Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
учебно-методический материал на тему

Калинина Ирина Евгеньевна

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В федеральных государственных образовательных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Интерактивные методы работы – это методы взаимодействия участников между собой, где происходит активизация познавательной деятельности участников, совместное решение значимых задач, способность взаимодействовать или находиться в состоянии диалога.

В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные формы работы с родителями

из опыта работы

руководителя физического воспитания

Калининой Ирины Евгеньевны

Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и творенье.

Она для нас начало всех начал.

Е. А. Мухачева

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В федеральных государственных образовательных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Интерактивные методы работы – это методы взаимодействия участников между собой, где происходит активизация познавательной деятельности участников, совместное решение значимых задач, способность взаимодействовать или находиться в состоянии диалога.

В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогом.

Педагоги нашего детского сада используют различные интерактивные формы и методы работы с семьями воспитанников. Я хочу рассказать, о том какую работу в этом направлении веду я, руководитель физического воспитания. Опыт у меня небольшой, руководителем  физического воспитания я работаю всего месяц  и  считаю, себя молодым специалистом в данной специальности.

Работа с родителями специалиста по физическому воспитанию дошкольников охватывает широкий круг проблем по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления детей. Цели и задачи физического воспитания дошкольников в семье и в детском саду едины, поэтому их необходимо ставить и решать совместными усилиями. В современном информационном пространстве существует множество источников, из которых родители дошкольников пополняют свои знания по физическому воспитанию детей: телевизионные программы, радиопередачи, публикации в периодических изданиях, методические пособия, Интернет. Но всё это не может заменить педагога, играющего ведущую роль в передаче родителям педагогических знаний и умений, так как именно педагог обладает системными профессиональными знаниями, умениями, навыками, опытом в работе с детьми, располагает объективными данными о проблемах и достижениях конкретного ребенка, о нюансах его  развития.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные.

К традиционным формам работы относятся:

1. Беседы.

2. Консультации.

3. Выступления на родительских собраниях.

Нетрадиционные формы общения пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов в работе с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Нетрадиционные формы работы с родителями, которые я использую в своей работе:

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через анкеты, тестирования. Мне хотелось сделать что-нибудь необычное, новенькое и я сделала  почтовый ящик «Почта заботливых родителей» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на тему физического воспитания ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, либо в виде консультаций, как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени родителей мешает мне встретиться с ними лично. Выступление  к родительскому собранию выбираю после обработки анкет, писем, они зависит от запросов, интересов родителей, это может быть викторина, тренинг.  В конце своих выступлений обязательно  провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

Досуговая форма общения помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

 В первые же дни моей работы на должности, руководитель физического воспитания, я сразу же  столкнулась с проблемой -  на зарядке присутствует не вся группа. Я поставила перед собой цель  – добиться сто процентного  посещения утренней зарядки. Какими же способами? Индивидуальные беседы с родителями не помогли справиться с проблемой. Из бесед я поняла, что родители не понимают значения утренней гимнастике для развития детей.  Мне пришла идея,  совместно с родителями и детьми  провести утреннюю гимнастику. Родители на примере убедились о важном значении утренней гимнастики. Что позволило добиться,  положительных результатов в посещении утренней гимнастике Такое совместное мероприятие доставило детям и взрослым огромную радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности;

помогло установить эмоционально – тактильный доверительный контакт друг с другом. Родителям так понравилась утренняя гимнастика, что они изъявили желание присутствовать ежедневно, либо для них проводить в отдельное время.

Для родителей старшей группы был проведен  «Мастер-класс» по изготовлению нестандартного оборудования для физического развития детей. Это новый прием в работе с семьей – привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов своими руками. Это сближает взрослых и детей, воспитывает у детей  бережное отношение к изготовленному оборудованию.

В мае я планирую провести спортивное развлечение  Форт – Боярд совместно с родителями и детьми, посвященное 80-летию образованию Саратовской области.

 Семейные спортивные игры – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками и родителями, демонстрируя полученные физические навыки. Атмосфера праздника и дух соперничества вызывают множество положительных эмоций у детей, а привлечение родителей к проведению этих событий способствует сближению взрослых и детей для победы в соревнованиях.

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой по физическому воспитания детского сада, особенностями физического воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками в физическом направление. Для всех групп я создала библиотеку  спортивных игр.

Очень много идей хочется воплотить в жизнь. В перспективе планирую  создать:

  1.  Семейные СМИ о физкультуре. Выпуск стенгазет – одна из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, чтобы это  продукт коллективного творчества взрослых и детей. Это поможет расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга; повышать интерес детей к физической культуре и спорту; воспитывать желание вести ЗОЖ; воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным занятиям.
  2. Устный журнал «Всё о физкультуре»                                                                               Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия сортом имеет личный пример людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.
  3. Составление альбомов о спортивных достижениях группы

Составление альбомов – форма коллективной работы всех участников педагогического процесса.

- повышать интерес детей к физической культуре и спорту;

- воспитывать желание вести ЗОЖ;

- развивать умение обсуждать интересующие проблемы;

- воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным занятиям спортом;                                                                                                

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

Но прежде всего люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями воспитанников  дает положительные результаты. Такие формы работы позволять родителям стать активными участниками педагогического процесса ДОУ и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, что это нужно не потому что, хочет педагог, а потому что это важно для развития их собственных детей.

Мастер-класс для родителей ДОУ

 «Утренняя эмоционально-стимулирующая гимнастика»

Цель: Познакомить родителей с некоторыми методами оздоровления детей, используемых в практической деятельности.

План мастер – класса:

1. Рассказ об отдельных здоровьесберегающих формах работы, используемых в практике.

2. Моделирование на взрослых использования данных здоровьесберегающих методов и форм организации детей.

3. Модель взаимодействия в процессе проведения мастер-класса: «педагог - родители».

Сценарий мастер-класса:

Руководитель физического воспитания:

Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет приобрести положительное эмоциональное состояние на весь день. По своей структуре она проста и доступна, к тому же не требует сложного оборудования. Гимнастика представляет собой систему физических упражнений. Сюда входят:

- Элементы логоритмики (это движения с речевым сопровождением, которые способствуют регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков) .

- Пальчиковая гимнастика, включающая активные упражнения и игры для пальцев рук.

В каждом комплексе имеются упражнения на дыхание, которые стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствуют умению управлять собой.

В заключительной части гимнастики используются особые упражнения – это релаксация, которая даёт возможность расслабить мышцы ног, рук, туловища. Она позволяет успокоить ребёнка и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Для эффективности гимнастики необходимо выполнение определённых условий:

- Играть с ребёнком надо, чувствуя себя партнёром, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях.

- Текст для упражнений произносить чётко, эмоционально, с повторениями.

- Играть против желания ребёнка недопустимо.

2. Уважаемые родители, прошу Вас выйти на середину зала и выполнить со мной несколько упражнений (выполнение гимнастики).

Комплекс утренней эмоционально-стимулирующей гимнастики.

1. Ходьба стайкой.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

2. Построение в круг.

3. Дыхательное упражнение (вдох через нос, выдох через рот) .

4. Потягивание.

Потягушки-потягушки,

От носочков до макушки.

Потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём! Растём! Растём!

5.«Доброе утро»

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись?

Доброе утро, дети!

Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга.

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Поднять руки вверх!

Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Мы проснулись!

5. Упражнения для кистей рук.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочке

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка,

Вкусные два пряничка,

А ребяток позову-

Пирожками угощу.

(Ладонями собирают «муку» в кучку, сжимают и разжимают кулачки)

Перекладывают «пирожок» с руки на руку.

Протягивают руки вперёд вверх ладошками - предлагают угощение.

Сгибают кисти рук - зовут в гости).

6. Упражнение на статическое равновесие: лошадка бьёт копытцем (смена опорной ноги, лошадка скачет (прыжки).

7. «Мишка косолапый».

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ!

(Ходьба вперевалку с ноги на ногу, приседают, делая вид, что собирают шишки. Дотрагиваются до лба ладошкой. Топают ногой).

8. Подвижная игра «Самолёты».

9. Дыхательное упражнение (вдох через нос, выдох через рот).

10. Добрые слова:

Сегодня тёплое утро, нам улыбается солнышко и все улыбаются солнышку. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

Мастер-класс для родителей ДОУ

 «Изготовление нетрадиционного оборудования                                                                     для физического развития детей»

Цель:  Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию нетрадиционного спортивного оборудования в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционного спортивного оборудования в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса пользоваться нетрадиционным спортивным оборудованием, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

4. Установить доверительный контакт между семьей и детским садом.

