Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия». Работая с детьми нашего ДОУ как с нормой развития, так и с разными нозологиями, передо мной возникла задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на профилактику и коррекцию познавательных, эмоциональных и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности детей. Поэтому в свою коррекционно - развивающую работу с детьми нашего детского сада я включила образовательную кинезиологию («Гимнастика мозга», основанную на методике Пола и Гейла Дениссон), изучив достаточное количество литературы и практических материалов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мастер-класса | 83 КБ |
Презентация 1 | 1.67 МБ |
Презентация 2 | 174.42 КБ |
Презентация 3 | 615.6 КБ |
Презентация 4 | 190.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер – класса
«Использование приёмов образовательной кинезиологии
в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста
в условиях детского сада и семьи».
Бабич Янина Анатольевна,
педагог – психолог МБДОУ д/с № 17 «Здоровячок»
г. Зеленогорска Красноярского края
Цель мастер – класса: повышение профессиональных компетенций участников мастер - класса в процессе интерактивного педагогического общения по освоению приемов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами образовательной кинезиологии.
2. Продемонстрировать участникам мастер - класса комплекс кинезиологических упражнений, применяемый в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
3. Развить умения участников мастер - класса по использованию приемов образовательной кинезиологии.
4. Повысить мотивацию у участников мастер - класса по овладению нетрадиционной здоровьесберегающей технологией и её широкому применению в совместной деятельности с дошкольниками.
Оборудование: видео с карточками из нейропсихологической игры «Повтори за мной»; презентация.
Планируемые результаты:
1. Расширятся представления у участников мастер – класса об эффективных приемах в образовательной кинезиологии.
2. Участники мастер – класса овладеют практическими умениями по использованию приемов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
3. У участников мастер – класса повысится мотивация по овладению нетрадиционной здоровьесберегающей технологией и её широкому применению в совместной деятельности с дошкольниками.
Ход мастер – класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде, чем начать свой мастер - класс, хочу пригласить вас на разминку, чтобы зарядиться положительными эмоциями. Сейчас на видео будут появляться картинки с изображениями. Попробуйте воспроизвести положение рук или позу, которую вы увидит на экране. Приготовьте свои руки. Начали!
Видео - кинезиологическая разминка.
Все размялись и настроились на работу. Я думаю несложно теперь догадаться, о чем будет содержание моего мастер – класса.
- «Конечно же, сегодня я поделюсь с вами очень интересной и нетрадиционной здоровьесберегающей технологией и тема моего мастер – класса: «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия». Работая с детьми нашего ДОУ как с нормой развития, так и с разными нозологиями, передо мной возникла задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на профилактику и коррекцию познавательных, эмоциональных и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности детей. Поэтому в свою коррекционно - развивающую работу с детьми нашего детского сада я включила образовательную кинезиологию («Гимнастика мозга», основанную на методике Пола и Гейла Дениссон), изучив достаточное количество литературы и практических материалов по данной теме.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием мозга и добиться гармоничного развития их у ребёнка.
Презентация 1
Слайд 1 Одним из ф݅а݅к݅т݅о݅р݅о݅в у݅с݅п݅е݅ш݅н݅о݅с݅т݅и݅ к݅о݅р݅р݅е݅к݅ц݅и݅о݅н݅н݅о݅й݅ работы с детьми в данном направлении в нашем детском саду, я݅в݅л݅я݅е݅т݅с݅я݅ и݅н݅т݅е݅г݅р݅а݅ц݅и݅я݅ усилий у݅ч݅и݅т݅е݅л݅я݅-л݅о݅г݅о݅п݅е݅д݅а݅, в݅о݅с݅п݅и݅т݅а݅т݅е݅л݅е݅й݅, с݅п݅е݅ц݅и݅а݅л݅и݅с݅т݅о݅в݅ и родителей. В ДОУ комплексы кинезиологических упражнений включены в тематический план детского сада и подобраны с учетом темы недели, что дает возможность педагогам активно внедрять приемы кинезиологии в образовательный процесс в режиме дня ДОУ.
Слайд 2 Свое с݅о݅т݅р݅у݅д݅н݅и݅ч݅е݅с݅т݅в݅о݅ с р݅о݅д݅и݅т݅е݅л݅я݅м݅и݅ не о݅г݅р݅а݅н݅и݅ч݅и݅в݅а݅ю݅ только к݅о݅н݅с݅у݅л݅ь݅т݅а݅ц݅и݅я݅м݅и݅, родительскими с݅о݅б݅р݅а݅н݅и݅я݅м݅и݅, но и п݅р݅е݅д݅л݅а݅г݅а݅ю н݅е݅с݅т݅а݅н݅д݅а݅р݅т݅н݅ы݅е݅ формы работы: занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям в рамках детско – родительского клубного часа «Развивающие бродилки». Данное мероприятие является адаптированным вариантом детского «Клубного часа» по технологии Н. П. Гришаевой. Проводится оно в нашем ДОУ 2-3 раза в год. Хочется отметить, что за 2 часа проведения мероприятия, его посещали до 65 чел. родителей с детьми всех возрастных групп, начиная с групп раннего возраста (количественная информация получена по результатам опроса родителей).
