Содействие физическому развитию и оздоровлению детей старшего дошкольного возраста путем использования дыхательной гимнастики
учебно-методический материал на тему

Голякова Ольга Вячеславовна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содействие физическому развитию и оздоровлению детей старшего дошкольного возраста путем использования дыхательной гимнастики

Голякова О.В.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка» г. Нижнего Новгорода

  1. Актуальность.

Проблема  оздоровления и физического развития детей является актуальной в современном обществе. В настоящее время много внимания уделяется дошкольному возрасту. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Предъявляются всё новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностям, но постоянно усиливается влияние на организм человека разнообразных факторов окружающей среды. Это приводит к ухудшению состояния здоровья,  к снижению физического и умственного потенциала. Основными критериями и показателями освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования указанных в ФГТ является овладение детьми интегративными качествами. Одним из критериев развития будущего первоклассника выделяют 

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физически качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

Огромная роль в совершенствование функциональных систем детского организма принадлежит развитию дыхания.

Таким образом, проблема содействия физическому развитию и оздоровлению детей старшего дошкольного возраста путем использования дыхательной гимнастики является  актуальной.

  1. Анализ психолого-педагогических исследований
  1. В психолого-педагогической литературе выделяют следующее определение дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, основанный на правильном дыхании, и направлен на растяжку определенных групп мышц. Существует несколько различных систем, методик дыхания.

Парадоксальная гимнастика А. П. Стрельниковой. Эта гимнастика помогает излечить заикание, неврозы, бронха – легочные заболевания, болезни сердечнососудистой системы и т.д. Основной функцией гимнастики Стрельниковой является усиление газообмена в легких, а так же дыхательные упражнения тренируют легочную ткань, диафрагмы, мышцы гортани и носоглотки, что является профилактикой простудных заболеваний, и органов дыхания.

Интересной является методика дыхательной гимнастики по Норбекову и Сам Чон До. Это способ дыхания, при котором наиболее полно задействован весь дыхательный аппарат. «Полное дыхание» мобилизует нужные резервы организма, активизирует очистку организма от шлаков.

Методика «рыдающего дыхания» Ю.Вилунаса. 

 В которой раскрывается методика  регулирования физического и психического самочувствия посредством прерывистого вдоха и прерывистого выдоха

В последнее время особую популярность приобретает дыхательный тренажер В.Ф.Фролова – дыхание  с помощью трубки, погруженной в воду, через которую требовалось вдыхать и выдыхать с некоторым усилием. Этот способ позволил создать ситуацию уменьшения кислорода во вдыхаемом воздухе.

Н.Ю.Тышкенова (инструктор по физической культуре) разработала комплексы упражнений дыхательной гимнастики, благодаря которым укрепляется дыхательный аппарат, развивается грудная клетка, повышается жизненный тонус , сопротивляемость и  устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.

 Анализ психолого  - педагогических исследований  показал роль дыхательной гимнастики  для  оздоровления  детей, предупреждения развития различных заболеваний.

  1. Наше дошкольное учреждение работает по Программе «Детство» разработанной авторским коллективом: В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Никитина и др. Цель - обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Содержание программы предусматривает включение дыхательных упражнений в воспитательно - образовательный процесс ДОУ.
  1. Система работы направленной  на содействие физическому развитию и оздоровлению детей старшего дошкольного возраста путем использования дыхательной гимнастики
  1. Цель. Задачи.

Цель нашей работы: содействовать  физическому развитию и оздоровлению детей старшего дошкольного возраста путем  включения дыхательной гимнастики  в воспитательно-образовательную работу.

Задачи:

  1. Создать условия для физического  развития и оздоровления детей.
  2. Использовать дыхательную гимнастику в различных формах совместной  организованной деятельности.
  3. Обеспечить взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам  физического развития и оздоровления детей.

Свою работу мы построили в 3 этапа:

  1. констатирующий
  2. формирующий
  3. контрольный
  1. Констатирующий этап

На первом этапе своей работы мы провели мониторинг  физического развития детей нашей группы. Оценка проводилась по следующим направлениям:  группа здоровья, уровень физического развития, анализ заболеваемости детей, анализ овладения детьми образовательных областей « Здоровье», «Физическая культура». Полученные результаты представлены на экране.    Было проведено анкетирование  родителей на тему « Сохранение и укрепление здоровья детей»

Данные констатирующего этапа  показали  необходимость  организации  систематической работы по  содействию физического развития  и оздоровления детей путем использования дыхательной гимнастики.

  1. Формирующий этап

Первым шагом для успешной реализации   системы работы явилось создание условий для развития и оздоровления детей .Предметно- развивающую среду группы мы пополнили материалом для развития дыхания - вата, трубочки, пробки, емкостями с водой и песком; внесли алгоритмы-модели произношения отдельных звуков; пособия « рисование ветром», мыльные пузыри, воздушные шарики, вертушки. Пополнили  физкультурные  уголки  пиктограммами «дыхательные упражнения»

В ДОУ имеется   физкультурный зал, оснащенный физкультурным инвентарем, спортивная площадка для  двигательной деятельности на улице.

Ввели такие виды оздоровительных мероприятий  как:

  • фитотерапия (прием настоев трав, полоскание рта),
  • аэроионизация воздуха в спортивном зале, оздоровление фитонцидами (чесночные бусы, чесночно- луковая добавка),
  • витаминотерапия ( витамины «Ревит»),
  • фитосон ( использование подушечек с валерианой, душицей, корица, хвоей сосны).

Мы подобрали материал и составили комплексы дыхательной гимнастики для разных видов деятельности в старшей группе на основе разных дыхательных методик. При составлении комплексов упражнений на дыхание учитывали специфику детского воспитания. Упражнения и их содержание носили  образный характер,  были объединены одним сюжетом, проводились  в игровой форме.

  • Дыхательные серии;
  • Полное дыхание;
  • Ритмическое дыхание;
  • Звуковое дыхание;
  • Слово дыхание;
  • Парадоксальное дыхание;
  • Дыхательная медитация;
  • Оздоровительные занятия;
  • Упражнения на развитие голоса;
  • Упражнения на развитие речевого дыхания;

В первый месяц использовали знакомые для детей дыхательные серии: серия «Звуковые эффекты», серия «Озвученное дыхание» и т.д. использовалась нами с  целью восстановления правильного дыхания, нормализации ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшения воздушной проводимости  бронхо- легочного аппарата. В процессе этих дыхательных серий мы акцентировали внимание на качество выполнения движений, технику.

Вместе с детьми мы проводили разные виды дыхательных упражнений: «Звуковое дыхание», «Гипоксическое дыхание», «Полное дыхание», «Ритмическое дыхание», «Силовое дыхание», «Парадоксальное дыхание»,  «Дренаж» с целью подготовить организм ребенка к большим дозам кислорода, обучить его правильному физиологическому дыханию, предполагающее активное участие в дыхательном процессе диафрагмы, дыхательную релаксацию, участие всего тела.

При изучении новых упражнений мы стремились, чтобы дети представили весь ход упражнений. В процессе деятельности следили за верным выполнением движений, правил.

Нами были составлены комплексы дыхательной гимнастики в сюжетной  форме:

  • Дыхательная медитация,
  • Мотив здоровья «Целебные звук»,
  • Звуковое дыхание «Н, В», «А»,
  • Беседы с рассматриванием иллюстраций «Зачем нужен нос?»,
  •  Выполнение упражнений по иллюстрации,
  • Точечный массаж (массаж головы, шеи, рук),
  • Музыкальная медитация.

 Перед повторением упражнений акцентировали внимание на дыхании, ошибках и успехах детей, использовали такие методы как напоминание, указание, поощрение. Комплексы дыхательной гимнастики использовали при организации утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, во время динамических пауз при проведении непосредственно организованной деятельности.

С целью расширения  знаний детей о функции дыхательной системы, элементарных знаний   как помочь себе при заболевании  проводили оздоровительные занятия , на которых продолжали  учить детей выполнять дыхательные упражнения из серии «звуковое дыхание», расслабляться под музыку.

С целью  развития  воображения, умения  регулировать  процесс дыхания,  снятия  эмоциональной  напряженности мы организовали досуг «Полет на сказочную планету». Он проводился в праздничной обстановке с участием родителей, в конце мероприятия вручались подарки. Дети были очень активны, сами проявляли интерес к уже знакомым дыхательным упражнениям, изъявляли желание узнать и изучить новые дыхательные упражнения

Для пробуждения интереса у детей мы использовали атрибуты: султанчики, бабочки, флажки и т.д.; Широко использовались игрушки, природный и бросовый материал   (пример) , К упражнениям на дыхание подбирали стихотворный текст, музыку, составили игровые сюжеты.

Свою работу мы организовали во взаимодействии со специалистами детского сада:

Педагог - психолог  развивает умения регулировать  процесс дыхания, для снятия  эмоциональной  напряженности.

Музыкальный руководитель использует в своей деятельности методы и приемы, направленные на развитие исполнительской художественной деятельности детей.

Инструктор по физической культуре – формирует основные физические качества и потребность в двигательной активности, включая в непосредственно-образовательную деятельность с детьми  комплексы дыхательных упражнений, подвижные игры

Взаимодействие с семьями детей

Данная работа велась в тесном сотрудничестве с родителями. Для них были проведены консультации:

  • «Роль дыхательной гимнастики  в оздоровлении детей»
  • «Дыхательная гимнастика – как профилактика заболеваний верхних дыхательных путей»
  • Индивидуальные консультации: по развитию правильного физиологического и речевого дыхания,  по оздоровлению.
  • Выставка фотографий с наших занятий.

Их вниманию были предложены папки-передвижки «Дыхательная гимнастика», «Точечный массаж», «Развитие речевого дыхания». Родители наших воспитанников частые гости в детском саду, они волнуются так же за здоровье своего ребенка. Мы приглашаем их на оздоровительные занятия, периодически проводятся дни открытых дверей, недели здоровья, где родители принимают активное участие и в подготовке и в проведении мероприятий. С участием родителей были проведены конкурсы: «Семейный рецепт здоровья»,  фотовыставка «Без движения жизни нет», оздоровительные досуги «На поляне», «Мы спортивная семья».

  1. Контрольный этап.

 Мы сравнили процент заболеваемости наших детей за сентябрь   2010 год и май  2011 года. ( 2010 г. – 55%; 2011-40%) Данные диаграммы свидетельствуют, что количество детей перенесших простудные заболевания уменьшилось почти в 2 раза.

Результаты мониторинга физкультурно-оздоровительной работы выявили положительную  динамику   в освоении детьми образовательных областей « Здоровье» и « Физическая культура». Наблюдения за деятельностью детей показали:

  • Дети стали знать больше дыхательных упражнений,
  • Свободно могут  рассказать о них, их выполнении,
  • Самостоятельно организуют упражнения,
  • Возрос интерес к дыхательным упражнениям

По результатам анкетирования родителей  мы пришили к следующим выводам:

  • Родители  проявляют  активное участие в  изучении   методик оздоровительного дыхания .
  • Используют  дыхательные упражнения с постепенным усложнением в работе со своими детьми дома.

  1. Выводы и перспективы

Таким образом, представленная нами система включения  дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательный процесс содействовала физическому развитию и оздоровлению детей нашей группы. Наша работа показала, что четкая система дыхательных упражнений

  • способствует формированию физических качеств, создает положительный эмоциональный настрой.
  • содействует  формированию  здорового образа жизни, развивает интерес к дыхательным упражнениям
  • повышает сопротивляемость организма к заболеваниям

 Перспективы своей работы мы видим в дальнейшей  разработке комплексов дыхательных гимнастик для разных возрастных групп и включения их в разнообразные  виды детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная гимнастика как универсальное средство физического воспитания и оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

«Великая ценность каждого человека – здоровье, оно не мыслимо без систематических занятий физическими упражнениями» Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы заклады...

Основы оздоровления детей старшего дошкольного возраста путем сотрудничества родителей и ДОУ

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы. Особую значимость физического воспитания определяю...

Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста...

«Повышение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста путем использования технологии критического мышления «Синквейн»

Знакомство с экономическими сказками – одна из эффективных форм в  развитии познавательного интереса детей к миру экономики и  созданию положительной мотивации к ее изучению.Для лучшег...

Мастер-класс для педагогов. "Кинезиологические упражнения как средство развития и оздоровления детей старшего дошкольного возраста"

Кинезиологические игры и упражнения как эффективное средство развития и оздоровления дошкольников....