Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Органы дыхания»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гусакова Алёна Францевна

Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznaniyu_v_starshey_gruppe.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Колпинского района Санкт-Петербурга

 Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Органы дыхания»

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.

Составила:

Воспитатель старшей группы

Гусакова Алена Францевна

Санкт-Петербург 2015

НОД по познанию в старшей группе

«Органы дыхания»

     Цель: Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.

    Задачи:

Образовательные:

 -формировать знания о том, что органы дыхания имеют важное значение для человека.

- расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра, лёгкие)

- закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

-формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам

- воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Развивающие:

-развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные:

-формировать бережное отношение к своему организму, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.

     Материалы и оборудование: картины-схемы: лёгких; органов дыхания; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки,(на каждого ребёнка) зеркало.

Методы обучения: демонстрационное и фронтальное экспериментирование, логические рассуждения, игра, рассказ, самонаблюдение.

Ход занятия.

                                     I- Вводная часть.

Приветствие детей и педагога стоя в кружке.

Воспитатель: чтение стихотворения

- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами поговорим об органах дыхания и о том, как правильно дышать.

- Как и на любом занятии не забываем следить за своей речью и четко произносить звуки в словах. А ещё у нас есть правило которое мы хорошо знаем, давайте его вместе повторим.

Дети:-  хором проговаривают приветствие и правило поведения на занятии.

"На занятии будь внимателен, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай".

Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, для чего в нашей группе так много цветов?

 Дети: -В группе много чистого воздуха, который дают растения. Воздух чистый, полезный, свежий, и нам приятно дышать.

Воспитатель:- Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания.

                         

                  Игра «Части тела»

- А давайте поиграем в игру "Части тела". Я буду называть части тела человека и его органы, а вы будете показывать их на себе (Темп называния зависит от детей, так чтобы каждый ребёнок успел понять, найти часть тела у себя и показать её)

Дети: Правая рука. Рот. Живот. Левое ухо, правая нога, нос, волосы, шея, брови, глаза.

Воспитатель:- Молодцы, ошибок нет.

                  II. Основная часть.

1.Вводная беседа.

Дети сидят на стульях перед плакатами.

Воспитатель: Мы рассмотрим все органы дыхания по порядку.

- Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха?

Дети:- Нет.

Воспитатель: Правильно ребята:

Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим я, и он, и ты.

- Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

- Что вы чувствуете?

Воспитатель:- Почему не смогли долго быть без воздуха?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель:- Правильно! Каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и просит, пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы 
Две глубокие норы, 
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

- Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

- Куда сначала попадает воздух?

Дети: через нос

- Скажите, а может ли воздух попасть в рот? Для этого сделайте вдох через нос, а выдохнете через рот.

- Может? (Ответы детей).

Воспитатель:- И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом.

Воспитатель:- Я вас приглашаю присесть и рассмотреть свой нос. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Опишите, как он выглядит. (Ответы детей).

Воспитатель:-А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!

Физминутка "Солнышко"

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)
Всех детишек приласкало 
Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди).
Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)
Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).
Гладит ручки, (Растирать ладони).
Вот. (Поднять руки вверх).

Воспитатель:- А теперь поднесите ладонь ко рту. Тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь.

- Какой воздух вы чувствуете? (Ответы детей).

- Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать как?

- Ребята, а что может навредить нашему носу? Чего делать нельзя?

- Итак, воздух попал в нос и рот, а дальше он движется по дыхательной трубке и дальше попадает в грудную клетку.

Воспитатель:- Какая на ощупь грудная клетка?

 Дети: обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая.

Воспитатель:- Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

- Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в грудь. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки.

- Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит. Работают легкие, как мешки-гармошки, в которых и содержится вдыхаемый воздух. Эти мешочки называются лёгкие. Повторите хором название.

- Когда воздух заходит?

- Когда выходит?

- Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.

                           "Игра шарики"

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи только одного выдоха шарик.

Воспитатель:- Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

- Ребята, как вы думаете ,а что вредно для наших лёгких?(Ответы детей).

- Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем они отличаются?

Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.

Кашель очищает верхние дыхательные пути, даже если мы поперхнемся крошкой.

Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!

             Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?"

Воспитатель:- А теперь мы поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое: вред-польза) и объясните свой выбор.

Дети: раскладывают карточки и объясняют. Полезно: есть чеснок и лук, овощи и фрукты.

Одеваться по сезону. Закаляться. Дышать носом. Дышать свежим воздухом.

Вредно: кричать на улице. Ходить легко одетым в холодную погоду. Переохлаждаться.

Пить на улице холодную воду. Дышать грязным, задымленным воздухом.

Итог. (Все дети встали в круг.)

Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята вам понравилось занятие?

- Назовите органы дыхания заполняя картину.

 Дети:  называют и показывают на себе и картине (правильно прикладывая органы дыхания): нос, рот, дыхательная трубка, легкие.

- Какие правила для сохранения здоровья мы вывели на занятии?

- Что пожелали бы вы своим друзьям и нашим гостям?

   

                   

    III. Заключительная часть.

Пожелания детей:

- Быть всегда здоровыми;

- Заниматься спортом, делать зарядку каждый день;

- Гулять на свежем воздухе, закаляться.

- Есть полезные продукты, овощи и фрукты.

- Дышать чистым воздухом.

Воспитатель:На память о занятии детям дарятся воздушные шары.

  • А я желаю всем: чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.
  • Всегда иметь здоровый вид,
  • Вовек не знать, где что болит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".

Конспект занятия  по окружающему миру  с использованием современных образовательных технологий  в старшей группе детского сада....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)

Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...