Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к родной культуре.
статья (подготовительная группа) на тему
Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к этнокультуре.
Дети - особый народ. Они слышат, видят, воспринимают окружающий мир не так, как мы, взрослые. Часто мы не можем до конца понять их, а они нас. И, тем не менее, мы придумываем для них различные методы и программы воспитания, часто основанные на результатах последних исследований зарубежных учёных, людей с другой психологией, этнокультурой, бытом. Без сомнения многие программы таких авторов, как К. Орф, Д. Огородное, Г. Струве и др. интересны и эффективны в обучении различным музыкальным способностям, но, на мой взгляд, не для дошкольников, а для, более старших по возрасту детей.
Известно, что классика «вышла из народа». Поэтому, на мой взгляд, именно русская песня, как ни что другое, красотой своих поэтических и музыкальных образов активно воздействует на слушателей, оставляя волнующие впечатления, вызывая красивое эмоциональное состояние. Именно о русской песне говорил М. Горький, что «она трогает душу», которая в наше время нуждается «в лечению).
Интересны последние исследования учёных относительно влияния звука на молекулы воды, как живого организма, которые показали, как реагирует вода на тяжёлый рок и ему подобную музыку, меняя свою привычную форму построения на непонятные, искажённые формы. И в какие необычайно лёгкие, красивые фигуры она перестраивается, когда «слышит» классическую и особенно церковную музыку. Человек состоит на 80% из воды, так какие же ощущения испытывает наш организм, когда вокруг звучит грохочущая музыка?
Русская песня способна не только «успокоить» или «развеселить» душу, она повышает способности в развитии точных наук. И уж давно известный факт, что вокал благотворно влияет на лечение верхних дыхательных путей, заикание, душевные расстройства.
Нужно отметить, что дети с удовольствием слушают, исполняют и познают русскую песню, особенно после того, когда начинают разбираться в жанровом разнообразии, «слышать» звучание народных инструментов, подыгрывать на них во время своего же пения. И здесь очень важно, с какой душой преподать её и с чего начинать. Педагог, который через себя не прочувствовал всё, что он пытается вложить в детей, никогда не сумеет вызвать интерес и любовь к родной культуре.
Гораздо сложнее обстоит дело с родителями. Нынешние мамы и папы, это то поколение, на долю которого выпала «перестройка», время, когда в стране на первый план вышли борьба за власть и деньги, когда страну заполонили иностранная музыка, фильмы, культура. О России, о её культуре и искусстве на время забыли. Современные молодые родители не поют колыбельных, не развлекают своих детей старинными песенками и потешками, в которых генетически заложена нужная ребёнку информация.
За десятилетний период работы с детьми в детском саду музыкальным руководителем, используя разные программы и методы обучения музыки, я пришла к убеждению, что лучше того педагогического опыта, накопленного веками, той системы эстетического воспитания детей, где всё заложено изначально, а речь идёт о фольклоре, нет. Именно в нём есть всё то, что необходимо ребёнку для становления его эстетико-религиозно-философских взглядов, воспитание человека и гражданина, которое в последующий период жизни определит смысл и цель его жизни, его потребности, направленность его деятельности и станет основой эстетических, этических, мировоззренческих позиций личности и её достоинства.
Все знают, что фольклор - это хорошо. Но одно дело знать, другое дело применять его по назначению. И мы никак не хотим понять до конца, что владеем уникальным по своему содержанию наследием, народным творчеством, как не банально это звучит. В русской старинной песне есть всё: история и быт, обычаи и обряды, духовность и нравственность, в ней вся жизнь русского народа, с её горестями и радостями. Уже весь мир признал уникальность русской народной песни. Её сложнейшие, и в то же время красивейшие по своему содержанию ритмические и мелодические рисунки. А мы всё стремимся к эстраде, не всегда качественной, звуковой фон, который нарушает нормальную работу психики детей.
Принимая во внимание эти и другие факты, автором были созданы циклы занятий, для детей старшего дошкольного возраста. Их основная цель - формирование эмоционально ценностного отношения дошкольников к родной культуре через различные виды музыкальной и художественной деятельности, и, прежде всего, посредством русской старинной песни.
