Актуальность работы
Развития культурно –гигиенических навыков детей раннего возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания.
Культурно- гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения Необходимость опрятности ,содержания в чистоте лицо, тело, прически, одежды, обуви, они продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно -гигиенических навыков идет не проста усвоение правил и норм поведения , а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых . Наиболее благоприятный период для формирования культурно -гигиенических навыков- это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважения к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек , не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми
Основной замысел
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Формирования культурно -гигиенических навыков у детей раннего возраста, на первом месте стоит прямое обучение – показ, указание, напоминание совместной деятельности с ребенком. Предлагать игровые приемы. Дидактически игры , перечень художественных произведений ,которые помогут привлечь внимание детей последовательности действий, будет способствовать поддержанию самостоятельности в самообразовании
Формирования культурно- гигиенических навыков
Первый квартал
Питание; учить держать ложку в правой руке , брать пищу губами, есть с помощью взрослых
Игровые ситуации
«Как мама учила мишку правильно кушать,»
Чтение ;потешки, «Ладушки, Ладушки», «Умница Катенька,», « Года, Года»
Одевается -раздевается
Учим доставать одежду из шкафа уличную обувь, рейтузы, побуждать одевать носки, рейтузы, кофту, или свитер куртку шапку. Учить снимать колготки. Приучать словесно выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевалки
Дидактически игры
«Оденем куклу на прогулку на прогулку», «разденем куклу после прогулку»,
Дидактически упражнения
«туфельки поссорились -подружились», «сделаем из носочка гармошку», «покажем кукле (мишке, зайчику) где наши вещи
Чтение
Потешка, «наша Маша маленькая»
Умывание
Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намылить руки, класть мыло на место, тереть ладошке друг о друга ,смывать мыло, знать место нахождения своего полотенца, с помощью взрослых вытереть руки.
Приучать пользоваться носовым платком
Дидактическая упражнения
«как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
Рассматривание и беседа «дети моют руки», «мама моет дочку»
Чтение
«водичка –водичка умой мое личико», «гуси- лебеди летели»
Второй квартал
Питание
Закрепление умения держать ложку в правой руке ,брать пищу губами, откусывать ее небольшими кусочками, жевать коренными а не передними зубами
Чтение
Потешки: «идет коза рогатая»
«пошел котик на Торжок», «кисонька мурысонька», З.Александрова «вкусная каша
Одевания- раздевания
Учимся расстегивать застежки на липучках, в использовании других видах застежке.
Учить надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослых застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздевании ко сну побуждать снимать платье или рубашку затем обувь, учить правильно, снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.
Игровая ситуация « как петушок разбудил утром детей»
Дидактическая игра
З.Александрова «мой мишка»,Н.Павлова «Чьи башмачки»
Умывание
Продолжать учить намылить руки и мыть их прямыми движениями, учить отжать руки после мытья. Закреплять умения вытирать руки своим полотенцем и вешать его на месте
Рассмотрение иллюстрации « дети моют руки»и беседа по ней.
Дидактически упражнения «как мы моем ладошки и отжимаем ручки
Чтение
Потешка «водичка, водичка..»
Третий квартал
Питание
Совершать умения есть самостоятельно, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставлять ее за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.
Игровая ситуация
«как мишка учился кушать вилкой»
Дидактически упражнения
«поможем зверюшкам накрыть на стол обеду»
Чтения
Потешка; «уж я Танечке пирог испеку»,Е.Балыгина «Аленушка»
Одевания – раздевания
Продолжаем учить застегивать пуговицы. Учить надевать гольфы, носки ,начиная с носка.
При раздевании перед сном пробуждать вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты ,колготки класть на сидения.
Учить вежливо выражать просьбу о помощи.
Игровая ситуация
«как мы помогли кукле собраться в гости к мишке»
Дидактические упражнения
«поучим зверюшек застегивать пуговицы»
Умывание
Учить засучивать рукава перед умыванием ,закреплять умение мыть руки, учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умения пользоваться носовым платком.
Дидактически упражнения
«Научим мишку (зайку, куклу ) правильна умываться», «покажем
Цели
Формирование у детей культурно- гигиенических навыков в игровой форме, используя виды деятельности.
Задача
Педагог в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно- гигиенических навыки детей с раннего детства.
Заключения
Формирование у детей культурно- гигиенических навыков являются одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовалась успешно требуется следующие условия: непрерывность воспитательного процесса.
Высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателю в беседе с родителями следует подчеркнуть что манеру поведения , разговора ,вредные привычки дети стараются копировать с них и им самим нужно следить за своим поведением в общении с детьми.
Необходимо воспитать культурно- гигиенических навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность ,основ эстетического вкуса, эстетического развития, а также для такого важного процесса как социализация.
Литература
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – С.159.
2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 301с.
3. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1997. – С. 124.
4. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 208с.
5. Токаева Т.Э. Азбука здоровья - Областной центр физической культуры и здоровья.-Пермь, 1997