Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
материал на тему
Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.
Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки
Ход проведения.
1. Вступление. Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса».
Эпиграфом практического занятия станут слова писателя - драматурга Юрия Арбатова:
Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: не есть ближнего своего.
1.1. Упражнение «Молчанка»
Цель: разминка, повышение настроения.
Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (возможно построение двух шеренг). Психолог встает около одного конца шеренги.
Инструкция: Нужно стремиться выполнять каждое задание как можно быстрее и в то же время как можно точнее.
Задание первое: нужно расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги – тот, у кого самый не большой рост серди нас. Начали».
Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а на противоположном конце шеренги – с самыми светлыми волосами.
Задание третье: нужно расположиться по датам рождения (без учета года), начало шеренги – 1 января, конец – 31 декабря.
1.2. Информация по теме занятия.
Взаимодействие участников образовательного процесса будет эффективным только в том случае, если в коллективе создана благоприятная морально-психологическая атмосфера (климат).
Чаще всего под морально-психологической атмосферой подразумевают:
- особенности психологического настроя сотрудников коллектива, который проявляется в их деятельности;
- особенности и нормы взаимодействия сотрудников: то, каким образом сотрудники относятся к своему труду, как взаимодействуют друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его.
Основными факторами влияющими на формирование морально-психологической атмосферы являются:
· содержание, организация и условия трудовой деятельности;
· характер производственных отношений в коллективе;
· характер руководства;
· особенности работы органов управления и самоуправления;
· степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;
· социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы;
Благоприятную ПА характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятную ПА характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.
1.3. Оповещение о результатах поведенного тестирования.
В тестировании по методике оценки психологической атмосферы в коллективе, А.Ф. Фидлера, приняло участие 24 педагога.
По итогам тестирования выявлены следующие результаты:
Оценили существующую психологическую атмосферу в коллективе как неблагоприятную 4 % респондентов;
Средней степени благоприятности психологическую атмосферу в коллективе отметили 62 % респондентов;
Высокую оценку степени благоприятности психологической атмосферы дали 37 % респондентов;
В число основных свойств, характеризующих психологическую атмосферу нашего коллектива входят: дружелюбие, согласие, удовлетворенность, продуктивность деятельности, теплота взаимоотношений, сотрудничество, взаимная поддержка, занимательность, успешность.
1.4. Упражнение «Мозговой штурм»
Группа делится на три группы для обсуждения конкретного вопроса и выработки единого мнения…
- Определите методы и приёмы гармонизации взаимоотношений в коллективе.
- Перечислите личностные качества важные для межличностного общения.
- Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в нашем коллективе?
1.5. Информация «Как располагать к себе людей».
Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:
1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
2. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
3. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).
4. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
5. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
6. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
7. Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
8. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
9. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
10. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
11. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
12. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
13. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
14. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
1.5. Упражнение «Остров мечты»
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировосприятия.
Звучит релаксационная музыка. Примите удобную позу, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления растекается по мышцам: становится тепло голове, становится тепло шее, тепло спускается ниже: к груди… протекает по животу, опускается к ногам, теплеют кончики пальцев.
Все вы находитесь на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и журчащие ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место для наслаждения, займите его и получайте удовольствие от жизни. Посмотрите вокруг себя. Рядом с вами те, кого вы хотите видеть. Каждому здесь хорошо. Насладитесь удовольствием, которое вы сейчас испытываете… когда вам захочется вернуться, откройте глаза и потянитесь.
1.6. Заключение. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами попытались не только изучить морально-психологическую атмосферу (климат) нашего коллектива, но и ознакомились с рекомендациями по его улучшению, создали позитивный настрой для дальнейшего взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimat_v_kollektive.ppt | 636 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Юрий Арбатов (писатель-драматург) : Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: НЕ ЕСТЬ БЛИЖНЕГО СВОЕГО.
морально-психологическая атмосфера (климат): - особенности психологического настроя сотрудников коллектива, который проявляется в их деятельности; - особенности и нормы взаимодействия сотрудников: то, каким образом сотрудники относятся к своему труду, как взаимодействуют друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его.
Факторы, влияющие на формирование морально-психологической атмосферы (климата) содержание, организация и условия трудовой деятельности; характер производственных отношений в коллективе; характер руководства; особенности работы органов управления и самоуправления; степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы; социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы;
Благоприятная морально-психологическая атмосфера: оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации.
Неблагоприятная психологическая атмосфера: пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом.
Результаты проведенного тестирования:
УСПЕ ШНОСТЬ ЗАНИМА ТЕЛЬНОСТЬ ВЗАИМНАЯ ПОДДЕРЖКА СОТРУ ДНИЧЕСТВО ТЕПЛОТА ВЗАИМООТ НОШЕНИЙ ПРОДУК ТИВНОСТЬ ДЕЯТЕ ЛЬНОСТИ УДОВЛЕ ТВОРЕНН ОСТЬ СОГЛАСИЕ ДРУЖЕ ЛЮБИЕ МБДОУ ДС «Весна» Г.Волгодонска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....
Взаимодействие участников образовательного процесса при работе с разновозрастным коллективом детей со сложным дефектом
На основании концептуальных положений о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вов...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования....
Мастер-класс для педагогов «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного о...
Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Презентация для педагогов об условиях эффективного взаимодействия участников образовательного процесса...
Проект "Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием проектной деятельности"
Проект по эффективному взаимодействию всех участников образовательных отношений...
Комментарии
Использованная литература:
Использованная литература: Могила Ольга Ильинична, «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса», 2005/2006 уч. год.