Мастер-класс для педагогов. "Кинезиологические упражнения как средство развития и оздоровления детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Наталья Рычко

Кинезиологические игры и упражнения как эффективное средство развития и оздоровления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ped_master_kinez.docx446.38 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения                                                «Детский сад№43» - детский сад№33» г.Славгорода

Мастер-класс для педагогов

«Кинезиологические упражнения как средство развития и оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

                                Автор: Рычко Наталья Николаевна, воспитатель

   

                                                               -

           

     

г. Славгород, 2022

                                        Пояснительная записка

Актуальность.

Одной из главных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевыми нарушениями. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости. Эти дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Такие воспитанники не проявляют познавательной активности на организованной образовательной деятельности, постоянно отвлекаются.

Целевая аудитория: педагоги.

Растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных технологий развития и воспитания детей в условиях дошкольного образования. К таким технологиям относится кинезиология.

Цель: повысить компетенцию педагогов в вопросах применения методов кинезиологии.

Задачи: 

1. Познакомить участников мастер-класса с технологией применения  кинезиологических упражнений  в работе с дошкольниками.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетенции педагогов в области применения  инновационных методов. 

Планируемый результат: участники мастер-класса  познакомились с инновационной здоровьесберегающей технологией, повысили уровень мотивации и профессиональной компетенции применения кинезиологических упражнений  в работе с дошкольниками. 

Форма проведения: мастер-класс.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, коммуникативные, наглядные, практические, объяснение, показ, рефлексия.

Основная часть

Теоретическая часть.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и главное полезный разговор. Сегодня я познакомлю вас с технологией применения  кинезиологических упражнений в работе со старшими  дошкольниками.

Виды данных упражнений полезны не только детям, но и взрослым. Данная технология является здоровьесберегающей  технологией.

Что же такое кинезиология?

Кинезиология - это наука о развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, позволяющие  активизировать межполушарное взаимодействие.

Каждый из нас знает ,что мозг человека состоит из левого и правого полушария ,каждый из которых отвечает за свои функции: левое –логика, математика ,речь ,правое – образное мышление, умение планировать.

Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равномерно развиты! Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга.

Существует целый ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, межполушарное развитие, развивают мелкую моторику, память, внимание, речь.                                                                                                                                  Все мы с вами с детьми делаем пальчиковую гимнастику. А в старшем возрасте целесообразно переходить на   более сложные движения пальцев рук , кинезиологические упражнения. Отличие пальчиковых игр от кинезиологических упражнений ,в том что все эти упражнения перекрестные(руки одновременно делают разноплановые движения)                                                                                                                                                                                                 Где же, в своей работе с детьми, я использую кинезиологические упражнения? Данные упражнения я использую в режимных моментах, а также во всех видах детской деятельности.

Практическая часть

Вот перечень некоторых упражнений и я предлагаю Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной. Любое упражнение при разучивании с начала выполняем одной рукой ,потом другой рукой, а уже потом обеими. Начинаем выполнять упражнения в медленном темпе. Когда дети уже хорошо овладели техникой выполнения темп можно увеличивать.

1. « Флажок- рыбка-лодочка»  

2.  «Червячок в яблочке»

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз(сопровождение стихотворения)

Или проговаривание речевого материала для автоматизации какого-либо звука.(Шел Егор через двор ,нес в руках Егор топор.)

 3. Кулак – ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

4. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая –ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

5. Кулак – ребро – ладонь.  Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола:  выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

 Детям очень нравятся подобные упражнения, в старшем возрасте они начинают соревноваться друг с другом у кого быстрее получается выполнять, поэтому стараюсь детей объединять по группам, чтобы все работали примерно в одинаковом темпе. Эффект от кинезиологичесих упражнений усиливается если выполнять их под счет, с хлопками либо под музыку.

Когда  упражнение хорошо разучено, чтобы оно не  наскучило мы его усложняем. Например, упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (выполняем с визуальной опорой).

Кинезиологические упражнения провожу в качестве физминуток.

 «Перекрестное марширование»,  «Ухо-нос» (данные упражнения помогают снять усталость и переключится ).

Кинезиологические упражнения я использую также для закрепления знаний детей в непосредственно-образовательной деятельности. Например, для закрепления знаний по познавательному развитию ФЭМП( для закрепления прямого и обратного счета в пределах 10,геометрических фигур),Используя визуальную опору.            

               

В ходе реализации по данной теме я широко использую дидактические пособия, с которыми можно одновременно работать двумя руками. Среди  них есть готовые, приобретенные пособия, а также сделанные своими руками.

  • Разнообразные лабиринты, которые можно проходить двумя руками, фишками, пластиковыми крышками.

  • «Кинезиологический тренажер,который можно изготовить самостоятельно. Тренажер очень хорош ,подходит для индивидуальной работы в утренние и вечерние часы. С удовольствием дети используются в свободной деятельности. Заниматься можно как сидя за столом, так и стоя, когда тренажер висит на стене.(имитировать игру на фортепиано, зеркально обводить узоры, шагать по лесенкам и др.)
  • В группах на столах для свободного пользования  у нас наклеены схемы-дорожки на координацию движений.
  • На столах в мультифорах сменный материал.
  • Разнообразный материал для зеркального рисования. (Для многоразового использования раскраски мы заламинировали, пользуемся маркерами и салфетками).

В двигательной деятельности я тоже широко использую кинезиологические упражнения.

 Хочу предложить вам комплекс кинезиологических упражнений, которые  я включаю в утреннюю зарядку, занятия физкультуры, тематические развлечения.

Комплекс № 1 (без предметов)

Перекрестное марширование: «Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. Бег друг за другом, за первым, за последним. Ходьба. Построение в круг.

1. И. п.: основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки внизу;

1 – правую ногу в сторону, руки в стороны; 2 – правую руку вниз , левую вверх;3 – руки в стороны; 4 - приставить правую ногу, вернуться в исходное положение, то же влево, повторить.

2. И. п.: стоя на коленях, руки на поясе; 1 – поворот туловища вправо, коснуться правой рукой левой пятки; 2 - вернуться в исходное положение; 3-4 – то же к левой ноге, повторить.

3. И. п. : лёжа на спине, руки вдоль туловища; вращение попеременно согнутыми ногами («велосипед») на счёт 1-8, сделать паузу, отдохнуть и снова повторить.

4. И. п.: лёжа на спине, руки за головой прямые; 1-2 – поднять прямую правую ногу вперёд-вверх, коснуться левой рукой правой голени; 3-4 - вернуться в исходное положение; то же с левой ногой и правой рукой, повторить.

5. И. п.: ноги врозь, руки в стороны; 1 – наклон вперёд, правой рукой коснуться носка левой ноги, левая рука верх; 2 – вернуться в исходное положение; 3-4 – то же в другую сторону, повторить.

6. И. п.: лёжа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища; 1-4 –поднять прямые ноги на 15-20 см от пола, выполнять перекрёстные движения ногами вправо-влево («ножницы»); сделать паузу, отдохнуть и снова повторить.

7. И. п. : основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки внизу; 1-2 –поднять руки через стороны вверх, скрестить над головой; 3-4 – опустить руки через стороны вниз, скрестить за спиной, повторить.

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо.

Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др.

В ходе систематических занятий по кинезиологии у ребёнка  развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Уважаемые коллеги, используйте эти простые упражнения в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих учеников. Удачи Вам и здоровья!

Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно – развивающее значение.

На память о нашем мастер – классе предлагаю вам буклеты, которые можно использовать в работе.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1) Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга.
Руководство для педагогов и родителей. М.,
1999. «Образовательная Кинесиология для детей». М.,
1984.
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом
психофизиологии: Практическое руководство для
учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001.
3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только
головой. Пер. с англ. М., 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

Проект мастер-класса для родителей Тема: «Книжки-малышки» как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Данный мастер-класс направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в процессе развития речи детей посредством изготовления книжек- малышек....

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Физические упражнения как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста"

В данном методическом пособии представлены материалы по изучению уровня развтия гибкости у детей старшего дошкольного возрата, а также комплексы физических упражнений, которые могут быть использованы ...

Проект мастер-класса для родителей Тема:«Книжки-малышки» как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Проект мастер-класса для родителейТема:«Книжки-малышки» как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»....

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой РоссииЗадачи:Актуализировать знания пед...