Конспект занятия: «Как прекрасен это мир!» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Матюхина Наталия Владимировна

Данный конспект разработан в соответствие с ФГОС ДО, отражает задачи  приоритетной образовательной области - физическое развитие и включает задачи остальных образовательных областей. Дошкольники закрепляют знания о значении органов зрения для нормальной жизнедеятельности человека и формируют начальные представления о здоровом образе жизни.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Как прекрасен это мир!»

(старший дошкольный возраст)

Цель: расширять представления детей об особенностях функционирования человеческого глаза и потребности в здоровом образе жизни.

Задачи приоритетной образовательной области: физическое развитие, формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

  1. Образовательные задачи: продолжать формировать представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека (глаза – смотреть), устанавливая причинно-следственные связи, разъяснить детям простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждения,
  2. Развивающие задачи: развивать умения выполнять гимнастику для глаз, развивать зрительное внимание и память, активную мыслительную деятельность.
  3. Воспитывающие задачи: воспитывать бережное отношение к своему зрению, желанию заботиться о своем здоровье.

Задачи образовательных областей в интеграции:

Социально – коммуникативное развитие: формировать готовность к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Речевое развитие: овладевать речью как средством общения, обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную  речь. 

Познавательное развитие: развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию, расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 

- ребенок должен активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

- уметь выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам,

- способен выполнять исполнительские функции совместной деятельности, договариваться, учитывая интересы и чувства других,

- проявлять умение слышать других,  использовать свою речь для выражения своих мыслей,

- проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями, проявлять стремление к получению знаний,

- иметь начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимать как ценность.

Предпосылки учебной деятельности: формировать элементы учебной деятельности:

- овладевать познавательным содержанием, приемами действия;

- умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; 

- развитие самоконтроля (способность сравнивать свои действия, высказывания, суждения с тем, чему обучают);

 - умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов.

Активизация словаря: вращаются, острое зрение, окружающая среда, веки, ресницы, бровь, обоняние.

Обогащение словаря: офтальмолог, приспосабливаются, радужная оболочка.

Предварительная работа:

  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, энциклопедий;
  • рассматривание фрагмента таблицы для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста Е.М. Орловой;
  • чтение художественной литературы;
  • составление работа с алгоритмами;
  • заучивание стихов, загадок, пословиц;
  • дидактические игры.

   Оборудование: картинки-памятки по сохранению зрения, офтальмотренажер, мяч, повязки для глаз, указка с бабочкой, разноцветные геометрические фигуры, коллаж на тему «Глаза», картинки птиц: сова, орел и др..

ХОД ООД

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

- Ребята, подумайте и расскажите мне, как человек общается с окружающей средой? (с помощью зрения, слуха, обоняния и т.д.)

- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (нос, рот, ухо, глаза)

- Зажмурьте глаза. Что вы видите?

- Сейчас мы с вами поиграем в игру.

        1. Завяжите повязкой глаз и посмотрите вокруг, не поворачивая головы.

         - Что вы видите? Видны ли предметы с другой стороны? (ответы)

- А теперь закройте другой глаз и опять посмотрите вокруг, не поворачивая головы. Вы видите тоже самое или другое? (ответы)

- Так как же лучше смотреть, одним или двумя глазами и почему? (двумя глазами видим большую часть пространства, видим много предметов).

2. Сейчас закройте один глаз повязкой. А я буду бросать мяч, тот, кому брошу мяч, его ловит.

- Как удобней ловить мяч и бросать, когда оба глаза открыты, или когда один глаз закрыт? Почему? (двумя глазами смотреть удобней, и чувствуешь себя уверенней).

Основная часть (содержательный, деятельный этап)

- Давайте вспомним, какие загадки о глазах вы знаете? «Два братца через дорогу живут, друг друга не видят» (глаза).

«На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются» (глаза).

- Сколько глаз у человека?

- Как они расположены?

- Как защищены глаза? (веки, ресницы, их защищают) Если дети не называют брови, напоминаю загадку, которую учили. «Под мостом - мостищем, под соболем - соболищем, два соболька разыгрались» (брови и глаза)

- А для чего нужны брови, ресницы и веки, может быть только для красоты? (они оберегают глаза от пыли, ветра и пота)

- Этого достаточно для защиты наших глаз?

- Что еще защищает наш глаз?

- Зачем человеку слезы? (защищают глаза от пыли)

- Так, что же видят наши глаза? (показ карточки – алгоритма: природные явления, цветы, деревья, птиц, насекомых, животных, транспорт, различные предметы…)

- А что еще умеют делать наши глаза? (выставляется офтальмологический круг)

- Сейчас бабочка будет летать по кругу, а дети сидящие справа будут следить глазами за летающей бабочкой, другие, будут наблюдать за глазами детей, потом поменяются, (бабочка летает вправо – влево – 2р.; вверх – вниз – 2р.; по кругу).

- Что происходит с глазами? (двигаются, вращаются)

- Наши глаза интересные и особенные. Какую же особенность имеют наши глаза? (показ геометрических фигур разного цвета и формы).

