комплекс занятий по психогимнастике
консультация (подготовительная группа) на тему

Гридина Людмила Владимировна

комплекс занятий по психогимнастике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий по психогимнастике с детьми выпускной к школе группы.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.

Цель: способствовать гармоничному развитию личности ребенка, с учетом возрастных психофизиологических особенностей развития детей в старшем дошкольном возрасте (с детьми подготовительной к школе группы).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: повысить уровень психического здоровья:

  • уменьшение напряжения участников группы;
    • снятие страхов и запретов;
    • развитие внимания;
    • развитие чувствительности к собственной двигательной активности, активности других детей;
    • сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;
    • формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других детей.
  • способствовать эмоциональному сближению в межличностных отношениях в микроструктуре группы со сверстниками и родителями;
  • развитие самосознания, общения, учебной деятельности, познавательных процессов, произвольности поведения старших дошкольников.

Структура занятия: Снятие эмоционального напряжения.

 Психогимнастические упражнения на определенные группы мышц тела.

 Обучающие и поведенческие задания на развитие произвольных психических процессов и формирование произвольности поведенческих реакций у ребенка-дошкольника.

Содержание занятий по психогимнастике с детьми подготовительной к школе группы

Занятие 1.

1. «Волшебное слово».

Цель: установление группового контакта, концентрация внимания, настрой на занятие (с.102) .

2. «Этюды на узнавание и отображение эмоциональных состояний: радости, грусти, гнева, удивления, страха (круглые глаза, жар-птица, старый гриб, хмурый орел)»

Цель: тренаж эмоциональных состояний с помощью мимики лица.

3. «Соломинка на ветру».

Цель: развитие уверенности в себе, снятие страхов (с.96 .

4. «Тень».

Цель: развитие коммуникативных умений и способностей.

5. «Жмурки».

Цель: смена спокойного вида деятельности на подвижный, снятие усталости и страхов (с. 101).

6. «Качели».

Цель: тренировка отдельных групп мышц ног (с. 85).

7. «Игра-релаксация с апельсинами»

Цель: обучение приемам напряжения и расслабления рук.

8. «Хоровод» - обратная связь.

Занятие 2.

1. «Запрещенное движение».

Цель: развитие внимания и памяти, преодоление двигательного автоматизма (с. 70).

2. «Игра на отображение эмоциональных состояний: печали, удивления и страха «Три подружки».

Цель: закрепление и воспроизведение различных эмоций (с. 124).

3. «Путаница»

Цель: развитие коммуникативных способностей.

4. «Паровозик».

Цель: развитие коммуникативных способностей.

5. «Тропинка».

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции и сплоченности в группе детей.

6. «Насос и мяч».

Цель: психомышечная тренировка, чередование напряжения и расслабления мышц рук, шеи, тела и ног.

7. «Пчелка мешает спать».

Цель: психомышечная тренировка мышц лица.

8. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.

Занятие 3.

1. «Канон».

Цель: развитие волевого внимания (с. 65).

2. «Два сеньора».

Цель: тренаж эмоциональных состояний радости и печали (с. 126).

3. «Брыкалочка».

Цель: снятие напряжения и агрессивности (с. 111).

4. «Дракон кусает свой хвост».

Цель: снятие утомляемости, развитие быстроты реакции и ловкости у детей (с. 73).

5. «Сердитые петушки».

Цель: снятие напряжения и агрессии.

6. «Кто за кем? ».

Цель: успокоение возбужденных детей после активной игры.

7. «Факиры».

Цель: обучение приемам саморасслабления, мышц лица, шеи, рук.

8. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.

Занятие 4.

1. «Движение наоборот».

Цель: умение концентрировать внимание, развитие произвольности (с. 69).

2. «Этюды на передачу отвращения, печали: «Гадкий утенок».

Цель: закрепление умения передавать эмоциональное состояние печали и чувства отвращения (с. 111).

3. «Проигрывание модели желаемого поведения птиц по отношению к гадкому утенку».

Цель: развитие умения передавать информацию с помощью жестов.

4. «Сиамские близнецы».

Цель: смена двигательной активности.

5. «Запрещенное движение».

Цель: развитие уверенности в себе, доверия к другим, общения (с. 89) .

6. «Художник».

Цель: тренировка памяти (86) .

7. «На что похоже настроение? ».

Цель: учить передавать свое внутреннее состояние вербально, развивать воображение.

8. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.

Занятие 5.

1. «Ветер дует на … ».

Цель: развитие произвольности движений, внимания.

2. «Этюды на передачу чувства отвращения и печали: «Стыдно», «Чуня просит прощения».

Цель: закрепление умения передавать эмоциональное состояние печали и чувства отвращения (с. 111) .

3. «Пожар».

Цель: воспроизведение эмоций страха и чувства вины (с. 125) .

4. «Поварята».

Цель: развитие воображения и коммуникативных способностей.

5. «Строим цифры»

Цель: развитие мыслительных реакций, коммуникативных способностей.

6. «Веретено».

Цель: снятие усталости, развитие ловкости движений (с. 75) .

7. «Возьми и передай».

Цель: развитие внимания, снятие излишней возбудимости (с. 83) .

8. «Отдых на берегу моря».

Цель: умение расслабляться, снятие напряжения без фиксации дыхания.

