Двигательно-познавательная деятельность
консультация на тему

Освоение двигательных навыков и физических (двигательных) способностей связано с познавательной деятельностью. При недо­статочном уровне развития последних ребенку трудно овладеть техникой осваиваемых движений. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо формировать устойчивый интерес ребенка к занятиям через познание. Только в этом случае может быть до­стигнута всесторонняя подготовленность ребенка, обес­печено совершенствование его умения в управлении дви­гательными действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_poznav.deya_.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Структура  игровых упражнений и игр для совершенствования двигательно-познавательной деятельности старших дошкольников.

Освоение двигательных навыков и физических (двигательных) способностей связано с познавательной деятельностью. При недостаточном уровне развития последних ребенку трудно овладеть техникой осваиваемых движений. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо формировать устойчивый интерес ребенка к занятиям через познание. Только в этом случае может быть достигнута всесторонняя подготовленность ребенка, обеспечено совершенствование его умения в управлении двигательными действиями.

Становление двигательной функции не является только результатом биологического созревания соответствующих центральных и периферических аппаратов. Этот процесс созревания двигательных механизмов лишь определяет уровень возможностей, которые должны быть реализованы путем целенаправленных воспитательных воздействий и при активном участии самого ребенка. В дошкольном возрасте особого внимания требует возраст 5-7 лет, так как, с одной стороны, по мнению физиологов, этот возраст является «узловым» или критическим, с другой стороны этот возрастной период заканчивается переходом к систематическому обучению.

Маленькие дети очень подвижны. В бесчисленном количестве всевозможных движений проявляется их естественное стремление к развитию и совершенствованию своего организма. Врачебные наблюдения свидетельствуют о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило, — вялым, страдающим каким-нибудь недугом. К сожалению, многие родители не знают этого и нередко заставляют своих детей вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие.

Формирование познавательной деятельности представляет собой специально организованную и систематическую деятельность воспитателя, направленную на обучение детей разнообразным двигательным действиям. Формирование двигательных навыков у дошкольников требует обязательного учета биологических закономерностей образования динамических стереотипов и создания оптимальных условий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса.

Двигательно-познавательная деятельность старших дошкольников отличается от младшего дошкольного возраста. В данной возрастной категории детям становится интересен не столько «образ» в игре (например: мишка-косолапый и его шаги), а результат этих движений (т.е. собрал грибы и у кого больше). Все движения и игры усложняются и тем интереснее становятся для ребят. Ведь теперь нужно не только изучать движение и пытаться его повторить, но и задумываться, как сделать его удобнее и безопаснее. Если раньше осваивали бег по прямой, изучали, как правильно работать согласовано руками, ногами и  рационально дышать, то теперь ко всему добавляется итог выиграть, т.е. как усовершенствовать беговые возможности. К тому же при усложнении (бег на встречу, врассыпную, с препятствиями и т.д.), у ребенка появляется потребность в познании своих товарище (их возможностей), окружающей среды (ее безопасности и ориентирах) и правильном усвоении правил игры (для достижения цели).

Характерным для данного возраста становится и изменений правил игры и игровых упражнений. При применении игры применять всю группу детей, увеличивая количества «ловишек», «кошек» догоняющих всю группу. Эстафеты следует делать более «объемные», а точнее число команд увеличивать. При большом количестве детей в одной команде начинается дезорганизация, у детей нет выдержки, тем самым все правила нарушаются (кто то выбегает вперед, кто то уже не хочет стоять в конце команды, кто то хочет посмотреть участие своих товарище). Оптимальный вариант 4-5 команд, (свободно стоящих, чтобы видеть все происходящее на площадке), когда дети примерно по 5 человек в команде несут полную ответственность за свои результаты, при не долгом ожидании своей очереди.

Игровые упражнения и игры – это средства пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития ловкости, мышления, ценных морально-волевых качеств. При выполнении движений появляются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

Большое воспитательное значение имеет правильная организация условий для игры.

На первом этапе это правильное и точное создание условий: выбор игры или упражнения, расстановка инвентаря, разметка площадки, оформление зала, подбор музыкального сопровождения. Это способствует ориентации детей в пространстве и эмоциональному восприятию происходящего. Позвольте детям самим поучаствовать в расстановке инвентаря, прививая тем самым им способность к ответственности за происходящее и заодно лучшему усвоению названия инвентаря. Такая практика необходима и для будущей трудовой деятельности. Можно назначать дежурного, меняя его на каждом занятии.

На втором этапе необходимо: при объяснении кратко, доступно и эмоционально рассказать действия игры или упражнения. Затем распределить роли и показать действия игроков. Если игра знакомая, то правила повторяет и показывает выбранный ребенок, чаще тот, кто нарушает эти правила, так он быстрее освоит нужные действия. Если это упражнение то можно чередовать или только по показу или по речевому восприятию.

Третий этап: провести игру или упражнение, не оставаясь в стороне. Наблюдая за происходящем: поощрять успешно выполнивших детей; подбодрить  детей,  у которых не совсем получается;  остановить ход игры из за нарушивших правила. Благодаря этому дети узнаю много информации из практики,  при наглядном примере будь это ошибки (которые нельзя делать в будущем) и правильно выполненный элемент движений ли результат, к которому нужно стремиться.

Главное инструктор должен следить за дозировкой игр и упражнений, так как дети не всегда ощущают усталость. При утомлении интерес, а точнее увлеченность к игре остается, а вот  запоминание материала ухудшается, ребенок не так активно воспринимает окружение, сколько выполняет все движения на результат, т.е. быстрое окончание игры.

Окончание игры: подведение итогов. Детей 5-7 лет интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Оценивать, нужно опираясь на ход проведенной игры: иногда стоит оценить выигравших и побежденных (тем самым подбадривая стремление к победе в следующий раз), а иногда оценивая качества играющих (самый быстрый, лучший товарищ, много нарушавший правила и т.д.).

Игры и игровые упражнения проводятся в заключительной части физкультурного занятия, досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в физкультурных минутках и физкультурных паузах, в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Анализ научно-методической литературы показал, что возраст 5-7 лет является наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и поэтому целенаправленное развитие двигательно-познавательной деятельности должно быть начато в дошкольном возрасте. Только в этом случае можно достичь оптимального уровня формирования двигательной функции детей и обеспечить необходимую познавательную деятельность ребенка. А помочь в этом могут игровые упражнения и игры, которые всесторонне открывают детей, позволяют им самостоятельно и осознанно познавать двигательные действия и воспитывают быстроту двигательной реакции в пространственной ориентировке.

Литература:

  1. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 48с.
  2. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014, - 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения двигательно – познавательного занятия для детей 1 – ой младшей группы «Тузик – пожарный»

Конспект проведения двигательно – познавательного занятия для детей 1 – ой младшей группы «Тузик – пожарный»...

Двигательно-познавательная деятельность "Непослушные спички"

Для закрепления темы «Пожарная безопасность» мною было разработано мероприятие, которое позволяло бы  предотвратить неосторожное обращение  детей с огнем в будущем и научить их как действова...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен материал о  содержании двигательно-познавателтных мероприятиях, о методике проведения таких мероприятий...

Формирование начальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности

      В статье раскрываются вопросы по формированию первоначальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности, описыв...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДОУ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

организация двигательно-познавательной активности детей...