«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»
методическая разработка на тему

Сафонова Оксана Владимировна

Практическое занятие для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_nasilie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»

(практическое занятие)

Подготовил:

педагог – психолог

МКДОУ «ЦРР – д/с №6»

О.В. Сафонова

ЗАДАЧИ:

1.Расширять представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.

2.Способствовать осознанию педагогами негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.

3. Отработать с участниками техники:

  • саморегуляции;
  • предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения.

1. РАЗМИНКА. Упражнение «Сменяющиеся команды».

Предлагаю вам настроиться на работу с помощью небольшой разминки. По моему сигналу, например «четверки», вы должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой. Сразу после этого я назову действие, которое вы должны выполнить. Каждый раз по моему новому сигналу надо будет опять образовывать команды и выполнять новые действия:
• ТРОЙКИ — возьмитесь за руки, каждый должен рассказать о том, что умеет хорошо делать;
• ПАРЫ — выставите вперед правое плечо и расскажите друг другу, какие запахи вам особенно нравятся;
• ЧЕТВЕРКИ — каждый из вас, почесав подбородок, задаст какой-нибудь волнующий его вопрос;
• ПЯТЕРКИ — поднимите брови и назовите того, кого считаете лучшим из мужчин;
ПЯТНАДЦАТЬ (называется общее количество участников занятия) — встаньте в круг, обхватите за талию стоящих рядом. Сделайте шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко скажите: «Коллеги, я рад вас видеть».
2
. Вступительное слово
Ведущий знакомит участников с темой и задачами практического занятия. Информация для участников. Защита маленького ребенка от всех форм насилия — актуальная, значимая задача ДОУ.  Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.


Психологическое (или эмоциональное) насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку.
И.В. Дубровина, доктор психологических наук, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: первое, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; второе – характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением духа человека.

3. Упражнение «Детская обида»

Материал: бланки для упражнения (лист бумаги, разделенный на три графы: «обидные слова», «эмоции, чувства», «последствия»).

Обидные слова

Эмоции и чувства

Последствия

ПРИМЕЧАНИЕ.  Упражнение выполняется каждым участником индивидуально.  Ведущий заранее оговаривает, что написанное не будет предано огласке без желания участника. Однако после выполнения упражнения предлагает высказаться всем желающим.

Инструкция ведущего: Детские эмоции отличаются от наших, взрослых: они более сильные, яркие, бурные. Все события, которые мы пережили когда-то, оставляют следы в нашей психике и нашем теле.
В жизни каждого человека бывают обиды. Предлагаем вам вспомнить вашу детскую обиду, ту ситуацию, в которой она возникла. (Ведущий раздает бланки для выполнения данного упражнения.) Возьмите лист бумаги, разделенный на три графы: в первой напишите слова, которые ранили вашу душу, показались вам обидными, во второй — укажите, какие эмоции и чувства вызвали в вас эти слова, в третьей — отметьте, какой отпечаток они наложили на ваше развитие и дальнейшую жизнь.

Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных и противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому — увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.
Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30%
 участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.
4. Групповое обсуждение «Признаки речевого насилия»
Материал:
рисунок «Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию», памятки на каждого участника «Признаки речевого насилия над ребенком».
ИНСТРУКЦИЯ. Участникам предлагается назвать признаки, по которым можно определить, что ребенок подвергся речевому насилию. Ведущий обращает внимание присутствующих на рисунок «Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию».
После того как участники высказались, ведущий подводит итог и раздает памятки «Признаки речевого и психического насилия над ребенком».

                                        ПАМЯТКА

Признаки речевого и психического насилия над ребенком:
• постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• беспокойство, тревожность, нарушение сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению;
• неумение общаться;
• нервный тик, энурез;
• вредные привычки;
• задержки умственного развития, плохая успеваемость;
• различные соматические заболевания;
• проблемы с едой;
• излишняя уступчивость или осторожность;
• низкая самооценка;
• антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

5. Информация для участников «Воздействие стрессовых факторов на нарушение баланса в системе «мозг тело»

Материал: демонстрационные рисунки «Равновесие в системе «тело разум душа», «Нарушение баланса в системе “тело разум душа”».

Для нормальной жизнедеятельности любого человека важно равновесие в системе «тело разум — душа».
Мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Мозг обладает сильным эмоциональным компонентом. Внимание, долговременная память,  а следовательно, процесс обучения движимы эмоциями. В идеале между мышлением, телом и эмоциями должен быть баланс.
При длительном стрессе этот баланс нарушается: подключаются отрицательные эмоции — высвобождается адреналин, призывающий к действиям, — если действий не происходит, то химические вещества накапливаются в мышцах — возникают зажимы, затрудняющие прохождение сигналов от мозга к органам тела и обратно. Кроме того, вырабатывается избыточное количество кортизола, что снижает способность к восприятию информации и запоминанию.
Мы с вами наглядно увидели, каким образом речевое насилие как стрессогенный фактор влияет на здоровье и обучение детей.

Возникает вопрос, можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике?
Оценка — первый элемент психологически грамотного взаимодействия с детьми. Это обратная связь, помогающая дошкольнику сориентироваться в своей активности, нормах поведения и в собственном «Я». Она — основа для формирования самооценки ребенка.
Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся.

Чаще всего педагоги прекрасно знают правила психологически грамотного взаимодействия, но иногда зачастую слышен раздраженный тон педагогов. Почему же это происходит?

Мы с вами говорили о том, что все события, которые мы переживали когда – то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и нашем теле. Предположим, в детстве от вас требовали порядка. Это требование допекало, вы бунтовали, но сопротивление было подавлено. Однако отрицательные эмоции и переживания никуда не делись. Они словно застыли внутри нас, и мы со временем перестали их замечать. Но если кто – то наступает на «больную мозоль» (а дети мастера по этой части), то мы начинаем злиться, раздражаться без особой на то причины.

Между «несимпатичной» эмоцией, готовой нас захлестнуть, и действием, на которое она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло.

Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями
1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем — медленный выдох. И так несколько раз.
2. Отвернитесь, сделайте три коротких глубоких вдоха-выдоха, после чего замрите ненадолго. Когда снова хлебнете воздуха, волна гнева трансформируется в открытие: «Какая радость просто дышать».

3. медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по небу туда и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.

4. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Поднимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Расслабьтесь.
5. Вырвите из тетради два листа бумаги.  Один положите на правую ладонь, другой — на левую. Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. делайте это до тех пор, пока не сомнете их полностью. Если к тому времени вы еще не успокоитесь, попробуйте вновь распрямить скомканные листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая защищенность ребенка - условия психического и физического здоровья ребенка.

Психологическая защищенность ребенка - условия психического и физического здоровья ребенка. Под словосочетанием “психологический комфорт, психологическая защищенность” в науке понимается сл...

Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей

Памятка для родителей и педпгогов о том, что такое речевое насилие, что относится к речевому насилию над ребёнком, признаки речевого насилия над ребёнком, а так же представлены экстренные меры, помога...

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Тренинг для педагогов "Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка"

Практическое занятие на тему: «Речевое насилие как угроза психологическому и психическому здоровью ребенка».Задачиž Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и...

Практическое занятие для педагогов "Охрана психического и психологического здоровья дошкольников в процессе речевого общения"

Здоровьесъберегающие технологии активно используются для сохранения психического и психологического благополучия детей дошкольного возраста. Речевые методы, приемы, используемые с учетом возрастн...