В ходе таких мероприятий родители дошкольников знакомятся с кинезиологией, как здоровьесберегающей технологией, требованиями к выполнению кинезиологических упражнений и имеют возможность на практике вместе со своим ребенком обучится комплексу кинезиологических упражнений.
Слайд 3 Так же при проведении данных мероприятий создаются следующие условия:
- организуется пространство для работы в парах детей и родителей;
- подключается оборудование сенсорной комнаты;
- подбирается музыкальное сопровождение;
Слайд 4
- на выходе родители получают буклеты с кинезиологическим комплексом упражнений для выполнения в условиях семьи;
Слайд 5
- составлена мини-анкета для родителей с целью обратной связи по результатам проведения мероприятия.
- А сейчас, уважаемые коллеги, хочу представить Вам практическую часть своего мастер – класса.
Слайд 6 В своей работе с детьми я использую комплексы кинезиологических упражнений, опираясь на программы В. С. Колгановой, Е. В. Пивоваровой, А. Л. Сиротюк, А. В. Семенович.
Комплексы, которые включают в себя следующие упражнения:
Слайд 7 Тренировка тонких движений пальцев рук
- включаю всем известные упражнения на реципрокную координацию, тренировку переключения (н-р, «Лезгинка», «Капитаны», «Колечки» и т.д.).
Кинезиологические упражнения имеют огромный потенциал. Сначала дети осваивают простые тонкие движения пальцев рук, и наиболее сложным считается уровень когда они свободно могут демонстрировать связки из 3 движений, например: «Заяц – коза – вилка», «Гусь - курица- петух», а так же кинезиологические упражнения с песенкой или сказкой. Сейчас мы с вами изобразим кинезиологическую сказку «Две обезьянки». Но чтобы с экономить время, мы сократим подготовительный этап подготовки к сказке. С детьми же предварительно отрабатывается каждое движение, сначала одной рукой, потом другой, и только потом двумя руками одновременно.
Итак, повторяйте все движения за мной.
Сказка «Две обезьянки».
«Жили – были две озорные обезьянки – Мики (левый кулачок на стол) и Кики (правый кулачок на стол).
Однажды они отправились («кулачок-ладошка») в сад за яблоками и заблудились.
По дороге они встретили, ежа с ежатами («ежик»).
Обезьянки поздоровались («колечки») с ними и рассказали, что ищут яблоньку.
Ежи («ежик») показали дорогу к яблоне обезьянкам Мики (левый кулачок на стол) и Кики (правый кулачок на стол), а за это обезьянки угостили ежей («ежик») оладушками («оладушки»).
Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами («ежик») помогли им («Хлоп – кулак сверху – кулак снизу – шлеп»).
А потом друзья стали танцевать («лезгинка» через хлопок).
- Массаж, самомассаж.
Данные упражнения провожу с использованием различных тактильных дорожек, дощечек, брусочков, шариков, мячиков и др. тренажеров, желательно с музыкальным сопровождением. Я предпочтение отдаю музыкальным играм Е. и С. Железновых.
Игровой массаж «Ладошка» (со сменой рук)
(1) Твоя ладошка – это пруд, медленно водить согнутым указательным
По ней кораблики плывут. пальцем по ладошке
(2) Твоя ладошка, как лужок, дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь, указательным пальцем «нарисовать»
В тетради можно рисовать солнышко и др.
(4) Твоя ладошка, как окно, потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка, осторожно переступать пальцами обеих рук
А по дорожке ходят кошки.
- Дыхательные упражнения (знакомые упражнения н-р, «Надуй шарик», «Свеча» и игровые упражнения «Дутибол», «Морские маневры» и др.)
Дети учатся регулировать свое дыхание, делая данные упражнения на разный счет, с задержкой, подъемом одноименных и разноименных рук и ног – то на вдохе, то на выдохе, сначала под контролем взрослого, потом самостоятельно.
Сейчас, я хочу предложить вам выполнить одно из дыхательных упражнений. Дети выполняют данное упражнение стоя, мы его выполним сидя.
- Сядьте прямо, спина ровная, голова фиксирована, глаза смотрят вперед, ноги согнуты в коленях, поставьте их чуть по – шире друг от друга, руки вытянуты вперед параллельно друг другу, ладонь левой руки «смотрит» вниз, пальцы «смотрят» вперед, ладонь правой руки сжата в кулак, двигаются только кисти рук.
Упражнение выполняется по команде «вдох – выдох, в быстром темпе.
