СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по физкультуре по теме

КИБИРЕВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Описание  работы инструктора по физической культуре в ДОУ с семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 Состояние здоровья во многом определяет  развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей самые актуальные, а физкультурно-оздоровительное направление – приоритетное в дошкольном образовании.

Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание несут ответственность родители, а все  другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяет понятия «сотрудничество» и «взаимодействие».

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Семья для ребенка – это первая и иногда почти единственная   среда формирующая его образ жизни.

Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников  - одна из главных задач, стоящих перед педагогами  ДОУ.

Вопросами здоровья в детском саду занимаются все сотрудники: педагоги, специалисты  и медицинский персонал.

Работа с родителями специалиста по физическому воспитанию дошкольников охватывает широкий круг проблем по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления детей. Она должна опираться на требования программы воспитания и обучения, принятой за основу в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Цели и задачи физического воспитания дошкольников в семье и в детском саду едины, поэтому их необходимо ставить и решать совместными усилиями. Как показывает практика, для родителей не существует неактуальных, второстепенных тем в сфере физического воспитания детей. Родителям важно знать возрастные особенности детей, наиболее благоприятные периоды развития (сензитивные периоды ) тех или иных  физических качеств, способы и средства профилактики плоскостопия и нарушений осанки, методики проведения утренней гимнастики, подвижных игр, закаливающих процедур, совместных походов в лес, парк, досугов, основные требования к организации развивающей среды для повышения двигательной активности детей в домашних условиях и т.д.

В современном информационном пространстве существует множество источников, из которых родители дошкольников могут пополнить свои знания по физическому воспитанию детей: телевизионные программы, радиопередачи, публикации в периодических изданиях, методические пособия, Интернет. Но всё это не может заменить педагога, играющего ведущую роль в передаче родителям педагогических знаний и умений, так как именно педагог обладает системными профессиональными знаниями, умениями, навыками, опытом в работе с детьми, располагает объективными данными о проблемах и достижениях конкретного ребенка, о нюансах его  развития.

Работа руководителя физического воспитания с родителями разнопланова. Она осуществляется по нескольким направлениям, или блокам. Все блоки взаимодействия руководителя физического воспитания с родителями находится в единстве и тесной взаимосвязи между собой. Каждый из блоков одинаково необходим и в определенной мере не может существовать отдельно от других.

Первый блок. Ознакомительно – диагностический.

Включает в себя следующие направления работы:

  1. Родительские собрания - это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями воспитывающих детей дошкольного возраста. Родительские собрания - действенная форма общения педагога с родителями. Именно на  собраниях у педагога есть возможность организованно ознакомить родителей с работой по физическому воспитанию в условиях детского сада.  В начале учебного года организуется общее родительское собрание на тему "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду". Позднее  проводятся групповые собрания на эту же тему для того, чтобы обсудить состояние и физические возможности каждого ребенка. На этих собраниях медицинская сестра рассказывает о физическом развитии детей, об их здоровье, а инструктор по физической культуре-об уровне подготовленности детей; затем они вдвоем дают полезные рекомендации для каждого ребенка.
  2. Анкетирование  (анализ информированности родителей о содержании физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ; определение места физической культуры и спорта в семьях дошкольников; выявление проблем, возникающих у родителей в процессе организации физического  воспитания в домашних условиях и т.д.). Полученная из анкет информация позволяет не только  конкретизировать содержание работы с семьей, но и  определить тематику и направленность собраний, консультаций и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями. Кроме того, анкетирование помогает наметить дифференцированный подход к разным  категориям семей. Родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, могут стать настоящими помощниками в работе по физическому воспитанию дошкольников.
  3. Информирование о результатах наблюдений за детьми в разных формах организации физического воспитания в ДОУ (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на прогулке, индивидуальная работа и т.д.) с целью своевременного выявления каких – либо проблем ( гиперактивность ребенка, отказ от роли ведущего в игре, сложности в выполнении какого – либо движения, упражнения и т.д.) и путей их совместного с родителями устранения.
  4. Беседы с детьми и родителями (выяснение отношения к различным видам физических упражнений; предпочтений и ожиданий родителей и детей в области физической культуры; ознакомление с планом работы по физическому воспитанию на ближайший период – неделю, месяц, квартал). Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем педагог может помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Второй блок. Наглядно-информационный.

