Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома с ТНР
статья по логопедии по теме

Главным условием полноценного развития ребенка является его общение со взрослыми. Живущий в семье ребенок в процессе общения с близкими взрослыми уже с 2-х месячного возраста приобретает средства дословесной коммуникации, которая формирует его представления об окружающем мире и о себе. Постепенно у него появляются предпосылки для развития словесной речи. Общение с родителями   - это непременное условие для всестороннего развития речи ребенка.

         У детей же детского дома, как правило, наблюдается задержка развития средств дословесной коммуникации, а, следовательно, и познавательных процессов, в результате чего не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру. Дети пассивны, малоактивны. Запас общих сведений и представлений у них ограничен, не сформированы навыки интеллектуальной деятельности, словарный запас беден. Как правило, дети, попавшие в детский дом, страдают задержкой психического развития, что накладывает соответствующий отпечаток на всю речевую деятельность, вследствие чего не формируется в норме средства общения.

         В настоящее время отмечается большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития. Л.С. Выготский отмечал зависимость развития мышления от речи, от средств мышления и от соци­ально-культурного опыта ребенка. Это изречение особенно актуально по отношению к детям, воспитывающимся и обучающимся в условиях дет­ского дома. Чаще всего они обладают социально-культурным опытом от­рицательной направленности из-за отягощенной наследственности и ранней депривации.  А так как овладение средствами языка происходит в процессе общения со взрос­лыми, то эти дети чаще всего имеют сложный речевой дефект.

Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так как опыт работы показывает, что овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в значительно поздние сроки, по сравнению со сверстниками.

Формирование речи на протяжении первых лет жизни – не простое количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно – психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и при общении со взрослым. В этот период он учится строить первые предложения, обобщения, начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками. Любые задержки или нарушения в развитии отражаются на поведении, а также деятельности ребенка. Поэтому для предупреждения вторичных отклонений и максимальной реализации потенциала таким детям необходима специальная помощь.

На начальных этапах большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения: фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем, при становлении вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают совершенствоваться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома с ТНР 

В процессе общения с близкими взрослыми уже с 2-х месячного возраста ребёнок приобретает средства дословесной коммуникации. У детей детского дома, как правило, наблюдается задержка развития средств дословесной коммуникации, а, следовательно, и познавательных процессов, в результате чего не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру. Чаще всего они обладают социально-культурным опытом отрицательной направленности из-за отягощенной наследственности и ранней депривации.
      Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

На начальных этапах работы по формированию коммуникативных навыков большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения: фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания.

Данный раздел работы предполагает решение задач развития эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками.

В дальнейшем, при становлении вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают совершенствоваться.

Содержание обучения и воспитания.

Создавать у детей предпосылки к развитию речи и языковых способностей.

Формировать:

-невербальные формы коммуникации (умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть ему в глаза, выполнять предметно – игровые действия со взрослыми и сверстниками, простейшие поручения и просьбы);

-потребность в речевом высказывании для общения со взрослыми и сверстниками;

- представление о том, что увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;

-умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

Для этого необходимо научить:

  • Обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении).
  • Воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания.
  • Использовать в речи простые по слоговому составу слова;
  • Называть знакомые свойства и качества предметов;
  • использовать в активной речи фразы из двух – трех слов.
  • Разучивать потешки, стихи, поговорки, считалочки (при невозможности полного речевого высказывания пользоваться способом договаривания).
  • Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

Опираясь на онтогенез, можно выстроить всю коррекционную помощь поступенчато.

1 ступенька

  • Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: "Подойди ко мне", "Посмотри на меня", «Покажи игрушку».
  • Организовывать "игры рядом", побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия — построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.
  • Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации.
  • Учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого.
  • Формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком
  • Формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком
  • Учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.

2ступенька
Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком).

  • Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком).
  • Упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос и т. п.
  • Понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее.
  • Понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее.
  • Учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем».
  • Объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).

       3 ступенька

  • Учить совместной со взрослым деятельности во время занятий, в играх, в быту и т.д.
  • Учить совместной со взрослым деятельности во время занятий, в играх, в быту и т.д.
  • Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот — зевнуть, вытянуть губы.

       4 ступенька

  • Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета "Оденем куклу", "Накормим зверят", "Построим дом».

  • Использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений.
  • Использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений.
  • Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
  • Объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: "Уложим кукол спать", "Построим дом" и т. п.;
  • Развивать артикуляционный праксис в играх на подражание.

       Работа по формированию коммуникативных навыков у детей ведется не один год.
Принцип коммуникативной направленности моей работы состоит в необходимости специального внимания к развитию речи, как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками.  

       Незрелость эмоционально-волевой сферы наших воспитанников обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники. Дети детского дома достигают лишь уровня ситуативно-делового общения, в отличие от своих нормально-развивающихся сверстников с внеситуативно-личностным общением со взрослым.

C:\Users\Владелец\Desktop\коммуникативные навыки\фото коммуникативные\SDC15420.JPG

Формирование коммуник                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 ативной деятельности:

-обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;

-формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

      Значительным потенциалом в формировании коммуникативной деятельности обладают речевые игры и упражнения, поскольку в них ребенок не просто выполняет общие для всех правила, задания, но и активно взаимодействует со сверстниками и педагогом. Например, такие игры как “Телефон”, “Сундучок”, “Скажи по-другому”, “Моё начало – твой конец”.

«Чья мама?», «Где чей домик?», «Совушка – Сова», «Зайцы и лиса», «Холодно – горячо», «Право – лево».

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: 

  • Психологически готовят детей к речевому общению.
  • Обеспечивают многократное повторение ими речевого материала.
  • Тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
  • Формируют поведение дошкольников в ситуации общения.
  • -Подобные   игры, и упражнения стимулируют инициативу и самостоятельность детей.
  • Параллельно с увеличением запаса слов в активной речи у дошкольников формируются
  • чуткое отношение к окружающему миру, желание заботится о ком – либо.

        Например, обучая способам образования названий людей по профессиям, с помощью специальных речевых игр и упражнений используется прием ролевого моделирования: педагог, а потом и кто-нибудь из детей изображают действия, характерные для той или иной профессиональной деятельности (игру на музыкальных инструментах, разнообразные трудовые операции). По этим изображаемым действиям надо определить, о ком загадка, кто это (пианист, лыжник, почтальон и т.д.)? Очевидно, что в ходе такой работы легче решаются задачи воспитания у детей понимания значения трудовых действий, желание трудиться со всеми вместе, помогая друг другу.

Используя игры типа лото или «Найди лепестки к цветку со словами, которые звучат похоже», можно сформировать у детей умение ориентироваться в ситуации общения, помогая поддержать и установить контакт с педагогом, перенять знания друг у друга. Понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Чему можно учить в играх: -развивать умение самостоятельно организовывать игру.
-выбирать ведущего с помощью (жеребьёвки, считалки);

 -уметь договариваться о ходе игры;

 -учить договариваться об изменениях в игре;

 -учить оценивать вклад каждого ребёнка в процессе игры.

 В ходе этой работы необходимо учить детей доброжелательно относиться к друг другу.

-обращаться к друг другу по имени;

-использовать в речи этикетные стереотипы (будь любезен, пожалуйста, спасибо, будь другом, не мог бы ты...);

-разрешать возникающие конфликты мирным путём;

-помогать друг другу в ходе игры, проявлять дружеские взаимоотношения.

Постепенно дети учатся договариваться друг с другом о ходе игры, контролировать себя в игре, соблюдать правила.

В процессе игр возникают разные конфликтные ситуации. Очень часто игра останавливается, и дети не могут решить, кто прав, кто виноват. Поэтому данную ситуацию обговариваем с детьми и находим разные способы разрешения конфликта, проблемы. Таким образом, дети учатся помогать друг другу и оценивать себя и своих товарищей.

В играх у детей формировалась самооценка, самоконтроль. Дети учатся оценивать себя: C:\Users\Владелец\Desktop\коммуникативные навыки\коммуникативные\SDC16071.JPG

  • соблюдал ли правила игры;
  • слушал ли ведущего;
  • интересно ли детям было играть со мной.
  • В процессе проведенной работы у детей развивались:
  • организаторские способности, укрепляли возможные качества лидера;
  • формировалось умение привлечь внимание к себе;
  • действовать по указаниям;
  • выполнять просьбы и предложения.

Ещё одним важным средством формирования коммуникативной деятельности у наших детей в рамках работы логопеда становятся беседы, в которых дети учатся:

- задавать вопросы

отвечать на заданный вопрос

определять эмоциональное состояние других людей

- выражать свои чувства

- перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)

- выделять основную идею высказывания, подводить итог

Активно продолжаю использовать хороводные, подвижные игры, наполненные речевым компонентом и коммуникативной направленностью.

Совершенствуя, уже на вербальном уровне, задачи которые ставились на начальных этапах продолжаю работу по формированию подражательности, активно опираясь на уровень развития детей и их индивидуальные особенности.