Работая в рамках эксперимента по приобщению дошкольников к этнокультуре, мы обнаружили недостаточно глубокое и разностороннее изучение русской народной песни. Русская песня не так проста, в смысле восприятия, как это может показаться на первый взгляд. Разнообразие жанров требует к себе более детального подхода. Чтобы облегчить детям восприятие малознакомой и малопонятной информации о традиционной культуре, был разработан цикл интегрированных занятий, опираясь на программу И.В. Житной «Мир эмоций», ставящий своей целью - обеспечение ребёнку эмоционального благополучия и здоровья.
Занятия построены таким образом, что весь предлагаемый материал основан на игре. На игре драматической, построенной на сюжетах русских народных сказок, куда включаются пляски, игры, хороводы, игра на русских народных инструментах и, конечно, старинная песня, со всем своим разнообразием, неповторимой мелодичностью и задушевностью.
Наш век полон разнообразной информацией, в которой не просто разобраться. Такие соблазны, как компьютерные игры, спутниковое телевидение и прочие достижения науки отодвинули на задний план нашу сущность, нашу родную культуру. И поэтому задача детского сада, как можно в большей мере восполнить это недостающее звено в эстетическом воспитании ребёнка.
И, тем не менее, мы не можем отгородить себя от современной музыки, телевидения и т.п. и, что называется «окунуться с головой» в фольклор. Я не призываю всех «обуться в лапти», тем более, что фольклора, как такового, в чистом виде уже нет. То, что мы пытаемся возродить лишь вторичные формы - фольклоризм. И совсем ни к чему впадать в крайности, ограничивая себя и детей изучением только народной музыки. Современная музыка звучит кругом и хорошая, и «не хорошая», и ни куда нам от этого не деться. Дети должны понимать, что они слышат, что слушают их родители. Уметь сравнивать с тем, что предлагает детский сад и самим научиться разбираться, какую музыку следует слушать, а какую нет. Просто надо им помочь. Нравится нам это или нет, но мир движется вперёд, всё изменяется, причём не всегда в плохую сторону. Существует множество современных средств, с помощью которых можно организовать интересную и полезную работу с детьми. Это и синтезаторы, и пение под фонограммы те же русские народные песни, пользование микрофонами. И я абсолютно не считаю, что русская народная песня от этого пострадает. Раньше пели акапелла или под простенькое сопровождение балалайки или гармоники, а сейчас есть возможность украсить песню грамотной обработкой профессиональных аранжировщиков, от которой старинная песня ни сколько не страдает, но привлекает современную молодёжь. Главное не переусердствовать в подаче информации и не превратить фольклор в комиксы. Во всём должна быть мера, чувство, которым должен обладать каждый педагог.
На старший дошкольный возраст выпадает первый период становления певческого голоса и формирование артикуляционного аппарата — это 6-8 лет. Поэтому очень важно правильно начинать постановку голоса. Русская старинная песня, несмотря на всю свою сложность, больше всего подходит для развития певческих способностей.
Разумеется, свою основную часть работы я стараюсь строить на классике и народной музыке. Больше петь народных песен, в том числе и без музыкального сопровождения, начиная с малых фольклорных жанров: потешек, пестушек, дразнилок, и конечно, колыбельные песни, пытаясь «разбудить» в детях интерес к своему, исконному наследию. Далее знакомимся с частушками, самым поздним из жанров и самым доступным, включая их, по возможности, в каждый концерт и спектакль. С моей точки зрения, дети хорошо чувствуют лирические, протяжные песни, с интересом их слушают и сами поют. С большим удовольствием исполняют плясовые хороводные песни, сопровождая их игрой на русских народных шумовых инструментах. Дети хорошо знают свадебные песни, калядки, строевые и песни других жанров, и что самое важное, умеют применять их по назначению. Не навязчиво для детей, вплетаем в спектакли обычаи и обряды, которые, к сожалению, почти ушли из нашей повседневной жизни. Но дети вместе со взрослыми с удовольствием «играют» свадьбы, колядуют, водят хороводы. И пусть это не совсем так, как делали это наши прабабушки, но как бы там ни было, наша культура живёт, пусть даже в театрализованной форме. А это очень важно, потому, что пока жива русская народная песня, жива русская душа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к этнокультуре.
