Изучение отношения дошкольников к физической культуре.
тест (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Исследование мотивов двигательной активности дошкольников.
Материал: 6 карточек.
Проведение исследования.
Работа проводится с детьми 5-7 лет старшей и подготовительной к школе групп.
Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают соответствующий содержанию рисунок – внешнюю опору для запоминания.
Рассказ.
Дети разговаривали про физкультурные занятия.
1. Девочка Маша сказала: «Я хожу на физкультурные занятия, потому, что меня заставляет воспитательница. А если бы меня не заставляли, я бы на занятия не ходила».
Мотив по принуждению.
2. А мальчик Рома сказал: «Я хожу на физкультурные занятия, потому что мне нравится заниматься, делать различные упражнения, играть в подвижные игры. Даже если бы физкультурных занятий в детском саду не было, я бы все равно занимался физкультурой».
Учебный мотив.
3. Второй мальчик Сережа сказал: «Я хожу на физкультурные занятия, потому что там весело, особенно когда мы играем в подвижные игры, можно много бегать, смеяться».
Игровой мотив.
4. Девочка Ира сказала: «Я хожу на физкультурные занятия, потому что хочу быть здоровой, сильной, красивой. Когда человек здоров, он многое может сделать».
Мотив здоровья, силы и красоты.
5. Мальчик Ваня сказал: «Я хожу на физкультурные занятия, потому что там хвалят, как я выполняю упражнения».
Мотив получения похвалы.
После прочтения рассказа ребенку задают вопросы:
- Как, по-твоему, кто из детей прав?
- Почему?
- А ты почему ходишь на физкультурные занятия?
Полученные данные оформляют следующим образом.
Частота выбора различных мотивов, %
Мотив | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
сентябрь | май | сентябрь | май | |
Игровой | ||||
Учебный | ||||
Здоровья, силы, красоты | ||||
Похвалы | ||||
Принуждения |
Изучение эмоционального отношения дошкольников к занятиям физическими упражнениями.
Материал. 16 карточек с прилагательными-антонимами:
Хороший - плохой
Чистый - грязный
Пассивный - активный
Грустный - веселый
Быстрый - медленный
Сильный - слабый
Большой - маленький
Решительный - робкий
Две коробки с картинками (на одной – мальчик и девочка в спортивной форме выполняют физические упражнения, на другой – мальчик и девочка в обычной одежде).
Проведение исследования.
Работа проводится с детьми старшей и подготовительной групп. Перед ребенком ставят две коробки и дают следующую инструкцию: «Вот это – юные спортсмены, они выполняют физические упражнения, а эти дети не любят физкультуру. Сейчас я прочту тебе разные слова на карточках, а ты клади карточки в коробки – кому они больше подходят: детям, которые любят занятия физкультурой, или ребятам, которые не выполняют физических упражнений».
Далее зачитываются прилагательные, а ребенок раскладывает карточки по коробочкам.
Обработка данных.
Подсчитывается число положительных и отрицательных прилагательных, характеризующих ребят, занимающихся и не занимающихся физкультурой. Полученные данные оформляются в протоколе. Делаются выводы об общем эмоциональном отношении дошкольников к занятиям физическими упражнениями.
Протокол
ФИ ребенка | Возраст | Характеристика | |||||
Дети, занимающиеся физкультурой | Дети, не занимающиеся физкультурой | ||||||
+ | - | отказ | + | - | отказ | ||
Тест на определение эмоционального отношения ребенка к физической культуре.
Ребенку показывают нарисованные рожицы.
Вопросы:
1.Они одинаковые или нет?
2. Чем они отличаются?
3. Какие чувства ты испытываешь, когда ходишь на физкультурные занятия и занимаешься физическими упражнениями?
Две веселые рожицы означают, что человек испытывает очень приятные и радостные чувства, он очень доволен, когда занимается физическими упражнениями.
Две грустные рожицы означают, что человеку очень не нравится заниматься физическими упражнениями, он устает от этих занятий.
Одна радостная рожица означает, что человек испытывает хорошие чувства к физическим упражнениям, но не в сильной степени.
А одна грустная рожица будет означать, что человеку скорее грустно, чем радостно, но плохих чувств он все же не испытывает.
Важно, чтобы дети поняли различие эмоций, выраженных в рисунках, и могли определить свое отношение к физической культуре.
Очень нравится
Нравится
Не нравится
Очень не нравится
Изучение мотивов двигательной активности
в сфере физической культуры и вне сферы физической культуры
у детей дошкольного возраста.
Проведение исследования.
Детям предлагается индивидуально ответить на следующие вопросы:
- Почему ты ходишь на физкультурные занятия и выполняешь физические упражнения?
- Ты занимаешься физкультурой, потому что хочешь стать сильным, выносливым, крепким, ты хочешь развить себя физически и воспитать характер?
- Или тебе просто нравится заниматься физическими упражнениями?
- Или ты ходишь на физкультурные занятия, потому что хочешь быть вместе с друзьями, хочешь показать себе и другим, на что ты способен?
Полученные данные оформляются в протоколе.
Протокол
ФИ ребенка | Возраст | Мотивы, лежащие в сфере физической культуры | Мотивы, лежащие вне сферы физической культуры | |
Хочу стать сильным, выносливым, крепким | Просто нравится заниматься физ.упр. | Нравится быть вместе с друзьями, показывать всем, что умею делать | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантного поведения дошкольников средствами физической культуры
Наш детский сад работает по программе «Радуга», одним из направлений которой является социально-нравственое воспитание дошкольников.Физическая ку...
Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к родной культуре.
Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к этнокультуре.Дети - особый народ. Они слышат, видят, воспринимают окружающий мир не так, как мы, взрослые. Часто мы не м...
Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры
Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры>>....
Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры в дошкольном возрасте
Формирование интереса к физической культуре является актуальной проблемой современности...
Статья «Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двига...
Формирование у дошкольников основ физической культуры и культуры здоровья посредством социального партнерства ДОУ и семьи
Взрослые, окружающие малыша, играют важную роль в его развитии. Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья...