Практическое занятие для педагогов "Охрана психического и психологического здоровья дошкольников в процессе речевого общения"
материал
Здоровьесъберегающие технологии активно используются для сохранения психического и психологического благополучия детей дошкольного возраста. Речевые методы, приемы, используемые с учетом возрастных особенностей, могут стать базовой основой сохранения здоровья детей. Практико-теоретический семинар для воспитателей ДОУ включает групповые и индивидуальные упражнения, игры, методические рекомендации по снижению явлений речевого насилия в дошкольном воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическое занятие для педагогов на тему
"Охрана психического и психологического здоровья дошкольников в процессе речевого общения"
Задачи:
1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.
2. Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.
3. Отработать с участниками техники:
- саморегуляции;
- предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения;
- введение правил, ограничений на действия детей.
Ход занятия.
1. Разминка. Упражнение в группах "Сменяющиеся команды"
- 2. Вступительное слово.
Защита маленького ребенка от всех форм насилия - актуальная, значимая задача дошкольного учреждения.
Различают 4 основные формы формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое, (эмоциональное - в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Психологическое (или эмоциональное) насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие личности.
Сегодня мы акцентируем внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств.
Педагогам стоит помнить о том, что Закон РФ "Об образовании" предусматривает в ст. 56 административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника".
3. Упражнение "Нежелательные речевые конструкции, акты"
Исследователи отмечают, что элемент речевого насилия глубоко проник в образование. Грамотная организация воспитательно-образовательной деятельности может свести к минимуму и даже к исключению фактов насилия в образовании.
Таким образом, к речевому насилию относятся: (высказывание участников команд).
1. Угрозы в адрес ребенка
2. Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе публичные унижения)
3. Постоянная критика в адрес ребенка и т. д.
4. Обратная связь педагогов относительно поведения детей.
Часто эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать объективную оценку случившемуся.
Схема "Я-сообщения.
Я (мне)
Описание чувств, переживаний и эмоций
Причины возникновения реакции взрослого
Безоценочная характеристика поведения ребенка в безличной форме
Возможные последствия, если ребенок не изменит поведения.
Вывод. Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку.
Давая обратную связь в виде "Я-сообщения", мы показываем ребенку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.
5. Групповая работа "Зонтик правил"
Инструкция психолога. Необходимость негативной оценки педагогами поведения детей отпадет, если в группе есть дисциплина и выполняются правила поведения. Мы привыкли к тому, что соблюдать правила детей можно только заставить. Странным кому-то покажется мнение о том, что дети сами нуждаются в правилах и ограничениях, что только рады их соблюдать, Вот только были бы условия.
Подгруппы создают список правил в группе.
Предлагается исключить правила, без которых можно обойтись.
Итак, для того, чтобы свести к минимуму ситуации речевого насилия в детском саду необходимо:
1. Осознать его вред.
2. Вовремя отреагировать собственные негативные эмоции, овладеть техниками саморегуляции.
3. Предоставлять воспитанникам обратную связь относительно их поведения.
4. Вводить правила на действия детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей
Памятка для родителей и педпгогов о том, что такое речевое насилие, что относится к речевому насилию над ребёнком, признаки речевого насилия над ребёнком, а так же представлены экстренные меры, помога...
Выступление на общем родительском собрании «Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире»
Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятел...
«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»
Практическое занятие для педагогов....
Тренинг для педагогов "Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка"
Практическое занятие на тему: «Речевое насилие как угроза психологическому и психическому здоровью ребенка».Задачи Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и...
Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки Ход проведения.1. ...
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете "Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире"
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики ...
доклад по теме «Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире»
Дошкольное детство – это один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую ...