Самоанализ реализации мини-программы "Азбука здоровья"
материал

Чернявская Наталия Николаевна

Оздоровление детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы Министерства образования  и Министерства здравоохранения РФ. Программа «Азбука здоровья» разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей, определяет стратегию деятельности дошкольного учреждения по вопросам укрепления и формирования ценностного отношения к здоровью, ориентирована на улучшение состояния здоровья каждого воспитанника. 

На основе анализа проводимой работы по укреплению здоровья детей по всем основным показателям определяются перспективы, направления работы на следующий учебный год с целью достижения положительных результатов  в укрепление и сохранение здоровья наших детей,  увеличении индекса здоровья, повышении уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах физического и психического развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ  

результативности реализации мини-программы по пропаганде ЗОЖ

и оздоровления воспитанников «Азбука здоровья» в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста № 9

за 2014 – 2015 учебный год.

Воспитатели:  Чернявская Н. Н., Фомина Е. А.

Списочный состав группы за 2014 – 2015 учебный год - 19 человек. Результаты диагностики на начало учебного года показали, что дети группы имеют ряд отставаний в их физическом развитии. У них наблюдается:

  • мышечная напряженность,
  • нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание),
  • нарушение ручной моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений,
  • дискоординация движений,
  • несформированность функций равновесия,
  • нарушение ориентировки в пространстве,
  • нарушение осанки, плоскостопие,
  • замедленное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

В группе разработана мини – программа по пропаганде ЗОЖ и оздоровления воспитанников «Азбука здоровья», которая является приложением к программе «Здоровье» МАДОУ города Нижневартовска ДС № 46 «Кот в сапогах» и строится с учетом психофизических возможностей детей, степени отставания от возрастной нормы, динамики всех коррекционных процессов, раскрывает содержание обучения образовательной области «Физическое развитие».

Целью данной мини-программы является оптимизация условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепление здоровья воспитанников путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма, коррекции речедвигательных нарушений.

Достижение поставленной цели было возможно при реализации следующих задачи:

1. Создание эмоционально – психологического и оздоровительного микроклимата для успешной адаптации детей через проведение специальных мероприятий.

    2. Организацию оздоровительных и профилактических мероприятий, основанных на соблюдении санитарно-гигиенического режима с учетом индивидуального и дифференцированного подхода в оздоровлении детей.

3. Повышения индекса здоровья, реализуя комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, лечебно-профилактических мер и закаливающих процедур.

4. Формирование у детей элементарных представлений, умений и навыков здорового образа жизни, путем внедрения апробированных и инновационных форм, методов и приемов обучения и воспитания.

5. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах организации оздоровительной работы с детьми и формирования у них потребности в соблюдении привычек здорового образа жизни и навыков собственной безопасности используя активные формы взаимодействия.

По результатам мониторинга составлены индивидуальные маршруты по оздоровлению детей и проведен подбор специальных профилактических игр и упражнений для общеукрепляющей направленности, профилактики нарушений осанки и плоскостопия,  формирования правильного дыхания,  коррекции поведения, релаксации.

Для решения поставленных задач в группе созданы условия, способствующие  положительному эмоционально-психологическому микроклимату, разнообразной двигательной активности детей во всех режимных моментах. Оптимальный двигательный режим составляет  60% от общего времени бодрствования дошкольников:

- утренний прием проводится как в группе, так и на прогулке (в зависимости от погодных условий), включающий подвижные игры и  самостоятельную двигательную деятельность детей;

- утренняя гимнастика (в спортивном, музыкальном зале, на улице в соответствии с погодными условиями);

- специализированные занятия (в помещении и на свежем воздухе), разные виды гимнастик (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз, самомассаж);

- прогулки, включающие подвижные игры с предметами и без, индивидуальную работу по  освоению  детьми ОВД, самостоятельную двигательную активность;

- динамические паузы, физминутки на занятиях;

- «Час здоровья»;

- закаливающие мероприятия после сна (гимнастика пробуждения, контрастное закаливание, босохождение по «Тропе здоровья»).

При проведении оздоровительных, профилактических, закаливающих мероприятий, коррекционной работы  осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, учет особенностей двигательных нарушений, состояние здоровья. Для детей вновь поступивших и пришедших после болезни, предусмотрен щадящий режим закаливания. Гиперактивным детям в течение дня предлагаются игры и упражнения малой и средней интенсивности,  гипоактивным, наоборот - подвижные игры высокой степени подвижности.  

В группе создан и систематически пополняется «Физкультурно-оздоровительный центр» разнообразным фабричным и нестандартным оборудованием, снаряжением, инвентарём в соответствии с возрастом детей и требованиями ФГОС ДО, СанПин. Спортивный игровой материал безопасен, расположен таким образом, чтобы детям было удобно  подходить, брать и использовать его в своих играх.

Так как применяемые в 2013-2014 учебном году здоровьесберегающие методики и технологии дали положительный результат в укрепление и сохранение здоровья наших детей, мы продолжили работу по данному направлению, и использовали:

  • Игры и упражнения для развития различных групп мышц – «Оздоровительная педагогика» В. Г. Кудрявцева;
  • Точечный массаж по Уманской  для профилактики простудных заболеваний;
  • Игры и упражнения на релаксацию – «Гимнастика маленьких волшебников» Т. Нестеренко;
  • Подвижные игры и упражнения,  динамические паузы для детей с разной степенью двигательной активности – «Двигательная активность ребенка в детском саду» М. А. Руновой;
  • «Физминутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Авериной;
  • Антистрессовая  гимнастика для дошкольников Т. Ф. Акбашева;
  • Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой
  • Самомассаж,  

 Для внедрения  данных технологий в группе созданы оптимальные условия.

Качественный анализ состояния групп здоровья воспитанников

Изменился качественный уровень здоровья группы в связи с изменением списочного состава (вновь прибывшие дети – 2 ребёнка со II  группой здоровья, 2 ребёнка с III группой здоровья).

средний дошкольный возраст

(204-2015 конец уч.года)

I группа здоровья  – 0

II группа здоровья – 15 детей

III группа здоровья – 4 ребенка

старший дошкольный возраст

(2015-2016 начало уч.года)

I группа здоровья  – 0

II группа здоровья – 14 детей

III группа здоровья – 6 ребенка

Сравнительный анализ физической подготовленности воспитанников показал, что уменьшилось количество детей с низким уровнем физического развития, увеличилось число детей, усвоивших программу на достаточном уровне:

2014 – 2015 начало уч.года

Высокий уровень – нет

Средний уровень – 1 ребёнок

Низкий уровень – 18 детей

2014 – 2015 конец уч.года  

Высокий уровень – нет

Средний уровень – 7 детей

Низкий уровень – 13 детей

Исходя из изложенного,  можно делать вывод, что в результате коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в двигательном развитии, количественные и качественные показатели физического развития детей улучшились.

Но в 2014 – 2015 учебном году заболеваемость в средней группе составила 38 случаев (318 дней пропусков по болезни, из них 268 случаев по простудным заболеваниям). Индекс здоровья составил 20. Четыре ребенка из группы не болели простудными заболеваниями в течение учебного года. Количество дней пропущенных по болезни на 1 воспитанника за год 16. Количество простудных заболеваний детей за год в расчете на 1 дошкольника 14,1.

Такой низкий показатель  индекса здоровья  и высокой заболеваемости обусловлен рядом причин:

  • большинство воспитанников группы соматически ослаблены;
  • есть дети часто-болеющие (2 ребёнка);
  • дети находились в процессе адаптации;
  • частые пропуски детьми посещения утренней гимнастики;
  • 5 детей группы (по желанию родителей) не посещали бассейн;
  • случаи несоответствия одежды температурному режиму;
  • не постоянное соблюдение графика проведения прогулок;
  • формы работы с родителями были малоэффективны.

Необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительно-профилактических мероприятий, в создании определенных необходимых условий (соблюдение графика проведения прогулок, систематическое выполнение утренней гимнастики, соблюдение требований СанПин о двигательном режиме, режиме проветривания и т.д.). Необходимо обеспечить каждому ребёнку близкую и понятную мотивацию деятельности, направленную на формирование у них представлений о роли здоровья в жизни человека, с использованием  наиболее эффективных средств обучения (игры, беседы, использование ИКТ).

Положительные результаты оздоровительной работы с дошкольниками зависят не только от разнообразных методов и приемов работы с детьми, но и от активного сотрудничества семьи и ДОУ. Совместная работа образовательного учреждения и семьи способствует решению важных задач, связанных с физическим и психическим развитием детей. С родителями были проведены консультации: «Здоровый образ жизни», Здоровые дети в здоровой семье», «Навыки самообслуживания». В рамках внедрения мини-проекта «Уроки Мойдодыра» (сроком две недели) для родителей были созданы буклеты ««Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста», «Здоровый образ жизни»; картотека «Игр-упражнений для родителей по КГН с использованием УНТ», домашняя игротека «Дидактические игры на гигиенические навыки». Вопросы оздоровления детей затрагивались на проведении родительском собрании «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (протокол родительского собрания). В рамках проведения «Дня открытых дверей» был предложен показ занятия утренней гимнастикой и плавания в бассейне. Подобрали рекомендации по организации питания, соблюдения режима дня, здорового образа жизни в семье, памятки и буклеты по здоровому питанию, по профилактике Гриппа, туляремии, сальмонеллёз  и кишечных инфекций («Чтобы дети не болели», «Профилактика Гриппа», «Профилактика кишечных заболеваний»).

Повышение  уровня компетентности родителей  по вопросу оздоровления детей планируем через проведение различных активных форм взаимодействия (родительские собрания, беседы, просмотр открытых мероприятий,  видеозаписей специально-организованной и самостоятельной деятельности детей, организация выставок различного характера, обмен положительным семейным опытом, участие в совместных спортивных мероприятиях, изготовление нетрадиционного спортивного оборудования, «День открытых дверей»).

В 2015 – 2016 учебном году планируем:

  • Откорректировать мини-программу оздоровления с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей.  
  • Создать индивидуальные маршруты оздоровления детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
  • Подобрать оздоровительные игры в соответствии с соматическим состоянием и группой здоровья воспитанников.
  • Продолжать работу по снижению заболеваемости, систематически используя профилактические мероприятия,  лечебно-оздоровительные игры, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, соблюдение режима дня, регулярное посещение бассейна, утренней гимнастики, своевременность выхода на прогулку.
  • Пополнять «Физкультурно-оздоровительный центр» нетрадиционными пособиями и оборудованием, картотекой физкультурных упражнений, направленных на максимальную коррекцию имеющихся недостатков – игры на расслабление, дыхание, координацию движений, на равновесие. 
  • Создать  комфортные условия для детей с  соблюдением норм СанПиНа, требованиями ФГОС ДО.
  • Разработать и внедрить проекта: «Здоровый ребёнок – счастливая семья» (сроком на 6 месяцев), который, надеемся, позволит  нам приобщить родителей к активной работе по оздоровлению и укреплению организма детей. 

Мы предполагаем, что запланированная работа  будет способствовать повышению индекса здоровья  детей нашей группы, снизит количество пропусков по болезни и без причины, повысит уровень развития двигательной активности детей.



Предварительный просмотр:

Самоанализ

реализации «Мини-программы по пропаганде ЗОЖ и оздоровления воспитанников» в группе компенсирующей направленности

старшего дошкольного возраста (5-6 лет) № 9.

Воспитатели: Чернявская Н.Н.,

Фомина Е.А.

В 2015-2016 учебном году нашу группу посещало 20 детей. Всестороннее обследование двигательной сферы воспитанников позволило обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. Поэтому в группе была разработана мини-программа по пропаганде ЗОЖ и оздоровления воспитанников.

Целью данной мини-программы являлась оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребёнка.

Для достижения цели были определены задачи:

1. Обеспечить каждому ребёнку близкую и понятную мотивацию деятельности, познание на высоком эмоциональном уровне, формирование у них представлений о роли здоровья в жизни человека, используя наиболее эффективные средства обучения.

2. Повысить индекс здоровья через закрепление полученных навыков и овладение новыми средствами его сохранения.

3.Осуществлять взаимное сотрудничество родителей и педагогов, ориентированное на активное усвоение детьми и родителями представлений о ЗОЖе, ведущих в дальнейшем их собственных потенциальных возможностей.

В ходе реализации поставленных задач большое внимание уделялось повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию.  В группе был организован оптимальный двигательный режим, который составил 60% от общего времени бодрствования; проводились специализированные занятия (в помещении и на свежем воздухе), разные виды гимнастик, подвижные игры, динамические паузы, физминутки и т.д. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативом и счетом, имитационные -  развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, стимулировали развитие физических, психомоторных способностей воспитанников.

