СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по физкультуре по теме
Описание работы инструктора по физической культуре в ДОУ с семьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей самые актуальные, а физкультурно-оздоровительное направление – приоритетное в дошкольном образовании.
Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяет понятия «сотрудничество» и «взаимодействие».
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Семья для ребенка – это первая и иногда почти единственная среда формирующая его образ жизни.
Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников - одна из главных задач, стоящих перед педагогами ДОУ.
Вопросами здоровья в детском саду занимаются все сотрудники: педагоги, специалисты и медицинский персонал.
Работа с родителями специалиста по физическому воспитанию дошкольников охватывает широкий круг проблем по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления детей. Она должна опираться на требования программы воспитания и обучения, принятой за основу в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.
Цели и задачи физического воспитания дошкольников в семье и в детском саду едины, поэтому их необходимо ставить и решать совместными усилиями. Как показывает практика, для родителей не существует неактуальных, второстепенных тем в сфере физического воспитания детей. Родителям важно знать возрастные особенности детей, наиболее благоприятные периоды развития (сензитивные периоды ) тех или иных физических качеств, способы и средства профилактики плоскостопия и нарушений осанки, методики проведения утренней гимнастики, подвижных игр, закаливающих процедур, совместных походов в лес, парк, досугов, основные требования к организации развивающей среды для повышения двигательной активности детей в домашних условиях и т.д.
В современном информационном пространстве существует множество источников, из которых родители дошкольников могут пополнить свои знания по физическому воспитанию детей: телевизионные программы, радиопередачи, публикации в периодических изданиях, методические пособия, Интернет. Но всё это не может заменить педагога, играющего ведущую роль в передаче родителям педагогических знаний и умений, так как именно педагог обладает системными профессиональными знаниями, умениями, навыками, опытом в работе с детьми, располагает объективными данными о проблемах и достижениях конкретного ребенка, о нюансах его развития.
Работа руководителя физического воспитания с родителями разнопланова. Она осуществляется по нескольким направлениям, или блокам. Все блоки взаимодействия руководителя физического воспитания с родителями находится в единстве и тесной взаимосвязи между собой. Каждый из блоков одинаково необходим и в определенной мере не может существовать отдельно от других.
Первый блок. Ознакомительно – диагностический.
Включает в себя следующие направления работы:
- Родительские собрания - это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями воспитывающих детей дошкольного возраста. Родительские собрания - действенная форма общения педагога с родителями. Именно на собраниях у педагога есть возможность организованно ознакомить родителей с работой по физическому воспитанию в условиях детского сада. В начале учебного года организуется общее родительское собрание на тему "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду". Позднее проводятся групповые собрания на эту же тему для того, чтобы обсудить состояние и физические возможности каждого ребенка. На этих собраниях медицинская сестра рассказывает о физическом развитии детей, об их здоровье, а инструктор по физической культуре-об уровне подготовленности детей; затем они вдвоем дают полезные рекомендации для каждого ребенка.
- Анкетирование (анализ информированности родителей о содержании физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ; определение места физической культуры и спорта в семьях дошкольников; выявление проблем, возникающих у родителей в процессе организации физического воспитания в домашних условиях и т.д.). Полученная из анкет информация позволяет не только конкретизировать содержание работы с семьей, но и определить тематику и направленность собраний, консультаций и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями. Кроме того, анкетирование помогает наметить дифференцированный подход к разным категориям семей. Родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, могут стать настоящими помощниками в работе по физическому воспитанию дошкольников.
- Информирование о результатах наблюдений за детьми в разных формах организации физического воспитания в ДОУ (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на прогулке, индивидуальная работа и т.д.) с целью своевременного выявления каких – либо проблем ( гиперактивность ребенка, отказ от роли ведущего в игре, сложности в выполнении какого – либо движения, упражнения и т.д.) и путей их совместного с родителями устранения.
