Проект «Вместе боремся с агрессией в старшем дошкольном возрасте»
проект (старшая группа) по теме
Данный проект представляет собой работу со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми,родителями.
Цель: преодаление агрессии в старшем дошкольном возрасте.
В проекте представлены: актуальность, краткое описание, этапы реализации, а так же приложение 1 : Лекция для педагогов «Как преодолеть агрессию в детском саду». для удобства демонстрации педагогам лекции прилагается презантация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист проекта | 12.46 КБ |
Проект «Вместе боремся с агрессией в старшем дошкольном возрасте» | 76.31 КБ |
Презентация | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №49» г. Сыктывкар
Проект
«Вместе боремся с агрессией в старшем дошкольном возрасте»
Сыктывкар, 2016
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………...3
Проблема……………………………………………………………………..4
Цели и задачи………………………………………………………………...4
Краткое описание проекта…………………………………………………..5
Этапы реализации…………………………………………………………..7
Приложение 1 ………………………………………………………………...13
Лекция для педагогов «Как преодолеть агрессию в детском саду»
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение оказывается источником физических и духовных страданий наших близких.
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Поэтому проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Поведение детей в детском саду доказывает, что дети всё чаще проявляют агрессивные действия по отношению к сверстникам, поэтому мной была составлена программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению агрессивного поведения.
Агрессивное поведение ребенка раздражает взрослого человека. У таких детей часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствует выживанию. Поэтому взрослый человек (родитель, педагог, законный представитель ребенка) должны знать ключевые аспекты, играющие важную роль в возникновении у ребенка психологических проблем - эмоциональных и поведенческих. Для этого в моем проекте будет организованна работа не только с детьми, но и с педагогическим коллективом и с родителями.
- Проблема.
Проблема детской агрессии актуальна для нашего детского сада. Запрос идет со стороны педагогов, работающих с детьми. Кроме этого после проведения социометрического исследования выявилось, что в старших группах выделяются дети, которые действуют агрессивно по отношению к сверстникам ( бьют, толкают, обзывают), такие дети в группе отрицаемы большинством детей. Беседуя с родителями, индивидуально выяснилось, что многие дети являются объектом нападения детей проявляющих агрессивное поведение. На основании этих данных, я решила организовать работу со всеми субъектами образовательного процесса и разработать этот долгосрочный проект.
- Цели и задачи проекта.
Цель:
- Достижение позитивных поведенческих изменений в поведении детей.
Для достижения данной цели будут реализованы следующие задачи:
- Научить детей осознанию собственных потребностей.
- Научить детей отреагированию негативных эмоций.
- Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния.
- Формирование адекватной самооценки.
- Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.
Объект- Дети старшего дошкольного возраста, (старшая и подготовительная группа) проявляющие агрессия.
Период - февраль-март 2016.
Координаторы проекта: педагог-психолог (высшая категория) К. Надежда Николаевна.
Реализатор проекта: педагог-психолог Носкова Евгения Валерьевна.
- Краткое описание проекта
Этапы работы над проектом:
Форма | Продолжи- тельность | Содержание работы | Результат на выходе |
Консультация для родителей | 15-30 мин. (с 4 февраля ) | Ознакомить с целью коррекционно-развивающей работы. Взять согласие на участие ребенка в коррекционно-развивающих занятиях. | Настрой на доверительное отношение к проводимым занятиям . |
Лекция для педагогов | 1 час (25 февраля) | Дать знания по теме: Что такое детская агрессия, выдача рекомендаций по работе с детьми, проявляющими агрессию. | Работа с детьми с учетом рекомендаций. |
Коррекционно-развивающие занятия | 2 месяца (2 раза в неделю, февраль-март) | Проведение групповых занятий с детьми на основании авторской программы Н.П.Сазонова, Н.В.Новикова: Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. | Дети научатся сопереживать родителям, детям, станут более сдержанными и толерантными. |
Консультация родителей по завершению коррекционно-развивающей работы с детьми | 15-30мин.(апрель)
| Дать рекомендации по взаимодействию с детьми, в моменты проявления агрессии. | Эффективные способы взаимодействий с собственными детьми в семье. |
Тренинг детско- родительский | 1-1,5 ч. (апрель) | Активное взаимодействие родителя и ребенка в ходе тренинга. | Гармонизация детско-родительских отношений. И овладение практическими способами воздействия на агрессивных детей |
Организационная деятельность. Подведение результатов | 2 недели (май) | Оформление проектной продукта проекта. | Внедрение в работу с детьми . |
- Этапы реализации
1 этап. Подготовительный
Цели:
- Подготовить программу занятий с детьми, разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
- Ознакомить родителей и педагогов с актуальностью темы проекта.
Задачи:
- Приурочить проект к теме по самообразованию «Агрессивность детей в старшем дошкольном возрасте»
- Определить цели задачи проекта.
- Определить актуальность данной темы для участников образовательного процесса.
- этап. Основной
- С педагогами
Цели:
1.Формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей.
2. Развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей.
3. Повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, детьми.
4. Способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).
Задачи:
- Организовать семинар по теме «Как победить агрессию в детском саду».
- Провести метод наблюдения в группах, проанализировать эффективность применения способов предотвращения агрессии.
- С детьми:
Цели:
1. Коррекция нежелательных личностных особенностей.
2. Формирование у детей представлений о своих сенсорных возможностях.
3. Развитие познавательной сферы и органов чувств.
4. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
Задача:
- Организация эффективных коррекционно-развивающих занятий с детьми.
- 3. С родителями
Цели:
1. Формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка.
2. Осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности.
3.Обучить эффективным способам общения с детьми.
Задачи:
- Ознакомить родителей с целями коррекционно- развивающей работы.
- Составить рекомендации для родителей по преодолению агрессивного поведения.
- Организация детско-родительского тренинга.
3. этап. Итоговый
Цель:
- Сделать выводы по эффективности проведенной работы.
Задача:
1. Оформление продукта проекта и внедрение его в работу.
Приложение 1.
Лекция «Как победить агрессию в детском саду»
Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», Что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Агрессивное действие — это средство достижения какой-либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить , об агрессивном поведении.
Агрессивное поведение — действия. имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
Структуру агрессивных проявлений можно представить следующим образом, опираясь на исследования психологов И.К. Заградовой, А. К. Осинского, Н.Д. Левитова.
По направленности:
Агрессия направленная вовне.
Аутоагрессия — агрессия, направленная на себя.
2. По цели
Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели.
Враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
3. По методу выражения
Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против долгого лица или объекта.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форме ссора, крики так и через содержание вербальных реакций (угроза)
4. По степени выраженности
Прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта.
Косвенная агрессия —- действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (сплетни), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (проявляется в топании ногами).
5. Но наличию инициативы
Инициативная агрессия — непосредственно исходит по собственному желанию.
Оборонительная агрессия выступает в качестве защитного механизма в ответ на причиненный ущерб.
ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ:
Первый — семья,которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии явного поведения у себя дома.
Агрессивности дети также чаютсяпри взаимодействии со сверстниками- эго второй источник. Зачастую дети узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игр.
Кроме того, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (почтение сверстников и членов семьи), но и на символических предлагаемых средствами массовой информации: .тьмы ужасов, боевики).
ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ:
Ситуации провоцирующие агрессивность-
- желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчиками вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем привлекает себе внимание):
- ущемление достоинства другого, с тем чтобы подчеркну свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из за того, что у него нехватает деталей конструктора, миль чик начинает кричать: «Ха-ха. так тебе и надо, у тебя ни чего не получится, ты плакса и нытик!»);
- стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение » или насильственное изъятие игрушки, следует крик вспышка агрессии»
- стремление быть главным(после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередив первого);
- стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
Характеристика агрессивного поведения:
Вербальная агрессия
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение сверстника или угрозы ему. Это могут быть жалобы ( А Вова меня стукнул»), демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уйди, не мешай!»), агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, тебя милиция заберет»).
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. В качестве примера данной формы прямой вербальной агрессии детей можно привести следующие оскорбления и унижения: «ябеда-коря- бида». «поросенок», «жиртрест».
Физическая агрессия
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение кого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это могут быть разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку, мажет красками чужой рисунок), уничтожение или порча чужих вещей (ребенок бросает на пол чужую машинку, с удостоверением наблюдая слезы ее владельца).
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физичкой боли. Может принимать две формы — символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы запугивание (ребенок показывает кулак или путает), реальная — это непосредственное физическое нападение (укусы, царапания и т. п.).
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которая проявляется:
- ввысокой частоте действий: в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых — причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного;
- в преобладании физического насилия: у большинства дошкольников чаше всего проявляется вербальная агрессия;
- в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль или страдание.
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы:
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания к себе сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции — кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи.
Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего дети используют физическую агрессию— прямую или косвенную — в ситуации привлечения внимания и носит она непроизвольный, непосредственный, импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, выпады против сверстника — готовностью сотрудничать. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их либо не замечают и не принимают в серьез , либо избегают.
Данная группа отличается от других детей (как обычных, так и агрессивных):
- Низким уровнем интеллекта — как общего, так и социального;
- Неразвитой произвольностью;
- Низким уровнем игровой деятельности — не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание;
- Используя деструктивные действия и разрушая игру других.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия — это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается самостоятельностью и целенаправленностью, стремлением занять лидирующие позиции, позиции, подчинить, подавитьдругих. Вторая группа в отлитии от первой не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение лидера. Среди форм поведения, чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуация переживания и обиды сверстников игнорируются,ориентир – исключительно на собственные желания.
Данная группа отличается от других детей
- высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);
- хорошо развитой произвольностью,
- организаторскими способностями, умением организовать игру;
- достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому человеку — самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — ни для окружающих ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих зло и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию. Причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия — действия отличаются особой жестокостью и хладнокровностью. Обычно для таких детей выбираются одна-две постоянные жертвы — более слабые дети, не способные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Что хочу, то и делаю!». Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстятобидчику, не могут переключиться на другую деятельность.
Данная группа отличается от других детей
- средние показатели интеллекта,
- произвольность, в целом соответствующую возрастным нормам;
- низкий социальный статус в группе сверстников — их боятся, избегают;
- развитость игры на среднемуровне, однако ее содержание чаще носит агрессивный характер.
ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игровая терапия- Формирование в игре новых эмоций связано с тем, что она, по Л. С. Выготскому, «дает ребенку новую форму желания к фиктивному «Я» , т.е. в роли в игре и ее правилам». Можно предположить, что игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением.
Произведения детских писателей и поэтов, фольклор — они являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость.
Психогимнастика— курс специальных занятий (этюлов. упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной. так и эмоционально-личностной).
Релаксация - физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление , наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной
тренировки и других психологических приемов.
В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно
естественна, так как слово у ребенка очень близко к
конкретному образу.
Проективное рисование- Изобразительная деятельность предоставляетребенку возможность осваивать нормы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать.
Куклотерапия - Ребенок в этой игре выступает в двух ролях — своей собственной и куклы. Кукла может «рассказать», что она думает о своем «хозяине».
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА
- Слишком говорлив.
- Отказывается от коллективной игры.
- Чрезмерно подвижен.
- Не понимает чувств и переживаний других людей.
- Часто ругается со взрослыми.
- Создает конфликтные ситуации.
- Перекладывает вину на других.
- Суетлив.
- Импульсивен.
- Часто дерется.
- Имеет отсутствующий взгляд.
- Не может адекватно оценить свое поведение.
- Имеет мускульное напряжение.
- Часто специально раздражает взрослых.
- Мало и беспокойно спит.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
О ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ
С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
- В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно пытаться понять, чего добивается ребенок и почему он -то делает.
- Добивайтесь соблюдения социальных норм и правил с учетом состояния и интересов ребенка, на основе их целесообразности.
- Общаясь с ребенком, оказывая на него воспитательное воздействие, помните о конечной цели ваших действий.
- Невозможно проявлять доброжелательность избирательно — будьте доброжелательными в отношении к другим коллегам вашего коллектива.
- Стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредоточивайте свое внимание лишь на недостатках.
- Используйте «Я»-послания , избегая «ты» -осуждений , то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнёра, а делясь с ним переживаниями.
- Осуществляйте «мы»-подход, говорите о вашей ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант.
- Говорите открыто, дружелюбно, искреннее.
