Мастер-класс по теме: «Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе  с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры с дарами Фребеля 20.55 КБ
Файл Схемы фигур458.76 КБ
Microsoft Office document icon Мастер-класс63.5 КБ

Предварительный просмотр:

 1блок

Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль): предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море.

Игра «Подарки». Необходимо разделиться на две подгруппы. Цветные шарики «подарки» раздаются одной из подгрупп, вторая подгруппа - получает подарки. Детям предлагается перекидывать шарики своему напарнику со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку, желтое солнечное настроение...»

Игра «А сколько у тебя?» На стол кладется 4 набор, а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д. Нужно взять правильное количество палочек.

Игра «Радуга» (2 набор) необходимо взять шарик любого цвета, и согласовывать существительное с прилагательным. Например, белый - снег, мел, сахар и т.д. Желтый - руль, кубик; желтое - солнце, и т.д.

Игра «Волшебные превращения». На столе лежат фигуры (5 набор), детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуры и получить какой либо предмет или вещь. Например, мебель, животное, и рассказать о нем.  

2 блок

«Подбери слово-действие» (6 набор). Машина (что делает?). Прилагается картинный материал. Задание состоит в том, чтобы при произношении глаголов ребенок выложил фигуру.

 «Подбери признаки к словам» (6 набор). День весной (какой?) - ясный, солнечный, дождливый, пасмурный. Дети, называя прилагательные - выкладывают фигуру

3 блок

«Пчелы и змеи» (5 набор). Цели игры: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности. Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая - «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король - куб (мед) и змеиный - прямоугольник (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» - «ж-ж-ж», а «змеи» - «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.

Модификация игры: дети изображают других животных. Например, львов, (рычат «р-р-р»), ветер («сссссс»), комар («зззззз»).

«Башня» (5 набор). Построй башню из разных фигур, называя слова с заданным звуком. Цель: учить подбирать слова с заданным звуком, подключая мышление в построении фигуры.

«Бусы для мамы» (3 набор) - проговаривай за мной слова со звуком, например звук «С», если правильно произнесла слово - нанизывай бусину на шнурок. Цель: автоматизация звука «С».

4 блок

«Хлопни столько раз, сколько палочек» (5 набор). Цель: Развитие слухового восприятия. Усложнение: Хлопни столько раз, сколько кубиков, или сколько больших треугольников или хлопни столько раз, сколько маленьких треугольников,  и т.д. Или разделить слова со звуком [с] – это кубики, [з] – это треугольники. Говоришь слово, ребенок должен выложить правильные фигуры. Затем сказать, я буду говорить слова, если в слове есть звук [c] ты показываешь мне кубик и хлопаешь, если звук [з] ты показываешь треугольник, и топаешь.

«Дорожки» (4 набор) - посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Усложнение: Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги.

«Музыкальная дорожка» (6 набор) - необходимо простучать по столу определенный ритм, а детям предлагается выложить дорожку из тонких и толстых палочек, в соответствии с долготой звука. Цель: Развитие слухового восприятия.

5 блок

Игра «Выложи букву» (6 набор). Цель: развивать пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.

6 блок

«Танец кубиков» (4 набор). Перед детьми располагается лист - схема, по которой нужно выложить узор.

Участники получают  задание.

Задание для первой группы.

«Построение объекта без образца»

Логопед:

Поработаем по лексической теме «Транспорт. Наземный и водный».

Одной группе предлагаю из имеющихся деталей построить кораблик, другой - танк. Педагоги выполняют задание.

Логопед:  

Молодцы! Все справились с заданием.

У вас возникли какие-нибудь трудности при выполнении задания? (педагоги делятся впечатлениями)

Логопед:

Представьте, что это задание выполняет ребенок с ОВЗ, у которого имеется недоразвитие процесса восприятия, мыслительной деятельности, зрительно-пространственной ориентировки.

Как вы думаете, возникнут ли у него трудности при выполнении этого задания? (ответы участников).

Детям, с которыми я работаю свойственно неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны. Поэтому при использовании «Даров Фребеля» в работе с детьми данной категории целесообразно использовать помощь в виде образца, алгоритмов построения.

При использовании Даров Фребеля в коррекционной работе с детьми данных категорий, мы дополнили игровой набор карточками - с изображением образцов фигур.

Задание для второй группы.

 «Построение объекта по карточке-образцу»

А сейчас предлагаем вам построить транспорт из деталей по карточке-образцу.

Педагогам раздаю карточки - образцы с недостающими деталями.

Как вы думаете, какие коррекционно-развивающие задачи решаются в процессе выполнения этого задания? (Развиваются мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, образное мышление, пространственную  ориентировку, зрительную  память, внимание).

Подобные варианты заданий использую  в индивидуальной логопедической деятельности с детьми. Благодаря этим заданиям Посредством таких заданий нам удаётся решить несколько задач сразу: сформировать целостное восприятие предмета, его свойств, цвет, величину, форму, пространственные отношения. В тоже время происходит развитие мелкой моторики, воображения, активизируется и пополняется словарь (предметы, части предметов, признаки, действия, выполняемые с этим предметом).  Когда объект сконструирован детьми, дети рассказывают о нём в форме описательного рассказа, в процессе которого происходит активное  развитие компонентов связной речи.

7 блок

У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. Дары помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления

Игры на пространственную ориентацию: Дети выполняют задание по инструкции, например,

В правую руку свой мячик возьми,

И перед грудью его подержи.

За спину спрячь и затылка коснись,

Руку смени и другим улыбнись!



Предварительный просмотр:

«Кораблик»

 5 набор

«Поезд»

5 набор

«Корабль»

5 набор

«Грузовик»

5 набор

«Собачка»

6 набор

«Рыбка»

5 набор

«Робот»

6 набор

«Мебель»

6 набор

Формирование мелкой моторики

«Танец кубиков»

G:\Фрёбель\tretyy-dar-Frebelya-simmetriya.jpg

G:\Фрёбель\фото\_29190-1583.jpg

G:\Фрёбель\фото\2082.jpg

G:\Фрёбель\фото\hello_html_4f541c99.jpg



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Ромашка»  п. Белореченский

Мастер-класс  по теме:

«Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»

Учитель-логопед:

 Юрышева Л.Н.

2020 г.

Цель:

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе  с детьми с ОНР.

Задачи:

  1. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе  с дошкольниками.
  2. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Ход мастер-класса:

  1. Теоретическая часть:

 Добрый день, уважаемые гости!

        Важнейшим фактором воспитания, Фребель считал речь. Применение идеи Фридриха Фребеля в процессе решения коррекционно-образовательных задач в работе учителя-логопеда в настоящее время очень актуально. Способности ребенка, уровень их в будущем, зависит от качественных умений его общения. Большую часть общения дети получают вне семьи, а те небольшие периоды семейного взаимодействия, чаще всего не содержательны в общении.

        Развитие качественных коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми происходит в дошкольном учреждении, посредством проведения детских развивающих игр. Как правило, любая грамотно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков, и тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения.

        В результате поиска новых современных подходов, форм и методов работы я обратила внимание на игровой набор «Дары Фребеля». Мною были изучены методические рекомендации по каждой образовательной области. Проанализировав материал, я пришла к выводу о том, что «Фребелевские дары» можно использовать  в коррекционной работе с детьми. Методика работы с образовательными комплектами Фрёбеля позволяет логопеду проводить образовательную деятельность с детьми, сопровождая её речевым оформлением.  

  1. Практическая часть

Предлагаю всем встать в круг. Кидаю любому участнику клубок, при этом начало нити держу в руках, и представляюсь: «Меня зовут Лариса Николаевна. Я учитель - логопед  детского сада № 30 «Ромашка» п. Белореченский». От того, кому был кинут клубок, требуется представиться по такому же алгоритму.

Инструкция: бросать клубок тому, у кого нет нити в руках. После представления всех участников, обращаю внимание на переплетение нитей, делая акцент на том, что встреча педагогов на мастер-классе может стать отправной точкой  направленного на распространение опыта.

В зависимости от развития тех или иных компонентов речи, для удобства, я разделила игры на блоки, которые вы можете увидеть на слайдах. Я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые, по-моему, мнению, можно применять для развития речи.

1 блок.

Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания.

Важно отметить, что при усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).

Связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений.

1. Игра «А сколько у тебя?» На стол кладется 4 набор, а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д. Нужно взять правильное количество палочек.

2. Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль): предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание. Которое должно описать какое-нибудь растение или фрукт: зеленое яблоко, красный помидор, желтый лист, синяя фиалка.

2 блок. Игры на формирование словаря (обогащение, закрепление и активизация). В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.

«Подбери слово-действие» (6 набор). Лев (что делает?). Прилагается картинный материал. Задание состоит в том, чтобы при произношении глаголов ребенок выложил фигуру (схема).

«Подбери признаки к словам» (6 набор). Охарактеризуй животных - поросенок какой? Дети, называя прилагательные - выкладывают фигуру, или башенку.

3 блок. Игры на формирование звуковой культуры речи.

«Пчелы и змеи» (5 набор). Цели игры: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности. Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая - «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король - куб (мед) и змеиный - прямоугольник (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» - «ж-ж-ж», а «змеи» - «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.

Модификация игры: дети изображают других животных. Например, львов, (рычат «р-р-р»), ветер («сссссс»), комар («зззззз»).

«Дом» (5 набор). Построй дом для щенка (любого животного) из разных фигур, называя слова с заданным звуком. Цель: учить подбирать слова с заданным звуком, подключая мышление в построении фигуры.

4 блок. Игры на формирование фонематического восприятия.

«Музыкальная дорожка» (6 набор) - необходимо простучать по столу определенный ритм, а детям предлагается выложить дорожку из тонких и толстых палочек, в соответствии с долготой звука. Цель: Развитие слухового восприятия.

«Хлопни столько раз, сколько палочек» (5 набор). Цель: Развитие слухового восприятия. Разделить слова со звуком [с] – это кубики, [з] – это треугольники. Говоришь слово, ребенок должен выложить правильные фигуры. Затем сказать, я буду говорить слова, если в слове есть звук [c] ты показываешь мне кубик и хлопаешь, если звук [з] ты показываешь треугольник, и топаешь (картинка в схемах).

6 блок. Игры на развитие мелкой моторики.

Задание для первой группы.

«Построение объекта без образца»

У вас возникли какие-нибудь трудности при выполнении задания? (педагоги делятся впечатлениями)

Логопед: Представьте, что это задание выполняет ребенок с ОВЗ, у которого имеется недоразвитие процесса восприятия, мыслительной деятельности, зрительно-пространственной ориентировки.

Как вы думаете, возникнут ли у него трудности при выполнении этого задания? (ответы участников).

Детям, с которыми я работаю свойственно неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны. Поэтому при использовании «Даров Фребеля» в работе с детьми данной категории целесообразно использовать помощь в виде образца, алгоритмов построения.

Задание для второй группы.

 «Построение объекта по карточке-образцу»

А сейчас предлагаем вам построить транспорт из деталей по карточке-образцу.

Педагогам раздаю карточки - образцы с недостающими деталями.

Как вы думаете, какие коррекционно-развивающие задачи решаются в процессе выполнения этого задания? (Развиваются мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, образное мышление, пространственную  ориентировку, зрительную  память, внимание).

Подобные варианты заданий использую  в индивидуальной логопедической деятельности с детьми. Благодаря этим заданиям Посредством таких заданий нам удаётся решить несколько задач сразу: сформировать целостное восприятие предмета, его свойств, цвет, величину, форму, пространственные отношения. В тоже время происходит развитие мелкой моторики, воображения, активизируется и пополняется словарь (предметы, части предметов, признаки, действия, выполняемые с этим предметом).  Когда объект сконструирован детьми, дети рассказывают о нём в форме описательного рассказа, в процессе которого происходит активное  развитие компонентов связной речи

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми с ТНР, мы учитываем не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а так же их желания и интересы. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.

Мною было отмечено, что применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.

Заключительное слово

«Фрёбелевские Дары» - ценный дидактический материал, который является ещё и украшением развивающей предметно-пространственной среды  логопедического кабинета.  А для логопедов-практиков этот набор даёт возможность для раскрытия творческого потенциала. С этого учебного года мы только начали работу в этом направлении. Уже намечены новые задачи и поставлены новые цели, к которым мы будем стремиться. Впереди долгий путь к поиску и овладению всех достоинств даров Фребеля.

Придумывайте новые игры, пособия, задания на благо детей! Желаю всем творческих успехов!

Литература

1.Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В.: Комплект методических пособий по работе с игровым наборов «Дары Фребеля». «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

2.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.: Владос-Пресс, 2003. - 224 с.

3.Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. - (Логопед в ДОУ)

4.Смирнова Е. Фридрих Фребель: система дидактических игр // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста

В рамках реализации проектной деятельности на тему: "Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей".Мной был составлен комплекс ко...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста

Среди методов, используемых практической психоло­гической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста.Игры, предлагаемые далее, подбирались ...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.

В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....

БУКЛЕТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО НАБОРА Ф. ФРЕБЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Создание условий для дополнительного образования. Объекты технологии:• Дети 2-7 лет.• Семьи детей, и лица их заменяющие.• Педагогический персонал.Методы:• Игровой метод (дидак...