- Беседы с детьми и родителями (выяснение отношения к различным видам физических упражнений; предпочтений и ожиданий родителей и детей в области физической культуры; ознакомление с планом работы по физическому воспитанию на ближайший период – неделю, месяц, квартал). Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем педагог может помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Второй блок. Наглядно-информационный.
- Оформление стендов («Здоровый малыш», «Физкульт-ура!», «Наши дети» и т.д.).
- Выпуск стенгазет («Вместе дружная семья», «Наши рекорды», «На прогулке всей семьёй» и т.д.).
- Папки-передвижки – они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей (в годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы потом можно было подобрать иллюстрации, подготовить текстовый материал, например, «Закаливание организма ребенка»).
- Рекомендации родителям по различным аспектам физического воспитания («Упражнения дыхательной гимнастики», «Красивая осанка», «Чтобы зимою не болеть» и т.д.).
- Фоторепортажи о совместной физкультурно-спортивной деятельности (праздники, досуги, походы, дни здоровья и т.д.).
- Видеоролики, видеофильмы («Веселый футбол», «На лыжах всей семьей», « Загораем, купаемся, все вместе закаляемся»).
- Объявления, информационные бюллетени о спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях и т.д.
- Помощь в оформлении физкультурного зала, спортивной площадки к праздникам, досугам, в изготовлении атрибутов, масок, костюмов.
Третий блок. Консультативный.
Это:
- Консультации для родителей. («Поиграйте со мной» - игры и упражнения на свежем воздухе для детей разных возрастных групп, «Профилактика острых респираторных заболеваний в домашних условиях», «Играем пальчиками – развиваем речь» и т.д.). Консультации проводятся как индивидуально, так и для подгрупп родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или наоборот, успехи в воспитании. Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны: сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие.
- Семинары (например «Особенности занятий физкультурой с детьми речевых групп»).
- Лекции («Возрастные особенности дошкольников», «Сензитивные периоды развития физических качеств» и др.).
- Круглые столы («Что может ваш ребенок», «Папа, мама и я – спортивная семья»). Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
- Беседы («Разные формы проведения физкультурных занятий», «Прыгать через скакалку – это просто! и т.д.).
- Дискуссии («Нужно ли заниматься с детьми физкультурой в домашних условиях», «Пример родителей в занятиях физкультурой – это важно!»).
- В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. К примеру вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.
- Конференции – основная цель - это обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения и т.п.
- Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к специалисту и т.п. «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагога о замеченных необычных проявлениях детей.
- Библиотека – это специальная подборка стихов, рассказов и сказок, загадок о спорте и физкультуре для чтения вместе с детьми.
Четвертый блок. Субъективно-дифференцированный.
Включает в себя:
- Индивидуальную работу с родителями по инициативе специалиста (индивидуальные консультирование родителей; рекомендация, показ педагогом различных комплексов упражнений для занятий дома в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и т.д).
- Индивидуальную работу специалиста с родителями по их инициативе по мере необходимости ( получение индивидуальных рекомендаций по различным вопросам физического воспитания, интересующим конкретного родителя по какому-либо вопросу в сфере физического воспитания ребенка, например: «Справляется ли мой ребенок с требованиями программы в детском саду?», «С чего начинать закаливание?», «Как правильно организовать дома спортивный уголок?» и т.д. ).
Пятый блок. Репрезентативно-практический.
Состоит из:
- Совместных с родителями физкультурных занятий разного типа (тематические, сюжетные, танцевально-ритмические и др.) с использованием различного инвентаря: мячей, скакалок, обручей, гимнастических скамеек, фитболов и др. ( «Осень в гости к нам пришла», « В гостях у Петрушки», «Вместе весело шагать»).
- Практикумов по проведению различных видов утренних гимнастик: сюжетных, оздоровительной направленности, с музыкальным сопровождением и др. («Путешествие в лес», «На зарядку становись!» и т.д.).
- Ознакомление родителей с разнообразными физкультминутками («Дождь по крышам застучал», «Веселый буратино» и др.).
