Конспект занятия: «Как прекрасен это мир!» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данный конспект разработан в соответствие с ФГОС ДО, отражает задачи приоритетной образовательной области - физическое развитие и включает задачи остальных образовательных областей. Дошкольники закрепляют знания о значении органов зрения для нормальной жизнедеятельности человека и формируют начальные представления о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект для детей старшего дошкольного возраста "Как прекрасен этот мир" | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Как прекрасен это мир!»
(старший дошкольный возраст)
Цель: расширять представления детей об особенностях функционирования человеческого глаза и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи приоритетной образовательной области: физическое развитие, формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Образовательные задачи: продолжать формировать представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека (глаза – смотреть), устанавливая причинно-следственные связи, разъяснить детям простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждения,
- Развивающие задачи: развивать умения выполнять гимнастику для глаз, развивать зрительное внимание и память, активную мыслительную деятельность.
- Воспитывающие задачи: воспитывать бережное отношение к своему зрению, желанию заботиться о своем здоровье.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Социально – коммуникативное развитие: формировать готовность к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие: овладевать речью как средством общения, обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную речь.
Познавательное развитие: развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию, расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок должен активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
- уметь выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам,
- способен выполнять исполнительские функции совместной деятельности, договариваться, учитывая интересы и чувства других,
- проявлять умение слышать других, использовать свою речь для выражения своих мыслей,
- проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями, проявлять стремление к получению знаний,
- иметь начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимать как ценность.
Предпосылки учебной деятельности: формировать элементы учебной деятельности:
- овладевать познавательным содержанием, приемами действия;
- умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
- развитие самоконтроля (способность сравнивать свои действия, высказывания, суждения с тем, чему обучают);
- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов.
Активизация словаря: вращаются, острое зрение, окружающая среда, веки, ресницы, бровь, обоняние.
Обогащение словаря: офтальмолог, приспосабливаются, радужная оболочка.
Предварительная работа:
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, энциклопедий;
- рассматривание фрагмента таблицы для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста Е.М. Орловой;
- чтение художественной литературы;
- составление работа с алгоритмами;
- заучивание стихов, загадок, пословиц;
- дидактические игры.
Оборудование: картинки-памятки по сохранению зрения, офтальмотренажер, мяч, повязки для глаз, указка с бабочкой, разноцветные геометрические фигуры, коллаж на тему «Глаза», картинки птиц: сова, орел и др..
ХОД ООД
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
- Ребята, подумайте и расскажите мне, как человек общается с окружающей средой? (с помощью зрения, слуха, обоняния и т.д.)
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (нос, рот, ухо, глаза)
- Зажмурьте глаза. Что вы видите?
- Сейчас мы с вами поиграем в игру.
1. Завяжите повязкой глаз и посмотрите вокруг, не поворачивая головы.
- Что вы видите? Видны ли предметы с другой стороны? (ответы)
- А теперь закройте другой глаз и опять посмотрите вокруг, не поворачивая головы. Вы видите тоже самое или другое? (ответы)
- Так как же лучше смотреть, одним или двумя глазами и почему? (двумя глазами видим большую часть пространства, видим много предметов).
2. Сейчас закройте один глаз повязкой. А я буду бросать мяч, тот, кому брошу мяч, его ловит.
- Как удобней ловить мяч и бросать, когда оба глаза открыты, или когда один глаз закрыт? Почему? (двумя глазами смотреть удобней, и чувствуешь себя уверенней).
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
- Давайте вспомним, какие загадки о глазах вы знаете? «Два братца через дорогу живут, друг друга не видят» (глаза).
«На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются» (глаза).
- Сколько глаз у человека?
- Как они расположены?
- Как защищены глаза? (веки, ресницы, их защищают) Если дети не называют брови, напоминаю загадку, которую учили. «Под мостом - мостищем, под соболем - соболищем, два соболька разыгрались» (брови и глаза)
- А для чего нужны брови, ресницы и веки, может быть только для красоты? (они оберегают глаза от пыли, ветра и пота)
- Этого достаточно для защиты наших глаз?
- Что еще защищает наш глаз?
- Зачем человеку слезы? (защищают глаза от пыли)
- Так, что же видят наши глаза? (показ карточки – алгоритма: природные явления, цветы, деревья, птиц, насекомых, животных, транспорт, различные предметы…)
- А что еще умеют делать наши глаза? (выставляется офтальмологический круг)
- Сейчас бабочка будет летать по кругу, а дети сидящие справа будут следить глазами за летающей бабочкой, другие, будут наблюдать за глазами детей, потом поменяются, (бабочка летает вправо – влево – 2р.; вверх – вниз – 2р.; по кругу).
- Что происходит с глазами? (двигаются, вращаются)
- Наши глаза интересные и особенные. Какую же особенность имеют наши глаза? (показ геометрических фигур разного цвета и формы).
- Что же умеют наши глаза? (различать цвет, форму предметов)
- Скажите, у всех ли одинаковый цвет глаз? Кто из вас вспомнит, как правильно называется эта часть глаза? Правильно, это радужная оболочка.