  1. Оформление стендов («Здоровый малыш», «Физкульт-ура!», «Наши дети» и т.д.).
  2. Выпуск стенгазет («Вместе дружная семья», «Наши рекорды», «На прогулке всей семьёй» и т.д.).
  3. Папки-передвижки – они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей (в годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы потом можно было подобрать иллюстрации, подготовить текстовый материал, например, «Закаливание организма ребенка»).
  4. Рекомендации родителям по различным аспектам физического воспитания («Упражнения дыхательной гимнастики», «Красивая осанка», «Чтобы зимою не болеть» и т.д.).
  5. Фоторепортажи о совместной физкультурно-спортивной деятельности (праздники, досуги, походы, дни здоровья и т.д.).
  6. Видеоролики, видеофильмы («Веселый футбол», «На лыжах всей семьей», « Загораем, купаемся, все вместе закаляемся»).
  7. Объявления, информационные бюллетени о спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях и т.д.
  8. Помощь в оформлении физкультурного зала, спортивной площадки к праздникам, досугам, в изготовлении атрибутов, масок, костюмов.

Третий блок. Консультативный.

Это:

  1. Консультации для родителей. («Поиграйте со мной» - игры и  упражнения на свежем воздухе для детей разных возрастных групп, «Профилактика острых респираторных заболеваний в домашних условиях», «Играем пальчиками – развиваем речь» и т.д.). Консультации проводятся как индивидуально, так и для подгрупп родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или наоборот, успехи в  воспитании. Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны: сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие.
  2. Семинары (например «Особенности занятий физкультурой с детьми речевых групп»).
  3. Лекции («Возрастные особенности дошкольников», «Сензитивные периоды развития физических качеств» и др.).
  4. Круглые столы («Что может ваш ребенок», «Папа, мама и я – спортивная семья»). Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
  5. Беседы («Разные формы проведения физкультурных занятий», «Прыгать через скакалку – это просто! и т.д.).
  6. Дискуссии («Нужно ли заниматься с детьми физкультурой в домашних условиях», «Пример родителей в занятиях физкультурой – это важно!»).
  7. В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. К примеру вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.
  8. Конференции – основная цель - это обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения и т.п.
  9. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к  специалисту и т.п. «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагога о замеченных необычных проявлениях детей.
  10. Библиотека – это специальная подборка стихов, рассказов и сказок, загадок о спорте и физкультуре для чтения вместе с детьми.

Четвертый блок. Субъективно-дифференцированный.

Включает в себя:

  1. Индивидуальную работу с родителями по инициативе специалиста (индивидуальные консультирование родителей; рекомендация, показ педагогом различных комплексов упражнений для занятий дома в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и т.д).
  2. Индивидуальную работу специалиста с родителями по их инициативе по мере необходимости ( получение индивидуальных рекомендаций по различным вопросам физического воспитания, интересующим конкретного родителя по какому-либо вопросу в сфере физического воспитания ребенка, например: «Справляется ли мой ребенок с требованиями программы в детском саду?», «С чего начинать закаливание?», «Как правильно организовать дома спортивный уголок?»  и  т.д. ).

Пятый блок. Репрезентативно-практический.

