"Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни через использование танцевально-ритмической гимнастики"
методическая разработка на тему

Ткаченко Ирина Владимировна

Методическая разработка по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polozhitelnogo_otnosheniya.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

                 Формирование  положительного отношения

             к  здоровому образу жизни через использование

                     танцевально- ритмической гимнастики.

          В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655, выделена образовательная  область «Здоровье» и «Физическое развитие» ,содержание которых  направлено на достижение охраны здоровья и формирование здорового образа жизни дошкольников. Реализуя право ребёнка на здоровье, в МБДОУ широко  применяются здоровьесберегающие технологии, создана и пополняется соответствующая предметно-развивающая среда.

        При формировании  положительного отношения к здоровому образу жизни используется   танцевально-ритмическая гимнастика.

 -Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

 -Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

 -Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. 

 Направления танцевально-ритмической гимнастики.

Оздоровительная направленность танцевально-ритмической гимнастики определяет психофизическое состояние ребенка и оказывает влияние на его растущий организм.

Образовательная направленность формирует и совершенствует двигательные умения и навыки в основных видах движений.

Воспитательная направленность воспитывает положительные , нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, настойчивость, смелость.

Цель: формировать  у  дошкольников  основы здорового образа жизни средствами танцевально-ритмической гимнастики, развивать  двигательные умения и навыки.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

— способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

— формировать правильную осанку;

— содействовать профилактике плоскостопия;

— содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

— развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

— содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

— формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

— развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

— формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

— воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

— развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия

 

Методы и формы образовательной деятельности

Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям  можно условно разделить на 3 этапа:

начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению).

этап углубленного разучивания упражнения.

этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение.

Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создают условия для формирования его образа, активирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким и понятным, желательно в зеркальном изображении.

Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д. Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть кратким и образным, с использованием гимнастической терминологии. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения.

Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе.

Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется  целостный метод обучения. Его можно использовать,  выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на 2, 4, 8 и большое количество счетов. Для начального обучения упражнения используются ограничители, ориентиры. Педагог  должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям.

Так, образные сравнения помогают детям правильно осваивать движение, так как создают у детей особое настроение. Похвала ребенка активизирует работу его сердца, нервную систему.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение.

Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - "идеомоторной тренировки". В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

    Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий и творческих способностей ребенка. Занятия предлагаю проводить  в форме игр-путешествий (или сюжетные занятия).

 Образовательную деятельность начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п. 

      Подбираю  ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности.

     Мною собрана фонотека с записями зарубежной, современной и мультипликационной музыки. Осуществлен подбор упражнений и заданий развивающего характера.  Занятия по ритмике стараюсь наполнить  интересным и современным содержанием.

Разученные комплексы музыкально-ритмической гимнастики использую при проведении утренней гимнастики, НОД по физическому воспитанию, в спортивных праздниках, развлечениях.

Современные технологии обучения дошкольников танцевально-ритмической гимнастике

 Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

 Цель  - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Первая отличительная особенность данной программы в выявлении индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», « на взаимодействие с детьми».

Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении.

Третья особенность данной программы – это акцентирование внимания педагогов на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку.

 «Музыка с мамой» разработанная Сергеем и Екатериной Железновыми. Сюда входят серия компакт-дисков для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы. В названии программы заключена ее направленность. Выполняя упражнения с мамой, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

«Топ-топ» - песенки – игры для общего развития и адаптации в группе для детей от 1 до 5 лет. Здесь представлены пальчиковые и подвижные игры, звукоподражания, ритмическая гимнастика под музыку и пение.

«Прыг-скок» - игровая гимнастика для детей от 3 до 5лет под музыкальное сопровождение. В предлагаемые комплексы включены как физкультурные, так и сюжетно- образные движения.

«Пять поросят» - пальчиковая гимнастика. На данном компакт диске представлены пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Ритм, неизменный порядок слов, рифма являются для ребенка «заклинанием», чем-то магическим, утешающим и успокаивающим, а музыкальное сопровождение радует детей и позволяет проводить игровые занятия наиболее эффективно.

Оздоровительно-развивающая программа «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения - от трех до семи лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

 «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой.

 Данная программа включает репертуар для занятий музыкально- ритмическими движениями с детьми дошкольного возраста. Парные и круговые пляски, игры, упражнения собраны автором из разных источников: творческих разработок музыкальных руководителей детских садов, а также сборников, изданных ранее. Предлагаемый репертуар отличается доступностью для исполнения детьми и яркостью игрового образа.

 «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» Фоминой  Н.А.

 Все комплексы ритмической гимнастики в разработаны по сюжетам сказок,рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку.

 В ДОУ  организована предметно-развивающая среда.

Развивающая двигательно-оздоровительная среда нашего детского сада включает  современное оборудование , инвентарь, изготовлено нестандартное оборудование .

Положительный результат по формированию здорового образа жизни  возможен только при поддержке родителей.

Формы работы с родителями: 

- родительские собрания по данной теме;

- анкетирование родителей;

- размещение в уголке для родителей статей и материалов о здоровом образе жизни;

- оформление папок-передвижек по укреплению здоровья детей;

- открытые просмотры для родителей занятий с детьми по данной тематике;

- консультации по различным темам;

- организации мероприятия «День открытых дверей»;

- спортивные праздники и развлечения с участием родителей;

-мастер-класс «Формирование  положительного отношения к здоровому образу жизни через использование танцевально- ритмической гимнастики»

Формы работы с педагогами: 

- беседы, доклады, консультации по данной теме;

- открытые просмотры для педагогов НОД с детьми по данной тематике;

- организация семинара-практикума;

- организация индивидуальной работы с детьми по рекомендациям инструктора;

- выступления на педагогических советах;

- организация спортивных праздников и развлечений с участием педагогов.                                                                                                

      Использование данного вида инноваций повышает интерес дошкольников к занятиям физической культурой, усиливает оздоровительный и эмоциональный эффект, формирует навыки здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики

В данном материале отражена актуальность данной темы и представлены методы и приемы её реализации...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...

«Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОО»

Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОО....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА.

В статье представлены формы с дошкольниками по формированию экологической культуры личности и здорового образа жизни....

План самообразования «Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий»

План самообразования  «Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий»...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников Подготовительной группы «День здоровья»

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...