Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
В статье раскрывается актуальность проблемы здоровья детей дошкольного возраста в современной системе образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryabysheva_statya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
ББК
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РЯБЫШЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 18», г. Саранск, Россия, sad 18_18@ mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровьесберегающие технологии, педагогические условия, инновационные технологии, здоровье ребёнка.
АННОТАЦИЯ: в статье раскрывается актуальность проблемы здоровья детей дошкольного возраста в современной системе образования. Поэтому возникла необходимость интенсивного внедрения в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий. Применение их в работе способствует повышению результативности воспитательно-образовательного процесса.
HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF WORKING WITH PRESCHOOL CHILDREN
RYABYSHEVA TATYANA VALENTINOVNA
kindergartener
Kindergarten No. 18 Municipal Pre-school Educational Institution, Saransk, Russia
KEY WORDS: health saving technologies, pedagogical conditions, innovative technologies, child’s health.
ABSTRACT: in the article the actual problems of preschool children’s health in the modern educational system are disclosed. That’s why the necessity of intensive introduction of health saving technologies in pedagogical process has appeared. The use of health saving technologies in the work of a kindergarten teacher stimulates the results of educational and bringing-up process.
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.[4, с.68]
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. [8,с.41] И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».[12, 263с.]
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.[2, с.26]
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.[6, с.52]
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.
Здоровье ребенка можно определить, как совокупность физического, психического, интеллектуального и социального развитий. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи. Следовательно, от семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педагогических воздействий. Ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. [5, с. 208]
Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка.[10, с.173]
Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительных, но в то же время деловых отношений с родителями воспитанников, в ходе которых корректируется воспитательная - образовательная деятельность педагога, направленная на приобщение родителей к здоровому образу жизни. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.[7, с.11]
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях, дни открытых дверей. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, широко используется информация в родительских уголках.[1, с.136]
Таким образом, назрела необходимость в разработке и организации новых педагогических здоровьесберегающих технологий, так, чтобы они охватывали всех участников педагогического процесса и способствовали сбережению здоровья ребенка не только в саду, но и в семье.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Поэтому, формировать знания о здоровом образе жизни, правильно применять их на практике, прививать заботу о своем организме необходимо с самого раннего детства. Эти, и другие цели ставит перед собой и наша дошкольная организация – МДОУ «Детский сад №18».
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя ФИЗО. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
В своей работе я использую различные технологии сохранения и стимулирования здоровья, такие как: динамическая пауза, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика.
В каждой группе детского сада существует картотека подвижных игр, физкультминуток, корригирующих упражнений, дыхательной гимнастики, утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после сна; ведется тетрадь по закаливанию и наблюдению за детьми; во время непосредственной образовательной деятельности проводятся беседы о здоровье, витаминах, гигиене.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Также использую технологии обучения здоровому образу жизни, это: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, закаливание, активный отдых.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Для закаливания детей в нашем детском саду, используется метод «Босоножье». Длительность закаливания индвидуальная для каждого ребёнка. Время закаливания от 5 до 30 мин.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Коррекционные технологии являются неотъемлемой частью здоровьесберегающего процесса. К ним относится артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается воспитатель и логопед.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список использованных источников
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова, и др.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
2. Доронова Т. Н. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 – 7 лет/ Т. Н. Доронова. – М.: просвещение, 2002. – 143 с.
3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Автор – составитель Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
4. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство « Учитель» 2008.
5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно – методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.
6. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 223с.
7. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.
8. Петрова С.В. О здоровье – всерьёз / С.В. Петрова.- Дошкольное воспитание, 2001, № 9, с. 10-12.
9. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет., Издательство «Учитель», 2009.
10. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Методист.- 2007.
11. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России. 2003.
12. Уманская А.А. Волшебные точки/ А.А.Уманская. – Здоровье. 1991, №5, с. 10.
13. Чупаха И.П., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Стоврополь: Ставропольсервисшкола, 2003.- 400с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»
В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....
Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...
Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...