9. «Хоровод – «Настроение» - обратная связь.

Занятие 6.

1. «Танец морских волн».

Цель: развитие воображения (с. 195).

2. «Праздничное настроение».

Цель: закрепление и воспроизведение эмоционального состояния радости (с. 103) .

3. «Дружная семья».

Цель: развитие коммуникативных способностей (с. 82) .

4. «Строим ответ».

Цель: развитие мышления и коммуникативных способностей (с. 80) .

5. «Самый ловкий наездник».

Цель: снятие усталости, развитие ловкости, быстроты реакции.

6. «Гуляем по парку».

Цель: развитие произвольности движений, воображения, навыков общения (с. 84) .

7. «Пылесос и пылинки».

Цель: психомышечная тренировка мышц рук, спины, шеи (с. 88) .

8. «Комплименты».

Цель: развитие коммуникативных способностей.

9. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.

Занятие 7.

1. «Запретный номер».

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление двигательного автоматизма (с. 69) .

2. «Маленький скульптор».

Цель: тренаж различных эмоциональных состояний, их воспроизведение (с. 128) .

3. «Неваляшки».

Цель: снятие страхов, тревожности, развитие уверенности и доверия друг другу (с. 95) .

4. «Слепой и поводырь».

Цель: снятие страхов, тревожности, развитие уверенности в себе и к другим (с. 89) .

5. «Жмурки».

Цель: снятие усталости, смена деятельности, развитие ловкости, быстроты реакции.

6. «Разведчики».

Цель: развитие внимания и памяти.

7. «Лицо загорает» и «Игра с муравьем».

Цель: напряжение и расслабление мышц лица и тела.

8. «Как ты себя чувствуешь? ».

Цель: умение передавать вербально внутреннее психическое состояние (с. 114).

9. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.

Занятие 8.

1. «Четыре стихии».

Цель: развитие внимания, настрой на занятие (с. 66) .

2. «Живая скульптура».

Цель: закрепление и воспроизведение различных эмоций (с. 129) .

3. «Тигр на охоте».

Цель: снятие тревожности, развитие произвольности движений (с. 114) .

4. «Подушечный бой».

Цель: снятие напряжения и агрессии (с. 106) .

5. «Ругаемся овощами».

Цель: снятие агрессии (с. 116) .

6. «Час тишины и час можно».

Цель: снятие усталости и развитие произвольности (с. 116) .

7. «Что слышно? ».

Цель: организация детей и успокоение после подвижной игры.

8. «Отдых на берегу моря».

Цель: релаксация на все группы мышц тела.

9. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.

Занятие 9.

1. «Дружба начинается с улыбки… ».

Цель: развитие внимания, коммуникативных способностей (с. 77) .

2. «Слушай и исполняй».

Цель: развитие произвольности внимания (с. 67) .

3. «Встреча эмоций».

Цель: развитие общения, воображения.

4. «Найди друга».

Цель: развитие внимания, тактильных и коммуникативных способностей (с. 71) .

5. «Театр прикосновений».

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие доверия друг к другу (с. 125) .

6. «Гармоничный танец» и «Психомышечная лепка».

Цель: развитие произвольности движений, коммуникативных способностей (с. 84 и 97) .

7. «Сон на берегу моря».

Цель: релаксация на все группы мышц тела.

8. «Хоровод» - «Настроение» - обратная связь.

Список используемой литературы

1. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников. – Рига, 2005.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М. : Просвещение, 1990, 2006.

3. Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьников. – М. : ВЛАДОС, 1997.

4. Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. – М. : Педагогика, 1986.

5. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М. : Педагогика, 1991, 2007.

6. Изард К. Е. Эмоции человека. – М. : Педагогика, 1980, 2002.

7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, Академия развития, 1996, 2004.

8. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М. : Педагогика, 1991, 2006.

9. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1986.

10. Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1986.

11. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. – М. : ВЛАДОС, 1991, 2007.

12. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1995, 2003.

13. Эберлейн Г. Страх здоровых детей. - М. : Просвещение, 1981, 2002.

14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. В. В. Лебединского и др. – М. : Просвещение, 1990, 2004.

15. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Просвещение, 1985.

16. Юницкий А. В. Психология детской потери. – М. : Просвещение, 1991, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Это музыкально-ритмическое занятие  сэлементами психогимнастики...

Занятие по психогимнастике "Зимнее приключение"

Данное занятие проводилось в студии с детьми 2-4 лет, которые не посещали детский сад. И хотя методически время для этого возраста не выдержано в рамках 15 минут, детям было интересно и они не устали....

Занятие по психогимнастике "Гости лесные"

Это занятие, по сути, является продолжением занятия "Зимнее приключение". Расчитано также на детей 2-4 лет, которые не посещают детский сад....

Конспект занятия по психогимнастике тема: "Дикие животные"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы. Оно  направлено на развитие эмоциональной сферы детей,коррекцию страхов....

Конспект занятия по психогимнастике тема: "Знакомство со сказочными персонажами"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно  направлено на развитие эмоциональной сферы детей,коррекцию агресивного поведения. На занятии дети учатся доброжелательному отно...

Конспект занятия по психогимнастике «Волшебные цветы».

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по психолгимнастике....

Первый комплекс занятий по психогимнастике.

Первый комплекс занятий по психогимнастике. Занятие: В кукольном театре...