Совместная двигательная деятельность педагога с детьми как часть физического развития детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Материал расскрывает значение совместной двигательной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Совместная двигательная деятельность педагога с детьми как часть физического развития детей младшего дошкольного возраста.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад

«Берёзка»  с.Засосна

Красногвардейского района

Белгородской области

Юркова Ольга Ивановна

                                                                   

                                                                    «Чтобы сделать ребёнка умным и

рассудительным, сделайте его

                                                                                  крепким и здоровым»

                                                                                                          (Ж.Ж.Руссо)

        Ничто так не укрепляет здоровье ребёнка, как физическая культура и достаточное пребывание детей на свежем воздухе. Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков, умений и физических качеств; развитие интереса к различным, доступным ребёнку видам деятельности; воспитание положительных нравственно-волевых черт личности. Важно развивать и тренировать мышечную и нервную систему, учить сердце экономно работать, укреплять дыхание. Поэтому развитие движений тоже одна из главных задач педагога. Всё это необходимо как основа разностороннего развития малыша.

        Для детей, особенно младшего возраста, основной вид деятельности – игра. Подвижная игра – сложная двигательная эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами. Подвижная игра является одним из важных средств - всестороннего воспитания детей. Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребёнка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

        Подвижные игры для малышей отличаются простотой содержания, сюжета. Несложные игры занимают большее место в младших группах. Дети заинтересованы самим движением: им нравится бегать, подпрыгивать, ловить мяч. Количество ролей в подвижных играх детей младшего возраста незначительно – одна-две. Главную роль выполняет воспитатель. Все дети изображают одинаковые персонажи. Например, в игре «Кошки-мышки» все дети – мышки, а воспитатель кот. Малыши с удовольствием играют, когда педагог активен, эмоционален, проявляет интерес ко всем действиям детей в игре и сам в ней участвует.

        Весёлый, ласковый тон воспитателя, его заинтересованность подкупает малышей, им передаётся это радостное настроение. В таких случаях дети внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, указания, охотно повторяют движения и хорошо их усваивают.

Воспитателю приходится часто совмещать руководство игрой с выполнением  ответственной роли в ней, так как младшие дошкольники  не могут хорошо справляться с этими обязанностями. Очень важно, чтобы педагог, участвуя в игре, показывал пример правильных движений, подсказывал ход игры. Объяснять детям игру надо эмоционально, выразительно, интонациями голоса подчёркивать характерные черты каждого персонажа. Так, например,  о резвящихся зайчиках говорить ласково, а про медведя, который хочет их поймать, - низким голосом, с оттенком угрозы, подчёркивая опасность.

        Постоянное словесное общение с педагогом доставляет детям радость и приносит большую пользу в развитии речи и воображения, обогащает представления. Малыши всегда с большим вниманием прислушиваются к речи воспитателя, даже те, кто не участвует в игре.  Важно активизировать и направлять общение детей между собой.  В результате внимательного подхода к детям педагога, умелого, своевременного, тактичного напоминания, требования играть совместно, оказать помощь им уступить друг другу – между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.

        Утренняя гимнастика в первой младшей группе впервые включается в режим дня. Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, даёт возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности во время режимных моментов, самообслуживания и т.д.

Роль воспитателя на утренней гимнастике огромна.  Он должен решать ряд воспитательных и развивающих  задач. Важно, чтобы дети с желанием и интересом включались в коллективную двигательную деятельность, получали от неё радость. Необходимо следить, чтобы дети по возможности занимали правильное  исходное положение, сходство движений с образцом (показом воспитателя). Так, если в упражнении нужно поднять руки над головой, а многие дети  поднимают их только в стороны, побуждаю  словами: «Выше, выше, ещё выше поднимем ручки над головой, дотянемся до солнышка». Все комплексы утренней гимнастики провожу в игровой форме под музыку,  ввожу новые образы в  сюжет комплекса («Птички», «Зайки», «Цыплятки» и т.д.). Тогда комплекс утренней гимнастики проходит весело, содействует развитию самостоятельности,  координированности и ритмичности движений.  