- Что же умеют наши глаза? (различать цвет, форму предметов)

- Скажите, у всех ли одинаковый цвет глаз? Кто из вас вспомнит, как правильно называется эта часть глаза? Правильно, это радужная оболочка.

- Кто вспомнит, как называется врач, который помогает нам заботиться о здоровье наших глаз? (офтальмолог)

- А теперь давайте сделаем вывод, и вспомним все, что умеют наши глаза.

- Кто мне поможет? (для рассказа дети пользуются алгоритмом)

- Молодцы, вы очень многое вспомнили.

Физминутка «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем»

- Скажите, пожалуйста, а у кого еще есть глаза? (у животных, птиц, рыб, насекомых).

- Ребята, нас приглашают в зоопарк, посмотреть зверей, птиц, (рассматривание коллажа «Глаза» и схемы расположения глаз).

- Как вы думаете, птицы так же видят, как человек? А может быть хуже или лучше? (ответы).

- Докажите, что птицы видят лучше, (дети высказывают свое мнение).

- Давайте проверим. Предположим, что мы птицы, закроем один глаз, а другим глазом будем смотреть, что у нас сбоку, спереди, сзади, соблюдая при этом одно условие: не крутить головой. А теперь другим глазом. Вам удобно смотреть, много ли предметов вы увидели сбоку, сзади? Так кто же больше и лучше видит: человек или птица? (птица, глаза у птиц расположены по бокам головы, они видят большую часть пространства, птицы видят спереди, сбоку и сзади).

- Для чего птицам нужно такое зрение? (спасаться от врагов, добывать пищу, ловить насекомых).

-А как вы думаете, у всех ли птиц острое зрение?

- Скажите, а когда сова видит лучше днем или ночью? Правильно, ночью, глаза у совы большие, расположены рядом. Сова – хищница, ночная птица, ночью добывает себе пищу.

- У кого из птиц самое острое зрение? Правильно, у орла, а почему? (он парит на большой высоте от земли, и из-за облаков высматривает добычу).

- Посмотрите на картины и схемы, и скажите, у каких животных тоже расположены глаза по бокам головы? (белка, заяц, олени, лоси, лошади, грызуны)

- Зачем этим животным нужно, чтобы глаза располагались по бокам головы? (спасаться от хищников)

- Кто из вас догадается, почему зайца называют «косым?» (заяц видит не только то, что спереди, но и сбоку, такое зрение нужно, чтобы убегать от волка, лисы).

- Чтобы глаза были здоровыми и красивыми, их нужно беречь.

- Напомните, правила, позволяющие сохранить зрение:

  • нельзя читать лежа,
  • долго и близко смотреть телевизор,
  • бегать с острыми предметами,
  • бросать в глаза песком,
  • ударяться головой,
  • трогать глаза грязными руками.

- Молодцы, вы вспомнили много правил, позволяющих сохранить зрение.

- А что же необходимо принимать нашему организму для улучшения остроты зрения? (по таблице дети отвечают: есть овощи, фрукты, пить соки, особенно полезен морковный сок и ягоды черники).

- Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте его, здесь говорится обо всех правилах, помогающих сохранить зрение.

Береги свои глаза

Чтоб глаза твои, дружок,

Могли долго сохраниться,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто,

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай.

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра, -

От стола до ваших глаз

Должно быть сорок сантиметров.

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

- Как вы понимаете фразу «должно быть сорок сантиметров», (опыт-эксперимент с линейкой)

- У наших глаз есть друзья, можно назвать их - помощники, защитники. Расскажите о них (дети рассказывают по алгоритму: ресницы – защищают глаза от пыли; веки моргают, закрываются, тем самым защищают от ветра, пыли, ударов; брови отводят пот со лба, воду, чтобы не попадали в глаза; слеза омывает глаз и выводит соринку).

Проводится игра «Чья команда быстрее соберет карточки»

Цель: продолжать формировать знания о здоровом образе жизни.

1-я команда собирает карточки «Полезное для глаз»

2-я команда собирает карточки «вредное для глаз»

- Ребята, вы хотите, чтобы ваши глаза были здоровыми, хорошо видели и не болели?

- Тогда мы сделаем знакомую вам зарядку для глаз.

1.Бысто-бысто поморгать, закрыть глаза и спокойно посидеть секунд пять.

2.Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, затем открыть их и посмотреть вдаль.

3.Следить за медленным движением «бабочки» (влево – вправо-4-6р., вверх – вниз-4-6р., круговые движения -4-6р.)

4.Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1-6.

5.Закрыть глаза и посидеть на счет 1-6, затем открыть глаза.

- Вот наши глаза и отдохнули, а чтобы у нас было острое зрение надо подкрепиться витаминами (детям раздается морковка).

Заключительная часть (рефлексивный этап)

    - Что понравилось больше всего?

    - Что нам удалось сделать?

    - Что было трудно?

    - Что бы вам хотелось повторить?

    - Чему ещё хотелось бы поучиться?

    - Но мы вместе справились со всеми трудностями, потому, что мы были дружные, смелые и  находчивые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...