Игры для детей с ОНР.
картотека на тему
СИСТЕМА ИГР В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).
Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.
В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.
В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.
Так как наши дети часто имеют нарушения общей координации, то считаю необходимым большую часть занятий проводить в подвижных играх, например, с мячом. Игра с мячом – прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.
- Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
- Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движений.
- Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
- Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это создаёт необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Упражнения с мячом:
Цели:
- Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.
- Учить образовывать формы множественного числа существительных.
- Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.
- Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
- Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.
«Один - много»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.
«Назови ласково»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.
«Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.
«Назови слово с данным звуком»
Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).
Игра с мячом с двумя–тремя детьми
- Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
- Дети называют слова на заданную лексическую тему.
(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка…).
Логопед следит и называет победителя.
- Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.
(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).
- Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.
Кроме игр с мячом в работе я использую и другие игры, например «Водный мир». Эту игру я создала сама.
Игра «Водный мир»:
- Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.
- Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.
- Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.
Оборудование:
- 36 карточек из картона на магнитах: водоплавающие птицы (12 шт.), рыбы (12 шт.), морские и речные животные (12 шт.)
- 36 цветных магнитов (красные, синие, зелёные)
- 1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)
- коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна
Варианты игры:
- Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Обозначают его соответствующим магнитом: (гласный – красным магнитом, согласный твёрдый – синим магнитом, согласный мягкий – зелёным магнитом), объясняя, почему выбран именно этот цвет магнита.
- Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.
- Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.
- Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.
- Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.
- Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.
По мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.
Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ИГР В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).
Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.
В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.
В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.
Так как наши дети часто имеют нарушения общей координации, то считаю необходимым большую часть занятий проводить в подвижных играх, например, с мячом. Игра с мячом – прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.
- Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
- Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движений.
- Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
- Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это создаёт необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Упражнения с мячом:
Цели:
- Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.
- Учить образовывать формы множественного числа существительных.
- Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.
- Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
- Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.
«Один - много»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.
«Назови ласково»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.
«Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.
«Назови слово с данным звуком»
Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).
Игра с мячом с двумя–тремя детьми
- Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
- Дети называют слова на заданную лексическую тему.
(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка…).
Логопед следит и называет победителя.
- Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.
(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).
- Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.
Кроме игр с мячом в работе я использую и другие игры, например «Водный мир». Эту игру я создала сама.
Игра «Водный мир»:
- Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.
- Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.
- Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.
Оборудование:
- 36 карточек из картона на магнитах: водоплавающие птицы (12 шт.), рыбы (12 шт.), морские и речные животные (12 шт.)
- 36 цветных магнитов (красные, синие, зелёные)
- 1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)
- коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна
Варианты игры:
- Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Обозначают его соответствующим магнитом: (гласный – красным магнитом, согласный твёрдый – синим магнитом, согласный мягкий – зелёным магнитом), объясняя, почему выбран именно этот цвет магнита.
- Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.
- Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.
- Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.
- Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.
- Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.
По мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.
Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-299961-1486381384.jpg)
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-806316-1474795619.jpg)
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-733051-1452270846.jpg)
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1192139-1574607307.jpg)
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...