ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ЛФК С ЭЛЕМЕНТАМИ МАССАЖА
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Программа проведения занятий ЛФК с элементами оздоровительного массажа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnaya2_1.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
«Утверждаю»
____________
Директор Л.А. Наумов
«___» __________ 2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ»
Составил: Щелкалина Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 3-6 лет.
Срок реализации программы: 2015/16 уч.г.
Принята
педагогическим советом
«___» __________ 2015 г.
Протокол № ___
Москва, 2015 год
Пояснительная записка
Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка. В результате систематической тренировки ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования. Физическая активность - одно из необходимых условий жизни человека, имеющих не только биологическое, но и социальное значение. Физическая активность является естественной биологической потребностью, основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма, стимулирует активную деятельность всех его систем, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.
Лечебная физкультура (ЛФК) - метод неспецифической тренирующей терапии и реабилитации средствами физической культуры и спорта (физические упражнения, массаж, естественные факторы природы). Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3, а кислорода в 5 раз больше, чем бездействующая. Поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. Занятия ЛФК с детьми и массаж необходимы для нормального физического развития как полностью здоровых, так и детей, имеющих физические отклонения. Многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребенка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.
Гимнастика в сочетании с массажем прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Гимнастика и массаж являются не только замечательным средством профилактики многих заболеваний опорно-двигательного аппарата, но также способствуют укреплению здоровья ребенка, развивают сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную и иммунную системы организма.
Обо мне
Я имею высшее физкультурное (Российский Государственный Университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма г. Москвы, специализация: плавание, профиль: ЛФК и массаж), а также средне-специальное медицинское образование. Кроме того, мне был присвоен статус Массажист международной категории. Есть действующий медицинский сертификат по данной специальности, а также остальные необходимые документы для проведения сеансов детского массажа.
Описание программы
Данная программа «Путь к здоровье» - это комплексная система оздоровительных процедур, включающая в себя ЛФК и сеансы массажа различных видов. Программа предназначена как для детей с нарушениями работы различных систем организма и определенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, так и для здоровых детей для укрепления организма, гармоничного развития и предупреждения проблем со здоровьем.
Направления программы:
- ЛФК
Занятия ЛФК будут проводиться с детьми как индивидуально, так и группами. Группы будут формироваться в соответствии с показателями здоровья детей.
Цели и задачи: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.
Оздоровительные задачи:
- Повышение функционального уровня органов и систем организма дошкольников.
- Повышение умственной и физической работоспособности.
- Повышение иммунологической реактивности, сопротивляемости организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции.
Образовательные:
- Обучение правилам ортопедического режима, формирование правильной осанки, ее коррекции.
- Обучение рациональному дыханию.
- Освоение основных двигательных навыков и умений.
Воспитательные:
- Воспитание у детей ответственности за результаты совместной деятельности;
- Воспитание у детей потребности регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе.
Занятия ЛФК оказывают эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.
Программа рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся под руководством инструктора ЛФК 2 раза в неделю с использованием рекомендаций врача ортопеда. Дети разделены по подгруппам. Применяется индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от поставленных задач. Основным способом проведения занятий с детьми является: индивидуальный, мало-групповой и групповой метод.
Средства ЛФК, используемые в детском возрасте.
- Физические упражнения;
- Естественные оздоровительные средства природы – закаливание, массаж.
- Воздушные и водные процедуры.
Методы проведения процедур ЛФК
- индивидуальный
- мало-групповой (3-5 человек)
- групповой (8-15 человек)
- консультативный.
Периоды применения ЛФК:
- Вводный (щадящий);
- Основной (функциональный);
- Заключительный (тренировочный).
Общие принципы:
- Подбор физических упражнений в зависимости от общего состояния организма;
- Принцип сознательности и активности плюс мотивация;
- Принцип наглядности;
- Принцип доступности;
- Принцип систематичности, система строится с учетом тренированности и длится месяцами;
- Принцип регулярности;
- Принцип цикличности;
- Принцип новизны и разнообразия: 10-15 % упражнений обновляются;
- Принцип постепенности увеличения нагрузки по мере тренированности;
- Всестороннее развитие.
Ведущим является принцип систематичности, т. е. непрерывное, планомерное, регулярное использование любых средств лечебной физкультуры в различных формах в течение года. Благодаря этому происходит закрепление физиологических сдвигов, происходящих в организме ребенка под влиянием физических упражнений, а также закрепление компенсаторно-приспособительных реакций.