Участники мастер-класса: воспитатели, родители группы «Солнышко» 5-7 лет.

Место проведения – спортивный зал детского сада.

Предварительная работа:

• Организация пространства для проведения «Мастер — класса»

• Подготовка образцов, подсобного используемого материала.

• Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.

• Приготовление памяток, рекомендаций для каждого родителя.

• Организация родителей на практические занятия «Мастер — класс»

План:

1. Вступительное слово.

2. Просмотр презентации «Нетрадиционное спортивное оборудование для двигательной активности детей»

3. Практическое занятия.

4. Обыгрывание нового нетрадиционного спортивного оборудования с родителями.

5. Обмен мнениями, впечатлениями.

1. Вступительное слово.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы »

В. А. Сухомлинский.

Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас  мастер- классе. Сегодня речь пойдёт о физическом воспитании детей, а также о нетрадиционном спортивном оборудовании, используемым в нашей группе.

Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость, овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

В старшем дошкольном возрасте движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.

Нетрадиционное спортивное оборудование- это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны.

Детей привлекают необычные формы такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.

2. Просмотр презентации на тему: «Нетрадиционное спортивное оборудование для двигательной активности детей».

3. Практическое занятие

Уважаемые родители сейчас мы переходим к практическому занятию: Демонстрация готового изделия.

Султанчик

1) Расправляем пакет, обрезаем лишние детали таким образом, чтобы получился прямоугольник

2) Делаем надрезы на прямоугольнике, чтобы получилась длинная бахрома; 

3)Далее берем пустой фломастер или карандаш или палочку и обматываем пакет вокруг края карандаша или фломастера;

4) Закрепляем пакет скотчем, расправляем изделие придавая форму;

Бильбоке

Обрезаем пластиковую бутылку до половины, нам нужна часть с крышкой. Затем контейнер от киндер-сюрприза прокалываем шилом или ножницами, в это отверстие вставляем шнурок, завязываем узел (он будет внутри киндер-сюрприза), другой конец шнурка привязываем к горлышку обрезанной бутылки. Край бутылки обделываем скотчем, украшаем на свой вкус.

-А сейчас небольшая тренировка, несколько упражнений с султанчиками, ходьба по массажным дорожкам, и тренировка меткости. Всем спасибо за участие!

Сюжетная утренняя гимнастики

совместно с родителями и детьми

Сказка «Колобок»

Цель: привлечение детей и их родителей к участию в совместных мероприятиях.

Задачи:

-формирование у детей и родителей первоначальных основ сохранения и укрепления здоровья;

-Повышение уровня компетентности у родителей по формированию здорового образа жизни;

-укрепление связи взаимодействия «детский сад-семья»

-охрана и укрепление здоровья детей

- доставить детям и взрослым радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности;

Ход зарядки.

Руководитель ФИЗО:

Здравствуйте, дети и родители!

Люди, взрослые, детишки

Очень любят книжки

Любят сказки, любят песни

Чтобы было интересней.

А вы любите сказки? Сегодня у нас будет сказочная зарядка. Я желаю вам хорошего настроения и приятной встречи! А Чтобы попасть в сказку нам нужно произнести волшебные слова:

-Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик

-Мы руками хлоп-хлоп

Мы ногами топ-топ

Влево, вправо повернитесь

В доброй сказке окажитесь

Вводная часть:

Руководитель ФИЗО:

Сегодня мы с вами побываем в сказке «Колобок». А начиналась она так... Жили-были дед и баба. Попросил дед бабку испечь Колобок.

Ходят друг за другом по кругу обычным шагом, хлопая в ладоши («бабка лепит Колобка»).

Корригирующая ходьба по кругу

Руководитель ФИЗО рассказывает сказку, дети с родителями выполняют движения.

Надоело Колобку лежать на окошке, стал он поворачиваться с боку на бок.

Идут  вперевалочку.

А потом прыгнул с окна на лавку, с лавки на травку...

Прыгают на двух ногах в полуприседе, руки на поясе.

И покатился в лес.

Ходят в приседе, руки на коленях.

Руководитель ФИЗ. Катится Колобок по лесной тропинке (обычный бег в колонне по одному, обегая кубики, руки крутят перед собой «барабанчик»). Быстро катится (быстрый бег). Устал, решил отдохнуть, свежего лесного воздуха вдохнуть.