Главными ориентирами в нашей работе явился индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, который прослеживается в индивидуальных маршрутах оздоровления детей. Для детей, имеющих отклонения, были подобраны специальные профилактические игры и упражнения на формирование правильного дыхания, осанки, плоскостопия и т.д.   Для детей, вновь поступивших и пришедших после болезни, предусматривался щадящий режим закаливания.

В группе были созданы условия, способствующие положительному эмоционально-психологическому микроклимату, разнообразной двигательной активности детей во всех режимных моментах:

- утренний прием в группе и на прогулке, включающий подвижные игры и самостоятельную двигательную деятельность детей;

- утренняя гимнастика;

- динамические паузы во время перерыва между занятиями;

- физкультминутки на занятиях;

- «Час здоровья»;

- гимнастика после сна;

- прогулки.

В течение учебного года центр физического развития пополнен фабричным разнообразным физкультурным оборудованием (мячи, обручи, мешочки для метания, баскетбольная корзина, дорожки для закаливания), а также нестандартным оборудованием, соответствующим возрасту детей. Данное оборудование регулярно используется в организации самостоятельной деятельности детей, находится в доступном для самостоятельной деятельности месте.

Работая в инновационном режиме, мы внедряем элементы ряда здоровьесберегающих технологий:

  • Игры и упражнения для развития разных групп мышц, элементы психогимнастики, мимические разминки, игры для коррекции эмоциональной сферы – из «Оздоровительной педагогики» В. Г. Кудрявцева;
  • «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О.Н.Моргунова;
  • Подвижные игры и упражнения для динамических пауз для детей с     разной степенью двигательной активности - «Двигательная активность    ребенка в детском саду» М. А. Руновой;
  • «Подвижные игры дома и на улице» С.  Миняева;
  • Дыхательная гимнастика по методике Н.А.Стрельниковой;
  • «Гимнастика маленьких волшебников» Нестеренко;
  • Точечный массаж по А.А. Уманской,
  • Антистрессовая гимнастика по методике Т.Ф.Акбашева,
  • «Физминутки и динамические паузы в ДОУ» И.Е.Аверина,
  • «Быть здоровыми хотим» М.Ю.Картушина.

Данные технологии направлены на укрепление и сохранение здоровья наших детей. Предпочтение при выборе той или иной технологии мы отводим двигательной активности.  В группе созданы оптимальные условия для внедрения здоровье сберегающих технологий.    

Сравнительный анализ состояния групп здоровья воспитанников

за 2015 - 2016 учебные годы показал увеличение количества детей, имеющих 3 группу здоровья из-за разного списочного состава детей, посещающих группу.

2015 г (старший дошкольный возраст) (начало года)

2016 г. (старший дошкольный возраст) (конец года)

I группа – нет

II группа – 15

III группа - 5

I группа -  нет

II группа – 14 детей

III группа – 6 детей

Сравнительный анализ физической подготовленности воспитанников

за 2015-2016учебный год показал положительную динамику в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста нашей группы.В результате коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в двигательном развитии, улучшились количественные и качественные показатели их физического развития.

Начало года

Конец года

Высокий уровень – нет

Средний уровень – нет

Низкий уровень – 20 детей

Высокий уровень – 2 ребёнка

Средний уровень – 13 детей

Низкий уровень – 5 детей

        Индекс здоровья составил 20. В течение учебного года четыре ребёнка из группы не болели простудными заболеваниями.

В 2015 – 2016 учебном году заболеваемость в старшей группе составила 36 случаев (278 дней пропусков по болезни, из них 210 случаев по простудным заболеваниям).

Количество дней, пропущенных по болезни на 1 воспитанника за год составил 13,9

Количество простудных заболеваний детей за год в расчете на 1 дошкольника 10,1.

Для повышения индекса здоровья считаем необходимым использование новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительно-профилактических мероприятий. Создание определенных необходимых условий (соблюдение графика проведения прогулок, систематическое выполнение утренней гимнастики, соблюдение требований СанПин о двигательном режиме, режиме проветривания и т.д.) также будет способствовать повышению уровня посещаемости детей, снижению количества заболеваний. Обеспечение  каждому ребёнку близкой и понятной мотивации деятельности, которая будет направлена на формирование у них представлений о роли здоровья в жизни человека, с использованием наиболее эффективных средств обучения (игры, беседы, использование ИКТ).

Положительные результаты оздоровительной работы зависят не только от разнообразных методов и приемов работы с детьми, но и от активного сотрудничества семьи и ДОУ. Необходимо повышать уровень компетентности родителей воспитанников в вопросах оздоровления, снижения уровня заболеваемости, повышения посещаемости. Совместная работа образовательного учреждения и семьи способствует решению важных задач, связанных с физическим и психическим развитием детей. На протяжении года использовались разнообразные формы работы с родителями – пополнение библиотечки «Растим детей здоровыми»; творческие выставки сотворчества «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»; участие в городском конкурсе «Я выбираю здоровый образ жизни»; фотовыставка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», совместное оформление «Книги рецептов вкусной и здоровой пищи» в рамках родительского клуба «Гармония»; проведение встреч родителей; участие в изготовлении нестандартного оборудования, обмен опытом и т.д.

 С родителями были проведены консультации: «Здоровый образ жизни», «Здоровые дети – счастливые родители», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!». Внедрение и реализация проекта «Путешествие к Здоровью» позволило приобщить родителей к активной работе по оздоровлению и укреплению организма детей, пополнить их знания об особенностях оздоровительной работы в ДОУ, о использовании профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

Вопросы оздоровления детей затрагивались на проведении родительского собрания «Мы за здоровый образ жизни!» (протокол родительского собрания). В рамках проведения «Дня открытых дверей» был предложен показ занятия утренней гимнастикой и плавания в бассейне. Подобрали рекомендации по организации питания, соблюдения режима дня, здорового образа жизни в семье, памятки и буклеты по здоровому питанию, по профилактике Гриппа, туляремии, сальмонеллёз и кишечных инфекций («Чтобы дети не болели», «Профилактика Гриппа», «Профилактика кишечных заболеваний»).

Повышение уровня компетентности родителей по вопросу оздоровления детей планируем через проведение различных активных форм взаимодействия (родительские собрания, беседы, просмотр открытых мероприятий, видеозаписей специально-организованной и самостоятельной деятельности детей, организация выставок различного характера, обмен положительным семейным опытом в родительском клубе «Гармония», участие в совместных спортивных мероприятиях, изготовление нетрадиционного спортивного оборудования, проведение «Дня открытых дверей» с показом НОД по физкультуре).

В 2015 – 2016 учебном году планируем:

  • Откорректировать мини-программу оздоровления с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.  
  • Разработать индивидуальные маршруты оздоровления детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с ФГОС.
  • Подобрать оздоровительные игры в соответствии с соматическим состоянием и группой здоровья воспитанников.
  • Продолжать работу по снижению заболеваемости, систематически используя профилактические мероприятия, лечебно-оздоровительные игры, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, соблюдение режима дня, регулярное посещение бассейна, утренней гимнастики, своевременность выхода на прогулку.
  • Пополнять «Физкультурно-оздоровительный центр» нетрадиционными пособиями и оборудованием, картотекой физкультурных упражнений, с учётом индивид. особенностей.
  • Создать комфортные условия для детей с соблюдением норм СанПиНа, требованиями ФГОС ДО.
  • Продумать и разработать программу, перспективный план работы родительского клуба «Гармония» (вопросы по ЗОЖ).
  • Разработать и создать журнал для родителей «Здоровячок».

Надеемся, что такое взаимодействие современного детского сада и семьи обеспечит единство и согласованность в вопросах оздоровления и укрепления организма детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ реализации образовательной деятельности

Мой взгляд на анализ образовательной деятельности...

Семинар Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде «Здоровым будешь, все добудешь»

Методическая разработка проведения семинара с педагогами МДОУ по реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"...

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

Самоанализ реализации мини-программы "Азбука здоровья" по пропаганде ЗОЖ и оздоровления воспитанников

Оздоровление детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы Министерства образования  и Министерства здравоохранения РФ. Программа «Азбука здоровья»...

Самоанализ реализации «Мини-программы по пропаганде ЗОЖ и оздоровления воспитанников»

В группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

самоанализ Если хочешь быть здоровым

самоанализ Если хочешь быть здоровым....