- Кто вспомнит, как называется врач, который помогает нам заботиться о здоровье наших глаз? (офтальмолог)
- А теперь давайте сделаем вывод, и вспомним все, что умеют наши глаза.
- Кто мне поможет? (для рассказа дети пользуются алгоритмом)
- Молодцы, вы очень многое вспомнили.
Физминутка «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем»
- Скажите, пожалуйста, а у кого еще есть глаза? (у животных, птиц, рыб, насекомых).
- Ребята, нас приглашают в зоопарк, посмотреть зверей, птиц, (рассматривание коллажа «Глаза» и схемы расположения глаз).
- Как вы думаете, птицы так же видят, как человек? А может быть хуже или лучше? (ответы).
- Докажите, что птицы видят лучше, (дети высказывают свое мнение).
- Давайте проверим. Предположим, что мы птицы, закроем один глаз, а другим глазом будем смотреть, что у нас сбоку, спереди, сзади, соблюдая при этом одно условие: не крутить головой. А теперь другим глазом. Вам удобно смотреть, много ли предметов вы увидели сбоку, сзади? Так кто же больше и лучше видит: человек или птица? (птица, глаза у птиц расположены по бокам головы, они видят большую часть пространства, птицы видят спереди, сбоку и сзади).
- Для чего птицам нужно такое зрение? (спасаться от врагов, добывать пищу, ловить насекомых).
-А как вы думаете, у всех ли птиц острое зрение?
- Скажите, а когда сова видит лучше днем или ночью? Правильно, ночью, глаза у совы большие, расположены рядом. Сова – хищница, ночная птица, ночью добывает себе пищу.
- У кого из птиц самое острое зрение? Правильно, у орла, а почему? (он парит на большой высоте от земли, и из-за облаков высматривает добычу).
- Посмотрите на картины и схемы, и скажите, у каких животных тоже расположены глаза по бокам головы? (белка, заяц, олени, лоси, лошади, грызуны)
- Зачем этим животным нужно, чтобы глаза располагались по бокам головы? (спасаться от хищников)
- Кто из вас догадается, почему зайца называют «косым?» (заяц видит не только то, что спереди, но и сбоку, такое зрение нужно, чтобы убегать от волка, лисы).
- Чтобы глаза были здоровыми и красивыми, их нужно беречь.
- Напомните, правила, позволяющие сохранить зрение:
- нельзя читать лежа,
- долго и близко смотреть телевизор,
- бегать с острыми предметами,
- бросать в глаза песком,
- ударяться головой,
- трогать глаза грязными руками.
- Молодцы, вы вспомнили много правил, позволяющих сохранить зрение.
- А что же необходимо принимать нашему организму для улучшения остроты зрения? (по таблице дети отвечают: есть овощи, фрукты, пить соки, особенно полезен морковный сок и ягоды черники).
- Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте его, здесь говорится обо всех правилах, помогающих сохранить зрение.
Береги свои глаза
Чтоб глаза твои, дружок,
Могли долго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра, -
От стола до ваших глаз
Должно быть сорок сантиметров.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
- Как вы понимаете фразу «должно быть сорок сантиметров», (опыт-эксперимент с линейкой)
- У наших глаз есть друзья, можно назвать их - помощники, защитники. Расскажите о них (дети рассказывают по алгоритму: ресницы – защищают глаза от пыли; веки моргают, закрываются, тем самым защищают от ветра, пыли, ударов; брови отводят пот со лба, воду, чтобы не попадали в глаза; слеза омывает глаз и выводит соринку).
Проводится игра «Чья команда быстрее соберет карточки»
Цель: продолжать формировать знания о здоровом образе жизни.
1-я команда собирает карточки «Полезное для глаз»
2-я команда собирает карточки «вредное для глаз»
- Ребята, вы хотите, чтобы ваши глаза были здоровыми, хорошо видели и не болели?
- Тогда мы сделаем знакомую вам зарядку для глаз.
1.Бысто-бысто поморгать, закрыть глаза и спокойно посидеть секунд пять.
2.Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, затем открыть их и посмотреть вдаль.
3.Следить за медленным движением «бабочки» (влево – вправо-4-6р., вверх – вниз-4-6р., круговые движения -4-6р.)
4.Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1-6.
5.Закрыть глаза и посидеть на счет 1-6, затем открыть глаза.
- Вот наши глаза и отдохнули, а чтобы у нас было острое зрение надо подкрепиться витаминами (детям раздается морковка).
Заключительная часть (рефлексивный этап)
- Что понравилось больше всего?
- Что нам удалось сделать?
- Что было трудно?
- Что бы вам хотелось повторить?
- Чему ещё хотелось бы поучиться?
- Но мы вместе справились со всеми трудностями, потому, что мы были дружные, смелые и находчивые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста "Я здоровье берегу-сам себе я помогу"
"Я здоровье берегу - сам себе я помогу"...
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия....
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве....
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...