Обучение детей ходьбе на лыжах в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Календарный и тематический планы работы по обучению детей ходьбе на лыжах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_hodbe_na_lyzhah.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей ходьбе на лыжах.
Цель обучения ходьбе на лыжах:
Укреплять и развивать все основные группы мышц, способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Ходьба на лыжах рассматривается как средство активного отдыха детей после занятий, проводимых в помещении.
Значение лыжных занятий.
1. Оздоровительное:
- Влияет на физическое развитие и закалку организма ребёнка.
- Вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме.
- Развивает мышечную чувствительность.
- Способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений.
- Способствует развитию мышечной силы, создаёт благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем.
- Положительно влияет на формирование свода стопы и на формирование осанки (укрепляются мышцы спины).
- Уменьшаются простудные заболевания у детей.
- Происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метание).
2. Воспитательное:
- Воспитание морально – волевых качеств: создание интереса и любви к систематическим занятиям, развивается смелость, настойчивость, решимость, формируется выдержка и дисциплинированность, дети учатся преодолевать трудности и препятствия, воспитывается чувство дружбы и взаимопомощи.
- Трудовое воспитание: воспитание заботы о сохранности лыжного инвентаря, навыки самообслуживания.
Основные методы обучения:
- Наглядные: показ физических упражнений, слуховые и зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен), помощь.
- Словесные: описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда.
- Практические: повторение движений, применение элементов соревнования.
1 этап формирования двигательных навыков – показ и объяснение.
2 этап – показ и объяснение сочетаются с конкретными заданиями.
3 этап – объяснение носит характер кратких словесных указаний.
Обучение ходьбе на лыжах.
Подготовительная к школе группа.
Декабрь. | Занятия № 1 и 2. Программное содержание: Упражнять детей в ходьбе скользящим шагом. 1 часть.
2 часть.
3 часть. Дети снимают и чистят лыжи. Занятие № 3. Программное содержание: Учить детей спускаться на лыжах с пологого склона; упражнять в ходьбе скользящим шагом. 1 часть.
2 часть.
3 часть. Дети снимают и очищают лыжи. Занятие № 4. Программное содержание: Упражнять детей в спуске с пологого склона и подъёме на него, разными способами, в ходьбе на лыжах скользящим шагом. 1 часть.
2 часть.
3 часть. Дети снимают и очищают лыжи. |
Январь. | Занятие № 1. Программное содержание: Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом, в скольжении с разбега на двух лыжах. 1 часть.
2 часть.
3 часть. Дети снимают и очищают лыжи. Занятие № 2. Программное содержание: Учить детей ходьбе на лыжах с палками попеременным двухшажным ходом. Закреплять навыки скользящего шага, спуска со склона и подъёма. 1 часть. Дети берут палки посередине и в позе лыжника выполняют широкие маховые движения рук, при этом руки движутся параллельно: одна вперёд, другая назад. Воспитатель показывает, как правильно держать палки, и проверяет это у детей. 2 часть.
3 часть. Дети снимают лыжи и очищают их. Занятие № 3. Программное содержание: Продолжить учить детей попеременному двухшажному ходу и торможению при спуске с горки. 1 часть.
2 часть.
3 часть. Дети снимают и очищают лыжи. |
Февраль. | Занятие № 1. Программное содержание: Упражнять детей в ходьбе попеременным двухшажным ходом с палками, в подъёме и спуске с горки. 1 часть.
2 часть.
3 часть. Дети снимают лыжи и очищают их от снега. Занятие № 2. Программное содержание: Упражнять детей ходьбе на лыжах двухшажным попеременным ходом, в выполнении поворотов переступанием. Учить преодолевать препятствие на пути (палка). 1 часть.
2 часть.
3 часть. Дети снимают лыжи и очищают их от снега. Занятие № 3. Программное содержание: Совершенствовать навык передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом, упражнять в спуске и подъёме по отлогому склону. 1 часть.
2 часть.
3 часть. Дети снимают лыжи и очищают их от снега. Занятие № 4. Программное содержание: Упражнять детей в ходьбе на лыжах, преодолевая расстояние 1,5-2 км. Воспитывать выносливость. 1 часть.
2 часть.
3 часть. Дети снимают лыжи и очищают их от снега. |
Беседа с детьми старшего возраста.
«Что такое лыжи?».
Ребята, отгадайте загадку: «Два берёзовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжи, а зовут их … (лыжи)». Правильно, это лыжи. Ребята, кто из вас видел лыжи? А кто уже пробовал на них кататься? Хотите узнать, когда появились первые лыжи и для чего они были нужны? Вы когда-нибудь пробовали пройти по глубокому снегу? И что с вами произошло? Правильно ноги проваливаются в сугроб, идти не удобно, тяжело.
Поэтому давным-давно люди, которые жили на севере нашей страны, для передвижения по глубокому снегу изобрели первые лыжи. Но они совсем не были похожи на лыжи, которыми мы пользуемся сейчас. Первые лыжи были овальной формы и не давали ноге проваливаться в снег. Так люди смогли охотиться на снежных просторах, передвигаться на дальние расстояния. Но мало было научиться ходить по снегу, люди хотели передвигаться быстро, поэтому форма лыж стала изменяться, и в итоге лыжи стали похожи на две длинные полосы с закруглёнными носками. И назначение лыж со временем изменилось. Конечно, остались охотники, которые зимой ходят в лес на лыжах, но эти лыжи специальные охотничьи более широкие и ещё некоторые люди приклеивают к ним мех, чтобы снег не прилипал.
А мы с вами знаем спортивные лыжи. Они нужны для того, чтобы развивать у человека физические качества: силу, выносливость, быстроту. Лыжи – это зимний вид спорта, значит, занимаясь на улице, мы закаляем свой организм. На лыжах можно ходить по полю, кататься с горки. Это очень интересно и увлекательно. (Рассматривание картинок, где изображены лыжники). Ребята, скажите, как называют людей, которые ходят на лыжах? Правильно, лыжники. А хотите и вы стать лыжниками? Для этого нам всем нужны лыжи. (Воспитатель показывает лыжи).
Воспитатель объясняет детям, как выбрать лыжи, показывает крепления, объясняет, почему они так называются и для чего они нужны (с помощью их лыжи крепятся к ногам). Показывает детям, как одеть лыжи..
Сказка «Чудесные дощечки».
Мальчик Вася дружил со зверятами, они любили гулять по лесу. Но однажды Вася заблудился. Вскоре начался снегопад, сперва, снег был по колено, потом по пояс, и вдруг мальчик провалился в яму. Стал выбираться, но снег был очень глубокий, и Вася увяз в нём. Он стал кричать, и к нему на помощь пришли звери. Впереди всех бежал медвежонок. Он бежал мягко и быстро. И удивительное дело – он не проваливался в глубоком снегу. Вася спросил медвежонка: почему он не проваливается? «Вот чудак, - засмеялся медвежонок, - ведь у меня чудесные дощечки! Это лыжи!».
Тематический план обучения детей ходьбе на лыжах.
1 год обучения – старшая группа.
1. Беседа «Что такое лыжи?». | Вызвать интерес к занятиям на лыжах. |
2. Чтение сказки «Чудесные дощечки». | |
3.Рассматривание иллюстраций и фотографий лыжников. | Заинтересовать детей ходьбой на лыжах, создать представление о стойке лыжника. |
4. Игра «Кто быстрее наденет и снимет лыжи?» | Дать представления о том, как снимать и надевать лыжи. |
5. Игры « Кто быстрее и правильнее донесёт лыжи до снеговика?» и «Кто быстрее донесёт лыжи до места их хранения?». | Познакомить детей с различными способами переноски лыж – в руке, под рукой, на плече. |
6. Беседа «Как ухаживать за лыжами». | Воспитывать бережное отношение к лыжному инвентарю. |
7. Игра «Раз, два, три – стойку лыжника прими». | Учить стойке лыжника и имитации движений рук. |
8. Игры «Проедь через ворота», «Пройди по лабиринту», «Кто дальше?» (скользить в стойке лыжника) | Совершенствовать стойку лыжника. |
9. Ходьба на лыжах по кругу. | Учить детей ходить на лыжах по снежной площадке ступающим шагом. |
10. Игры «Идите ко мне», «Догоните меня», «Карусель». | Закрепить ступающий шаг в играх. |
11. Ходьба по кругу, игра «Кто быстрее?» (бег на расстояние 30м). | Учить скользящему шагу на снежной площадке. |
12. Игры «У кого будет меньше шагов?», «Шаги – великаны», «Кто быстрее?». | Закрепление скользящего шага. |
13. Рассказ, показ, объяснение – «Поворот». | Дать детям представление о технике выполнения поворота переступанием. |
14. Игра «У кого самый красивый веер?» | Учить детей делать повороты путём переступания вправо и влево. |
15. Игра «Не сбей флажок». | Закрепление поворотов. |
16. Упражнения: переступание боковым шагом через палки; боковые шаги (ускоряя темп передвижения). | Учить детей ходить «ёлочкой» и «лесенкой» на ровной местности. |
17.Игра «Кто быстрее заберётся на горку?» | Учить забираться на горку «ёлочкой» и «лесенкой». |
18. Игры «Бег на одной лыже», «Слалом», «Кто дальше?» | Закрепление всех пройденных видов движений |
2 год обучения ходьбе на лыжах –
подготовительная к школе группа.
1. Игры «Самокат», «Кто дальше?», ходьба по учебному кругу, ходьба «змейкой», ходьба парами. | Закрепление ступающего и скользящего шага без палок. |
2. Упражнения: спуск в основной стойке, спуск до ориентира, спуск низко присев, спускаясь перекладывать из руки в руку перед собой мячик. | Учить детей спускаться на лыжах с пологого склона |
3. Игры «Посмотри в окошко», «Попади в цель», «Не сбей ворота», «Кто быстрее до флажка?» (спуск парами, не держась за руки). | Упражнять детей в спуске с пологого склона и подъёме на него, разными способами |
4. Игры «Кто быстрей до финиша» (соревнование на ровной местности), «Туда и обратно» | Учить скользящему шагу и поворотам с палками. |
5. Ходьба по учебному кругу, игры «Шире шаг», «У кого будет меньше шагов?» | Учить детей ходьбе на лыжах с палками попеременным двухшажным ходом. |
6. Игры «Кто быстрее?», «Свободный спуск». | Упражнять детей в спуске и подъёме по отлогому склону с палками. |
7. Ходьба на расстояние 1,5 – 2 км. | Воспитывать у детей выносливость. |
8. Игры «Лыжные дуэты», «Слалом» и «Парный слалом», эстафета – биатлон, «Встречная эстафета», «Проедь в ворота». | Дальнейшее закрепление техники движений на лыжах. |
9. Рассматривание иллюстраций, фотографий с лыжниками. | Поддерживать интерес к занятиям лыжами. |
10. Беседы с детьми «Как я провел выходной?», «Папа, мама, я – лыжников семья». | Воспитывать у детей желание кататься на лыжах и в выходные дни, вместе со своей семьёй. |
Упражнения в обучении ходьбе на лыжах старших дошкольников.
Упражнения для обучения скользящему шагу.
- Пройти на лыжах ступающим шагом по прямой.
- Ходьба вслед за инструктором скользящим шагом.
- Ходьба по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом.
- Пройти, приседая под воротцами, стараясь не сбить их.
- Ходьба по учебной лыжне (меняя темп передвижения по сигналу инструктора) то в быстром, то в медленном темпе.
- Ходьба попеременно то скользящим, то ступающим шагом по кругу.
- Ходьба на лыжах на согнутых ногах.
- Отработка правильной координации рук и ног при ходьбе на лыжах.
- Ходьба на лыжах с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг.
- Ходьба на лыжах со сложенными за спиной руками.
- Ритмическая ходьба на лыжах под звуки бубна.
- Ходьба по лыжне без палок, сильно размахивая руками.
Упражнения для обучения поворотам.
- Повороты на месте вокруг пяток лыж.
- Обойти стоящее на пути дерево, делая поворот переступанием.
- Передвижение на лыжах между флажками (стараясь не сбить их).
- Передвижение по лыжне, обходя лыжные палки (6-8), стоящие на расстоянии 2 м друг от друга.
- Повороты на месте переступанием на 180 градусов (затем 360гр) в правую и левую сторону.
- Ходьба по лыжне «змейкой» (поочерёдно обходя препятствия, то справа, то слева).
- Ходьба на лыжах по следу, оставленному инструктором («звёздочка», «спираль»).
- Ходьба по лыжне, поворот вокруг флажка.
Упражнения для обучения подъёмам.
- Боковые шаги на ровном месте в правую и левую сторону.
- Подняться на склон «лесенкой» повернувшись к склону сначала левым, затем правым боком.
- Подъём на склон «лесенкой».
- Имитация подъёма «ёлочкой» на ровном месте.
- Имитация подъёма «ёлочкой» по следу, оставленному инструктором.
- Подъём «ёлочкой» на пологий склон.
- Подъём «ёлочкой» ускоряя темп передвижения.
Упражнения для обучения спускам со склона.
- Спуск со склона в основной стойке.
- Спуск со склона до ориентира.
- Спуск со склона, мягко пружиня ноги.
- Спуск со склона, соблюдая определённые интервалы.
- Спуск в воротца, образованные лыжными палками.
- Свободный спуск.
- Спуск с поворотом и переступанием лыж в правую или левую сторону.
- Спуск группой, взявшись за руки.
- Спуск со склона низко присев.
- Спуск вдвоём, держась за руки.
- Спускаясь перекладывать из руки в руку перед собой мячик.
- Спускаясь со склона, ребёнок старается попасть снежком в обруч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Обучение детей ходьбе на лыжах"
Сообщение "Обучение детей ходьбе на лыжах"...
Консультация для воспитателей на тему: "Обучение детей ходьбе на лыжах".
методика проведения, примерный план занятий, игры на лыжах для детей дошкольного возраста....
План работы обучения детей ходьбе на лыжах.
Планирование по месяцам, возрастным категориям....
НОД "Обучение детей ходьбе на лыжах"
НОД по физическому развитию в подготовительной к школе группе....
Семинар-практикум для педагогов. Обучение ходьбе на лыжах в подготовительной группе
(дистанция 300 м).Задачи. Учить упражнения на лыжах: боковые шаги переступанием вправо и влево, повороты на месте вокруг пяток.Учить стоя на месте выполнять несколько полуприседаний.Учить ходьбе на лы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей ходьбе на лыжах
Обучение детей ходьбе на лыжах в подготовительной группе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ «Лыжи - наши друзья!»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ «Лыжи - наши друзья!» Цель кружковой работы: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством лыжной по...