"Логоритмика: Ее роль в системе здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста"
статья

Бокарева Ольга Владимировна

Роль логоритмики в системе здоровьесберегающих тенологий. Опыт работы в данном напралении, используемая литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_tekst.docx892 КБ

Предварительный просмотр:

                     МАДОУ « Детский сад комбинированного вида № 199»                                                      

ТЕМА : «Логоритмика. Ее роль в системе  здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста»

                                                                    Музыкальный руководитель:

                                                                                                      Бокарева О. В.

ХАБАРОВСК 2019

       Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Неслучайно именно эта задача является приоритетной в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

      Система  здоровьесберегающих технологий в ДОУ включает в себя логоритмику.

      ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?   ЛОГОРИТМИКА – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка   к условиям внешней и внутренней среды.

         Особенность метода логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

          ЦЕЛЬ ЛОГОРИТМИКИ: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

 В результате логоритмических занятий реализуются следующие ЗАДАЧИ:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие творческой фантазии и воображения.

В работе успешно использую музыкальный материал:

  • М. Ю. ГОГОЛЕВОЙ  « Логоритмика в детском саду»/ представлено тематическое планирование и серия  занятий с музыкальным приложением /  ;
  • О.А. НОВИКОВСКОЙ  « Логоритмика»  -  представлен практический материал  для работы в двух направлениях:

- развитие речи , коррекция речевых нарушений{упражнения на развитие  дыхания, голоса, темпа речи, мимики, речедвигательные упражнения т.д.}

            -развитие неречевых процессов{упражнения на ходьбу, маршировку, ,регуляцию мышечного тонуса, пальчиковые, подвижные игры , счетные упражнения и т. д.};

  •  логопедические распевки Н.В. НИЩЕВА ,   практический материал  Т.И.САКУЛИНОЙ,/ в данных пособиях представлены авторские разработки : игры, упражнения, ритмические танцы, хороводы, пальчиковые и подвижные игры/  ;            
  • « Этот удивительный ритм», программа « Ладушки» И. КАПЛУНОВОЙ,

          И. НОВОСКОЛЬЦЕВОЙ;

Дети с удовольствием   усваивают материал, т. к. он доступный, легкий и познавательный.

  • подготовила подборку ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ  на развитие чувства ритма, например,

                 «КОМПОТ»

 Будем мы варить компот,        Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,           Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.       Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.           Развести руки в стороны.

 

«ОТДОХНЕМ»

Мы ногами  топ-топ,                          топают

Мы руками хлоп, хлоп,                      хлопают

Мы глазами миг-миг,                         подмигивают

Мы плечами чик-чик.                         поднимают по очереди плечики

Раз- присели, два –привстали           пружинка

 Раз, два, раз, два

Поиграть нам все пора / Песню, пойте, детвора, слушать музыку пора/

 

  • при разучивании танцевальных движений использую ПОДГОВОРКИ, например,

    «КОВЫРЯЛОЧКА»                                        «ШАГ С  ПОЛУПРИСЕДАНИЕМ»

Носок – пятка, пе – ре – топ !                                     Шаг – присяду, шаг – присяду

Носок – пятка, пе – ре - топ!                                       - Спинку прямо я держу!

Вот какие молодцы –                                                   Танцевать я не устану,

     Мы танцоры – удальцы!                                              Я танцором стать хочу!

  • использую элементы самомассажа,  упражнения на расслабления, например,

   « ДОЖДИК»/ массаж спины/

Дождик бегает по крыше  -                         Похлопывание по спине всей ладонью

Бом! Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –                        Постукивание по спине подушечками пальцев

Бом! Бом! Бом! Бом!

“ЧУДНЫЙ ДЕНЬ»/вибрация/

Какой сегодня чудный день!

           Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

       Для эффективности работы использую :

        МЕТОДЫ – словесные пояснения, выразительный показ движений, образный рассказ, вслушивание в музыку. 

         ПРИНЦИПЫ— систематичность и последовательность, постепенное усложнение материала/ от простого к сложному/, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

       Основной принцип построения всей работы -тесная  связь движения ,музыки и  речевого материала.

       В своей НОД традиционно использую средства логоритмического воздействия:

  • - ходьба и маршировка в различных направлениях/ с атрибутами, пропеванием, хлопками /  ;
  • - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • - упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • - упражнения, активизирующие внимание;
  • - речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • - упражнения для развития музыкального слуха;
  • - ритмические упражнения;
  • - пение;
  • - упражнения в игре на инструментах;
  • - импровизация на детских музыкальных инструментах;
  • - игровая деятельность;
  • - развитие творческой инициативы;
  • - заключительные упражнения на расслабление (релаксация).

     Эффективность работы наблюдается в выступлениях на праздничных мероприятиях.  Дети самостоятельно исполняют танцы и перестроения, игры, хороводы ,участвуют в  инсценировках, играют на детских музыкальных инструментах.
   Эта тема для меня остается интересной и актуальной. Планирую продолжать работу в данном направлении.

C:\Users\lenovo\Desktop\DSC02562.JPG            C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\DSC01183.JPG

C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\DSC02550.JPGD:\DCIM\100MSDCF\DSC02339.JPG

D:\DCIM\100MSDCF\DSC02545.JPG            C:\Documents and Settings\Оля\Рабочий стол\DSC02558.JPG

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Роль дидактических игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Статья о важности использования дидактических игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Коррекционная технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста и ее роль в коррекции гиперактивного поведения.

   Актуальность исследования проблемы гиперактивности в дошкольном возрасте обусловлена не только увеличением в настоящее время числа детей, которым свойственно проявление данного тип...

Логоритмика как средство интеграции образовательных областей в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Аннотация. В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием логопедической ритмики в работе с детьми с огр...

Логоритмика как средство интеграции образовательных областей в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В последнее время отмечается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью нарушений всех комп...