Дети - особый народ. Они слышат, видят, воспринимают окружающий мир не так, как мы, взрослые. Часто мы не можем до конца понять их, а они нас. И, тем не менее, мы придумываем для них различные методы и программы воспитания, часто основанные на результатах последних исследований зарубежных учёных, людей с другой психологией, этнокультурой, бытом. Без сомнения многие программы таких авторов, как К. Орф, Д. Огородное, Г. Струве и др. интересны и эффективны в обучении различным музыкальным способностям, но, на мой взгляд, не для дошкольников, а для, более старших по возрасту детей.
Известно, что классика «вышла из народа». Поэтому, на мой взгляд, именно русская песня, как ни что другое, красотой своих поэтических и музыкальных образов активно воздействует на слушателей, оставляя волнующие впечатления, вызывая красивое эмоциональное состояние. Именно о русской песне говорил М. Горький, что «она трогает душу», которая в наше время нуждается «в лечению).
Интересны последние исследования учёных относительно влияния звука на молекулы воды, как живого организма, которые показали, как реагирует вода на тяжёлый рок и ему подобную музыку, меняя свою привычную форму построения на непонятные, искажённые формы. И в какие необычайно лёгкие, красивые фигуры она перестраивается, когда «слышит» классическую и особенно церковную музыку. Человек состоит на 80% из воды, так какие же ощущения испытывает наш организм, когда вокруг звучит грохочущая музыка?
Русская песня способна не только «успокоить» или «развеселить» душу, она повышает способности в развитии точных наук. И уж давно известный факт, что вокал благотворно влияет на лечение верхних дыхательных путей, заикание, душевные расстройства.
Нужно отметить, что дети с удовольствием слушают, исполняют и познают русскую песню, особенно после того, когда начинают разбираться в жанровом разнообразии, «слышать» звучание народных инструментов, подыгрывать на них во время своего же пения. И здесь очень важно, с какой душой преподать её и с чего начинать. Педагог, который через себя не прочувствовал всё, что он пытается вложить в детей, никогда не сумеет вызвать интерес и любовь к родной культуре.
Гораздо сложнее обстоит дело с родителями. Нынешние мамы и папы, это то поколение, на долю которого выпала «перестройка», время, когда в стране на первый план вышли борьба за власть и деньги, когда страну заполонили иностранная музыка, фильмы, культура. О России, о её культуре и искусстве на время забыли. Современные молодые родители не поют колыбельных, не развлекают своих детей старинными песенками и потешками, в которых генетически заложена нужная ребёнку информация.
За десятилетний период работы с детьми в детском саду музыкальным руководителем, используя разные программы и методы обучения музыки, я пришла к убеждению, что лучше того педагогического опыта, накопленного веками, той системы эстетического воспитания детей, где всё заложено изначально, а речь идёт о фольклоре, нет. Именно в нём есть всё то, что необходимо ребёнку для становления его эстетико-религиозно-философских взглядов, воспитание человека и гражданина, которое в последующий период жизни определит смысл и цель его жизни, его потребности, направленность его деятельности и станет основой эстетических, этических, мировоззренческих позиций личности и её достоинства.
Все знают, что фольклор - это хорошо. Но одно дело знать, другое дело применять его по назначению. И мы никак не хотим понять до конца, что владеем уникальным по своему содержанию наследием, народным творчеством, как не банально это звучит. В русской старинной песне есть всё: история и быт, обычаи и обряды, духовность и нравственность, в ней вся жизнь русского народа, с её горестями и радостями. Уже весь мир признал уникальность русской народной песни. Её сложнейшие, и в то же время красивейшие по своему содержанию ритмические и мелодические рисунки. А мы всё стремимся к эстраде, не всегда качественной, звуковой фон, который нарушает нормальную работу психики детей.
Принимая во внимание эти и другие факты, автором были созданы циклы занятий, для детей старшего дошкольного возраста. Их основная цель - формирование эмоционально ценностного отношения дошкольников к родной культуре через различные виды музыкальной и художественной деятельности, и, прежде всего, посредством русской старинной песни.
