План работы по самообразованию по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
по теме
«Использование здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность
В последнее время проблема ухудшения здоровья населения в целом и, в частности, детей, стала национальной. Подписанное Президентом Российской Федерации Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» подтверждает беспокойство государства за будущее страны. Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровления детей является естественным спутником жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка.
Почему я выбрала данную тему?
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, воспитательно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.
Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий способствуют повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Цели:
- Формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье.
- Повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста.
Задачи:
- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
- формировать представления о правильном питании и закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов;
- формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
- формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности.
- формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
- подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;
Предполагаемый результат:
- Овладение детьми навыками ЗОЖ;
- Снижение уровня заболеваемости;
- сформирован интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;
- сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
- сформированы элементарные представления дошкольников о строении собственного тела;
Для педагога:
- развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения вопросов сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- разработан учебно-методический комплект: картотеки различных игр, игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов, сценарии оздоровительных развлечений и праздников, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;
- разработаны педагогические проекты по оздоровлению дошкольников и формированию у них основ ЗОЖ;
- внедрены в образовательный процесс оздоровительные технологии, современные формы и новые методы работы по формированию здорового образа жизни у детей.
Для родителей:
- сформированы педагогические знания и практические умения по формированию у детей основ здорового образа жизни;
- обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок;
- развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
- установлено единство с воспитателем группы в вопросах оздоровления и физического развития своего ребенка.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в группе созданы следующие условия:
- условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудован спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка
- в группе оборудован уголок двигательной активности, который оснащен согласно возрасту, всем необходимым оборудованием для группы,
- составлен режим двигательной активности, с учётом возраста
- в каждый вид деятельности включены упражнения, игры, физкультминутки, динамические паузы, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
- осуществление профилактики простудных заболеваний; проводятся закаливающие процедуры; ежедневно проводить гимнастику после дневного сна; проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.
Информационно - аналитический этап работы над темой самообразования
Таблица №1
Этапы | Пути реализации и формы работы | сроки | Практическая деятельность. |
1 этап - диагностический | 1.Выбор и определение темы самообразования. 2. Подбор методической литературы, работа с картотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах 3.Изучение нормативных документов. 4.Анализ состояния учебно-воспитательного процесса. 5.Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции | сентябрь | 1.Оформление плана работы по самообразованию. 2. Выявление и обоснование актуальности проблемы по результатам диагностики детей. 3.Сообщение на вводном родительском собрании на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» 4. Анкетирование родителей по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста. |
2 этап - прогностический | 1.Определение цели и задач работы над темой. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы (подбор методов и приемов). 3.Прогнозирование результатов. | октябрь | 1.Составление и оформление перспективного плана работы с детьми по формированию ЗОЖ. |
3 этап - практический | 1.Разработка рекомендации, памяток для родителей. 2.Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Формирование методического комплекса. 4.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 5.Разработка и проведение здоровьсберегающих мероприятий, бесед, игр по ЗОЖ с воспитанниками. 6. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр, бесед и развивающих упражнений. | В течении года | 1.Памятки, консультации для родителей по данной теме. 2. Подбор практического материала. 3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (пополнение картотеками подвижных, дидактических игр и другим материалом по тематике). 4.Выставка поделок, рисунков, аппликаций по данной теме. 5.Изготовление Лэпбука по ЗОЖ. |
4 этап – заключительный | 1.Самооценка и самоанализ проделанной работы в своей группе. 2. Повторная диагностика детей. | Апрель-май | 1.Мониторинг индивидуального развития детей. 2.Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. (отчет о проделанной работе). |
Перспективный план работы по теме самообразования
на 2023- 2024 учебный год.
Таблица №2
Срок | Тема | Форма работы | Задачи | Обогащение РППС |
Подготовительный этап | ||||
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. «Ребёнок и здоровье» «Здоровое питание» «Что я знаю о себе. Мой организм» «Личная гигиена» «Культура здоровья и безопасный образ жизни» - Ребенок на улице
«Культура здоровья и безопасный образ жизни» - Ребенок дома «Культура здоровья и безопасный образ жизни» - Ребенок и природа «Физкультурой занимайся и здоровым оставайся!» Итоговое ООД | Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. - Беседы: «Моё здоровье», «Как я буду заботиться о своем здоровье»; -Просмотр презентаций на тему: «Здоровым быть – себя любить», «Закаляйся - если хочешь быть здоров»; -Самомассаж: биологических активных точек «Неболейка»; с мячиками Су-Джок; - Д/игра: «Что нужно для укрепления здоровья» - Квест-игра «Здоров будешь – все добудешь». - Беседы: «Полезные продукты», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; - Просмотр презентации «Витамины и здоровый организм» Д/игры: «Где живут витамины», «Полезные и вредные продукты»; «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты»; - Викторина «Правильно питаться - здоровья набираться»; - Чтение: С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Про девочку, которая сама себя вылечила». Беседы: «Как устроено тело человека?», «Как растёт человек?», «Внутренние органы человека», «Здоровые зубы. Красивая улыбка», - Рассматривание детских энциклопедий, иллюстраций. - Презентации: «Части тела человека», «Наши помощники – глаза», «Орган слуха. Забота о своем здоровье» - Чтение: сказки «Птичка Тари» из книги Б.Зуходера «Ма-Тари-Кари». - Беседа и рассматривание иллюстраций по теме «Как и для чего человек дышит». - Дыхательная гимнастика (ежедневно) - Беседа «Личная гигиена - залог здоровья», «Каждой вещи — своё место»; - Д/игры: «Угадай предмет личной гигиены; «Общие и индивидуальные предметы гигиены» -Познавательно-исследовательская деятельность: Опыт с носовым платком. - Презентация «Чистота и здоровье» - Игра «Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур). - Практикум «Чистка зубов» Чтение: стихотворения С.Михалкова «Скверная история», «Про мимозу», Н. Литвинова «Королевство столовых приборов». - Игра-драматизация по произведению А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая». - Беседы: «Встреча с незнакомыми людьми на улице», «Безопасная дорога». - Моделирование ситуации: «Если ты потерялся» - Игра – КВН «Лучший пешеход» - Д/игры: «Дорожные знаки – наши друзья», «Четвертый лишний» и др. - Рассматривание плакатов: ситуации «Безопасность на улице», «Встреча с незнакомыми людьми». Чтение: С.Маршак «Кошкин дом»; В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо». - Беседы: Если ты дома один», «Спички детям не игрушка!» - Презентация «Пожар – это опасно» - Д/игра «Электроприборы», «Загадки из спичечного коробка», «Острые предметы» - Моделирование ситуации: «Что будет, если не выключить кран с водой». - Чтение: «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, беседа по содержанию, стихотворения Г. Шалаева «Не открывай чужим людям» - Беседы: «Будь осторожен с животными и насекомыми» «Осторожно: ядовитые грибы и растения» - Моделирование ситуации с помощью иллюстраций «Гроза в лесу, гроза в поле, гроза в городе» - Выставка детских поделок «Грибная поляна» - Выставка рисунков на тему: «Лекарственные растения» - Ситуация «Умеешь ли ты общаться с животными» - Беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Со спортом дружить - здоровым быть» - Презентации: «Здоровый образ жизни», «Режим дня». - Д/игры: «Что нужно для укрепления здоровья» -Спортивно-развлекательный досуг «Физкультурой занимайся и здоровым оставайся!»
Квест-игра «Секреты здоровья» | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. Формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Формировать активные позиции в отношении здорового образа жизни. Уточнить, что нужно делать для сохранения и укрепления своего здоровья. Формировать у детей представление о правильном питании, о вредных и полезных продуктах питания. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Дать детям первоначальные представления о витаминах. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Расширять и закреплять представления об элементарном строении человека. Познакомить детей с основными органами человеческого организма, их названиями, расположением и функциями, забота о них. Закреплять знания о правилах личной гигиены, поддерживать интерес детей старшего дошкольного возраста к систематическому выполнению культурно-гигиенических навыков, прививать привычку к чистоте, воспитывать положительное отношение к личной гигиене. Развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни
Формировать потребность к реализации здорового и безопасного образа жизни; Учить детей правильно оценивать поступки и поведение людей. Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении. Обобщить знания о правилах уличного движения. Воспитывать у детей культуру поведения на улице. Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме. Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме, закреплять умение соблюдать осторожность. Закрепить знания о пожароопасных ситуациях. Закреплять умение пользоваться телефонами службы спасения. Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности. Формировать осознанное позитивное отношение к занятиям физической культуры и спортом; воспитывать стремление заниматься спортом, заботиться о своем здоровье. Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства. | Создание здоровье сберегающего пространства Разработка картотеки «Бодрящая гимнастика после сна» Сборник пословиц и поговорок о ЗОЖ Разработка настольной игры «Рецепты полезной и вкусной еды» Составление картотеки «Пословицы и поговорки о правильном питании»
Разработка дидактического альбома на тему: «Правила ухода за зубами» Подборка детской литературы по данной теме Разработка картотек: «Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста», «Дыхательной гимнастики» Разработка настольной игры «Воспитываем хорошие привычки» Разработка дидактического альбома на тему: «Правила ухода за зубами»
Картотека дидактических игр «О здоровом питании» Подборка детской литературы по данной теме Сборник бесед: «Вредные привычки», «Опасные предметы вокруг нас», «Осторожно лекарства» и др. Картотека подвижных игр Альбомы «Безопасность», «Чистота – залог здоровья», «Спорт- это здоровье» Схемы правил поведения в быту, на улице, в детском саду
Картотека «Физкультминуки и динамические паузы» |
Работа с родителями.