Упражнение на восстановление дыхания

Развести руки в стороны — глубокий вдох через нос. Положить руки на живот, слегка надавить — выдох через рот.

Повторить 2—3 раза.

Построение в звенья для общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения

Руководитель ФИЗО. Отдыхает Колобок. Вдруг выскакивает навстречу Зайка. Хотел лопоухий съесть Колобка, да где там!

«Зайка»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки приставлены к голове, как ушки у зайца.

1—4 — попеременные движения кистями рук («заяц шевелит ушками»);

5—8 — наклоны в стороны, сказать: «Колобок, Колобок, я тебя съем!»

Повторить 5—6 раз в каждую сторону.

 Руководитель ФИЗО. Покатился Колобок дальше да Волка встретил. Почуял серый Волк Колобка, завыл от голода.

«Серый волк»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, как лапы у волка.

Повернуться вправо, вытянуть «лапы» вперед, завыть, как волк: «У-у!» Вернуться в и. п. То же влево.

Повторить 5—6 раз в каждую сторону.

Взрослый. А Колобок побыстрее покатился и убежал от Волка. Стало ему весело от того, как он от Волка убежал, он и засмеялся.

«Колобок смеется!»

И. п.: ноги чуть шире плеч, руки свернуты на груди калачиком.

1—3 — наклониться вперед, посмеяться: «Ха-ха-ха!»

4 — вернуться в и. п.

Повторить 6-8 раз.

Руководитель ФИЗО. Покатился Колобок дальше. Встречается ему Медведь. Идет Медведь, с ноги на ногу переваливается. Увидел Медведь Колобка, обрадовался.

«Медведь косолапый»

И. п.: сидя, ноги сложить по-турецки, руки на коленях.

Выполнить перекаты на ягодицах влево-вправо.

Повторить 6—8 раз в каждую сторону.

Взрослый. Присел Колобок и спрятался от Медведя.

«Прятки с Медведем»

И. п.: И. п.: сидя, ноги сложить по-турецки, руки на коленях.

закрыть ладонями глаза. Вернуться в и. п.

Повторить 6—8 раз.

Руководитель ФИЗО. Перехитрил Колобок Медведя косолапого да дальше покатился.

«Катится Колобок»

И. п.: сидя на полу, обхватив колени руками, пригнув голову к коленям.

Выполнять перекаты вперед-назад — спина круглая, голова у коленей.

Повторить 6—8 раз.

Взрослый. Катится Колобок дальше. А навстречу Лисичка-сестричка. Запел ей Колобок песенку, а Лисичка лежит и слушает.

«Лисичка-сестричка»

И. п.: лежа на животе, ноги согнуты в коленях, ладони под подбородком.

Выполнять встречные движения ногами, качать головой влево - вправо.

Повторить 8—10 раз.

Руководитель ФИЗО. Понравился Лисичке Колобок. Стала она с ним прыгать и скакать!

«Лисичка с Колобком подружилась!»

И. п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях у груди, как лапки у лисички.

Прыгать на двух ногах влево - вправо.

Повторить 3 раза по 8—10 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.

Заключительная часть

Взрослый. Попрыгали-поскакали Лисичка и Колобок, а потом показала она ему дорогу к дому. Колобок и покатился (обычная ходьба в колонне по одному по кругу). А уж когда дом родной увидел, то и вовсе побежал!

Упражнение на дыхание

Дети грозят то одним, то другим пальчиком со словами: «Колобок! Колобок! Не попадайся на зубок!»

А нам тоже пора возвращаться в детский сад, произносим волшебные слова:

-Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик

-Мы руками хлоп-хлоп

Мы ногами топ-топ

Влево, вправо повернитесь

В спортивном зале снова окажитесь



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы работы с родителями в ДОУ.

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР – детский сад №6 ст. Старощербиновская - Дембендер Наталья Геннадьевна...

«Управление и организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

В детском саду к физической культуре   детей нужно приобщать  постоянно,ежечастно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность,недостаток её неблагоприятен: ослабляется сер...

Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего...

Интерактивные формы и методы работы с родителями в ДОУ.

Из опыта работы воспитателя МКДОУ Д/С № 14 Косолаповой С.А....

Формы и методы работы с родителями по физическому воспитанию в ДОУ

Физическое воспитание – одно из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и об...