        Физкультурные занятия являются важной организованной образовательной деятельностью: формой воспитания и обучения детей движениям (двигательным навыкам и умениям), развития физических качеств.  При обучении двигательным действиям предлагаю малышам не только правильно выполнить упражнение, но и стараюсь вызвать интерес к задаче. Обращаю внимание на основные, опорные элементы движения (упражнения), помогаю им  понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагаю решить ее самостоятельно.    

        Основные виды движений  провожу в игровой форме, все движения выполняю вместе с детьми – это повышает у них настроение, желание заниматься. Для каждого возраста характерны свои двигательные возможности. Каждое новое движение малышей -  для них  «загадка»,  которую  они  непременно должны  разгадать. В своём двигательном развитии – они исследователи. Для исследователей важны:  условия и помощь. Все пособия,  атрибуты и предметы в группе должны стать базой для исследования движений.  Дети ходят, бегают, прыгают с любимыми игрушками в руках (мишка,  зайчик, кукла и другие). Помогаю детям найти  друга  в лице  игрушки, побуждаю их показывать разные движения с предметами своей игрушке. Поощряю каждую маленькую находку, если ребёнок сам придумал интересное движение, удивляюсь и прошу научить меня выполнять такое движение. Пытаюсь побуждать детей проговаривать свои действия, употребляя в речи пространственную терминологию (вверх, вниз, назад, вперёд, в стороны), давать характеристику отдельным движениям (быстро, медленно, прямо, боком, на одной ножке).

        Важнейшим элементом двигательной активности детей, является умение выполнять движения в коллективе сверстников. Общение детей в двигательной деятельности, быстрее, естественнее и проще приводит от деятельности рядом к деятельности вместе. Здесь очень редки ссоры и всегда много эмоций.

        Наряду с организованными формами двигательной деятельности большое значение имеет и самостоятельная двигательная деятельность детей в различные режимные моменты.  У младших дошкольников  сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. В своей работе также забочусь о повышении двигательной активности детей на протяжении всего дня. С этой целью создаю условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной активности детей. Подбираю различные игрушки, мелкие и крупные физкультурные пособия и оборудование для использования малышами.

        Учитывая, что необходимый эффект,  в правильном физическом воспитании дошкольников даёт непосредственное воздействие на них взрослых, поэтому невозможно не сказать об огромной роли воспитателя в данном процессе т.к. дети большее время  проводят в дошкольном учреждении.

Методические рекомендации:

1. Педагогам необходимо  целенаправленно руководить двигательной деятельностью младших дошкольников во всех режимных моментах.

2. С целью повышения двигательной активности малышей создавать комфортную, безопасную,  развивающую предметно-пространственную среду.

3. Пополнять предметно-пространственную среду нестандартным физкультурным оборудованием и пособиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки открытых мероприятий из опыта работы "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых приемов и нестандартного оборудования".

Так как я имею опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего возраста с использованием игровых приёмов и нестандартного оборудования», то хочу поделиться им с коллегами. Вашему вниманию я п...

Влияние игр с мячом на физическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Для ребенка мяч – это предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, ловит и т.п., что развивает его эмоционально и фи...

Статья. Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста при помощи мяча

Данная статья направлена на то, чтобы отразить актуальность и важность физического развитие  детей младшего дошкольного возраста...

Опыт работы на тему: "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами"

Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами». Цель педагогического опыта:Изучить и обос...

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет

Любую маму волнует развитие ее ребенка, ведь недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь».Эта поговорка может стать девизом для всех родителей, которые воспитывают детей от 2 до 4 лет.Надеюсь, д...

Роль нетрадиционного оборудования в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста

С помощью введения в образовательный процесс нетрадиционного физкультурного оборудования можно реально повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности, поднять эмоциональный настрой...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности (спортивный досуг) по образовательной области «Физическое развитие» для младшего дошкольного возраста "В гости к бабушке"

Сценарий спортивного досуга на тему домашние животные. Для использования в работе воспитателям и инструкторам  по физической культуре....