Перерывы в занятиях лечебной физкультурой приводят к утрате, ослаблению условно-рефлекторных связей, изменяют течение приспособительных реакций. Систематическое, ежедневное проведение утренней гимнастики, специальных занятий, выполнение движений и других элементов лечебной физкультуры, в том числе и самостоятельных индивидуальных назначений, способствуют успешному решению задач, а также играют большую воспитательную роль.
Формы проведения ЛФК: лечебная гимнастика.
Занятие по лечебной гимнастике имеет обычную структуру и продолжительность:
- для детей 3-4 лет –10-15 минут;
- для детей 4-5 лет –15-20 минут;
- для детей 5-6 лет –20-25 минут.
Методика составления комплексов оздоровительных занятий состоит из трех частей. В вводную часть включена разминка для стопы, общеразвивающие и корректирующие упражнения. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний в зависимости от стадии изучения упражнения.
В основную часть в зависимости от задачи комплекса входят упражнения из положения сидя (для связок и мышц стопы), лежа на спине, на боку и на животе – для исключения статической нагрузки на стопы и усиления концентрации внимания на нужных группах мышц, облегчения расслабления мышц. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Дозировка повторений зависит от возрастной группы детей.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры.
Занятия проходят в сказочной, образно-ролевой форме, используется частая смена движений с различной физической нагрузкой, темпом, что позволяет детям сохранять интерес к занятию на всем его протяжении.
Физические упражнения являются основным средством ЛФ.
Физические упражнения:
- общеразвивающие;
- специальные.
К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т.д.
Периодизация занятий лечебной физкультурой.
Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса). Соответственно для каждого периода составлены комплексы упражнений
Вводный период - это период ознакомления с детьми в процессе выполнения ими элементарных физических упражнений. Позволяет выявить индивидуальную реакцию детей на различные упражнения. В этот период инструктор подробно объясняет, показывает, как следует правильно выполнять специальные упражнения, уделяя особое внимание начальной постановке дыхания.
Основной период - начинается с момента отработки методики занятий. В этот период особое внимание следует обращать на систематичность занятий. Даются упражнения средней тяжести и сложности. Широко используются дыхательные упражнения
Заключительный (тренировочный) - в этот период завершается курс, подводятся итоги. Проводится диагностика. Даются рекомендации для родителей.
К концу года дети должны:
- иметь представление о правильном дыхании и уметь правильно дышать;
- уметь правильно ставить ногу во время ходьбы;
- укрепить на возрастном уровне мышцы, формирующие свод стопы;
- получить общее укрепление организма;
- повысить уровень физической работоспособности;
- уметь владеть техникой выполнения основных корригирующих упражнений;
Все занятия ЛФК проводятся согласно перспективному плану, описывающему упражнения, которые выполняются детьми, а также знания и умения, приобретаемые ими.
- Массаж
- Оздоровительный
Показания: ослабленная иммунная система, нарушения обмена веществ и проч.
Результаты: повышение иммунитета ребенка, устойчивости к респираторным заболеваниям, улучшение общего состояния здоровья.
- Профилактический
Для общего развития физической формы ребенка.
- Бронхолегочный
Для детей в период реабилитации после болезней дыхательных путей.
- Расслабляющий массаж
Показан детям с подвижной нервной системой, сниженным вниманием, повышенной возбудимостью и проч.
- Аппаратный массаж
Используется во всех видах массажа.
Результаты процедур массажа: повышение тонуса мышечной системы ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение подвижности и эластичности связочного аппарата, сократительной способности и пластичности мышц, вследствие чего улучшается состояние опорно-двигательного аппарата. Для достижения наилучшего результата к массажу будут рекомендованы дополнительные занятия плаванием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ладушки-ладошки» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа) в рамках «Дня здоровья»
«Ладушки-ладошки» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа) в рамках «Дня здоровья» ...
Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе
Программное содержание: Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Учить выделять признаки здорового человека. 2. Р...
Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе «Волшебная страна - Здоровье»
Дать детям общее представление о здоровье как ценности,которой необходимо постоянно заботится. Учить выделять признаки здорового человека....
Игры с элементами массажа на музыкальных занятиях
Игры с элементами массажа на музыкальных занятиях. Очень интересны детям. Данные игры можно сопровождать соответствующей музыкой...
Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе «Волшебная страна - Здоровье».
Дать детям общее представление о здоровье как ценности, которой необходимо постоянно заботится. Развивать желание беречь своё здоровье. Получить положительные эмоции от деятельности, понимание важност...
Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе «Волшебная страна - Здоровье»
Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе «Волшебная страна - Здоровье»Программное содержание:1. Дать детям ...
Элементы массажа и дыхательной гимнастики на занятиях по развитию речи
Презентация для выступления на семинаре....