- Обучение родителей проведению подвижных игр малой, средней, большой подвижности, с разным количеством детей, дома и на свежем воздухе («Ровным кругом», «Ловишка», «Пожарные на учении» и т.п.).
- Показа отдельных элементов спортивных упражнений и спортивных игр (упражнения с мячами для игры в баскетбол, подводящие упражнения с ракеткой и воланом в бадминтоне, ознакомление с построением различных фигур и с правилами их выбивания битой при игре в городки и т.д.).
Шестой блок. Рекреационно-досуговый.
Подразумевает:
- Участие в совместных спортивных праздниках и физкультурных досугах по календарному плану педагога ("Папа, мама и я -спортивная семья", "А ну-ка, мамочки!" и т.д.).
- Совместные дни здоровья.
- Туризм (пешие походы в ближайший парк, походы с целью ознакомления с районом проживания, знакомство с историческими памятниками и т.д.).
В дни зимних и весенних каникул можно организовать и провести такие совместные мероприятия, как неделя здоровья, неделя подвижных игр (спортивные, подвижные, подвижные хороводные игры; музыкально-ритмические композиции и т.д.).
Рекомендуется привлекать родителей к участию в предварительной работе по подготовке к физкультурным досугам и спортивным праздникам ( например, к чтению литературных произведений на заданные педагогом темы, к просмотру спортивных, детских телепередач, к разучиванию с детьми небольших стихотворений, ролей персонажей и т.д.), к участию в жюри, оказанию помощи в судействе соревнований и др.
Седьмой блок. Перспективный.
Включает в себя:
- Совместное обсуждение примерных планов спортивных мероприятий (на следующий квартал, на время зимних каникул, на летний период и т.д.).
- Определение объема необходимой помощи родителей в изготовлении атрибутов, костюмов, инвентаря, в оформлении физкультурного зала, спортивной площадки к плановым спортивным мероприятиям и т.д.
- Совместное примерное планирование тем для консультаций, семинаров, бесед, практических занятий и т.д.
Работа с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений является одной из самых сложных и деликатных в деятельности детского сада, она необходима и очень важна.
Посещая консультации, семинары, беседы, активно участвуя в практических занятиях, "круглых столах", подготовке досугов и праздников, в оформлении стендов, изготовлении необходимой атрибутики и т.д., родители приобщаются к жизни детского сада, понимают, чем он живет, какие задачи решает, какие трудности испытывает, в какого рода помощи нуждается.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Более того вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих педагогов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем, для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад и в первую очередь педагог-инструктор по физической культуре, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям специалиста и охотно пойдут с ним на контакт. Педагогам необходимо приложить максимум усилий, чтобы вовлечь родителей в актуальный и увлекательный для них процесс познания способностей и возможностей своего ребенка, превратить их в своих союзников и активных помощников.
Библиографический список
- Антонова, А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию.// Дош. воспитание.- 1986. - №4.- С. 12-14.
- Глушкова, Г.В. Организация физического воспитания детей в семье: ключевые ситуации // Ребёнок в дет.саду.- 2004.-№6.- С.21-25.
- Белоглазова И.Н. Планирование совместной работы семьи и ДОУ по физическому воспитанию дошкольников // ИФ.- 2010.-№1.- С.69-70.
- Кириллова Ю.А. Содержание работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. // Дошкольная педагогика.-2010.-июль. - С.64-65.
- Хухлаева, Д.В., Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой образовательной деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного образовательного учреждения и их родителей "Вперёд, к Олимпиаде в Сочи".
Данное мероприятие было проведено для воспитанников ДОУ и их родителей....
«Управление и организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
В детском саду к физической культуре детей нужно приобщать постоянно,ежечастно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность,недостаток её неблагоприятен: ослабляется сер...
Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...
«Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении».
Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение...
Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем бо...
Содержание воспитательной работы по патриотическому направлению воспитания в рамках реализации Рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах по патриотическому направлению воспитания....
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учрежденииВ дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, о...