Формирование начальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности
статья по физкультуре
В статье раскрываются вопросы по формированию первоначальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности, описывается практика работы по данному направлению.
В образовательную область «Физическое развитие» (ФГОС ДО ч. II п. 2.6.) наряду с другими направлениями жизнедеятельности детей включается формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. В связи с этим в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо знакомить детей со спортивными играми и спортивными упражнениями, изучать их основные элементы, вызвать у детей желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ СПОРТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.Г. Лентюков
МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик-семицветик» г.Чебоксары, lientiukov.nikolai@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются вопросы по формированию первоначальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности, описывается практика работы по данному направлению.
Ключевые слова: ФГОС, двигательно-познавательная деятельность, виды спорта.
Введение ФГОС дошкольного образования обусловливает переход на качественно новый уровень образования детей дошкольного возраста. Эти изменения затрагивают и организацию двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении.
В образовательную область «Физическое развитие» (ФГОС ДО ч. II п. 2.6.) наряду с другими направлениями жизнедеятельности детей включается формирование начальных представлений о некоторых видах спорта [7]. В связи с этим в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо знакомить детей со спортивными играми и спортивными упражнениями, изучать их основные элементы, вызвать у детей желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. Она требует согласованной планомерной и последовательной работы педагогов дошкольного учреждения: воспитателей, инструктора по физической культуре.
В процессе обучения спортивным играм и спортивным упражнениям чрезвычайно важно сознательное освоение дошкольниками двигательных действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. В связи с этим, обучение дошкольников спортивным играм и спортивным упражнениям неразрывно связано с необходимостью включения в двигательную деятельность познавательной информации.
Основные теоретические знания для дошкольников излагаются в форме: рассказа, беседы, диалога, рассматривания различных иллюстраций на спортивную тематику, фотографии спортсменов, показа презентации, показа видео. Познавательный материал (приобретенный теоретический опыт), ребенок закрепляет и совершенствует при практическом обучении двигательному действию.
Лишь при комплексном применении физического воспитания можно надеяться на положительный результат. Поэтому, на наш взгляд, наиболее перспективным путем организации работы, является интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников. В результате интеграции возникает принципиально новый вид деятельности – двигательно-познавательная деятельность и новый вид занятия – тематическое физкультурно-познавательное занятие [8].
При организации двигательно-познавательной деятельности исключается учебный блок или включается тезисно. При этом структура физкультурного занятия не меняется, моторная плотность деятельности не уменьшается, а дети, включаясь в игровой сюжет мероприятия, выполняют физические упражнения с большим интересом и старанием.
В своей работе МБДОУ «Детский сад № 166» г. Чебоксары приоритетное содержание двигательной деятельности старших дошкольников обеспечивает через реализацию программы и технологии Волошиной Л. Н., Куриловой Т. В. «Играйте на здоровье» [2]. Авторами данной программы создана целостная система знакомства с элементами спорта. Дошкольники, на доступном им уровне, знакомятся с элементами футбола, баскетбола, настольного тенниса, хоккея, бадминтона, городков, санного и лыжного спорта. Программа и технология «Играйте на здоровье» содержит методический рекомендации и материал для бесед по каждому виду из изучаемых спортивных игр и игровых упражнений. Это облегчает подготовку педагога к проведению тематических двигательно-познавательных занятий.
Тематическое физкультурно-познавательное занятие мы выстраиваем по следующей схеме:
- Знакомство с темой занятия. Формирование эмоционально-положительного отношения и интереса детей к последующей двигательной деятельности через рассказ или беседу, желательно с использованием художественного слова.
- Разминка. Выполнение ОРУ с использованием атрибутов (инвентаря) изучаемого вида спорта.
- Формирование новых знаний и обучение новым физическим упражнениям или закрепление и систематизация накопленного опыта.
- Подвижная игра, игровое задание или эстафета с элементами видов спорта.
- Снятие эмоционального напряжения, рефлексия, подведение итогов занятия.
С целью формирование начальных представлений о некоторых видах спорта нами проведены тематические физкультурно-познавательные занятия: «В стране весёлых мячей», «Трус не играет в хоккей», «Юные баскетболисты», «Деревянные гонцы, словно братья-близнецы!», «Путешествие в Спортландию» и др.
Физкультурно-познавательное занятие может быть, как обычным занятием, так и развлечением, досугом, праздником, может проводиться в спортивном зале, на прогулке, на экскурсии [8]. В детском саду № 166 двигательная деятельность и изучение познавательного материала по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта выстроена в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ. В МБДОУ «Детский сад № 166» проводятся традиционные физкультурные мероприятия:
- физкультурные праздники с участием близлежащих детских садов зимние и летние «Олимпийские игры»;
- физкультурные развлечения «Весёлые старты», «Мы спортсмены», «Папа, мама, я – вместе дружная семья» и др.;
- игры-эстафеты с элементами спортивных игр и игровых упражнений;
- неделя зимних и летних спортивных игр и игровых упражнений (каждый день посвящён одному виду спорта);
- совместное физкультурное занятие детей и их родителей «Школа мяча»;
- целевая прогулка на школьный стадион, экскурсия в спортшколу;
- организованное коллективное посещение детьми и их родителями спортивных объектов г. Чебоксары (стадионы «Труд», «Энергия «Олимпийский» и др.), ледовый дворец «Чебоксары-Арена», спорткомплексы «Промтрактор», «Спартак», «Центр маунтинбайка» и др.;
- участие детей совместно с родителями в массовых спортивных мероприятиях «Кросс наций», «Лыжня России» «День снега», «День ходьбы», «День гимнастики», сдача норм ГТО и др.;
- участие детей с высоким уровнем физического развития в городских соревнованиях для дошкольников «Эстафета на призы газеты Грани», лыжные гонки «Весенняя капель», Первенство среди ДОУ по мини-футболу, спортивный фестиваль «Фитнес с мамой».
В результате целенаправленной работы по данной теме у детей расширился кругозор в области спорта. Дошкольники ознакомились с историей некоторых видов спорта, их правилами, инвентарём, спортивной экипировкой, выучили основные спортивные понятия: старт, финиш, игрок, спортсмен, судья, ворота, соревнования, Олимпийские игры [6] и т.п. Дети приобрели знания о достижениях знаменитых российских и чувашских спортсменов. У дошкольников повысился интерес к выполнению различных видов движении, это отражается на результатах освоения детьми двигательных умений и навыков. Дошкольники с удовольствием выполняют предложенные задания, эмоционально проникаясь в предложенные образы. У ребенка появилась возможность применить освоенные знания в повседневной жизни. А это значит, что и познавательный, и двигательный материал останутся в памяти ребенка надолго.
Литература:
- Васильков, Г.А., От игры – к спорту / Г.А. Васильков, В.Г. Васильков. – М.: ФиС, 1985. – 190 с.
- Волошина, Л.Н., Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. – Б.: Изд-во Белый город, 2013. – 239 с.
- Маханева, М.Д., Здоровый ребёнок, Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
- Пензулаева, Л.И., Физическая культура в детском саду. Подготовительная группа / Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 112 с.
- Сидорова, А.И., Познавательные физкультурные занятия. Подготовительная группа (Инструктору физического воспитания ДОУ) / А.И. Сидорова. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2011. – 178 с.
- Филиппова, С.О., Олимпийское образование дошкольников / Спутник руководителя физического воспитания. Метод. пособие / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство-пресс 2011. – С.143-225.
- ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Сомова, Т.В., Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях в ДОУ [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://tamaris20072007.ucoz.net/publ/fizkulturno_ poznavatelnaja_dejatelnost/26-1-0-22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражн...
Формирование первичных представлений о природе родного края у дошкольников, посредством организации детской деятельности на территории экологической тропы ДОУ
Формирование представление о мире растений у детей дошкольного возраста...
Формирование начальных представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через образовательную деятельность
Тезисы для выступления...
Презентация краткосрочного проекта "Формирование начальных представлений о видах спорта".
Вид проекта: информационно-познавательный. Срок реализации проекта: краткосрочный ( 1 неделя )...
Проект "Формирование начальных представлений о видах спорта"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОЕКТА...
Формирование представлений о строительных профессиях у старших дошкольников посредством игр
Ознакомление детей с трудом взрослых рассматривается в контексте проблем трудового воспитания, формирования моральных качеств и развития личности дошкольника. Знания о профессиях обогащают компетентно...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРИРОДЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ «КУБИКА БЛУМА»
Я задалась вопросом: как же помочь маленькому ребенку развить интерес к миру природы и как сделать это интересно и познавательно? Ища ответ на вопрос, я открыла для себя один из приемов технологии кри...