"Логоритмика: Ее роль в системе здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста"
статья
Роль логоритмики в системе здоровьесберегающих тенологий. Опыт работы в данном напралении, используемая литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_tekst.docx | 892 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ « Детский сад комбинированного вида № 199»
ТЕМА : «Логоритмика. Ее роль в системе здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель:
Бокарева О. В.
ХАБАРОВСК 2019
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Неслучайно именно эта задача является приоритетной в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Система здоровьесберегающих технологий в ДОУ включает в себя логоритмику.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА? ЛОГОРИТМИКА – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
ЦЕЛЬ ЛОГОРИТМИКИ: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие ЗАДАЧИ:
- уточнение артикуляции;
- развитие слухового внимания и двигательной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие творческой фантазии и воображения.
В работе успешно использую музыкальный материал:
- М. Ю. ГОГОЛЕВОЙ « Логоритмика в детском саду»/ представлено тематическое планирование и серия занятий с музыкальным приложением / ;
- О.А. НОВИКОВСКОЙ « Логоритмика» - представлен практический материал для работы в двух направлениях:
- развитие речи , коррекция речевых нарушений{упражнения на развитие дыхания, голоса, темпа речи, мимики, речедвигательные упражнения т.д.}
-развитие неречевых процессов{упражнения на ходьбу, маршировку, ,регуляцию мышечного тонуса, пальчиковые, подвижные игры , счетные упражнения и т. д.};
- логопедические распевки Н.В. НИЩЕВА , практический материал Т.И.САКУЛИНОЙ,/ в данных пособиях представлены авторские разработки : игры, упражнения, ритмические танцы, хороводы, пальчиковые и подвижные игры/ ;
- « Этот удивительный ритм», программа « Ладушки» И. КАПЛУНОВОЙ,
И. НОВОСКОЛЬЦЕВОЙ;
Дети с удовольствием усваивают материал, т. к. он доступный, легкий и познавательный.
- подготовила подборку ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ на развитие чувства ритма, например,
«КОМПОТ»
Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ. Развести руки в стороны.
«ОТДОХНЕМ»
Мы ногами топ-топ, топают
Мы руками хлоп, хлоп, хлопают
Мы глазами миг-миг, подмигивают
Мы плечами чик-чик. поднимают по очереди плечики
Раз- присели, два –привстали пружинка
Раз, два, раз, два
Поиграть нам все пора / Песню, пойте, детвора, слушать музыку пора/
- при разучивании танцевальных движений использую ПОДГОВОРКИ, например,
«КОВЫРЯЛОЧКА» «ШАГ С ПОЛУПРИСЕДАНИЕМ»
Носок – пятка, пе – ре – топ ! Шаг – присяду, шаг – присяду
Носок – пятка, пе – ре - топ! - Спинку прямо я держу!
Вот какие молодцы – Танцевать я не устану,
Мы танцоры – удальцы! Я танцором стать хочу!
- использую элементы самомассажа, упражнения на расслабления, например,
« ДОЖДИК»/ массаж спины/
Дождик бегает по крыше - Похлопывание по спине всей ладонью
Бом! Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше – Постукивание по спине подушечками пальцев
Бом! Бом! Бом! Бом!
“ЧУДНЫЙ ДЕНЬ»/вибрация/
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Для эффективности работы использую :
МЕТОДЫ – словесные пояснения, выразительный показ движений, образный рассказ, вслушивание в музыку.
ПРИНЦИПЫ— систематичность и последовательность, постепенное усложнение материала/ от простого к сложному/, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Основной принцип построения всей работы -тесная связь движения ,музыки и речевого материала.
В своей НОД традиционно использую средства логоритмического воздействия:
- - ходьба и маршировка в различных направлениях/ с атрибутами, пропеванием, хлопками / ;
- - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- - упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- - упражнения, активизирующие внимание;
- - речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- - упражнения для развития музыкального слуха;
- - ритмические упражнения;
- - пение;
- - упражнения в игре на инструментах;
- - импровизация на детских музыкальных инструментах;
- - игровая деятельность;
- - развитие творческой инициативы;
- - заключительные упражнения на расслабление (релаксация).
Эффективность работы наблюдается в выступлениях на праздничных мероприятиях. Дети самостоятельно исполняют танцы и перестроения, игры, хороводы ,участвуют в инсценировках, играют на детских музыкальных инструментах.
Эта тема для меня остается интересной и актуальной. Планирую продолжать работу в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
Роль дидактических игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Статья о важности использования дидактических игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».
laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....
«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...
Коррекционная технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста и ее роль в коррекции гиперактивного поведения.
Актуальность исследования проблемы гиперактивности в дошкольном возрасте обусловлена не только увеличением в настоящее время числа детей, которым свойственно проявление данного тип...
Логоритмика как средство интеграции образовательных областей в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Аннотация. В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием логопедической ритмики в работе с детьми с огр...
Логоритмика как средство интеграции образовательных областей в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В последнее время отмечается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью нарушений всех комп...