- Будьте «конгруэнтны» : ваши слова , интонации, жесты, мимика, поза должны находится в соответствии друг с другом не быть фальшивыми.
ПРИЕМЫ КОНТРОЛЯ СЛОВЕСНОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ (Ю. В. Щербинина)
Прямое порицание Иногда этот метод — единственно возможная реакция педагога на однозначно неприемлемы проступки. В любом случае порицание должно быть хорошо продумано и выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых форм вежливости («Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить!»).
Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что педагог не реагирует на грубость, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Игнорирование представляет собой альтернативную коммуникативную тактику, которая оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания).
Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключениявнимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
Метод проецирования личностных качеств и поведенческих реакций. Зная сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ подзадоривания). Возможные формы таких высказываний: напоминание («Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!»), выражение удивления, сопоставление достоинств? ребенка с его негативным поведением («Неужели это говори' наш Миша?». «Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!» выражение разочарования («Мне стыдно за тебя!». «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!») и т. п.
Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннее одобрения, выражение заслуженной похвалы способствую созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии. Формами положительных оценочных высказываний могут быть традиционное выражение похвалы, поощрения («Хорошо!». «Молодец!». «Умница!»), обращение к прошлым успехам детей («В прошлый раз выотлично поработали!»), выражения согласия, одобрения, поддержки («Мне нравится, как Миша выполнил это задание «Полностью с тобой согласна!», «Отличный вопрос!»), цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний, ответов детей.
Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться; осознания неправильности повеления через эмпатию, что позволяет избежать словесного давления, сделать общение с детьми дружески равноправным. Варианты словесной реализации: «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно только не ты?», «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?», «Представь себе, что ты оказался…» и т.п.
Юмор, шутка. Установлено, что юмор несовместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако шутка — весьма сложный прием, требующий высокого уровня речевой подготовки, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики ребенка. Шутки неприязненного и оскорбительного содержания обижают ребенка и провоцируют его на ответную речевую агрессию («Ребята, вы смотрите спектакль «Миша пытается завязать шнурки»).
Красноречивое молчание — молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрыва речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. Данный метод (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и степени выраженности словестных агрессивных проявлений) хорошо сочетается с подшующими — порицанием, переключением внимания, проецированием личностных качеств, приемом смены ролей шуткой.
«Выпустить джинна» — не прерывая и не комментируя, дать ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью выговориться, после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим «окультуренным воспроизведением»— перефразированием в более корректной форме («Я поняла, что ты хотел сказать то-то и то-то», «Наверное , ты имел в виду...» и т. п.). Преимущества этого приема в том , что последнее слово всегда будет за взрослым, есть важностью разрядки эмоционального напряжения и наличие времени на обдумывание ответной тактики общения. «Если не можешь чему-то противостоять — возглавь это». Суть метода, используемого в ситуациях, имеющих скорее характер увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативного поведения, доведении его до высшей точки или в утрировании до абсурда («Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну , еще громче! Еще!...и т. п.)
Возможно два варианта развития ситуации: либо неожиданное разрешены недозволенного и участие в нем самого взрослого вызовут удивление, смущение детей, и негативные реакции утихнут сами собой, либо страсти усилятся и, дойдя до «точки кипения», изживут сами себя.
Частичное согласие (метод «Да, но..,») — внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности частично удовлетворить их, но в целом сохранить основы; - линию требований. Варианты речевых конструкций; «Хорошо мы пойдем в цирк! Но сначала ты съешь кашу и уберешьигрушки», «Ладно, ты можешь играть еще десять минут, но потом сразу надо будет ложиться спать. Договорились?», «Да, Сережа поступил плохо — он тебя ударил, но ведь ты же сам только что отнял у него машинку! Так что вы оба виноваты должны помириться ».
Привлечение союзников — заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом люде- Примеры речевых клише: «Не кричи, пожалуйста, — на тес- уже тетя смотрит!». «По-моему, ребята не одобряют тебя.Правда'?», «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!»
Апелляция к жалости — при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: «Ты делаешь мне очень больно! - «Твои слова меня очень огорчили!», «Пожалей меня, пожалуйста». Это достаточно эффективный прием в процессе общения со старшими дошкольниками.
