«Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу»
статья на тему
Цель: Познакомить детей в игровой форме с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях.
Закрепить и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности в домашних условиях на примере фольклорного произведения «Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом», посредством театрализованного развлечения «Не играй со спичками – это опасно!».
Задачи:
1. Показать детям ситуацию пожара в доме и его возможные последствия через драматизацию потешки «Тили бом, тили бом – загорелся Кошкин дом!». Уточнить и повторить знания детей о том, как действовать во время пожара. Прививать умения осторожного обращения с огнём в домашних условиях. Стимулировать познавательную активность детей через игры – драматизации под руководством педагогов.
2. Развивать интерес детей к художественной литературе средствами театрализованной деятельности через кружок «Браво».
3. Воспитывать ответственность за себя, своих близких и собственную безопасность; доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к своей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу»
Цель: Познакомить детей в игровой форме с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности в домашних условиях на примере фольклорного произведения «Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом», посредством театрализованного развлечения «Не играй со спичками – это опасно!».
Задачи:
- Показать детям ситуацию пожара в доме и его возможные последствия через драматизацию потешки «Тили бом, тили бом – загорелся Кошкин дом!». Уточнить и повторить знания детей о том, как действовать во время пожара. Прививать умения осторожного обращения с огнём в домашних условиях. Стимулировать познавательную активность детей через игры – драматизации под руководством педагогов.
- Развивать интерес детей к художественной литературе средствами театрализованной деятельности через кружок «Браво».
- Воспитывать ответственность за себя, своих близких и собственную безопасность; доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к своей жизни.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, четко выделена образовательная область «Безопасность».
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия опасных для его жизни ситуаций, научить предвидеть эти опасные ситуации, умение правильно себя вести дома, на улице, на воде, в лесу, с чужими людьми и т. п., чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть максимально к ним готовыми.
И совершенно очевидно: чем раньше дети получат эти сведения, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. Поэтому большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет художественная литература.
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. В своей работе я использую различные литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки. Но особое место среди них занимает сказка. Сказки о безопасности – это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит детей обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желанию доставлять людям радость. Очень интересны развивающие авторские сказки Шорыгиной Татьяны Андреевны, они так и называются «Осторожные сказки», почему они называются «осторожными», да потому, что эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие сказки:
- сказка "Умный наперсток" - безопасность в нашем доме
- сказка "Муха-грязнуха в гости пришла" - опасно ли быть неряхой?
- сказка "Золотая рыбка"- безопасность на воде
- сказка "Осколок стекла" - пожар в лесу
- сказка "Советы лесной мышки" - безопасность в лесу и т.д.
Возможно использование русских народных сказок. В них есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности. Вот некоторые сказки, которые можно прочитать и обсудить с детьми:
«Гуси-лебеди». Ребенок научиться быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.
«Кот, петух и лиса». Если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.
«Волк и семеро козлят». Научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации, нужно лишь хорошенько подумать.
Иллюстрации в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют содержание через наглядность, образность. Хороши детские энциклопедии, серии книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцева, в них содержится большой материал по образовательной области «Безопасность».
Хочу предложить Вам небольшое задание:
Попробуйте сами подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам-предостережениям.
- если младенца положить на краю (потешка-песенка «Баю-баюшки»);
- если оставить ребенка под присмотром ненадежных людей («Сказка о глупом мышонке», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь»);
- если оставить без присмотра («Колобок»);
- если не внимать советам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петух и бобовое зернышко»);
- если пустить домой чужого («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
- неправильное обращение со спичками. («Кошкин дом» - С.Я.Маршак.)
Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.
Итоговым мероприятием за первое полугодие, в своей младшей группе, по ознакомлению детей с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях стало познавательно - театрализованное представление «Не играй со спичками – это опасно!», где за основу была взята потешка «Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом».
В качестве героев выступают дети 3-4 лет. При этом были использованы достаточно разнообразные декорации: домик, фонарик, помело, подобраны костюмы для каждого персонажа. Все исполнители тщательно отрепетировали свои роли, несмотря на свой юный возраст. Выход каждого сказочного персонажа сопровождала грамотно подобранная музыка. Зрители дети и взрослые тепло принимали юные дарования, все получили удовольствие. Надеюсь, вам понравится тоже. Приятного просмотра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО
Формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО....
Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»
Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...
Сообщение из опыта работы воспитателя по теме «Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности у детей подготовительной к школе группы».
Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач....
Конспект педагогического мероприятия по формированию представлений о безопасности собственной жизнедеятельности
НОД по формированию представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу...
Конспект занятия по формированию основ с безопасности собственной жизнедеятельности (познание).
Закреплять знания детей об оздоровительных мероприятиях и предметах личной гигиены...