Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
материал на тему

Овада Анна Валерьевна

Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.

Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки

 

 

Ход проведения.

1.   Вступление.          Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса».

 

Эпиграфом практического занятия станут слова писателя - драматурга Юрия Арбатова:

Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: не есть ближнего своего. 

 

1.1.         Упражнение «Молчанка»

Цель: разминка, повышение настроения.

   Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (возможно построение двух шеренг). Психолог встает около одного конца шеренги.

Инструкция: Нужно стремиться выполнять каждое задание как можно быстрее и в то же время как можно точнее.

Задание первое: нужно расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня  стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги – тот, у кого самый не большой рост серди нас. Начали».

Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а на противоположном конце шеренги – с самыми светлыми волосами.

Задание третье: нужно расположиться по датам рождения (без учета года), начало шеренги – 1 января, конец – 31 декабря.

1.2. Информация по теме занятия.

                Взаимодействие участников образовательного процесса будет  эффективным только в том случае, если в коллективе создана благоприятная морально-психологическая атмосфера (климат).

               Чаще всего под морально-психологической атмосферой подразумевают:

- особенности психологического настроя сотрудников коллектива, который проявляется в их деятельности;

- особенности и нормы взаимодействия сотрудников: то, каким образом сотрудники относятся к своему труду, как взаимодействуют друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его.

               Основными факторами влияющими на формирование морально-психологической атмосферы являются:

·               содержание, организация и условия трудовой деятельности;

·               характер производственных отношений в коллективе;

·               характер руководства;

·               особенности работы органов управления и самоуправления;

·               степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

·               социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы;

Благоприятную ПА характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятную ПА характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

1.3. Оповещение о результатах поведенного тестирования.

               В тестировании по методике оценки психологической атмосферы в коллективе, А.Ф. Фидлера, приняло участие 24 педагога.

               По итогам тестирования выявлены следующие результаты:

               Оценили существующую психологическую атмосферу в коллективе как неблагоприятную 4 % респондентов;

               Средней степени благоприятности психологическую атмосферу в коллективе отметили 62 % респондентов;

               Высокую оценку степени благоприятности психологической атмосферы дали 37 % респондентов;

               В число основных свойств, характеризующих психологическую атмосферу нашего коллектива входят: дружелюбие, согласие, удовлетворенность, продуктивность деятельности, теплота взаимоотношений, сотрудничество, взаимная поддержка, занимательность, успешность.

 

1.4.  Упражнение «Мозговой штурм»

               Группа делится на три группы для обсуждения конкретного вопроса и выработки единого мнения…

-     Определите методы и приёмы гармонизации взаимоотношений в коллективе.

-     Перечислите личностные качества важные для межличностного общения.

-  Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в нашем коллективе?

1.5. Информация  «Как располагать к себе людей».

Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:

1.                Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

2.                Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

3.                Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).

4.                Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

5.                Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

6.                Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

7.                Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

8.                Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

9.                Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

10.           Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

11.           Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

12.           Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

13.           Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

14.           Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

1.5. Упражнение «Остров мечты»  

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировосприятия.  

           Звучит релаксационная музыка. Примите удобную позу, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления растекается по мышцам: становится тепло голове, становится тепло шее, тепло спускается ниже: к груди… протекает по животу, опускается к ногам, теплеют кончики пальцев.

         Все вы находитесь на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и журчащие ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место для наслаждения, займите его и получайте удовольствие от жизни. Посмотрите вокруг себя. Рядом с вами те, кого вы хотите видеть. Каждому здесь хорошо. Насладитесь удовольствием, которое вы сейчас испытываете… когда вам захочется вернуться, откройте глаза и потянитесь.

               1.6. Заключение. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами попытались не только изучить морально-психологическую атмосферу (климат) нашего коллектива, но и ознакомились с рекомендациями по его улучшению, создали позитивный настрой для дальнейшего взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klimat_v_kollektive.ppt636 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Весна» г.Волгодонска Практическое занятие с педагогами: «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников процесса» Подготовил: педагог-психолог А.В. Овада

Слайд 2

Юрий Арбатов (писатель-драматург) : Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: НЕ ЕСТЬ БЛИЖНЕГО СВОЕГО.

Слайд 3

морально-психологическая атмосфера (климат): - особенности психологического настроя сотрудников коллектива, который проявляется в их деятельности; - особенности и нормы взаимодействия сотрудников: то, каким образом сотрудники относятся к своему труду, как взаимодействуют друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его.

Слайд 4

Факторы, влияющие на формирование морально-психологической атмосферы (климата) содержание, организация и условия трудовой деятельности; характер производственных отношений в коллективе; характер руководства; особенности работы органов управления и самоуправления; степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы; социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы;

Слайд 5

Благоприятная морально-психологическая атмосфера: оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации.

Слайд 6

Неблагоприятная психологическая атмосфера: пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом.

Слайд 7

Результаты проведенного тестирования:

Слайд 8

УСПЕ ШНОСТЬ ЗАНИМА ТЕЛЬНОСТЬ ВЗАИМНАЯ ПОДДЕРЖКА СОТРУ ДНИЧЕСТВО ТЕПЛОТА ВЗАИМООТ НОШЕНИЙ ПРОДУК ТИВНОСТЬ ДЕЯТЕ ЛЬНОСТИ УДОВЛЕ ТВОРЕНН ОСТЬ СОГЛАСИЕ ДРУЖЕ ЛЮБИЕ МБДОУ ДС «Весна» Г.Волгодонска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....

Взаимодействие участников образовательного процесса при работе с разновозрастным коллективом детей со сложным дефектом

           На основании концептуальных положений о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вов...

Мастер-класс для педагогов «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного о...

Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Презентация для педагогов об условиях эффективного взаимодействия участников образовательного процесса...