ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему
Специфика работы любого образовательного учреждения, а дошкольного образовательного учреждения – особо, определяет, что очень важно при обучении персонала, как педагогического, так и вспомогательного, уделять внимание вопросам охраны труда работающих и охраны жизни и здоровья детей в единстве, исходя из их взаимосвязанности: обеспечение безопасности образовательного учреждения неразрывно связано с охраной здоровья и безопасными условиями пребывания в нем детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_osnovy_bezopasnosti_dou.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Вержбицкая Е.Г.,
канд. пед. наук, доцент кафедры
безопасности жизнедеятельности
Института физической культуры и дзюдо
Адыгейского государственного университета,
Почетный работник общего образования России
Мережко О.М.,
инструктор по физической культуре
МБДОУ № 16 г. Майкопа,
кандидат в мастера спорта России по дзюдо
Работа образовательного учреждения любого уровня образования характеризуется, в первую очередь, содержанием постановки и решения задач всестороннего обеспечения безопасности как условия организации его деятельности. В полной мере это относится и к организации функционирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Сохранение жизни и здоровья воспитанников и работников в процессе образовательной и трудовой деятельности, включающей в себя совокупность педагогических основ, а также нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, оказывающих влияние на повышения уровня защищенности и безопасности всех членов коллектива образовательного учреждения, является одной из важнейших задач руководителя и всех педагогов и сотрудников ДОУ.
Важное место в этом перечне занимает позиция «педагогических основ», поскольку все остальные имеют непосредственное отношение к содержанию охраны труда и подлежат неукоснительному выполнению на основании действующего законодательства. Так, в Федеральном Законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» записано, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и регулярную проверку знаний. Для всех поступающих на работу лиц работодатель обязан провести инструктаж, организовать обучение методам и приемам безопасности выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Поэтому в образовательных учреждениях периодическое обучение сотрудников проводится, но, в основном, только по охране труда, а вопросы организации охраны здоровья зачастую остаются за пределами данных программ.
Специфика работы любого образовательного учреждения, а дошкольного образовательного учреждения – особо, определяет, что очень важно при обучении персонала, как педагогического, так и вспомогательного, уделять внимание вопросам охраны труда работающих и охраны жизни и здоровья детей в единстве, исходя из их взаимосвязанности: обеспечение безопасности образовательного учреждения неразрывно связано с охраной здоровья и безопасными условиями пребывания в нем детей и взрослых. В образовательном учреждении ребенок проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка трудно переоценить. Одним из важнейших показателей образовательного микросоциума является здоровьесберегающий потенциал его среды. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения – это совокупность условий, организуемых администрацией, всем педагогическим коллективом, сотрудниками при обязательном участии обучающихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий деятельности участников образовательного процесса.
Среди компонентов здоровьесберегающей и безопасной среды в образовательном учреждении можно выделить две группы: общие, реализация которых возлагается на весь коллектив работников, и специальные, обеспечение которых входит в сферу профессиональной деятельности педагогического состава. К общим компонентам относятся:
1. Здоровьесберегающая и безопасная инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия воспитания, обучения, питания, а в некоторых случаях – проживания, детей.
2. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: рациональная организация учебной деятельности, гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания.
3. Условия для активного отдыха и занятий физической культурой и спортом.
4. Система комплексного профилактического медицинского обслуживания: осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля состояния здоровья субъектов образовательного процесса.
Наряду с перечисленными традиционными компонентами в создании здоровьесберегающей среды все большее внимание уделяется специфическим, таким как:
- вербальный (речевое поведение);
- эмоционально-поведенческий (совокупность действий, поступков, отношений);
- культурологический (интеграция культуры и искусства в образовательный процесс);
- видеоэкологический (совокупность средовых факторов экологического подпространства образовательной среды, воздействующих на детей и педагогов).
Видеоэкологическая составляющая системы охраны здоровья изучает воздействие на психику, а через нее – на телесную организацию человека и его здоровье – зрительных образов той среды, в которой человек находится. Как известно, однообразные по геометрическим формам архитектурные конструкции оказывают негативное, угнетающее воздействие на человека. И наоборот – разнообразие форм и линий, комбинации различных геометрических построений способствуют более высокой работоспособности, лучшему настроению. Сходные закономерности отмечены и в отношении цветовой гаммы. Однако если эти закономерности силами педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений достаточно активно используются в оформлении интерьеров групповых комнат, пространства игровых зон и площадок детских садов, то в оформлении помещений общеобразовательных учреждений, как правило, уже преобладают квадратно-прямоугольные формы, однообразное убранство, унылая цветовая гамма – факторы негативного влияния на психику детей. Отметим, что это влияние слабое, но действующее длительное время, что приводит к постепенному аккумулированию эффекта.
Отличие здоровьесберегающей среды от простого соблюдения СанПиНов заключается в том, что за соблюдением указанных требований следят по функциональным обязанностям медицинские работники и руководитель образовательного учреждения. Педагоги в редких случаях включаются в разрешение возникающих в этой связи проблем. В формировании же здоровьесберегающей среды участвуют все субъекты образовательного процесса – и педагоги, и дети, и родители. Данный процесс носит творческий, раскрепощенный характер, ориентированный не только на нормативы, но и на актуальные интересы безопасности жизнедеятельности, охраны и укрепления здоровья детей и взрослых.
Одним из действенных направлений педагогического обеспечения безопасности дошкольного образовательного учреждения является разработка и утверждение различной документации, локальных актов, инструкций, непосредственно касающихся данного учреждения и его безопасности на основе изучения основных направлений законодательства Российской Федерации по вопросам безопасности образовательного процесса в целом, охраны труда и здоровья его участников. Реализация разработанных документов в повседневной жизни образовательного учреждения позволяет сохранять оптимальное состояние всех показателей его безопасного функционирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ
Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...
Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.
В данной работе затронуты трудности управления доу.Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;раскрыта сущность коммуникативной комп...
Положение о портфолио педагогического работника Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 комбинированного вида "Алёнушка"
Портфолио как подтверждение результатов практической деятельности педагогического работника в межаттестационный период...
Презентация "Основы управления в дошкольном образовательном учреждении"
Управление – это целенаправленная деятельность руководителя по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития ДОУ, именно поэтому совершенствование управления должно стать п...
Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Колосок»
Положениео нормах профессиональной этики педагогических работниковмуниципального казенного дошкольного образовательного учрежденияДетский сад «Колосок»...
Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В деятельности воспитателя детского сада встречается множество педагогических задач, большинство из которых не имеют контрольного ответа. Для решения проблем, особенно педагогических, необходим жизнен...
План работы методического объединения по введению ФГОС ДО педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 «Рябинка» на 2015 год
Одной из активных и эффективных форм работы с педагогами была и остаётся организация методических объединений. В настоящее время, когда все дошкольные организации находтся в процессе введения ФГОС ДО,...