ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему
Специфика работы любого образовательного учреждения, а дошкольного образовательного учреждения – особо, определяет, что очень важно при обучении персонала, как педагогического, так и вспомогательного, уделять внимание вопросам охраны труда работающих и охраны жизни и здоровья детей в единстве, исходя из их взаимосвязанности: обеспечение безопасности образовательного учреждения неразрывно связано с охраной здоровья и безопасными условиями пребывания в нем детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Вержбицкая Е.Г.,
канд. пед. наук, доцент кафедры
безопасности жизнедеятельности
Института физической культуры и дзюдо
Адыгейского государственного университета,
Почетный работник общего образования России
Мережко О.М.,
инструктор по физической культуре
МБДОУ № 16 г. Майкопа,
кандидат в мастера спорта России по дзюдо
Работа образовательного учреждения любого уровня образования характеризуется, в первую очередь, содержанием постановки и решения задач всестороннего обеспечения безопасности как условия организации его деятельности. В полной мере это относится и к организации функционирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Сохранение жизни и здоровья воспитанников и работников в процессе образовательной и трудовой деятельности, включающей в себя совокупность педагогических основ, а также нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, оказывающих влияние на повышения уровня защищенности и безопасности всех членов коллектива образовательного учреждения, является одной из важнейших задач руководителя и всех педагогов и сотрудников ДОУ.
Важное место в этом перечне занимает позиция «педагогических основ», поскольку все остальные имеют непосредственное отношение к содержанию охраны труда и подлежат неукоснительному выполнению на основании действующего законодательства. Так, в Федеральном Законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» записано, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и регулярную проверку знаний. Для всех поступающих на работу лиц работодатель обязан провести инструктаж, организовать обучение методам и приемам безопасности выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Поэтому в образовательных учреждениях периодическое обучение сотрудников проводится, но, в основном, только по охране труда, а вопросы организации охраны здоровья зачастую остаются за пределами данных программ.
Специфика работы любого образовательного учреждения, а дошкольного образовательного учреждения – особо, определяет, что очень важно при обучении персонала, как педагогического, так и вспомогательного, уделять внимание вопросам охраны труда работающих и охраны жизни и здоровья детей в единстве, исходя из их взаимосвязанности: обеспечение безопасности образовательного учреждения неразрывно связано с охраной здоровья и безопасными условиями пребывания в нем детей и взрослых. В образовательном учреждении ребенок проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка трудно переоценить. Одним из важнейших показателей образовательного микросоциума является здоровьесберегающий потенциал его среды. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения – это совокупность условий, организуемых администрацией, всем педагогическим коллективом, сотрудниками при обязательном участии обучающихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий деятельности участников образовательного процесса.
Среди компонентов здоровьесберегающей и безопасной среды в образовательном учреждении можно выделить две группы: общие, реализация которых возлагается на весь коллектив работников, и специальные, обеспечение которых входит в сферу профессиональной деятельности педагогического состава. К общим компонентам относятся:
1. Здоровьесберегающая и безопасная инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия воспитания, обучения, питания, а в некоторых случаях – проживания, детей.
2. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: рациональная организация учебной деятельности, гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания.
3. Условия для активного отдыха и занятий физической культурой и спортом.
4. Система комплексного профилактического медицинского обслуживания: осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля состояния здоровья субъектов образовательного процесса.
Наряду с перечисленными традиционными компонентами в создании здоровьесберегающей среды все большее внимание уделяется специфическим, таким как:
- вербальный (речевое поведение);
- эмоционально-поведенческий (совокупность действий, поступков, отношений);
- культурологический (интеграция культуры и искусства в образовательный процесс);
- видеоэкологический (совокупность средовых факторов экологического подпространства образовательной среды, воздействующих на детей и педагогов).
Видеоэкологическая составляющая системы охраны здоровья изучает воздействие на психику, а через нее – на телесную организацию человека и его здоровье – зрительных образов той среды, в которой человек находится. Как известно, однообразные по геометрическим формам архитектурные конструкции оказывают негативное, угнетающее воздействие на человека. И наоборот – разнообразие форм и линий, комбинации различных геометрических построений способствуют более высокой работоспособности, лучшему настроению. Сходные закономерности отмечены и в отношении цветовой гаммы. Однако если эти закономерности силами педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений достаточно активно используются в оформлении интерьеров групповых комнат, пространства игровых зон и площадок детских садов, то в оформлении помещений общеобразовательных учреждений, как правило, уже преобладают квадратно-прямоугольные формы, однообразное убранство, унылая цветовая гамма – факторы негативного влияния на психику детей. Отметим, что это влияние слабое, но действующее длительное время, что приводит к постепенному аккумулированию эффекта.
Отличие здоровьесберегающей среды от простого соблюдения СанПиНов заключается в том, что за соблюдением указанных требований следят по функциональным обязанностям медицинские работники и руководитель образовательного учреждения. Педагоги в редких случаях включаются в разрешение возникающих в этой связи проблем. В формировании же здоровьесберегающей среды участвуют все субъекты образовательного процесса – и педагоги, и дети, и родители. Данный процесс носит творческий, раскрепощенный характер, ориентированный не только на нормативы, но и на актуальные интересы безопасности жизнедеятельности, охраны и укрепления здоровья детей и взрослых.
Одним из действенных направлений педагогического обеспечения безопасности дошкольного образовательного учреждения является разработка и утверждение различной документации, локальных актов, инструкций, непосредственно касающихся данного учреждения и его безопасности на основе изучения основных направлений законодательства Российской Федерации по вопросам безопасности образовательного процесса в целом, охраны труда и здоровья его участников. Реализация разработанных документов в повседневной жизни образовательного учреждения позволяет сохранять оптимальное состояние всех показателей его безопасного функционирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ
Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-356476-1385794090.jpg)
Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.
В данной работе затронуты трудности управления доу.Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;раскрыта сущность коммуникативной комп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/08/picture-148846-1368008112.jpg)
Положение о портфолио педагогического работника Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 комбинированного вида "Алёнушка"
Портфолио как подтверждение результатов практической деятельности педагогического работника в межаттестационный период...
Презентация "Основы управления в дошкольном образовательном учреждении"
Управление – это целенаправленная деятельность руководителя по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития ДОУ, именно поэтому совершенствование управления должно стать п...
Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Колосок»
Положениео нормах профессиональной этики педагогических работниковмуниципального казенного дошкольного образовательного учрежденияДетский сад «Колосок»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-540912-1417499398.jpg)
Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В деятельности воспитателя детского сада встречается множество педагогических задач, большинство из которых не имеют контрольного ответа. Для решения проблем, особенно педагогических, необходим жизнен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-622775-1429175413.jpg)
План работы методического объединения по введению ФГОС ДО педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 «Рябинка» на 2015 год
Одной из активных и эффективных форм работы с педагогами была и остаётся организация методических объединений. В настоящее время, когда все дошкольные организации находтся в процессе введения ФГОС ДО,...