Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики
консультация на тему
В данном материале отражена актуальность данной темы и представлены методы и приемы её реализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Аршинникова Л.А.
Формирование у дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни через элементы этонопедагогики.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, является не только биологической, но и социальной категорией и отражает как уровень телесного, так и душевного и социального благополучия. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей. Как мы говорим – здоровый ребенок – успешный ребенок. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении, одной из важнейших задач является охрана и укрепление здоровья детей, а так же формирование у них стойких привычек к здоровому образу жизни, ответственности за сохранение собственного здоровья. Для решения данных задач мы используем различные средства, способствующие развитию физиологических функций организма и двигательных навыков: различные виды утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, прогулки, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, закаливание, полоскание горла отварами трав, применяем здоровьесберегающие технологии в различных режимных моментах и т.д.
Я хочу напомнить об этнопедагогике и ее роли в оздоровлении детей и приобщению их к здоровому образу жизни (Этнопедагогика – система воспитания и образования подрастающего поколения , складывающаяся веками в этносе.) Данная тема актуальна, т.к одним из основных принципов дошк. образования согласно ФГОС является учет этнокультурной ситуации развития детей, который направлен на решение задачи формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств. Этнопедагогика мне близка в силу того, что изучение с детьми рус. нар.культуры, ее традиций и ценностей на протяжении многих лет является темой моего самообразования и проектной деятельности.
Каким же образом рус. нар. культура может влиять на появление у детей привычки к здоровому образу жизни? В раннем дошкольном возрасте это, конечно же, умелое использование потешек. Устное нар творчество – это поистине кладезь опыта и мудрости русского народа .«Водичка, водичка, умой мое личико» - приговаривают воспитатели во время водных процедур.
Процесс причесывания становится приятнее под неторопливые слова потешки:
Расти коса до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Во время купания, обливая ребенка водой, ласково говорят: «С гуся вода, с Ванюши худоба». А игра «Идет коза рогатая»,которая вызывает у детей бурный смех и веселье по сути говорит о пользе каши и молока и малыши это понимают. Дети с удовольствием слушают неоднократно повторяемые потешки, и они им не надоедают. Потому что рус. нар уст творчество обладает неповторимым очарованием, плавная ласковая, распевная речь успокаивает, вызывая позитивные эмоции. Многократное повторение таких действий приводит к пониманию детьми необходимости выполнения гигиенических процедур и т.о. уже с малых лет вызывает привычку к здоровому образу жизни.
Русская народная пословица гласит “В здоровом теле – здоровый дух”. Фактически, речь идет о двух составляющих здоровья - физическом и психическом.
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Культура личности выражается не только в умении гармонично, красиво и правильно излагать свои мысли, но и гармонично двигаться. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду с помощью упражнений и подвижных игр. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, удовлетворяющий потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц, в равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом. Они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение к национальной игре более чем оправдано.
Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную способность ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
Отмечая педагогическую ценность народных игр, К.Д. Ушинский писал: «… Придумать детскую игру, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».
В народных играх есть все: фольклорный текст, и музыка и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если не это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Они привлекают еще и тем, что допускают конструирование новых правил, новой игры на традиционной фольклорной основе, позволяют ребенку ощутить себя не только участником игры, но и её творцом.
Итак, народные игры в комплексе с выше перечисленными воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности и способствуют оздоровлению детей и формированию у них привычки к здоровому образу жизни.
Рекомендую использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр могут принимать участие не только воспитатели, но и специалисты: педагог по физическому воспитанию, психолог, логопед, музыкальный руководитель.
Русские народные игры:
Игра «Утица»
Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют «воротики». В середине круга «утка», а «селезень» за кругом. Стоящие в кругу поют:
Селезень утку догонял,
Селезень серу догонял.
Ходи, серая, домой,
Ходи, серая, домой.
У тя семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня.
Правило: во время пения «селезень» догоняет «утку». «Воротики» стараются ему помешать. Но если все же «селезню» удается догнать «утку», то она танцует.
Игра «Барашеньки»
Дети идут по кругу и поют:
Барашеньки-крутороженьки
По полям ходят, по лесам бродят,
В скрипочку играют, Ваню забавляют:
Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед,
И поехал в огород.
Правило: по окончании песни дети разбегаются, а Ваня их догоняет. Тот до кого он дотронулся или поймал, выбывает из игры.
Игра «Дед Сысой»
Дети стоят перед дедом и поют песню:
Здравствуй седой
Дедушка Сысой.
Не тряси бородой,
Словно венчиком,
Не стучи клюшечкой,
Словно ступочкой,
А послушай, что мы скажем,
Отгадай, что мы покажем.
Правило: по окончании песни играющие, договорившись заранее, показывают движением предмет или образ, а «дед Сысой» отгадывает его. Если ответ верен, ребята разбегаются, дед Сысой их ловит.
Игра «Ручейки»
Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют «воротики». «Ручейки» (цепочка ребят, взявшихся за руки) перебегают под «воротиками», выходя и входя в круг. Дети поют песенку:
Как из-под горы
Все текут ручьи.
Ручьи вы куда?
Закрываем ворота.
Правило: по окончании песни стоящие в кругу закрывают «воротики», опустив руки. Тот из «ручейков», кто не успел выскочить из круга, считается пойманным.
Игра «Дед Трифон»
Дети идут по кругу и поют песню:
Как у деда Трифона
Было семеро детей,
Они не пили, не ели,
Друг на друга глядели,
Разом делали вот так…
Правило: по окончании песни Трифон показывает движение, а стоящие в кругу должны безошибочно повторить его.
Игра «Жаворонок»
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют, играющие, и бегает в нем. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Правило: играющие закрывают глаза. «Жаворонок выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной колокольчик, становится «жаворонком». Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.
Игра «Родничек»
Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга за пояс и поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый снеговой.
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Правило: спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в воду. Кто коснется воды – из игры выбывает.
Игра Воевода
Дети становятся в круг. Водящий катит мяч с внешней стороны круга со словами:
Катится яблочко
Вдоль хоровода,
Кто его поднял,
Тот воевода!
С окончанием слов водящий останавливается. Ребенок, около которого он остановился, поворачивается спиной к водящему и по сигналу они бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Нужно обежать круг и поднять мяч вверх: «Я воевода!» Игра продолжается, водящим становится «воевода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....
"Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни"
Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным....
консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».
Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....
Формирование у старших дошкольников целостного отношения к здоровому образу жизни
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни
Формирование «культуры здоровья» рассматривается как целевая установка в работе с детьми дошкольного возраста и эта работа отражена в комплексных программах....
«Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни»
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является к...