Работая в рамках эксперимента по приобщению дошкольников к этнокультуре, мы обнаружили недостаточно глубокое и разностороннее изучение русской народной песни. Русская песня не так проста, в смысле восприятия, как это может показаться на первый взгляд. Разнообразие жанров требует к себе более детального подхода. Чтобы облегчить детям восприятие малознакомой и малопонятной информации о традиционной культуре, был разработан цикл интегрированных занятий, опираясь на программу И.В. Житной «Мир эмоций», ставящий своей целью - обеспечение ребёнку эмоционального благополучия и здоровья.
Занятия построены таким образом, что весь предлагаемый материал основан на игре. На игре драматической, построенной на сюжетах русских народных сказок, куда включаются пляски, игры, хороводы, игра на русских народных инструментах и, конечно, старинная песня, со всем своим разнообразием, неповторимой мелодичностью и задушевностью.
Наш век полон разнообразной информацией, в которой не просто разобраться. Такие соблазны, как компьютерные игры, спутниковое телевидение и прочие достижения науки отодвинули на задний план нашу сущность, нашу родную культуру. И поэтому задача детского сада, как можно в большей мере восполнить это недостающее звено в эстетическом воспитании ребёнка.
И, тем не менее, мы не можем отгородить себя от современной музыки, телевидения и т.п. и, что называется «окунуться с головой» в фольклор. Я не призываю всех «обуться в лапти», тем более, что фольклора, как такового, в чистом виде уже нет. То, что мы пытаемся возродить лишь вторичные формы - фольклоризм. И совсем ни к чему впадать в крайности, ограничивая себя и детей изучением только народной музыки. Современная музыка звучит кругом и хорошая, и «не хорошая», и ни куда нам от этого не деться. Дети должны понимать, что они слышат, что слушают их родители. Уметь сравнивать с тем, что предлагает детский сад и самим научиться разбираться, какую музыку следует слушать, а какую нет. Просто надо им помочь. Нравится нам это или нет, но мир движется вперёд, всё изменяется, причём не всегда в плохую сторону. Существует множество современных средств, с помощью которых можно организовать интересную и полезную работу с детьми. Это и синтезаторы, и пение под фонограммы те же русские народные песни, пользование микрофонами. И я абсолютно не считаю, что русская народная песня от этого пострадает. Раньше пели акапелла или под простенькое сопровождение балалайки или гармоники, а сейчас есть возможность украсить песню грамотной обработкой профессиональных аранжировщиков, от которой старинная песня ни сколько не страдает, но привлекает современную молодёжь. Главное не переусердствовать в подаче информации и не превратить фольклор в комиксы. Во всём должна быть мера, чувство, которым должен обладать каждый педагог.
На старший дошкольный возраст выпадает первый период становления певческого голоса и формирование артикуляционного аппарата — это 6-8 лет. Поэтому очень важно правильно начинать постановку голоса. Русская старинная песня, несмотря на всю свою сложность, больше всего подходит для развития певческих способностей.
Разумеется, свою основную часть работы я стараюсь строить на классике и народной музыке. Больше петь народных песен, в том числе и без музыкального сопровождения, начиная с малых фольклорных жанров: потешек, пестушек, дразнилок, и конечно, колыбельные песни, пытаясь «разбудить» в детях интерес к своему, исконному наследию. Далее знакомимся с частушками, самым поздним из жанров и самым доступным, включая их, по возможности, в каждый концерт и спектакль. С моей точки зрения, дети хорошо чувствуют лирические, протяжные песни, с интересом их слушают и сами поют. С большим удовольствием исполняют плясовые хороводные песни, сопровождая их игрой на русских народных шумовых инструментах. Дети хорошо знают свадебные песни, калядки, строевые и песни других жанров, и что самое важное, умеют применять их по назначению. Не навязчиво для детей, вплетаем в спектакли обычаи и обряды, которые, к сожалению, почти ушли из нашей повседневной жизни. Но дети вместе со взрослыми с удовольствием «играют» свадьбы, колядуют, водят хороводы. И пусть это не совсем так, как делали это наши прабабушки, но как бы там ни было, наша культура живёт, пусть даже в театрализованной форме. А это очень важно, потому, что пока жива русская народная песня, жива русская душа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Методы и приемы проведения русских народных игр....
«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»....
"Роль русской народной песни в воспитании дошкольников" Папка-передвижка
Папка-передвижка...
Презентация «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
laquo;Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»...
Роль русской народной песни в наше время
М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость....