Проект "Физкультминутка,как элемент здоровьесберегающих технологий
проект (средняя группа) по теме
В своём проекте я показала значимость и необходимость использования на занятиях физкультминуток,проведение которых помогает снизить утомляемость организма ребёнка и повысить работоспособность,активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volkova_e_v_2.docx | 53.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детский сад «Светлячок» протокол № ______ от «___________» года | УТВЕРЖДАЮ: заведующая МБДОУ детский сад «Светлячок» _____________ Пашкевич Е.В. Приказ от «___________» года |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Проект
«Физкультминутка,как элемент здоровьесберегающих технологий»
Воспитатель:Волкова Е.В.
р.п.Шаранга
2016 год
Паспорт проекта
Тема проекта: «Физкультминутка, как элемент здоровьесберегающих технологий»
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный
Продолжительность проекта: среднесрочный (январь-март)
Руководитель проекта: воспитатель Волкова Е.В.
Участники проекта: дети 4-5лет(средний возраст), родители (законные представители), воспитатель.
Введение
Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем.
Что же это такое - физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение ее в режим дня детей разных возрастных групп дает положительные результаты. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). Их цель – поддержание умственной работоспособности на достаточно высоком уровне, оздоровление детей. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить. Основные требования к проведению физкультминуток: · проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.); · подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения; · отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц; · комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания; · подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания. Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части. Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время. Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п. Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д. Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические. Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее: стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки; преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения; содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей. В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения. Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.
Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:
• Упражнения для снятия общего и локального утомления;
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика.
• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки
Проблема:
Утомляемость нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно своевременно обнаружить, предупредить и устранить возникающие признаки утомления.
Актуальность
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, — воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.
Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит – спокойнее будет».
Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния. Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (они возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Использование физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их, и вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
«Движение» – это жизнь – эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет, приучать наших детей вести активный образ жизни. Одним из средств развития двигательной активности детей является физкультминутка.
Цель проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с помощью физкультминуток.
Задачи проекта:
Для детей
формировать элементарные представления о пользе занятий физической
культурой;
- уточнять знания о том, как настроение влияет на наше самочувствие;
-расширять, углублять знания детей о своем организме
-развивать общую и мелкую моторику;
- формировать и совершенствовать умения и навыки в основных видах
движений;
- развивать физические качества
- воспитывать интерес к спорту, физической культуре, здоровому образу жизни;
- формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной двигательной деятельности.
Для педагога:
-Создать условия для благополучного и комфортного состояния
детей.
-Повышение профессиональной компетентности.
-Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Для родителей:
-Познакомить родителей (законных представителей) с одним из элементов здоровьесберегающих технологий- физкультминуткой, её целями и задачами.
-Побуждать родителей (законных представителей)применять на практике кратковременные упражнения(физкультминутки).
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту, к здоровому образу жизни;
- Активность детей, владение навыками здорового образа жизни, накапливаемость резерва здоровья;
- Повышение уровня физического и психического здоровья детей;
- Нормализация общей и мелкой моторики;
- Положительный результат темпов прироста физических качеств;
- Предупреждение переутомления и снижения умственной работоспособности во время НОД;
Для педагога:
- Создание системы развивающего игрового взаимодействия
детей и педагога.
- Повышение профессионального мастерства в вопросах здоровьесбережения;
Для родителей:
- Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей
и родителей.
- Создание картотеки “Физкультминутки для детей -дошкольников”
Условия реализации проекта:
Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений упражнения.
Упражнения выполняются стоя, сидя и лёжа, дети могут находиться в проходах между столами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т.д.
Темп выполнения упражнений медленный или средний. Все указания даются чётко и спокойно, педагог следит за правильностью выполнения движений. При выполнении сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях.
Помещение должно быть хорошо проветрено, одежда не стеснять действий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, продолжительность одного комплекса 2-3 минуты. Комплекс упражнений меняется каждые 2-3 недели.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток-положительный эмоциональный тон.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: организационно-подготовительный (январь)
- Постановка проблемы, определение целей и задач
- Изучение понятий, касающихся темы проекта
- Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению
- Подбор методической и художественной литературы про спорт, здоровье
- Подбор репродукций картин, открыток, фотографий, создание презентаций про спорт, спортсменов, строение тела человека
- Подготовка и подбор материалов для изготовления картотек по разделам:
- «Зрительная гимнастика»
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Двигательная гимнастика»
- «Дыхательная гимнастика
Второй этап -практическая реализация проекта (февраль)
- Рассматривание энциклопедии «Я и мое тело»
- Беседа «Кто спортом занимается?»
- Дидактические игры "Назови части тела», «Наши помощники»
- Отгадывание загадок о частях тела.
- Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Зоркие глазки»
- Беседы "Зачем мы дышим", "Что еще умеет нос"
- Рассматривание и обсуждение альбомов «Виды спорта», «Спортивный инвентарь»
- Чтение и обсуждение произведений Г. Сапгира «Загадки спортивной площадки», Е. Ильина «Здесь все- от А до Я – спортивная семья», Э. Мошковской "Уши", "Мой замечательный нос".
- Использование физкультминуток во время НОД
Третий этап- Заключительный(март)
- Обследование детей по данному вопросу, анализ проведенной работы.
- Презентация проекта «Физкультминутка, как элемент здоровьесберегающих технологий ».
Итоги проекта
- Общее укрепление здоровья детей, развитие физической активности.
- Дети получили первоначальные представления о своем организме и правилах сохранения своего здоровья
- У детей возник интерес и потребность к физическим упражнениям как средству оздоровления
- Повышение работоспособности, снижение утомляемости детей во время НОД
- Создание картотеки пальчиковой, зрительной, дыхательной, двигательной гимнастик.
- Создание разнообразной физкультурно-игровой среды.
Используемые источники
- Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры/ авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград. : Учитель, 2016
- Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, 2015.
- Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г.
- Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников, Изд. «Вако», 2011
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г.
- Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет, Волгоград: Учитель, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию
Статья была опубликована в сборнике методических материалов "Формирование и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ" ХАКИРОиПК г. Абакан, Республика Хакасия...
Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.
Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между физическим и психическим состоянием челове...
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
"Использование элементов здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоро...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)
Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...
Сценарий занятия в средней группе с использованием элементов классической хореографии, логоритмики и элементов здоровьесберегающих технологий
Дети совершают путешествие в космос, преодолевая различные препятствия...
Инновационные технологии на занятиях музыки. Физкульминутки и динамические паузы, как обязательный элемент здоровьесберегающей технологии
Одна из основных задач образовательного процесса состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным и психофизическим этапам ра...