Самонаказание — предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию («Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за...», «Как ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?» Можно даже заранее — в игровой форме, но самым серьезным образом - — предложить ребенку, группе составить список таких самонаказаний и правил общения и далее следовать им конфликтных ситуациях. Основные требования: не должно физических наказаний и наказаний трудом, не должны унижать достоинство, личность ребенка,
Убеждение — прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения. Выделим ряд требований, нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает у детей активное неприятие, раздражение: не разъяснять вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) — лучше корректно напомнить («На слова я могу обидеться», «Мы же знаем, что это плохо»); морализировать отвлеченно («Надо вести себя хорошо», « Нужно быть умницей»); не убеждать в недоступном («На занятиях всегда надо сидеть молча», «Никогда не надо ни с кем спорить»); не повышать тон и не говорить излишне пафосно, «Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!»).
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ОПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
I. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой: форме.
Существуют следующие способы выражения гнева:
- прямо (вербально, невербально) заявить о своих чувствах, три этом давая выход отрицательным эмоциям;
- гнев в косвенной форме, вымещая его на предмете который представляется разгневанному неопасным;
- сдерживать свой гнев, загоняя его внутрь. В этом случае постепенно накапливаются отрицательные чувства, которые будут способствовать возникновению стресса;
- задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиваться; при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее кратчайший срок.
II. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для полезны релаксационные упражнения.
III. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Дети иногда проявляют агрессию лишь, потому что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого — научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.
IV. Формирование таких чувств, как эмпатия, доверие людям и др.
Конструктивные способы выражения ребенком гнева и агрессии:
- громко спеть любимую песню;
- используя «стаканчик для криков», высказывать все свои отрицательные эмоции;
- пускать мыльные пузыри;
- устроить бой с боксерской грушей;
- полить цветы;
- устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет». «Кто быстрее пробежит»; скомкать и выбросить несколько листов бумаги; быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем заштриховать его;
- слепить из пластилина фигуру обидчика, затем сломать ее рвать газету; рисовать свой гнев.
Приложение 2.
Блок I. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Развитие социальных эмоций
Занятие 1. «Знакомство»
Материалы: Шарф, на каждого ребенка лист для рисунка имени и цветные карандаши, на каждого ребенка ромашка и божья коровка для домашнего задания, мультик чебурашка 1 часть
Приветствие
Дети совместно с педагогом разучивают приветствие.
Добрый вечер, Саша (улыбнуться а кивнуть головой; по кругу называются имена детей),
Добрый вечер, земля (все поднимают и опускают руки).
Добрый вечер, небо (все поднимают и опускают руки);
Добрый вечер всем нам (разводят руки в стороны).
Игра «Мое имя»
Цел ь - способствовать идентификации ребенком себя, своим именем, формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Хо д. Ведущий задает вопросы по кругу, дети отвечают на них.
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
Педагог- говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми. Сегодня вы маленькие, и имена у вас моленью Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня — Иван, Маша - Мария».
Игра «Угадай, кого не стало»
Цель - развитие внимания, наблюдательности, принятия детьми друг друга.
Ход. Дети становятся по кругу, спиной в круг, одного ребенка, выводят из комнаты. Дети должны угадать, кто выше из комнаты, и описать его.
Игра «Узнай по голосу»
Цель — развивать внимание, умение узнавать друг друга по голосу, создавать положительный эмоциональный фон.
Ход. Дети стоят по кругу, один из детей — в кругу, с сытыми глазами. Все дети произносят слова: «Лена (имя человека стоящего в кругу), ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя: «АУ!» (произносит кто-то один). Ты глаза не открывай, кто тебя — узнай!»
Рисование «Я и мое имя»
Ход. Педагог показывает отрывок из мультика : Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» до момента «Ну ладно тебя будут звать Чебурашка» и проводит беседу по вопросам:
- Бывают ли люди, у которых нет имени?
- Для чего необходимо имя?
- Кто еще имеет имена?
Педагог говорит: «У всех нас есть имена, давайте произнесем их». Дети произносят свои имена.
Упражнение «Ласковое имя»
Цель — формировать благожелательное отношение друг дугу, совершенствовать лексическую сторону речи детей
Ход. Педагог просит каждого ребенка (по кругу) произнести ласковые имена — свое и соседа справа.
