ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре на тему
В статье представлен материал о содержании двигательно-познавателтных мероприятиях, о методике проведения таких мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulagina_i.v._statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Кулагина И. В., инструктор по физической культуре
МКДОУ ЦРР №8 «Золотой ключик» г. Мирный
Цели и задачи воспитания в нашей стране вытекают из запросов и потребностей нашего общества. Важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения является всестороннее развитие детей. Дошкольное детство – это тот период, когда закладывается фундамент здоровья и физического развития детей и поэтому вопросы физической культуры в данном возрасте становятся особо актуальными.
Реализуя образовательную область «физическая культура», перед педагогом стоит задача – обучить дошкольников определённым движениям, и в свете новых требований она усложняется тем, что он должен ещё закрепить полученные детьми знания из других областей. Но главное - заинтересовать детей, превратить занятие в интересную игру.
Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности. Содержание области «физическая культура», как правило, интегрируется с содержанием других образовательных областей: здоровье, безопасность, познание, социализация, музыка, но в большей степени выражаются два из них: двигательная и познавательная. Инновационность этой методики заключается в том, что дети в движении закрепляют познавательный материал по пройденной теме недели, при этом моторная плотность деятельности нисколько не уменьшается, дети, включаясь в игровой сюжет мероприятия, с большим усердием выполняют физические упражнения.
Образование дошкольников строится в соответствии с возрастными особенностями: непроизвольность внимания, наглядно-образное мышление, ведущая деятельность - игра. Именно эти особенности определяют методы и приёмы работы по организации двигательно-познавательной деятельности. В основу планирования образовательной работы должен закладывается комплексно-тематический принцип. Содержание двигательно-познавательной деятельности определяется перспективно-тематическим планом в целом и темой недели – в частности. Образование дошкольников предусматривается не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов: утренней, бодрящей гимнастики, прогулки, физкультминутки.
Двигательно-познавательная деятельность - это оригинальная форма работы с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию. Главная цель двигательно-познавательной деятельности - формирование у ребёнка потребности в самостоятельной двигательной деятельности, что в условиях современного образования, является не менее важным, чем непосредственное обучение ребёнка двигательным умениям. Это деятельность, которая воспринимается детьми как интересная игра и в то же время дети получают возможность использовать полученные ранее знания в моделировании настоящего и будущего жизненного опыта.
СанПиНом и общей образовательной программой определено в неделю 3 непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию.
Одно из трех физкультурных занятий следует заменить на двигательно-познавательное. Оно может быть как занятием, так и развлечением, как с родителями, так и без родителей. Как правило, это мероприятие работает на закрепление познавательного материала, полученного в течение определённого времени, в интересной для детей форме, и, что самое главное – в движениях.
При создании системы двигательно-познавательных мероприятий в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, определяемого Основной общеобразовательной программой детского сада, необходимо реализовать следующие задачи:
Разработать в соответствии с темами недели программно-методическое обеспечение двигательно-познавательной деятельности (перспективный план мероприятий на учебный год, конспекты непосредственной образовательной деятельности и досугов, комплексы утренних и бодрящих гимнастик, картотеки игр малой, средней, высокой подвижности, физминуток);
Создать материально-техническую базу для проведения двигательно-познавательной деятельности (декорации для оформления зала, атрибуты и оборудование, технические средства обучения, мультимедийную базу).
Во время двигательно-познавательной деятельности важно использовать следующие приёмы:
- художественное слово;
- ритмическая гимнастика;
- вопросы к детям;
- решение проблемной ситуации;
- показ ребенка;
- моделирование;
- ситуация выбора;
- создание соответствующей среды;
- сюрпризные моменты (детям по ходу деятельности предлагаются яркие атрибуты для проигрывания возникающих ситуаций);
- приём вхождения в образ (для повышения творческой активности необходимо использовать неоднократное вхождение в образ);
-использование музыкального сопровождения (как средства эмоционального восприятия образовательной ситуации).
Двигательно-познавательная деятельность должна подчиняться единой цели. Во время непосредственно образовательной деятельности исключается учебный блок, но не процесс обучения (например, в двигательной деятельности детям предлагается выполнить бег змейкой, а в двигательно-познавательной – проехать по извилистой дороге к горящему дому; в двигательной деятельности дети проходят по скамейке, руки в стороны с мешочком на голове, а в двигательно-познавательной – перевозят груз на самолете; подлезание под дуги можно заменить на «вылезание» мишки из берлоги, ходьбу приставляя пятку к носку по ограниченной поверхности превратить в поездку на трамвае, в двигательной деятельности проползти по-пластунски, а двигательно-познавательной добраться до телефона через дым). Во время деятельности детям предоставляется возможность свободно общаться и перемещаться, используя всё рабочее пространство спортивного зала, а так же возможно использование музыкального зала, коридоров детского сада, лестниц, ведущих в групповые помещения, групповые помещение. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми. Как правило, такие мероприятия проводятся в бинаре с воспитателем, музыкальным руководителем и другими специалистами ДОУ.
У такого мероприятия предполагается открытый временной конец (непосредственно-образовательная деятельность плавно перетекает в сюжетно-ролевую игру, экскурсию, творческую деятельность: аппликацию, лепку, рисование, конструирование по изучаемой теме недели).
Следует отметить, что подготовка таких мероприятий требует гораздо более значительных усилий, чем просто организация двигательной деятельности:
- большое количество атрибутов;
- оформление зала;
- изучение литературы по теме недели,
- консультации со специалистами;
- подбор музыкального материала.
В результате целенаправленной работы по данной теме у детей повышается интерес к выполнению различных видов движении, это отразиться на результатах освоения детьми двигательных умений и навыков. Они с удовольствием будут выполнять предложенные задания, эмоционально проникаясь в предложенные образы.
Основные проблемы, возникающие при разработке конспектов:
- Недостаточное количество литературы, содержащей разработки двигательно-познавательных мероприятий
- Наличие тем неделей, которые трудно совместимы с движениями.
- Большие временные затраты на подготовку двигательно-тематических мероприятий.
Хотелось бы подчеркнуть, что ввод в образовательную область «Физическая культура» двигательно-познавательных мероприятий в системе не означает замены одного другим, а предполагает создание нового направления в решении задач физического развития дошкольников. Они гармонично вплетаются в единый комплекс мероприятий по заданной теме недели, в результате , которых дети выполняют программные задачи по развитию движений и в то же время имеют возможность закрепить и отразить в предложенных заданиях познавательный материал.
Современное образование предполагает развитие у ребенка различных компетенций то есть, чтобы он мог применить данное ему образование в повседневной жизни. А если это еще и сопровождается интересом и яркими эмоциями, то можно считать, что педагог достиг своей цели.
Литература
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.- 528 с.
2. Утробина К.К.,«Занимательная физкультура в детском саду» (для детей 3-5 лет)- Издательство «Гном и Д», 2006.
3. Подольская Е.И. «Необычные физкультурные занятия для дошкольников» //Образовательное пространство ДОУ - Издательство «Учитель», 2011. – 168с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника"
Педагогический проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет....
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...
Робототехника как новое направление в работе с дошкольниками
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые зад...
«Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на всестороннее развитие дошкольников»
В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном образовании, происходит множество перемен. Впервые дошкольное образование становится первой ступенью системы образования, вперв...
"Робототехника как новое направление в работе с дошкольниками"
Статья о применении робототехники в ДОО....