таблица №3
Срок | Содержание работы | Практические выходы |
Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления социально-педагогических условий формирования представления о ЗОЖ в семье. | Анкета «О здоровье всерьёз». |
Октябрь | - Папка-передвижка «Виды здоровьесберегающих технологий» - «Что нужно знать о закаливании» | Консультации для родителей |
Ноябрь | - «Организация закаливающих процедур в домашних условиях» - Обмен опытом приготовления полезных блюд для здоровья | Рекомендации родителям Создание альбома «Рецепты здоровой и вкусной еды» |
Декабрь | - «Культурно – гигиеническое воспитание в семье» - «Берегите глазки» - «Мой любимый выходной» | - Консультация для родителей - Памятка для родителей - Фотовыставка |
Январь Февраль | - «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка» - картотека игр «Играем вместе с ребенком» - «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека». - «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка» | - Консультация для родителей - Рекомендации - Консультация для родителей - Беседа |
Март | - «Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка» | Практические рекомендации |
Апрель | «Наша здоровая и спортивная семья». - День открытых дверей | - Выпуск стенгазеты - показ итогового занятия |
Май | - «Здоровье детей и обеспечение их безопасной жизнедеятельности в детском саду и дома» - Показ презентации | Выступление на родительском собрании - Итог работы по данной теме |
Самореализация
Таблица №4
Срок | Содержание работы | Практические выходы |
Сентябрь- октябрь | Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению. | План по теме самообразования |
Ноябрь- декабрь | - «Виды здоровьесберегающих технологий и особенности методики проведения». - Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды» | Консультации для педагогов |
Январь-февраль | - «Организация здоровьесберегающего пространства в группах» - «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» | - Консультации для педагогов |
Апрель- май | - «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» -Показ презентации Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» | - Оформление буклетов для педагогов - Отчет по теме самообразования |
Список литературы
- Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. – 2004 г.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006 г.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008 г.
- Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010 г.
- Жукова О.Г. «Азбука «АУ!». Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. Санкт- Петербург: Детство - Пресс 2008 г.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2020 г.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2022 г.
- Поддубная Л.Б «ОБЖ» занимательные материалы. Издательско-торговый дом «Корифей» 2017 г.
- Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010 г.
- Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. – 2007 г.
- Фисенко М.А. «ОБЖ» разработки занятий. Волгоград 2021 г.
- Хромцова Т.Г. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения. Детский сад от А до Я. 2006 г.
- Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. – 2018 .
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/30/picture-97315-1735551997.jpg)
Предлагаю вашему вниманию интересный, познавательный и очень эффективный мастер - класс для родителей на тему: использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми дошкольного возраста.
Пару дней назад я провела мастер - класс для родителей своих воспитанников. В теплой дружеской обстановке я познакомила их с нетрадиционными техниками, которые можно использовать в работе с ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/12/picture-930938-1497292735.jpg)
Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста».
Прилагается презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1057100-1611155781.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА «МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В ДО».
Одним из требований ФГОС ДО является необходимость постоянного совершенствования воспитателями своих профессиональных навыков через самообразовательную деятельность....
Мастер-класс по теме «Использование метода 3-х вопросов с детьми дошкольного возраста»
Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скудной, дети предпочитают гаджеты живом...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-790646-1481449732.jpg)
Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/29/picture-461713-1498749316.jpg)
План работы по самообразованию на тему: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет
План работы по самообразованию.Воспитатель: Байракова Ольга Алексеевна Тема. «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет». Цели: повышение свое...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/09/picture-456854-1712680525.jpg)
Работа по самообразованию на тему"Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
2016-2017; 2017-2018 уч год...