Дети рисуют свое имя после чего идет обсуждение результатов, подведение итогов затем дети имеют возможность дорисовать то, что им хочется.
Расслабление «Путешествие на Голубую звезду»
Цель — способствовать расслаблению мышц, расширению сосудов, развивать умение сознательно контролировать возникающие ощущения покоя, расслабленности.
Ход. Педагог говорит: «Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать и хотят знать., есть ли у них соседи. Сейчас и мы помечтаем... Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где то там, далеко, тоже есть жизнь. Мы отправляемся в загадочное путешествие к Голубой звезде. Вы — команда межпланетнетного космического корабля землян. Сейчас корабль поднимется в небо: вдох-выдох (3 раза). Крепко сожмите кулачки со штурвалами , надавите на педали. А теперь отпустите их. Вдох-выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох (3 раза). Хорошо! Мы почти не чувствуем своё тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох (2 раза) .
Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звёзды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда…
И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х – и выдох (2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!
Выйдем из корабля… Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и … чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем всё это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.»
Расставание.
Дети становятся в круг, каждый говорит «до свидания» назвав имя соседа.
Домашнее задание
Дети с педагогами и родителями выполняют апплике к «Ромашка». В центр цветка нужно вписать свое имя на лепестках ласкательные производные от своего имени, на стебельке— имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. На лепесток с любимым именем прикрепить божью коровку.
Приложение 3.
Рекомендации для родителей.
• Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
• Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
• Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
• Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).
• Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
• Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
• Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
• На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
• Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
• Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
• В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
• Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
•Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.
1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:
– стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
– учите его не сваливать свою вину на других;
– развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
Например:
• « Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
• « Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».
• Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.
• Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)
2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого.
Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например:
• «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
• Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
• «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».
3 ш а г – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:
– помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
– постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
– стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
– стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
– чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
– чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
– объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
– расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
– спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
– объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
Например:
• Ты стукнул Веру потому, что …, а ещё почему?
• Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка (или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»
• Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения. «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»
Стратегии коррекции агрессивного поведения детей
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
– помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
– учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
– учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
– учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
– стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Стратегия на переключение состояния:
– стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:
– у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
– у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.
Игры для агрессивных детей
Воробьиные драки (снятие физической агрессии).
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
Минута шалости (психологическая разгрузка).
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.
Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
Каратист (снятие физической агрессии).
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
Боксер (снятие физической агрессии).
Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).
Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.
«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).
Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.
«Жужа, жужа, выходи,
Жужа, Жужа, догони!»
«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки. топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).
Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).
Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.
«Брыкание».
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
Кукла «Бобо».
Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни. Важно! Не используйте для этих целей готовую игрушку, изображающую зверюшку, малыша – «Бобо» д.б. немного обезличена.
Драка.
«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»
«Уходи, злость, уходи!».
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.
Важно! Все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребенку (или группе детей) успокоиться. Особенно внимательно стоит отнестись к гиперактивным детям – им тяжело «переключаться» с одной эмоции на другую, «переходит» из возбужденного состояния к спокойному.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории «Агрессия » происходит от латинского « aqqredi », Что означает «нападать » До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Терминология Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Агрессивное действие — это средство достижения какой-либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности . Агрессивное поведение — действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
Структуру агрессивных проявлений И.К . Заградовой , А. К. Осинского , Н.Д. Левитова . 1. По направленности: Агрессия направленная вовне. Аутоагрессия — агрессия, направленная на себя. 2. По цели Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели. Враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии. 3. По методу выражения Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против долгого лица или объекта . Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форме ссора, крики так и через содержание вербальных реакций (угроза)
Структуру агрессивных проявлений И.К. Заградовой , А. К. Осинского , Н.Д. Левитова . 4. По степени выраженности Прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта. Косвенная агрессия —- действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (сплетни), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (проявляется в топании ногами). 5. Но наличию инициативы Инициативная агрессия — непосредственно исходит по собственному желанию. Оборонительная агрессия выступает в качестве защитного механизма в ответ на причиненный ущерб.
ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ: Семья Сверстники Средства массовой информации
ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: Ситуации провоцирующие агрессивность- Ж елание привлечь к себе внимание сверстников . Ущемление достоинства другого, с тем чтобы подчеркну свое превосходство. С тремление защититься и отомстить стремление быть главным(после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередив первого ); Стремление быть главным. С тремление получить желанный предмет.
Характеристика агрессивного поведения : Вербальная агрессия Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение сверстника или угрозы ему. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.
Характеристика агрессивного поведения : Физическая агрессия Косвенная физическая агрессия направлена на принесение кого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физичкой боли.
В раждебной агрессия, проявляется : высокая частота действий: в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых — причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного; в преобладании физического насилия: у большинства дошкольников чаше всего проявляется вербальная агрессия; в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль или страдание.
I группа Привлечение внимания к себе сверстников. Я рко выражают свои эмоции — кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью ; И спользуют физическую агрессию— прямую или косвенную Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, выпады против сверстника — готовностью сотрудничать. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников
I группа отличается : Низким уровнем интеллекта — как общего, так и социального; Неразвитой произвольностью; Низким уровнем игровой деятельности — не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание; Используя деструктивные действия и разрушая игру других.
II группа Агрессия основном как норму поведения в общении со сверстниками . А грессивные действия — это средство достижения какой-либо конкретной цели . Положительные эмоции испытываются по достижении результата. Любая деятельность отличается самостоятельностью , стремлением занять лидирующие позиции, позиции, подчинить, подавить других. П ользуются популярностью в группе. Форма поведения, чаще всего- прямая физическая агрессия, не отличающаяся особой жестокостью . В конфликтных ситуация переживания и обиды сверстников игнорируются , ориентир –собственные желания.
II группа отличается : высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального); хорошо развитой произвольностью, организаторскими способностями, умением организовать игру; достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
II I группа Ж елание нанести вред другому человеку — самоцель. А грессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — ни для окружающих ни для них самих. И спытывают удовольствие от самих действий, приносящих зло и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую физическую агрессию. Детьми выбираются одна-две постоянные жертвы — более слабые дети, не способные ответить тем же. О тсутствует при этом чувство вины или раскаяния Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность.
III группа отличается : средние показатели интеллекта, произвольность, в целом соответствующая возрастным нормам; низкий социальный статус в группе сверстников — их боятся, избегают; развитость игры на среднем уровне , однако ее содержание чаще носит агрессивный характер.
ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Игровая терапия Произведения детских писателей и поэтов, фольклор Психогимнастика Релаксация Проективное рисование Куклотерапия
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА Слишком говорлив. Отказывается от коллективной игры. Чрезмерно подвижен. Не понимает чувств и переживаний других людей. Часто ругается со взрослыми. Создает конфликтные ситуации. Перекладывает вину на других. Суетлив. Импульсивен. Часто дерется. Имеет отсутствующий взгляд. Не может адекватно оценить свое поведение. Имеет мускульное напряжение. Часто специально раздражает взрослых. Мало и беспокойно спит .
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ П О ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно пытаться понять, чего добивается ребенок и почему он это делает . Добивайтесь соблюдения социальных норм и правил с учетом состояния и интересов ребенка, на основе их целесообразности. Общаясь с ребенком, оказывая на него воспитательное воздействие, помните о конечной цели ваших действий. Невозможно проявлять доброжелательность избирательно — будьте доброжелательными в отношении к другим коллегам вашего коллектива. Стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредоточивайте свое внимание лишь на недостатках.
Используйте «Я»-послания , избегая «ты» -осуждений , то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнёра, а делясь с ним переживаниями. Осуществляйте «мы»-подход, говорите о вашей ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант. Говорите открыто, дружелюбно, искреннее. Будьте «конгруэнтны» : ваши слова , интонации, жесты, мимика, поза должны находится в соответствии друг с другом не быть фальшивыми.
ПРИЕМЫ КОНТРОЛЯ СЛОВЕСНОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ (Ю. В. Щербинина) Прямое порицание - должно быть хорошо продумано и выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых форм вежливости («Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить!»). Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что педагог не реагирует на грубость, демонстрирует внешнюю незаинтересованность- это психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания). Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Способы: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
Метод проецирования личностных качеств и поведенческих реакций. Зная сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов . Возможные формы таких высказываний: напоминание («Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!») Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннее одобрение, выражение заслуженной похвалы способствуют созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии. («Хорошо!». «Молодец!». «Умница !»). Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться; осознания неправильности повеления через эмпатию , что позволяет избежать словесного давления, сделать общение с детьми дружески равноправным. Варианты словесной реализации: «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно только не ты ?» Привлечение союзников — заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: «Не кричи, пожалуйста, — на тебя уже тетя смотрит!».
Юмор, шутка- —сложный прием, требующий высокого уровня речевой подготовки, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики ребенка. Красноречивое молчание — молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрыва речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. «Выпустить джинна» — не прерывая и не комментируя, дать ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью выговориться, после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим «окультуренным воспроизведением» — перефразированием в более корректной форме («Я поняла, что ты хотел сказать то-то и то-то » Частичное согласие (метод «Да, но..,») — внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности частично удовлетворить их, но в целом сохранить основы - линию требований. Варианты речевых конструкций; «Хорошо мы пойдем в цирк! Но сначала ты съешь кашу и уберешь игрушки »
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ОПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ I . Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой: форме. Существуют следующие способы выражения гнева: прямо (вербально, невербально ) заявить о своих чувствах, три этом давая выход отрицательным эмоциям; гнев в косвенной форме, вымещая его на предмете который представляется разгневанному неопасным; сдерживать свой гнев, загоняя его внутрь. В этом случае постепенно накапливаются отрицательные чувства, которые будут способствовать возникновению стресса; задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиваться; при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее кратчайший срок.
II. Обучение детей приемам саморегуляции , умению владеть собой в различных ситуациях. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для полезны релаксационные упражнения.
III . Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Дети иногда проявляют агрессию лишь, потому что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого — научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. IV. Формирование таких чувств, как эмпатия , доверие людям и др.
Конструктивные способы выражения ребенком гнева и агрессии: громко спеть любимую песню; используя «стаканчик для криков», высказывать все свои отрицательные эмоции; пускать мыльные пузыри; устроить бой с боксерской грушей; полить цветы; устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет». «Кто быстрее пробежит»; скомкать и выбросить несколько листов бумаги; быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем заштриховать его; слепить из пластилина фигуру обидчика, затем сломать ее рвать газету ; рисовать свой гнев .
Средства отреагирования Мягкие подушки Мячи Резиновые молотки Листок гнева Мешочек для криков Глина , песок Вода Краски, карандаши Проволока, воздушные шары
Игры Толкалки Жужа Рубка дров Да и нет Тух- тиби -дух Ворвись в круг Головомяч Доброе животное
Если Я злюсь! Поиграй в мяч, поскачи, побегай. Отожмись 10 раз. Послушай музыку, сказку Нарисуй свое настроение Покричи в пустой стакан. или «мешочек для криков» Поиграй с водой, песком. Прими душ. Расскажи об этом другу или взрослому «Выжми сок из лимонов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЛОГИКОМ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которая нередко действует на ...
Спортивный праздник, посвященный Дню матери. «Поиграем вместе с мамой» Для детей старшего дошкольного возраста
Спортивный праздник, посвященный Дню матери.«Поиграем вместе с мамой»Для детей старшего дошкольного возрастаЦель: воспитание у детей и родителей положительных эмоций от совместного праздни...
Конспект занятия в технологии ситуация Тема: «Складываем и вычитаем вместе с Незнайкой» для детей старшего дошкольного возраста
Цели:закреплять умение прибавлять и отнимать; формировать понятия что такое «плюс», и что такое «минус»;развивать внимание, память;воспитывать желание выполнять действия, идти ...
Проект " Мы вместе" по сетевому взаимодействию детей старшего дошкольного возраста с социальными партнерами
Цель: Развитие партнерства и взаимодействия с социумом детей старшего дошкольного возраста для создания единой воспитательной системы.Задачи:- установить партнерские отношения между участниками проект...
Игры для коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста
Примеры игр для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Играя в подобные игры, дети научаются новым способам для выражения своей агрессии социально приемлемым способом....
Самообразование "Сказкотерапия как средство снижения агрессии детей старшего дошкольного возраста"
Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающие эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных в...