, весь товар распродали! Что же вы думаете, здесь и ярмарке конец?

Именно тогда, когда весь товар был распродан, и начиналось настоящее веселье. Девушки приезжали себя показать, да женихов повыбирать. Вот сейчас мы и посмотрим шуточный танец «Спляшем Ваня, спляшем».

Дети выходят и исполняют песенку-танец «Спляшем, Ваня, спляшем!».

Песенка-танец «Спляшем, Ваня, спляшем!».

        Смотри, несётся резвый конь,

        И вьётся грива как огонь,

        Гарцует конь, танцует конь,

        Спляшем ,Ваня, спляшем!

        Смотри, идёт в развалку гусь,

        Свой танец нам покажет пусть!

        Степенный гусь и важный гусь,

        Спляшем, Ваня, спляшем.

        Смотри-ка, танец всех зажег:

        Танцуют речка и лужок,

        А мы с тобой пойдём , дружок,

        Спляшем, Ваня, спляшем.

Воспитатель.  Ну, а уж под вечер, когда все напляшутся, наиграются, набегаются, устанут, тут и хороводы поводить можно.

А вы умеете?

Дети встают и водят хоровод на музыку «Красный сарафан»

Воспитатель. Вот и подошёл к концу наш ярмарочный день, а  вместе с ним и наше путешествие в старину. Нам пора домой возвращаться, в своё время. И снова нам поможет музыка и волшебная карусель.

Дети садятся на волшебную карусель, а в это время в зале происходят перемены. Всё становится, как прежде, и открывается занавес.

Воспитатель. Давайте ещё раз вспомним, куда мы сегодня попали.

Дети. В старые времена!

Воспитатель. Где мы сегодня были и что видели?

Дети Мы были на ярмарке. Видели, как люди продавали свой товар.

Воспитатель. Что вам больше всего запомнилось?

Дети. Сказка «Репка» ,докучная сказка.

Воспитатель. И напоследок, я открою вам один секрет. Если вы захотите отправиться в подобное путешествие сами, то стоит лишь подойти  к бабушке или дедушке и спросить, а как жили они, когда были маленькими, в какие игры играли, какие песни пели. Думаю, лони с удовольствием совершат вместе с вами путешествие в молодость и расскажут вам обо всём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская ярмарка»

Знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями. Развивать у детей интерес к фольклору. Закрепить знания детей об особенностях хохломской, гжельской, городецкой росписи. Воспитывать эстетич...

Открытое занятие по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)"Ярмарка Город Мастеров"

Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.Познавательное развитиеВоспитывать любовь к природе, уважите...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по краеведению "Казачья ярмарка".

             О.О. «Познавательное развитие. Кубановедение.»Тема: «Казачья ярмарка».Цель: развивать познавательный интерес к истории своего народа на основе ра...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Русская ярмарка народных мастеров»

Конспект занятия по позновательному развитию "Русская ярмарка народных мастеров"...

Открытое Занятие "Ярмарка"

Открытое занятие на тему русского фольклора,традиций и обычаев.Для старшего возраста...

Открытое занятие «Ярмарка матрешек»

Открытое занятие «Ярмарка матрешек»Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе. Тема: «Ярмарка матрешек»МБДОУ "Родничок"Лавр...