Состоит из:

  1. Совместных с родителями физкультурных занятий разного типа (тематические, сюжетные, танцевально-ритмические и др.) с использованием различного инвентаря: мячей, скакалок, обручей, гимнастических скамеек, фитболов и др.  ( «Осень в гости к нам пришла», « В гостях у Петрушки»,  «Вместе весело шагать»).
  2. Практикумов по проведению различных видов утренних гимнастик: сюжетных, оздоровительной направленности, с музыкальным сопровождением и др. («Путешествие в лес», «На зарядку становись!» и т.д.).
  3. Ознакомление родителей с разнообразными физкультминутками («Дождь по крышам застучал», «Веселый буратино» и др.).
  4. Обучение родителей проведению подвижных игр малой, средней, большой подвижности, с разным количеством детей, дома и на свежем воздухе («Ровным кругом», «Ловишка», «Пожарные на учении» и т.п.).
  5. Показа отдельных элементов спортивных упражнений и спортивных игр (упражнения с мячами для игры в баскетбол, подводящие упражнения с ракеткой и воланом в бадминтоне, ознакомление с построением различных фигур и с правилами их выбивания битой при игре в городки и т.д.).

Шестой блок. Рекреационно-досуговый.

Подразумевает:

  1. Участие в совместных спортивных праздниках и физкультурных досугах по календарному плану педагога ("Папа, мама и я -спортивная семья", "А ну-ка, мамочки!" и т.д.).
  2. Совместные дни здоровья.
  3. Туризм (пешие походы в ближайший парк, походы с целью ознакомления с районом проживания, знакомство с историческими памятниками и т.д.).

В дни зимних и весенних каникул можно организовать и провести такие совместные мероприятия, как неделя здоровья, неделя подвижных игр (спортивные, подвижные, подвижные хороводные игры; музыкально-ритмические композиции и т.д.).

Рекомендуется привлекать родителей к участию в предварительной работе по подготовке к физкультурным досугам и спортивным праздникам ( например, к чтению литературных произведений на заданные педагогом темы, к просмотру спортивных, детских телепередач, к разучиванию с детьми небольших стихотворений,  ролей персонажей и т.д.),  к  участию в   жюри, оказанию помощи в судействе соревнований и др.

Седьмой блок. Перспективный.

Включает в себя:

  1. Совместное обсуждение примерных планов спортивных мероприятий (на следующий квартал, на время зимних каникул, на летний период и т.д.).
  2. Определение объема необходимой помощи родителей в изготовлении атрибутов, костюмов, инвентаря, в оформлении физкультурного зала, спортивной площадки к плановым спортивным мероприятиям и т.д.
  3. Совместное примерное планирование тем для консультаций, семинаров, бесед, практических занятий и т.д.

Работа с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений является одной из самых сложных и деликатных в деятельности детского сада, она необходима и очень важна.

Посещая консультации, семинары, беседы, активно участвуя в практических занятиях, "круглых столах", подготовке досугов и праздников, в оформлении стендов, изготовлении необходимой атрибутики и т.д., родители приобщаются к жизни детского сада, понимают, чем он живет, какие задачи решает, какие трудности испытывает, в  какого рода помощи нуждается.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Более того вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих педагогов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем, для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной  работы с дошкольниками, детский сад и в первую очередь педагог-инструктор по физической культуре, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям специалиста и охотно пойдут с ним на контакт. Педагогам необходимо приложить  максимум усилий, чтобы вовлечь родителей в актуальный и увлекательный для них процесс познания способностей и возможностей своего ребенка, превратить их в своих союзников и активных помощников.


Библиографический список

  1. Антонова, А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию.// Дош. воспитание.- 1986. - №4.- С. 12-14.
  2. Глушкова, Г.В. Организация физического воспитания детей в семье: ключевые ситуации // Ребёнок в дет.саду.- 2004.-№6.- С.21-25.
  3. Белоглазова И.Н. Планирование совместной работы семьи и ДОУ по физическому воспитанию дошкольников // ИФ.- 2010.-№1.- С.69-70.
  4. Кириллова Ю.А. Содержание работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. // Дошкольная педагогика.-2010.-июль. - С.64-65.
  5. Хухлаева, Д.В., Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Управление и организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

В детском саду к физической культуре   детей нужно приобщать  постоянно,ежечастно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность,недостаток её неблагоприятен: ослабляется сер...

Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...

«Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении».

Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение...

Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем бо...

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учрежденииВ дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, о...