В играх –драматизациях формируется умение слышать, понимать и подчиняться правилам. Умение контролировать движения и работать по инструкции. Воспитывается доверие друг к другу, чувство ответственности за другого. 

Успешное овладение лексическим компонентом речи повышает уровень речевого развития ребенка, которое в свою очередь формирует его коммуникативную компетентность, способность налаживать контакт с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками).

 В играх, игровых упражнениях, беседах дети легче входят контакт. Ребенок учится общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми.C:\Users\Владелец\Desktop\коммуникативные навыки\коммуникативные\SDC15926.JPG

Можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Несформированные речевые навыки являются препятствием для полноценного общения ребенка. Речевые игры, упражнения являются эффективным средством не только для развития речевых средств, но и для формирования коммуникативных навыков.



Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома с ТНР 

В процессе общения с близкими взрослыми уже с 2-х месячного возраста ребёнок приобретает средства дословесной коммуникации. У детей детского дома, как правило, наблюдается задержка развития средств дословесной коммуникации, а, следовательно, и познавательных процессов, в результате чего не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру. Чаще всего они обладают социально-культурным опытом отрицательной направленности из-за отягощенной наследственности и ранней депривации.
      Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

На начальных этапах работы по формированию коммуникативных навыков большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения: фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания.

Данный раздел работы предполагает решение задач развития эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками.

В дальнейшем, при становлении вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают совершенствоваться.

Содержание обучения и воспитания.

Создавать у детей предпосылки к развитию речи и языковых способностей.

Формировать:

-невербальные формы коммуникации (умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть ему в глаза, выполнять предметно – игровые действия со взрослыми и сверстниками, простейшие поручения и просьбы);

-потребность в речевом высказывании для общения со взрослыми и сверстниками;

- представление о том, что увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;

-умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

Для этого необходимо научить:

  • Обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении).
  • Воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания.
  • Использовать в речи простые по слоговому составу слова;
  • Называть знакомые свойства и качества предметов;
  • использовать в активной речи фразы из двух – трех слов.
  • Разучивать потешки, стихи, поговорки, считалочки (при невозможности полного речевого высказывания пользоваться способом договаривания).
  • Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

Опираясь на онтогенез, можно выстроить всю коррекционную помощь поступенчато.

1 ступенька

  • Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: "Подойди ко мне", "Посмотри на меня", «Покажи игрушку».
  • Организовывать "игры рядом", побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия — построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.
  • Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации.
  • Учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого.
  • Формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком
  • Формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком
  • Учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.

2ступенька
Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком).

  • Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком).
  • Упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос и т. п.
  • Понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее.
  • Понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее.
  • Учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем».
  • Объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).

       3 ступенька

  • Учить совместной со взрослым деятельности во время занятий, в играх, в быту и т.д.
  • Учить совместной со взрослым деятельности во время занятий, в играх, в быту и т.д.
  • Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот — зевнуть, вытянуть губы.

       4 ступенька

  • Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета "Оденем куклу", "Накормим зверят", "Построим дом».

  • Использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений.
  • Использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений.
  • Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
  • Объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: "Уложим кукол спать", "Построим дом" и т. п.;
  • Развивать артикуляционный праксис в играх на подражание.

       Работа по формированию коммуникативных навыков у детей ведется не один год.
Принцип коммуникативной направленности моей работы состоит в необходимости специального внимания к развитию речи, как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками.  

       Незрелость эмоционально-волевой сферы наших воспитанников обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники. Дети детского дома достигают лишь уровня ситуативно-делового общения, в отличие от своих нормально-развивающихся сверстников с внеситуативно-личностным общением со взрослым.

C:\Users\Владелец\Desktop\коммуникативные навыки\фото коммуникативные\SDC15420.JPG

Формирование коммуник                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 ативной деятельности:

-обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;

-формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

      Значительным потенциалом в формировании коммуникативной деятельности обладают речевые игры и упражнения, поскольку в них ребенок не просто выполняет общие для всех правила, задания, но и активно взаимодействует со сверстниками и педагогом. Например, такие игры как “Телефон”, “Сундучок”, “Скажи по-другому”, “Моё начало – твой конец”.

«Чья мама?», «Где чей домик?», «Совушка – Сова», «Зайцы и лиса», «Холодно – горячо», «Право – лево».

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: 

  • Психологически готовят детей к речевому общению.
  • Обеспечивают многократное повторение ими речевого материала.
  • Тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
  • Формируют поведение дошкольников в ситуации общения.
  • -Подобные   игры, и упражнения стимулируют инициативу и самостоятельность детей.
  • Параллельно с увеличением запаса слов в активной речи у дошкольников формируются
  • чуткое отношение к окружающему миру, желание заботится о ком – либо.

        Например, обучая способам образования названий людей по профессиям, с помощью специальных речевых игр и упражнений используется прием ролевого моделирования: педагог, а потом и кто-нибудь из детей изображают действия, характерные для той или иной профессиональной деятельности (игру на музыкальных инструментах, разнообразные трудовые операции). По этим изображаемым действиям надо определить, о ком загадка, кто это (пианист, лыжник, почтальон и т.д.)? Очевидно, что в ходе такой работы легче решаются задачи воспитания у детей понимания значения трудовых действий, желание трудиться со всеми вместе, помогая друг другу.

Используя игры типа лото или «Найди лепестки к цветку со словами, которые звучат похоже», можно сформировать у детей умение ориентироваться в ситуации общения, помогая поддержать и установить контакт с педагогом, перенять знания друг у друга. Понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Чему можно учить в играх: -развивать умение самостоятельно организовывать игру.
-выбирать ведущего с помощью (жеребьёвки, считалки);

 -уметь договариваться о ходе игры;

 -учить договариваться об изменениях в игре;

 -учить оценивать вклад каждого ребёнка в процессе игры.

 В ходе этой работы необходимо учить детей доброжелательно относиться к друг другу.

-обращаться к друг другу по имени;

-использовать в речи этикетные стереотипы (будь любезен, пожалуйста, спасибо, будь другом, не мог бы ты...);

-разрешать возникающие конфликты мирным путём;

-помогать друг другу в ходе игры, проявлять дружеские взаимоотношения.

Постепенно дети учатся договариваться друг с другом о ходе игры, контролировать себя в игре, соблюдать правила.

В процессе игр возникают разные конфликтные ситуации. Очень часто игра останавливается, и дети не могут решить, кто прав, кто виноват. Поэтому данную ситуацию обговариваем с детьми и находим разные способы разрешения конфликта, проблемы. Таким образом, дети учатся помогать друг другу и оценивать себя и своих товарищей.

В играх у детей формировалась самооценка, самоконтроль. Дети учатся оценивать себя: C:\Users\Владелец\Desktop\коммуникативные навыки\коммуникативные\SDC16071.JPG

  • соблюдал ли правила игры;
  • слушал ли ведущего;
  • интересно ли детям было играть со мной.
  • В процессе проведенной работы у детей развивались:
  • организаторские способности, укрепляли возможные качества лидера;
  • формировалось умение привлечь внимание к себе;
  • действовать по указаниям;
  • выполнять просьбы и предложения.

Ещё одним важным средством формирования коммуникативной деятельности у наших детей в рамках работы логопеда становятся беседы, в которых дети учатся:

- задавать вопросы

отвечать на заданный вопрос

определять эмоциональное состояние других людей

- выражать свои чувства

- перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)

- выделять основную идею высказывания, подводить итог

Активно продолжаю использовать хороводные, подвижные игры, наполненные речевым компонентом и коммуникативной направленностью.

Совершенствуя, уже на вербальном уровне, задачи которые ставились на начальных этапах продолжаю работу по формированию подражательности, активно опираясь на уровень развития детей и их индивидуальные особенности.

В играх –драматизациях формируется умение слышать, понимать и подчиняться правилам. Умение контролировать движения и работать по инструкции. Воспитывается доверие друг к другу, чувство ответственности за другого. 

Успешное овладение лексическим компонентом речи повышает уровень речевого развития ребенка, которое в свою очередь формирует его коммуникативную компетентность, способность налаживать контакт с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками).

 В играх, игровых упражнениях, беседах дети легче входят контакт. Ребенок учится общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми.C:\Users\Владелец\Desktop\коммуникативные навыки\коммуникативные\SDC15926.JPG

Можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Несформированные речевые навыки являются препятствием для полноценного общения ребенка. Речевые игры, упражнения являются эффективным средством не только для развития речевых средств, но и для формирования коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в привитии навыков культурного поведения у воспитанников детского дома

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственное воспитание детей приобретает особую значимость. Одним из...

Мастер – класс для педагогов. «Формирование коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ с использованием игровых технологий».

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов...

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РИТМИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Цель программы:-    Содействовать всестороннему развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) средствами музыки и танца.-    Помо...

Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.

Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности....

Формирование связной речи и коммуникативных навыков у воспитанников среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...