«Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОО»
консультация (подготовительная группа) на тему
Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_smagina_2017.docx | 21.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления.
Тема выступления: «Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОО». Фамилия, Имя, Отчество выступающего: Смагина Татьяна Васильевна. Место работы: ГБОУ ООШ №4 г.Новокуйбышевска структурное подразделение «Детский сад «Буратино». Должность: музыкальный руководитель.
Среди психологических проблем ХХ1 века особое место заняла проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей. Последнее время существенно ухудшилось психическое здоровье детей: каждый 3-ий мальчик и каждая 4-я девочка могут быть отнесены к невротическим детям. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод даёт возможность применение музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребёнка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребёнка и его психоэмоциональном состоянии, а также за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья . Поэтому необходимо формировать у детей осознанное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.
Цель: внедрение элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальные занятия ДОУ.
Задачи:
● развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса для поддержания здоровья детей; ● закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка. ● повышение уровня речевого развития; ● развитие артикуляционного аппарата; ● развитие слуха и слухового внимания; ● приобщение детей к здоровому образу жизни через игровой массаж и зрительную гимнастику; ● создание эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Классическим видом музыкотерапии в детском саду считаю музыкальные занятия, т. к. на них дети учатся понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями; приобретают навыки расслабления при помощи музыки. Таким образом, музыка – одно из средств физического развития детей. Дошкольникам свойственна рассеянность, утомляемость, они быстро становятся вялыми и раздражительными, поэтому в процессе занятий я стараюсь чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями. Слушание музыки и разучивание текстов песен в младших группах чередую с игровым массажем. В группах старшего дошкольного возраста использую самомассаж ладошек. Дети «рисуют» на ладошке солнышко, «моют окно» - трут её кулачком и т. д. в зависимости от произносимого текста. Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии валеологических песенок – распевок, с них я начинаю музыкальное занятие. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон в восприятии окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Хороший эффект дают пальчиковые игры: «Елочка», «Снеговик», «10 славных мышек», «Вышли пальчики гулять», «Мишка по лесу гуляет» и др. Такие игры очень увлекательны, дети их любят. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакций и эмоциональную выразительность, тренирует память, его речь становится более выразительной. Выполняя пальчиками различные упражнения подготавливается кисть ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Я часто применяю их на своих занятиях. Например, упражнение с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Перед пением занимаюсь артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика – важная и неотъемлемая часть работы по здоровьесбережению. Упражнения с язычком помогают выработке качественных, полноценных движений органов артикуляции. Чтобы детям было интересно я использую сказки. Например: «Сказка о весёлом гноме», где дети выполняют такие упражнения, как «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Чистим зубки», «Вкусное варенье» и др. по содержанию сказки. Огромное внимание уделяю танцам. Считаю, что танец – самый распространённый здоровьесберегающий процесс. Во время исполнения танца человек регулирует дыхание, осанку, все мышцы, эмоции. Не зря танцы считают спортом. Сама очень люблю танцевать и стараюсь привить эту любовь воспитанникам. Участвовала в мастерклассах Т. Суворовой и Г. Гусевой, приобрела аудиодиски танцевальной ритмики, широко применяю их в своей работе. В целях предупреждения утомления, снятия напряжения и для укрепления глазных мышц применяю гимнастику для глаз. В разных местах зала у меня наклеены разноцветные нотки, дети ищут глазами нотку заданного цвета.
Успех моей работы во многом зависит от заинтересованности воспитателя, его творчества, педагогического такта, его умений и знаний. С этой целью провожу регулярные консультации и занятия с воспитателями, знакомлю их с программой по музыкальному развитию своей возрастной группы, даю практические советы. Материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности. Для этого, совместно с воспитателями, мы создали интегративную музыкально-игровую среду, наполнили её оборудованием: музыкальный центр, диски с качественной записью музыкальных произведений (согласно возрасту), иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него. К сожалению, пока не все возрастные группы имеют такую музыкально – игровую среду из-за отсутствия средств, но работа в этом направлении успешно ведётся.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОО. Методы здоровьесбережения, которые я использую на музыкальных занятиях (валеологические песенки-распевки, артикуляционная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые игры, зрительная гимнастика, двигательные упражнения, музыкотерапия), обеспечивают более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогают развивать нравственные, коммуникативные качества, опыт навыков расслабления, создают положительный эмоциональный фон, выявляют и развивают музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА.
В статье представлены формы с дошкольниками по формированию экологической культуры личности и здорового образа жизни....
Коспект спортивного развлечения "Зимние игры и забавы" по формированию основ здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий.
Данный материал содержит подборку зимних игр для детей среднего возраста....
План самообразования «Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий»
План самообразования «Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий»...
Методическая разработка по формированию культуры здорового образа жизни с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста «Желаем здравствовать!»
Знакомство с ценностями здорового образа жизни и присвоение детьми опыта некоторых здоровьесберегающих технологий представлено в форме познавательно-развлекательного досуга, с использованием инфо...
План по самообразованию Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через использование здоровьесберегающих технологий и формирование валеологических знаний" на 2021-2022 учебный год »
Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОУ, так как детский сад посещают дети с ослабленным иммунитетом. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и ...
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. 2022 год
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей....
Отчет по самообразованию. Тема: "Приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванью"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31169292","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Дошкольный возраст являеется решающим в формировании фудамента физического и психического з...