Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
консультация (младшая группа) на тему
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано проявляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать тоже и так же, как они. Тенденция подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – сюжетной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, понарошку может действовать как взрослый. Особенность таких действий заключается в том, что в них воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, их повторяемость, а результат является мнимым, воображаемым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре.
(рекомендации родителям)
Что нужно делать взрослому, чтобы ребенок научился играть.
Прежде всего нужно обогащать жизненный опыт ребенка, из которого он будет черпать сюжеты для своих игр. Привлекайте его внимание к занятиям взрослых, обсуждайте и комментируйте их (например «Бабушка готовит вкусную еду», «Мама укладывает ребенка спать», «Папа купает малыша, гуляет с ним» и пр.). Помните, что первые игровые действия ребенка возникают из подражания действиям взрослого. Недостаточно просто купить малышу куклу и предметы ухода за ней. Очень долго действия с этими игрушками будут оставаться на уровне простых манипуляций. Разыгрывайте перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывайте игровые действия сними. Например, посадите куклу на стульчик и обратитесь к ней: «Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка, давай я тебя покормлю кашкой». Кормите куклу и разговаривайте с ней так же, как вы разговариваете со своим ребенком. Одновременно с этим вовлекайте малыша в свою игру: попросите покормить куклу, распределяйте с ним игровые действия. Можно сказать так: «Машенька, давай вместе покормим куклу. Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем вот из этой чашечки». Постепенно вводите в игру новые персонажи и предметы (например, скажите: «Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке?»)
Постепенно расширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в игре. Если ребенок еще совсем мал, эти ситуации будут разрозненными. Малыш может долго катать куклу в коляске, или без конца причесывать ее, или купать в ванночке, застревая на одном и том же действии. Ваша задача – не прерывая игры ребенка, постараться разнообразить ее. Если вы видите, что ребенок без конца кормит куклу, спросите у него: «Может быть куколке пора спать? Где ее кроватка?» тем самым вы подтолкнете малыша к новым игровым действиям.
Если вы сами инициируете совместную сюжетную игру, старайтесь организовать ее как целостную ситуацию, воспроизводящую последовательность нескольких реальных событий, а не как обучение ребенка отдельным игровым действиям. Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность. Их действия ситуативны и побуждаются теми предметами, которые попадаются им на глаза: увидел расческу – причесал куклу, увидел утюжок – начинает гладить все, что лежит на столе. Долгое время ребенка будет вполне устраивать такая игра. Однако вы можете время от времени предлагать ему более сложные образцы игры, договариваясь с малышом о том, как вы будете играть, например: «Давай мы сначала сварим суп, потом покормим мишку, а потом положим его спать» или «Ляле пора купаться. Давай помоем ее в ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потом погуляем с ней». Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой договорились. Но ни в коем случае не требуйте от него неукоснительно следовать вашим указаниям. Игра – это не занятие, а овладение сложными сюжетами далеко не сразу. Даже в младшем дошкольном возрасте игра не всегда разворачивается по предварительному плану и представляет собой цепочку разрозненных игровых действий.
Предлагая малышу поиграть, старайтесь сделать игру интересной для него, поэтому сами играйте с увлечением. Чаще вспоминайте свой детский игровой опыт, свои переживания во время игры. если малыш не умеет говорить, отвечайте за него. Со временем он начнет повторять ваши слова, произносить собственные.
Постепенно вводите в игру предметы-заместители, например используйте вместо ложки палочку, вместо хлеба – кубик, вместо яблочка – шарик и пр. это будет способствовать развитию воображения ребенка.
Поощряйте игровую инициативу ребенка. Если он приносит вам свои игрушки и просит поиграть с ним – обязательно выполните его просьбу.
Старайтесь соблюдать важное правило: не превращать игру в занятие. Избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенка ненавязчиво, не прерывайте ее, а подключайтесь к ней в качестве равноправного партнера.
Если взрослые уделяют особое внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к двум годам у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре.
На третьем году жизни ребенка его игра становится более самостоятельной, разнообразной и богатой по содержанию. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ним.
Но пожалуй, главное достижение в игровой деятельности в этом возрасте – бурный рост воображения. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года жизни уже способны придумывать их самостоятельно. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла; шарик – вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. так игра становится по – настоящему творческой.
Важное значение в процессе развития творческой игры играет речь, которая помогает ребенку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалоги с партнерами, планировать дальнейшие действия (разговаривать с куклами и животными, обращаться к ним с предложениями, хвалить, делать замечания, отвечать от их лица и пр.).
На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, ребенок не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует как мама, врач или шофер. Такая игра получила название «роль в действии». Однако к концу раннего возраста у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером; куклу – дочкой или сыночком и пр.
Помогайте ребенку выстраивать порядок игровых действий в соответствии с их последовательностью в реальной жизни (например, сначала приготовить кукле еду, потом не забыть покормить ее, затем уложить спать и помыть посуду).
В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения. Учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизни"
Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизниВ развитии каждого ребенка и в формировании детского коллектива огромная роль принадлежит игре.В конце второго года жизни у детей начинает раз...
"Развитие сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизни".
Игра- это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними....
Консультация для родителей "Воспитание детей второго года жизни через игру"
Консультация для родителей "Воспитание детей второго года жизни через игру"...
Подвижно - сюжетные игры для детей 3 года жизни.
Игры подвижные для детей 3 года жизни осуществляемые в присутствии воспитателей....
Консультация для родителей «Становление сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей третьего года жизни»
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действит...
Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни
Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни...
Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни.
К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры. Что же нужно для ее дальнейшего развития?...