Физические упражнения как средство формирования сознательности и активности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе физкультурных занятий в ДОУ
статья на тему
Здоровье детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования. Это основная задача всей системы образования. Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Одним из важных средств коррекции в комплексе педагогической и реабилитационной работы являются физические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_printsip_soznatelnosti.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Физические упражнения как средство формирования сознательности и активности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе физкультурных занятий в ДОУ
Здоровье детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования. Это основная задача всей системы образования. Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Одним из важных средств коррекции в комплексе педагогической и реабилитационной работы являются физические упражнения. К физическим упражнениям относятся: гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в сопротивлении, в равновесии и т.д.
Гимнастические упражнения – это специальные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При выполнении гимнастических упражнений предусматриваются различные исходные положения, направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного напряжения. Все это обеспечивает точный характер движений и целенаправленное влияние на соответствующие элементы опорно-двигательного аппарата. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. [7;8]. В тоже время двигательные навыки окончательно еще не сформировались. В этом возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно развивается мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, улучшается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворить свою биологическую потребность в движении.
Физическое развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических группах - одна из актуальных задач современной педагогики. В основном, дети, посещающие логопедические группы, отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточных уровень качества их выполнения. Обычно это дети с низким двигательным опытом. Гиперактивные дети отличаются повышенным тонусом конечностей и длительными однообразными движениями, обычно плохо развита общая моторика, координация движений; гипоактивные - с нежеланием выполняют движения т.к. мышечный тонус снижен, таким детям с трудом даются все движения («мышечная лень»). В основном сталкиваешься с проблемой при выполнении упражнения, когда ребенок хочет выполнить упражнение, но не может. Гиперактивный ребенок задействует (из-за повышенного тонуса) все группы мышц, даже те, которые и не нужны – результат - не правильно выполненное движение. А гипоактивный ребенок не может выполнить движение, т.к. импульс из головного мозга слишком слаб и не доходит до групп мышц, которые должны участвовать в движении. В этом случае приходится применять пассивное движение или рефлекторные гимнастические упражнения – результат-не выполненное движение.
Если учесть все вышесказанное, то требования современных программ воспитания в ДОУ, детям логопедических групп, выполнить очень сложно, в силу особенностей развития. К тому же воспитанники, поступающие в наше образовательное учреждение в речевые группы, должны усвоить программный материал за 1-2 года обучения. Но при этом выпускники детского сада поступают учиться в массовые школы, где им приходиться выполнять требования школьных программ, в том числе и на уроках физкультуры. Таким образом, встала необходимость найти такие приемы обучения, которые бы способствовали скорейшему достижению среднего и высокого уровня развития физических качеств и двигательных навыков, соответствующих данному возрасту. Для достижения качественного результата очень важна мотивация. Дети охотнее выполняют задания, будь то игра или упражнение, если они знают, зачем они это делают, т.е. для них необходимо поставить цель.
Каждый год, проводя педагогические наблюдения вновь поступивших детей, уровень развития физических качеств и двигательных навыков у 70-90% воспитанников ниже среднего. Кроме того, дети плохо воспринимают словесные указания, инструкции, по выполнению того или иного движения, многие из них не могут выполнить движения по показу и словестной инструкции. Они не могли выполнить движение не потому, что у них не достаточно сил в мышцах, а потому что они не знают, как ими воспользоваться. К тому же большинство детей имеют крайне не достаточный двигательный опыт. Например - проводя игру « Ледяные фигуры», где требуется напряжение мышц всего тела, я столкнулась со следующей проблемой - детям сложно почувствовать напряжение в какой-то одной части тела, не говоря уже обо всем теле. Дети просто замирали в неподвижной позе, не испытывая напряжение в мышцах. Еще пример: я попросила ребят сделать известное им упражнение – «пружинка» с махами рук. В процессе выполнения упражнения, задала детям вопрос: Какая часть тела у вас устала? Ответы были разные: ничего не устало -50%, устали руки -30%; ноги – 20%. При выполнении упражнения « струна» (и.п. лежа на животе поднять одну прямую ногу - опустить, затем другую, опустить), я столкнулась с полным непониманием: « Как это вообще можно сделать?» 30% детей подняли ноги согнутые в коленях, остальные вообще никак. Несколько лет я использовала метод обратной связи. Используя пассивные движения, я просила ребенка сделать «сильной» данную часть тела, чтобы она могла удержаться не опускаясь. Но это метод очень трудоемкий, требует длительного времени для формирования ответной реакции. Думаю, что с подобными сложностями сталкиваются многие педагоги, работающие в речевых группах.
Учитывая ограниченность во времени, один учебный год, в лучшем случае два - за этот срок детей необходимо подготовить детей к школе. Я задалась вопросом, как же мне пробудить желание детей – качественно выполнять движения, научить их владеть своим телом, хорошо владеть мячом. Чтобы игра стала интересной надо уметь ловить мяч, для этого нужны ловкие руки, так же есть много различных игр, где нужно уметь быстро бегать, далеко прыгать и т.д. Обычно гиперактивные дети все хотят, за все берутся, но из-за присущих им быстрых нескоординированных движений (не послушные руки, ноги), повышенной возбудимости попытки выполнить движение не очень удачны. Гипоактивные дети не проявляют должного интереса, например, к быстрому бегу или к прыжкам в длину, где нужна взрывная сила, т.е. хотят, но не могут.
Для начала, как и многие педагоги, я просто комментировала общеразвивающие упражнения, движения - какие для укрепления мышц рук, какие для укрепления мышц ног, живота и т.д. Для закрепления знаний создала игру: «Придумай упражнение». Я наклеила на кубик, картинки с изображением «человечков», у которых маркером закрашены (отмечены) разные части тела: руки (плечевой пояс), ноги (икроножная часть ноги), ноги (полностью), живот, спина.
Описание игры: Дети садятся в круг. По считалочке передают кубик соседу справа, на ком считалочка закончится, тот и водит. Водящий бросает кубик в середину круга и смотрит: Какая картинка выпала (т.е. какая часть тела отмечена на картинке). Если отмечены руки - водящий придумывает упражнение для мышц рук. Если упражнение выбрано правильно, то дети вместе его выполняют, если ребенок затрудняется, то путем совместных рассуждений ищем правильный ответ. Затем выбирается считалочкой следующий водящий.
Так же я изготовила и использовала в работе настольные игры: « Кто здесь спрятался?», « Сколько нас?», « Найди пару». Цель этих игр – закрепить теоретические знания детей основных положений тела в пространстве. Но со временем я поняла, что многие дети, за счет многократных повторений просто запоминали упражнения, не осознавая происходящего. Пришлось задуматься над тем, как заставить ребят выполнять движения, упражнения осмысленно, обращать внимание внутрь себя, чувствовать и принимать изменения в теле во время выполнения упражнения.
Для начала я предложила ребятам провести эксперимент, что бы ответить на вопрос: Что же происходит с нашими мышцами, когда они работают, т.е. помогают выполнять нам движения? Я спросила у ребят, кто хотел бы провести этот эксперимент на себе. Выбрав желающего, я попросила ребят по очереди потрогать его бицепс, все согласились с тем, что мышца мягкая, я объяснила ребятам, раз мышца мягкая – значит, она расслаблена. Затем я дала ему гантель (0,5 кг) и попросила согнуть руку в локте. Снова ребята потрогали бицепс Вани и удивились, что мышца стала твердой. Из чего мы сделали вывод, что мышца, которая выполняет какую-то работу она твердая, т.е. напряженная. Я предложила ребятам исследовать другие части тела. Отбоя от желающих не было! Дети очень заинтересовались, и каждый хотел участвовать в эксперименте. Для того чтобы убедиться как работают мышцы спины, я попросила одного ребенка выполнить упражнение «лодочка», потрогав спину выполняющего упражнение, все убедились и удивились как напряглись мышцы спины. Следующий доброволец выполнил упражнение для мышц брюшного пресса и все уже окончательно согласились с тем, что если часть тела работает, то она напрягается и становится твердой. Мы с ребятами договорились, что будем прислушиваться к своему телу, вдруг оно нам что-нибудь скажет.
В продолжение эксперимента, при следующей встрече, выполняя упражнение - «качели»- перекат с пятки на носок, я задала ребята вопрос: какая же часть тела у нас работает в этом упражнении? Ответы были: пальцы ног, колени, ноги. Давайте внимательнее послушаем свое тело, может оно еще нам что-нибудь скажет. Мы молча продолжали делать перекаты и затем на просьбу показать часть тела, которая устала, дети потянулись к икроножной мышце. При выполнении различных упражнений я задавала детям вопросы: «У вас устало что-нибудь?», «Давайте послушаем свое тело, что оно нам говорит?», тем самым побуждая детей прислушиваться к изменениям в своем теле. Так постепенно мы с детьми ознакомились со многими упражнениями, на различные группы мышц. Упражнения носили статический, динамический режимы. Каждую встречу напоминала детям прислушиваться к телу – как бы «разговаривать» с ним. При этом обсуждались все предложенные варианты, рассуждения - совместно с детьми, с короткими рассуждениями, находили правильный ответ.
В процессе эксперимента я заметила, что в статических позах детям легче услышать ответную реакцию задействованных мышц. Пришла идея создания комплекса гимнастических упражнений. Коротеньких комплексов 1-2-3 упражнения, для того, чтобы была возможность применять их на каждой непосредственно образовательной деятельности.
Далее, я придумала игру: «Загадки тела». Я предлагаю ребятам рассмотреть карточку с графическим изображением «человечка» и повторить положение тела - дети повторяют. Прислушиваясь к своему телу. Затем они определяют задействованную в упражнении часть тела, группу мышц. Ответ может быть как словесный (руки, спина и т.д.), так и показ на себе, той части тела, которая, по мнению ребенка, участвовала в процессе выполнения упражнения. Все вместе еще раз проверяем, если ответ правильный - загадка считается отгаданной, если ответ не правильный упражнение повторяется еще раз. Эта игра позволила мне подтолкнуть детей к исследованию собственного тела, познанию его способностей, дать возможность почувствовать свое тело. Подобные упражнения укрепляют мышцы конечностей и мышечный корсет, укрепляют детский позвоночник, развивают чувство баланса и координации движений, повышается выносливость организма к статическим нагрузкам и в сочетании с правильным дыханием (постоянный контроль за непрерывностью и глубиной) улучшают циркуляцию крови в организме, благотворно влияют на нервную систему растущего организма.
Для того, чтобы почувствовать расслабление надо испытать напряжение. Напряжение в мышцах нам дают статические позы, когда кровеносные сосуды напряженной мышцей сжимаются, а затем при снятии напряжения эта часть мышечных волокон омывается сильным кровяным потоком, наполняя сосуды, наступает расслабление. А это актуально как для гиперактивных детей (помогает расслабить напряженные участки тела и вообще почувствовать расслабление), так и для гипоактивных, потому, что заставляют почувствовать напряжение в мышцах, свое тело, его осознание. Расслабление сложно для ребенка, т.к. требует определенного двигательного опыта и умением управлять тонусом мышц. Обязательным условием для расслабления является удобное и в то же время правильное исходное положение. Ощущение расслабления может быть получено у ребенка в контрасте с предшествующим напряжением, а также путем использования доступных образных сравнений: «рука спит», «нога отдыхает» и т.д. Лучше если это будет исходное положение лежа на спине или в положении «ребенка» (сидя на пятках, расслабленные руки, плечи опираются на пол). Такие положения обусловлены физиологически, так как обеспечивают беспрепятственное движение спинномозговой жидкости по позвоночнику обеспечивая профилактику застойных явлений.
В старшем дошкольном возрасте гармоничное физическое развитие приобретает важнейшее значение для подготовки детей к учебным нагрузкам. В этом возрасте происходит интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата, ребенок может и должен удерживать статические позы.
Гимнастические упражнения повышают осознание физического тела, улучшают контроль над телом, учит правильной активации мышц, корректирует осанку, фокусирует на правильном дыхании, помогает в расслаблении и снятии напряжения. Особенно благотворно влияет на дыхательную, сердечно - сосудистую и вегетативную системы. Кроме того такие упражнения способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников.
Добавив гимнастические упражнения в непосредственную образовательную деятельность детей на физкультуре, сопровождая их выполнение комментариями о том, что наше тело это дом в котором мы живем, надо о нем заботиться, прислушиваться, что оно говорит, как себя чувствует. И если вам трудно дается упражнение, и вы испытываете напряжение мышц в какой-то части тела, то значит именно в этой части тела вам и нужна сила. Мы не должны бороться с телом, для выполнения трудного для вас упражнения, мы должны ему помочь, потому, мы с ним заодно. Наша задача - задумываться о состоянии своего тела, и оно нам ответит хорошим самочувствием, т.е. будет здоровым. Дети стали замечать, к своему удивлению, что им стало легче выполнять те упражнения, которые раньше давались с трудом или стали получаться те упражнения, движения которые раньше вообще не получались. При этом испытывая искреннюю радость, восторг и конечно гордость за самого себя.
Взаимопонимание очень важно при обучении детей, если они относятся к тебе доверительно, с интересом, то цели достигаются гораздо быстрее. Именно это происходит, когда я предлагаю детям узнать про самого себя что-то новое, прислушаться к себе, своему телу, как оно изменяется, как реагирует на изменяющуюся нагрузку. Потому, что мы вместе рассуждаем, экспериментируем, тем самым побуждая и удовлетворяя их природное любопытство. Именно это и происходит при выполнении несложных гимнастических упражнений, ведь это дает им возможность познать самого себя. Овладение двигательными навыками происходит гораздо быстрее. Результаты мониторинга показывают, что усвоенные двигательные навыки – отбивание мяча о пол, прыжки на скакалке, метание мяча в цель соответствуют в среднем за последние 4 года среднему и высокому уровню развития у 70%-80% воспитанников. Показатели развития физических качеств – челночный бег, прыжок в длину, подъем туловища так же соответствуют среднему уровню развития. Единственным и необходимым условием для достижения хороших результатов это регулярность, систематичность, последовательность, а так же основной педагогический принцип – от простого к сложному.
Таким образом, дети стали проявлять интерес к выполнению упражнений, познанию своего тела, появилась четкость выполнения движений, улучшилась координация движений, что очень актуально для детей с нарушениями речи.
автор статьи: ифк ГБДОУ №101 С-Пб Витко Л.А.
Список используемой литературы:
1.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
2. Игнатьева Т. Йога на каждый день.- СПб.:2007.
3.Лечебная физическая культура: Справочник. Под ред. Епифанова В.А. - М.: Медицина,1988.
4.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд., - М.:АРКТИ,2000.
5.Назарова Н.Г. Игротренинг: методическое пособие,1999.
6. Назарова Н.Г. Стретчинг: методическое пособие,1999.
7.Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.:Изд. «Речь»,2002.
8.Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие. Программа диагностики и коррекции нарушений.-СПб.: «Речь», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности".
В статье рассматриваются аспекты развития познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности....
«Роль сказки в формировании речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать ...
Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".
Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....
Консультация для воспитателей. «Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей. «Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста»Современный образ ...
Танцевально-двигательные упражнения в средней группе комбинированного вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на физкультурных занятиях
Материал будет полезен родителям, физ. инструктору и другим специалистам ДОУ....
Статья"Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста в детском саду."
Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности. Потребность в движении - одно из общебиологических свойств развития организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и формировании...
Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях.
Аннотация: в публикации описывается актуальность проблемы формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи. Представлены примеры игр и игровых упражнений, через которые дети вступают в ком...