1. Во время команды «вдох» ребёнок одновременно разжимает кулак правой руки, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь левой руки сжимает в кулак.
2. Во время команды взрослого «выдох» ребёнок одновременно меняет положение кулака и ладони попеременно.
Упражнение выполняется 10 раз.
Презентация 2 Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения включают в себя движения глаз влево-вправо-вверх-вниз, к переносице и обратно; восьмёрку горизонтальную и вертикальную. Усложняются движением языка за глазами/в противоположную сторону от движения глаз.
Как пример, выполним с вами одно из таких упражнений. Для проведения этого упражнения детям в ладошку дается любой предмет, для лучшей фиксации взгляда. Мы же просто сожмем кулачок на левой руке, голова не двигается, глаза смотрят на кулачок, а правой рукой делаем щелчки пальцами и язычок поворачиваем туда где щелкает. После 10 щелчков меняем положение рук, глаз и языка.
Презентация 3 Слайд 1
- Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
- Телесные упражнения
Упражнения двигательного репертуара начинаются с элементарных навыков переворота на живот, «лодочка», ползание на животе, на спине, на четвереньках перекрестные шаги, и др..
Слайд 2 Упражнения на релаксацию
При проведении этих упражнений на своих занятиях я использую оборудование сенсорной комнаты.
Слайд 3 Для того чтобы усилить действие кинезиологических упражнений, в работе с детьми я использую специальные межполушарные тренажеры:
- межполушарные доски;
- линейки-трафареты для рисования двумя руками;
- балансир для мозжечковой стимуляции;
- тренажеры «ленивая восьмерка» и «лабиринты»;
- подборка карточек для рисования двумя руками;
- нейропсихологическая игра «Повтори за мной».
В дополнение к комплексам кинезиологических упражнений, я включаю упражнения на развитие пространственных представлений и рисование двумя руками по программе В. С. Колгановой, Е. В. Пивоваровой.
- Давайте с вами поработаем с любимым упражнением детей на развитие пространственной ориентировки в собственном теле «Повтори движение». Взрослый встает рядом с ребенком и просит выполнять те движения, которые называет (сам взрослый движения не выполняет).
- правую руку положить на левое плечо;
- потереть левой рукой правый локоть;
- правой рукой погладить себя по голове, а левой рукой погладить по животу;
- сложить мизинец и большой палец «колечком» на левой руке;
- левую руку расположить за правым ухом, а правую руку между глазами; и т. д.
Для результативности КУ необходимо учитывать
определенные условия:
- педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике воздействия. Это же условие обязательно и для родителей, для того, чтобы родитель мог понять, какие ощущения вызывает то или иное упражнение, какие органы задействует, какой результат дает.
- систематичность выполнения, упражнения должны проводиться ежедневно, без пропусков;
- качество скорость сложность
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. Постепенное увеличение темпа и сложности (дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры, после того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс кинезиологических упражнений, состоящих из 2 - 3 положений рук последовательно сменяющих друг друга).
- упражнения проводятся утром, длительностью 5-15 мин.; так же
- Как часть развивающих занятий
- В качестве динамических пауз
- Перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
- Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей;
Для родителей рекомендуется проводить упражнения с ребенком в любое время, но если ребенку предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
- кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.
В заключении: Применение приёмов кинезиологии в условиях детского сада и семьи дает положительный результат, педагоги и родители отмечают, что у детей улучшаются психические процессы, их мыслительная деятельность, формируется пространственная ориентировка, развиваются моторные навыки, снижается утомляемость, развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции.
Так же в условиях семьи, когда родители в игровой форме выполняют с детьми кинезиологические упражнения, они становятся активными участниками образовательного процесса, а не наблюдателями, что способствует формированию активной позиции родителя, улучшению детско-родительских отношений, повышению их психолого-педагогической грамотности, что положительно влияет на развитие детей в настоящем и будущем.
Презентация 4. Еще хочется отметить, что в условиях самоизоляции работа по данному направлению не прекращалась. В условиях дистанционного обучения, я снимала кинизиологические сказки на видео и в специальной программе создавала обучающие, развивающие фильмы для детей. В месенджерах, в родительских группах родители, проходя по ссылкам, имели возможность свободно заниматься с детьми кинезиологическими упражнениями.
На этом мой мастер – класс подошёл к концу.
В ходе интерактивного мастер-класса я показала вам одну из практических форм своей коррекционно – развивающей деятельности. Представила современный арсенал образовательной кинезиологии, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания об особенностях индивидуального и возрастного развития детей.
Так же, данная технология очень удобна в применении, ее можно использовать в любом пространстве и без дополнительных атрибутов, только с использованием ресурсов собственного тела и эмоций.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.
Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического....
Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...
Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»
Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Игры с камешками марблс - разноцветное счастье для ...
Мастер - класс "Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте"
Мастер - класс для воспитателей....
"Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста"
Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов ...